"Аквариум-маленькая искусственная экосистема"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
"Аквариум-маленькая эко-система"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_-_kopiya.docx | 31.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока: Киселёвой Галины Николаевны МБОУ «СОШ№14»
(УМК): « Школа 2100», «Окружающий мир», А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан.
Предмет: окружающий мир Класс: 3 «а» Тип урока: комбинированный
Тема урока: Аквариум - маленькая искусственная экосистема.
Особенности данного урока:
- место урока в общей системе изучаемого материала: тема 18, урок 1
- формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая.
- используемые технологии: проблемно - диалогическая технология, технология продуктивного чтения, технология оценивания образовательных достижений, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Цели урока: 1-я линия развития (объяснять мир):
1. Закрепить знания о компонентах экосистемы на примере экосистемы аквариума.
2. Познакомиться с обитателями аквариума.
3. Научиться поддерживать экосистему аквариума.
2- я линия развития (отношение к миру):
1.Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Задачи урока:
1) Познакомиться с животными и растениями аквариума, их «профессиями» в экосистеме, уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.
- Продолжить работу по развитию умений работать с информацией, развитию речи, мыслительных операций, логического мышления учащихся.
- Продолжить работу по развитию интереса к предмету, расширению кругозора учащихся. Продолжить работу по формированию умений учебного сотрудничества: умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности. Воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые достижения учащихся на уроке.
Минимум: экосистема аквариума, искусственная экосистема.
Максимум: обитатели экосистемы аквариума.
Оборудование:
1. А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А. С. Раутиан Окружающий мир, 3 класс – М.; Баласс, 2012г.
А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А. С. Раутиан Окружающий мир, 3 класс Рабочая тетрадь – М.; Баласс, 2012г.
2. Презентация (приложение 1.)
3. Задания для работы в группах (конверты)
4. Глобус
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками) | Деятельность учеников (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; | Универсальные учебные действия демонстрируемые или развиваемые: - личностные, - регулятивные, - познавательные, - коммуникативные. |
1.Постановка проблемы и актуализация знаний. Совместное «открытие» знаний. | Слова приветствия « Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн, и я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире». В.Бианки Слайд 1 Как вы понимаете эти слова? - Чем занимается человек? -Слайд 2 Рассмотрите рисунки. Что вы видите на слайде? Вспомним, по какому признаку объединили эти иллюстрации? Как можно назвать одним словом? Слайд 3 Как называется эта экосистема? Экосистема поля. Проведём «Блиц – опрос» и вспомним: Тест “Экосистема поля” Подведём итог: -Каковы главные отличия полей от других природных экосистем? Огромная зависимость от человека. Круговорот веществ на полях незамкнут, поэтому поле не может жить без помощи человека. - Какие “профессии” в круговороте на полях приходится выполнять человеку? (Разрушителей - внесение минеральных веществ, вспашка полей, прополка, борьба с вредителями; потребители - собирает урожай). Эта экосистема искусственная. Молодцы! Тему “Экосистема поля” вы усвоили хорошо На сегодняшнем уроке и нам предстоит сделать своё маленькое открытие, приоткрыть книгу природы, понять её тайны и загадки. Слайд 4. Загадка Аквариум По размеру, какой аквариум? Маленький Сформулируйте тему урока Тема урока: Аквариум - маленькая искусственная экосистема. - Составим план урока. План: Что мы сейчас делали? Планировали нашу деятельность. Откуда мы с вами можем узнать, что такое АКВАРИУМ? (на доске карточка с о словом)? (Из толкового словаря) Аквариум-от латинского слова – вода. Что такое аквариум? Словарь Ожигова. Слайд 6 -Определяем проблему урока Слайд 7 Рассмотрите рисунок и прочитайте диалог Лены и Миши.- Наша помощница Лена создала экосистему. -Какие проблемы у неё возникли? - Почему в аквариуме Лены рыбам трудно дышать? -Хватило ли Лене знаний, чтобы создать экосистему аквариума? - Постараемся помочь Лене. Какие живые организмы населяют аквариум? -Вспомним, из каких частей состоит экосистема? схема экосистемы Какие живые организмы способны поддерживать круговорот веществ? На доске ученики создают опорные схемы: «Профессии» живых организмов экосистемы. Роль живых организмов разных «профессий» в круговороте веществ.
| Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Представлять информацию в виде схемы. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы.
Обобщать и классифицировать по признакам. Ориентироваться на развороте учебника.
Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Развитие навыков самоконтроля. Эвристическая беседа с опорой на личный опыт детей. Ученики в ходе работы соотносят изображения с названиями экосистем. Экосистемы. Природные, искусственные. Ответы детей. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Ориентироваться на развороте учебника. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Аквариум. Искусственная. Маленькая. Аквариум - маленькая искусственная экосистема. ( Тема записывается на доске) Находить ответы на вопросы в иллюстрации. В аквариуме Лены нет производителей - растений. Дети высказывают свои предположения. В ходе обсуждения записываются предлагаемые вопросы на доске с правой стороны. (Мы пока не знаем) Дети высказывают свои предположения. Вспоминают, что знают об экосистеме. Экосистема - это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы совместно поддерживают круговорот веществ. По ходу выполнения работы на доске с левой стороны вывешиваются опорные карточки с названиями понятий, которые понадобятся на уроке. (Мы уже знаем) | Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные логические: анализ, синтез, классификация, подведение под понятие Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: формирование умения прогнозировать предстоящую работу, определять цель деятельности. Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций. Познавательные логические: анализ, синтез, классификация. Познавательные: структурирование знаний. Регулятивные УУД: - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; - прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности; - выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности. |
Самостоятельное применение знаний. Подведение итогов работы. Рефлексия. | Назовите все части экосистемы, которые мы можем найти в аквариуме? Живые организмы каких «профессий» мы там встретим? Кто живёт в аквариуме? Водные растения - производители. Валлиснерия, эхинодорус, элодея. Рассказы ребят о растениях. Работа с учебником. Выборочное чтение Книга стр75 Какие ещё обитатели населяют аквариумы? Загадка. Рыбы. Физкультминутка: Рыбка плавает в водице. Рыбке хочется играть. Рыбка, рыбка озорница. Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула. Крошку хлебную взяла. Рыбка хвостиком махнула. Рыбка быстро уплыла. Основные виды аквариумных рыбок. Ребята рассказывают о рыбках, которые будут жить в аквариуме? Ответы подтверждаются выборочным чтением текста. Чтение текста стр. 75 Кого ещё поселяют в аквариум? Улитки-катушки. Выборочное чтение текста стр.77 - Какой вывод можем сделать? Является ли аквариум экосистемой? Формулирование вывода: - Аквариум - это искусственная экосистема, где присутствуют все части экосистемы, живые организмы всех « профессий» осуществляют круговорот. Значение аквариума в жизни человека? Рассказы ребят. Личные наблюдения. Самостоятельное применение знаний. 1.Задание 1 (рабочая тетрадь с.35). Указать части экосистемы аквариума. 2. Работа в группе. Знания из других источников ( конверты) Что узнали ещё интересного? Сможем ли мы помочь Лене? На все вопросы нашли ответы? Какой вывод можем сделать? Как мы можем ответить на вопрос урока? У кого из вас есть аквариум с его обитателями? Рисунки детей, рассказы о своём аквариуме. - Какие советы вы могли бы дать? Выставка книг. Смогли на сегодняшнем уроке сделать своё маленькое открытие? Удалось ли вам немного приоткрыть книгу природы, понять её тайны и загадки? Вспомните слова В. Бианки. Можно сказать, что мы открыли неизведанное, интересное? - Создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, любовь к маленьким друзьям. Это позволяет человеку быть творцом, а не разрушителем. И тогда мы сможем изменить мир к лучшему. Мы в ответе кого приручили. Положите на правую ладошку, что вы знали, а на левую, что узнали на уроке. А теперь соедините. Вот какой багаж знаний у вас ещё прибавился. Оценивание: Самооценка ребят. Домашнее задание. Подготовить сообщения об обитателях аквариума, о своём опыте содержания аквариумных рыб и других животных | - Чтобы ответить на 1 вопрос нужно узнать: есть ли в аквариуме все части экосистемы, какие живые организмы населяют аквариум, как поддерживается круговорот веществ в аквариуме. Производители. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Потребители. Разрушители. - Какие живые организмы населяют аквариум? - Живые организмы каких «профессий» осуществляют круговорот веществ в аквариуме? -В аквариуме есть живые организмы всех «профессий» и они поддерживают круговорот веществ, значит, аквариум можно считать экосистемой. 1ученик работает с интерактивной доской. Даёт самооценку выполненной работы. После завершения учащиеся проверяют выполненные работы, сравнивая с образцом. После завершения работы в группах 1 ученик проверяет правильность выполнения теста с использованием интерактивной доски. Даёт самооценку выполненной работы. Группы, сравнивая свои работы с представленным образцом, дают самооценку работы своей группы. Аквариум - это искусственная экосистема, в которой есть организмы разных «профессий», замкнутый круговорот, но существование экосистемы поддерживает человек. Изучить литературу по этой теме. Высказывания детей. | Познавательные: делать предварительный отбор источников информации Регулятивные: формирование умений действовать по плану. Познавательные: умение извлекать информацию, добывать новые знания из различных источников и различными способами. Познавательные УУД:
- извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы. Коммуникативные УУД:
Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы, устанавливать аналогии, обобщать и классифицировать. Познавательные логические: установление причинно – следственных связей. Познавательные логические: анализ, синтез, классификация, подведение под понятие Познавательные: структурирование знаний. Регулятивные: умение определять успешность выполнения задания, оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после завершения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий. Регулятивные: умение определять успешность выполнения задания, оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после завершения. Познавательные: структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция и оценка. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Аквариум - маленькая искусственная экосистема", УМК "Школа 2100", 3 класс.
Данный конспект урока разработан с применением ИКТ, что позволяет повысить интерес учащихся к данной теме....
Аквариум – маленькая искусственная экосистема.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема....
Урок окружающего мира в 3-кл.«Аквариум –маленькая искусственная экосистема».
Урок окружающего мира в 3-кл. по программе «Школа2100». Урок разработан учителем начальных классов МБОУ СОШ №2 города Балаково Саратовской области Субботиной Ольгой Валерьевной .Тема урока «Аква...
Презентация к уроку "Аквариум-маленькая искусственная экосистема"
Презентация к уроку "Аквариум-маленькая искусственная экосистема" по программе "Школа2100" в 3 классе....
Конспект урока окружающего мира в 3 класса, программа "Школа 2100" Аквариум- маленькая искусственная экосистема"
Урок окружающего мира, раздел "Обитатели Земли" , тема урока " аквариум - маленькая искусственная экосистема"...
Доклад на тему: «Мой аквариум – маленькая искусственная экосистема».
Доклад на тему: «Мой аквариум – маленькая искусственная экосистема»....
Аквариум - маленькая искусственная экосистема.
Урок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа.Тема: Аквариум - маленькая искусственная экосистема.Цели: - познакомить обучающихся с компонентами экосистемы на приме...