Аквариум - маленькая искусственная экосистема.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

 

Урок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа.

Тема: Аквариум - маленькая искусственная экосистема.

Цели: - познакомить обучающихся  с компонентами экосистемы на примере аквариума; с обитателями аквариума; научить поддерживать экосистему аквариума.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа.

Сахнова Надежда Васильевна, учитель начальных классов.

Тема: Аквариум - маленькая искусственная экосистема.

Цели: - познакомить обучающихся  с компонентами экосистемы на примере аквариума; с обитателями аквариума; научить поддерживать экосистему аквариума;

            - способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу познания;

           - сформировать положительное эмоциональное отношение  к высокотехнологичному оборудованию в том числе средствам мультимедиа;

              -способствовать формированию инновационно - активного сознания;

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft  Power  Point,аквариум, иллюстрации аквариумных рыбок и растений, индивидуальные карточки с заданиями, тест, книги об обитателях аквариума.

                       Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Здравствуй те, ребята! Я рада видеть вас всех. Повернитесь, пожалуйста, к гостям, улыбнитесь им, поздоровайтесь. Улыбнитесь мне, а я вам. Садитесь. Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными  чувствами.

2.Знакомство с темой и целями урока.

-Ребята, а о чём же мы будем  сегодня говорить  на уроке окружающего мира?

Просмотрите  эти слайды и попробуйте сами сформулировать  тему и цель урока.

(презентация: 9 слайдов об аквариуме музыка)

Итак, тема нашего урока ( ответы детей) щелчок. щелчок слайд «Аквариум - маленькая искусственная эко система».

-Сегодня на уроке мы познакомимся  с ещё одной  искусственной экосистемой, маленькой по сравнению с экосистемой поля, с экосистемой аквариума.

3.Актуализация знаний.

Тест.

- Что такое экосистема? Давайте проверим свои знания, выполним тест.

Возьмите карточки. Прочитайте ответы. Найдите правильный ответ и отметьте его галочкой.

Работаем в парах. Поменяйтесь работами, помогите друг другу. Читает ответ_____

(слайд – проверка  выполнения теста по ключу. Поднимите  руку,  кто тест выполнил правильно).

2.Блиц-опрос.

-С какими экосистемами мы познакомились?

(болото, озеро, луг, лес, поле).

-Из каких частей состоит экосистема?

-Какие « профессии» живых организмов необходимы, чтобы круговорот  в  экосистеме был замкнут?

- Почему с течением времени одна экосистема может   постепенно перейти в другую экосистему?

- Что  такое искусственная экосистема? Приведите пример.

3. Постановка проблемного вопроса.

-Легко ли создать искусственную экосистему? Что для этого нужно?

4.Работа с учебником стр.72.Чтение диалога.

-Наши постоянные герои Лена и Миша попробовали создать  искусственную экосистему, но у них возникли проблемы. Помогите им разрешить эти проблемы. Прочитайте, что  у них не получилось?

5. Чтение диалога. Миша _______, Лена______________

Вопросы после чтения:

-Какую экосистему создали Миша и Лена?

-Аквариум.

-Какая она - природная или искусственная? Почему?

-Искусственная, потому что её создал человек.

-Почему в аквариуме Лены и Миши рыбам трудно дышать?

-Нет производителей-водорослей. Они насыщают воду кислородом.

4.Совместное открытие новых знаний. Объяснение нового материала.

1.Выполнение задания №2.

Рассмотрите рисунок в учебнике и на экране и назовите составные части экосистемы: подпиши неживые части экосистемы аквариума и «профессии» живых организмов.

2.Выполнение задания №3.

- Почему в аквариуме должны быть организмы разных профессий?

Заполним таблицу.

-Что производители дают другим организмам, а что получают?

-Что дают потребители, а что получают?

-Что дают разрушители, а что получают?

Сделаем вывод.

5. Физкульт минутка.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Тонут в воде корабли.

Русалки по волнам плывут,

Танцуют, кружат и поют.

И машут чайки крылами над синими теми волнами.

6.Защита проекта «Аквариум-маленькая искусственная экосистема».

Всю неделю дети были исследователями живых организмов аквариума. Для этого они разбились на 4 группы.1 группа изучала растения,2 группа - животных аквариума,3 группа - мусорщиков,4 группа - объекты неживой природы. Мы их назвали историками – аквариумистами. Дети посетили зоомагазин, библиотеку, взяли интервью  у опытного аквариумиста, читали энциклопедию, Интернет. Вот что у них получилось.

1.В толковом словаре  С. И. Ожегова сказано: аквариум -  это искусственный водоём или стеклянная ёмкость с водой для содержания рыб, водных растений и животных.

