Аквариум - маленькая искусственная экосистема.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа.
Тема: Аквариум - маленькая искусственная экосистема.
Цели: - познакомить обучающихся с компонентами экосистемы на примере аквариума; с обитателями аквариума; научить поддерживать экосистему аквариума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_3_klasse_s_ispolzovaniem_sredstv_multimedia.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа.
Сахнова Надежда Васильевна, учитель начальных классов.
Тема: Аквариум - маленькая искусственная экосистема.
Цели: - познакомить обучающихся с компонентами экосистемы на примере аквариума; с обитателями аквариума; научить поддерживать экосистему аквариума;
- способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу познания;
- сформировать положительное эмоциональное отношение к высокотехнологичному оборудованию в том числе средствам мультимедиа;
-способствовать формированию инновационно - активного сознания;
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point,аквариум, иллюстрации аквариумных рыбок и растений, индивидуальные карточки с заданиями, тест, книги об обитателях аквариума.
Ход урока.
- Организационный момент.
-Здравствуй те, ребята! Я рада видеть вас всех. Повернитесь, пожалуйста, к гостям, улыбнитесь им, поздоровайтесь. Улыбнитесь мне, а я вам. Садитесь. Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
2.Знакомство с темой и целями урока.
-Ребята, а о чём же мы будем сегодня говорить на уроке окружающего мира?
Просмотрите эти слайды и попробуйте сами сформулировать тему и цель урока.
(презентация: 9 слайдов об аквариуме музыка)
Итак, тема нашего урока ( ответы детей) щелчок. щелчок слайд «Аквариум - маленькая искусственная эко система».
-Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной искусственной экосистемой, маленькой по сравнению с экосистемой поля, с экосистемой аквариума.
3.Актуализация знаний.
Тест.
- Что такое экосистема? Давайте проверим свои знания, выполним тест.
Возьмите карточки. Прочитайте ответы. Найдите правильный ответ и отметьте его галочкой.
Работаем в парах. Поменяйтесь работами, помогите друг другу. Читает ответ_____
(слайд – проверка выполнения теста по ключу. Поднимите руку, кто тест выполнил правильно).
2.Блиц-опрос.
-С какими экосистемами мы познакомились?
(болото, озеро, луг, лес, поле).
-Из каких частей состоит экосистема?
-Какие « профессии» живых организмов необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут?
- Почему с течением времени одна экосистема может постепенно перейти в другую экосистему?
- Что такое искусственная экосистема? Приведите пример.
3. Постановка проблемного вопроса.
-Легко ли создать искусственную экосистему? Что для этого нужно?
4.Работа с учебником стр.72.Чтение диалога.
-Наши постоянные герои Лена и Миша попробовали создать искусственную экосистему, но у них возникли проблемы. Помогите им разрешить эти проблемы. Прочитайте, что у них не получилось?
5. Чтение диалога. Миша _______, Лена______________
Вопросы после чтения:
-Какую экосистему создали Миша и Лена?
-Аквариум.
-Какая она - природная или искусственная? Почему?
-Искусственная, потому что её создал человек.
-Почему в аквариуме Лены и Миши рыбам трудно дышать?
-Нет производителей-водорослей. Они насыщают воду кислородом.
4.Совместное открытие новых знаний. Объяснение нового материала.
1.Выполнение задания №2.
Рассмотрите рисунок в учебнике и на экране и назовите составные части экосистемы: подпиши неживые части экосистемы аквариума и «профессии» живых организмов.
2.Выполнение задания №3.
- Почему в аквариуме должны быть организмы разных профессий?
Заполним таблицу.
-Что производители дают другим организмам, а что получают?
-Что дают потребители, а что получают?
-Что дают разрушители, а что получают?
Сделаем вывод.
5. Физкульт минутка.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Тонут в воде корабли.
Русалки по волнам плывут,
Танцуют, кружат и поют.
И машут чайки крылами над синими теми волнами.
6.Защита проекта «Аквариум-маленькая искусственная экосистема».
Всю неделю дети были исследователями живых организмов аквариума. Для этого они разбились на 4 группы.1 группа изучала растения,2 группа - животных аквариума,3 группа - мусорщиков,4 группа - объекты неживой природы. Мы их назвали историками – аквариумистами. Дети посетили зоомагазин, библиотеку, взяли интервью у опытного аквариумиста, читали энциклопедию, Интернет. Вот что у них получилось.
1.В толковом словаре С. И. Ожегова сказано: аквариум - это искусственный водоём или стеклянная ёмкость с водой для содержания рыб, водных растений и животных.
Первый аквариум появился в Китае во второй половине четырнадцатого века. Он был изготовлен из фарфора в виде огромного чана и очень скоро получил широкое распространение во дворцах знати. Именно в Китае из обычного карася вывели разнообразные виды золотых рыб. В России аквариумистика стала развиваться с конца девятнадцатого века.