Первый аквариум появился в  Китае во второй половине четырнадцатого века. Он был  изготовлен из фарфора в виде огромного чана и очень скоро получил широкое распространение во дворцах знати. Именно в Китае из обычного карася вывели  разнообразные виды золотых рыб. В России аквариумистика стала развиваться с конца девятнадцатого века.

- Аквариум начинают с  подготовки грунта. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную ёмкость наливают воду и укладывают  грунт.

2. Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Они составляют основу создаваемой экосистемы, обеспечивая производство кислорода, поглощение углерода и создание органических веществ, необходимых рыбкам для питания. Так же растения служат декоративным целям. Все аквариумные растения  часто неправильно называют водорослями. На самом деле  в аквариуме помещают цветковые растения с красивыми листьями.

(слайд  щелчок кубышка жёлтая, щелчок  риччия (водяной мох), щелчок

роголистник,  щелчок людвигия).

3.Самые обычные обитатели аквариума - рыбы. Рыбы бывают тепловодными и  холодноводными. В тепловодном аквариуме содержат американских рыб: гуппи, барбусов, меченосцев. Посмотрите на них.

(слайд  щелчок  барбусы,   щелчок гуппи, щелчок  скалярия,  щелчок пиранья, щелчок попугайчики, щелчок сомики).

4.Сомики-настоящие « мусорщики». Они плавают на дне и очищают аквариум  от остатков пищи. Оказывается, сомики как и мы  с тобой . дышат воздухом атмосферы. Для этого они изредка высовываются из воды.

5.Черепаха. Черепах в аквариуме содержат гораздо реже. Ведь они поедают рыб, часто подгрызают растения. Поэтому их лучше сажать в отдельный аквариум.

(Показ детям живых черепашек).

6.Чем же кормят рыб?

(Циклопы, дафнии, показ корма)

-Назовите  разумные правила кормления рыб.

(Дети с рисунками выходят и говорят правила).

-Не перекармливать рыб. Кормить понемногу, но часто.

-Менять воду 1-2 раза в неделю.

-Тепловодных  рыб держать отдельно от  холодноводных, хищных от нехищных.

-Аквариум-дом для рыб.

7.Итоговая рефлексия.

Беседа.

-У кого появилось желание иметь аквариум дома?

-У кого есть аквариум с его обитателями?

-Какие советы вы могли дать другим ребятам, которые хотят иметь аквариум?

-У нас в классе есть теперь свой аквариум. Давайте проверим, а наш аквариум-экосистема? Докажите.

- А какая экосистема? Круговорот веществ в нашем аквариуме замкнутый или нет? Почему? Значит, жизнь рыбки зависит от кого?

(слайд щелчок «Мы в ответе за тех, кого приручили» А. Сент-Экзюпери)

-Прочитайте. Скажите, кто автор этих строк?

-Как вы понимаете эти слова?

-Если создать маленькую искусственную экосистему трудно, а поддерживать ещё труднее, зачем человеку аквариум?

-Что дают человеку знания аквариума?

(Дают заряд  энергии и бодрости. Избавляет от стресса, снижает кровяное давление, усталость).

-Поднимите руку, кто получил заряд бодрости, радость общения, радость познания?

8.Реалаксация.
- Мир аквариума богат и разнообразен. Полюбуйтесь ещё им.

(презентация под музыку показ слайдов об обитателях аквариума).

-Всё ли мы узнали  об аквариуме?

-Где добываем знания?

(Выставка  книг.)

9.Домашнее задание.

 Стр. 72-75 читать, выполнить тестовое задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Аквариум - маленькая искусственная экосистема", УМК "Школа 2100", 3 класс.

Данный конспект урока разработан с применением ИКТ, что позволяет повысить интерес учащихся к данной теме....

Аквариум – маленькая искусственная экосистема.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема....

Урок окружающего мира в 3-кл.«Аквариум –маленькая искусственная экосистема».

Урок окружающего мира в 3-кл. по программе «Школа2100». Урок разработан учителем начальных классов МБОУ СОШ №2 города Балаково Саратовской области  Субботиной Ольгой Валерьевной .Тема урока «Аква...

Презентация к уроку "Аквариум-маленькая искусственная экосистема"

Презентация к уроку "Аквариум-маленькая искусственная экосистема" по программе "Школа2100" в 3 классе....

Конспект урока окружающего мира в 3 класса, программа "Школа 2100" Аквариум- маленькая искусственная экосистема"

Урок окружающего мира, раздел "Обитатели Земли" , тема урока " аквариум - маленькая искусственная экосистема"...

Доклад на тему: «Мой аквариум – маленькая искусственная экосистема».

Доклад на тему: «Мой аквариум – маленькая искусственная экосистема»....

Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Урок окружающего мира в 3 классе.(ОС " Школа 2100)

Урок имеет структуру, традиционную для Образовательной системы «Школа 2100»: актуализация знаний и создание проблемной ситуации на основе опыта, совместное открытие детьми знаний и самостоятельное их ...