- Аквариум начинают с подготовки грунта. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную ёмкость наливают воду и укладывают грунт.
2. Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Они составляют основу создаваемой экосистемы, обеспечивая производство кислорода, поглощение углерода и создание органических веществ, необходимых рыбкам для питания. Так же растения служат декоративным целям. Все аквариумные растения часто неправильно называют водорослями. На самом деле в аквариуме помещают цветковые растения с красивыми листьями.
(слайд щелчок кубышка жёлтая, щелчок риччия (водяной мох), щелчок
роголистник, щелчок людвигия).
3.Самые обычные обитатели аквариума - рыбы. Рыбы бывают тепловодными и холодноводными. В тепловодном аквариуме содержат американских рыб: гуппи, барбусов, меченосцев. Посмотрите на них.
(слайд щелчок барбусы, щелчок гуппи, щелчок скалярия, щелчок пиранья, щелчок попугайчики, щелчок сомики).
4.Сомики-настоящие « мусорщики». Они плавают на дне и очищают аквариум от остатков пищи. Оказывается, сомики как и мы с тобой . дышат воздухом атмосферы. Для этого они изредка высовываются из воды.
5.Черепаха. Черепах в аквариуме содержат гораздо реже. Ведь они поедают рыб, часто подгрызают растения. Поэтому их лучше сажать в отдельный аквариум.
(Показ детям живых черепашек).
6.Чем же кормят рыб?
(Циклопы, дафнии, показ корма)
-Назовите разумные правила кормления рыб.
(Дети с рисунками выходят и говорят правила).
-Не перекармливать рыб. Кормить понемногу, но часто.
-Менять воду 1-2 раза в неделю.
-Тепловодных рыб держать отдельно от холодноводных, хищных от нехищных.
-Аквариум-дом для рыб.
7.Итоговая рефлексия.
Беседа.
-У кого появилось желание иметь аквариум дома?
-У кого есть аквариум с его обитателями?
-Какие советы вы могли дать другим ребятам, которые хотят иметь аквариум?
-У нас в классе есть теперь свой аквариум. Давайте проверим, а наш аквариум-экосистема? Докажите.
- А какая экосистема? Круговорот веществ в нашем аквариуме замкнутый или нет? Почему? Значит, жизнь рыбки зависит от кого?
(слайд щелчок «Мы в ответе за тех, кого приручили» А. Сент-Экзюпери)
-Прочитайте. Скажите, кто автор этих строк?
-Как вы понимаете эти слова?
-Если создать маленькую искусственную экосистему трудно, а поддерживать ещё труднее, зачем человеку аквариум?
-Что дают человеку знания аквариума?
(Дают заряд энергии и бодрости. Избавляет от стресса, снижает кровяное давление, усталость).
-Поднимите руку, кто получил заряд бодрости, радость общения, радость познания?
8.Реалаксация.
- Мир аквариума богат и разнообразен. Полюбуйтесь ещё им.
(презентация под музыку показ слайдов об обитателях аквариума).
-Всё ли мы узнали об аквариуме?
-Где добываем знания?
(Выставка книг.)
9.Домашнее задание.
Стр. 72-75 читать, выполнить тестовое задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Аквариум - маленькая искусственная экосистема", УМК "Школа 2100", 3 класс.
Данный конспект урока разработан с применением ИКТ, что позволяет повысить интерес учащихся к данной теме....
Аквариум – маленькая искусственная экосистема.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема....
Урок окружающего мира в 3-кл.«Аквариум –маленькая искусственная экосистема».
Урок окружающего мира в 3-кл. по программе «Школа2100». Урок разработан учителем начальных классов МБОУ СОШ №2 города Балаково Саратовской области Субботиной Ольгой Валерьевной .Тема урока «Аква...
Презентация к уроку "Аквариум-маленькая искусственная экосистема"
Презентация к уроку "Аквариум-маленькая искусственная экосистема" по программе "Школа2100" в 3 классе....
Конспект урока окружающего мира в 3 класса, программа "Школа 2100" Аквариум- маленькая искусственная экосистема"
Урок окружающего мира, раздел "Обитатели Земли" , тема урока " аквариум - маленькая искусственная экосистема"...
Доклад на тему: «Мой аквариум – маленькая искусственная экосистема».
Доклад на тему: «Мой аквариум – маленькая искусственная экосистема»....
Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Урок окружающего мира в 3 классе.(ОС " Школа 2100)
Урок имеет структуру, традиционную для Образовательной системы «Школа 2100»: актуализация знаний и создание проблемной ситуации на основе опыта, совместное открытие детьми знаний и самостоятельное их ...