Конспект урока по окр.миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру с применением технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lug._znachenie_dlya_cheloveka.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру учителя начальных классов Юниной Е.А.
Тема: Луг. Значение луга для человека.
Цель: формирование у учащихся представлений о луге, как природном сообществе.
Задачи:
- актуализировать знания учащихся о природном сообществе – луг;
- показать разнообразие обитателей луга, связи между ними, устойчивость экологической системы;
- рассмотреть возможное негативное воздействие человека на природное сообщество луга;
- развивать логическое, аналитическое мышление, наблюдательность;
- развивать у школьников критический подход к получаемой информации;
- способствовать воспитанию бережного отношения и любви к природе.
Дидактический материал и оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- презентация;
- учебник
- рабочая тетрадь
- таблица «ЗХУ» на каждого ученика;
- листочки с номерами вопросов;
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1 слайд
Учитель
- Давайте проверим, как вы подготовили домашнее задание. Сейчас будет графический диктант. Я читаю утверждение, а вы рисуете:
– если согласны,
– если не согласны.
- В основном на лугу растут травянистые растения.
- Луговые растения хорошо освещаются солнцем.
- Клевер, лютик, тысячелистник -луговые растения.
- На лугу живут волки, зайцы, медведи.
- Луговая мышь – хищник.
- Больше всего на лугу насекомых.
- Пчелы, шмели, мухи питаются нектаром и пыльцой.
- На лугу обитают крупные птицы.
- На лугу не живут крупные млекопитающие.
Сверьте свои ответы с ответами на доске. Поставьте себе отметку карандашом.
Ответ:
III. Сообщение темы урока
Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие и перенестись в одно замечательное место. Но при этом вам нужно закрыть глаза. Расслабьтесь и просто послушайте.
Щелчок по звуковому знаку в правом нижнем угле слайда.
(Раздаются звуки луга: жужжание насекомых, пение птиц.)
Учитель: Откройте глаза. Кто уже догадался, где мы только что побывали? (На лугу)
Учитель: Правильно. Это луг. Посмотрите слайд - шоу о луге и снова послушайте.
2 слайд
Учитель: Какие чувства вы испытали при просмотре?
Сегодня мы продолжаем наше знакомство с лугом.
Я составила для вас план урока, по которому вам легко будет отследить на каком этапе мы находимся. Первый этап, просмотр фильма у нас уже закончился.
Кто подскажет, что вас ждёт дальше?
(Работа в группах)
IV. Актуализация знаний. Стадия «вызов»
1. Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»
Учитель: Перед вами на столах лежат пока ещё пустые таблицы «ЗХУ», которые вам нужно будет заполнить. В первую колонку вы будете вносить ту информацию, которая вам уже известна. У каждой группы своя тема. А вот тему вам предстоит выбрать.
( На доске прикреплены карточки с «шифровкой»)
Расшифруйте название своей группы.
ПТИЦЫ
НАСЕКОМЫЕ
ЗВЕРИ
РАСТЕНИЯ
Узнали свои группы? Заполняйте 1 колонку.
После заполнения колонки идёт проверка, по ходу которой составляется «кластер».
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
2. Приём ТРКМ «Кластер»
(По ходу обсуждения составляется «Кластер»)
3 слайд
Учитель: Что такое луг? (Луг – это безлесный участок земли, покрытый травянистой растительностью)
По щелчку появляется первый объект кластера – луг.
Учитель: Что мы в первую очередь представляем себе, когда говорим о луге? (Растения и животные)
По щелчку появляется объект кластера – растения, животные.
Учитель: Почему лесные луга не зарастают деревьями и кустарниками? (Из – за сплошного травяного покрова)
По щелчку появляется объект кластера – травы.
Учитель: А растут ли цветы на лугах?
По щелчку появляется объект – цветы.
4 слайд
Учитель: Выберите из предложенных вариантов цветов те, которые, как вы считаете, растут на лугу. Попробуйте определить их названия.
После того, как дети определят названия, щелчок, появляются эти названия. Второй щелчок и исчезают тюльпан и крокусы, а на их месте появляются гвоздика травянка и тысячелистник.
Учитель: Какие ещё цветы растут на лугу? (Люцерна, мышиный горошек, ромашка)
Учитель: Какие красивые цветы. А чем обусловлена их такая яркая окраска? (Привлечение насекомых)
5 слайд
По щелчку появляется объект – насекомые.
Учитель: Какие насекомые обитают на лугу?
6 слайд
Учитель: Посмотрите, какие они все красивые. Есть ли среди этих насекомых те, названия которых вы не знаете?
Если щелкнуть по фото с насекомым, появляется его название. При втором щелчке по фото, название исчезает.
7 слайд
Учитель: Кто ещё обитает на лугу? (Звери)
По щелчку появляется объект – звери.
Учитель: Каких зверей там можно встретить?
8 слайд
Учитель: Назовите тех зверей, которые не живут на лугу.
По ответам детей учитель щёлкает по фото животных. Те, которые названы верно – исчезают.
Учитель: Почему на лугах не живут крупные животные?
Учитель: Почему мелкие грызуны обосновались в этом сообществе? (Из – за обилия пищи)
Учитель: Какие опасности подстерегают грызунов? (Хищники и птицы)
9 слайд
По щелчку появляется объект – птицы.
Учитель: Какие птицы обитают на лугу?
10 слайд
Учитель: Почему окраска птиц такая неброская? (Чтобы лучше прятаться в траве)
Учитель: Как связаны между собой обитатель луга?
Молодцы, вот сколько всего мы знаем о таком природном сообществе - луг.
А теперь подумайте, чтобы ещё вы хотели узнать о луге.?
Идёт заполнение 2 колонки в таблице.
-Для чего нам нужны луга?
- Нужны ли природе луга?
-Должны ли мы их беречь?
Вот на эти вопросы мы и постараемся ответить на сегодняшним уроке.
Предлагаю вам игру, кот называется «Верите ли вы, что…?»
У вас на столах лежат листочки с номерами вопросов. Я читаю вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что…», а вы, если верите, ставите напротив номера вопроса «+», если не верите – « -.». Работайте в парах.
11 слайд
Вопросы:
- …луга не имеют значения для людей.
- …люди часто срывают луговые цветы.
- …без бабочек и шмелей возможно опыление.
- …Луговые растения корм для животных.
- …неумеренный выпас скота полезен для луга.
- …нужно поджигать на лугах старую траву, чтобы молодая лучше росла.
- …луг нуждается в заботе.
Учитель: А правильно ли вы ответили на все вопросы, мы сможем проверить после того, как вы познакомитесь с ещё одной статьёй учебника «Луг в жизни человека» с 63.
3. Приём ТРКМ «Инсерт»
Не забудьте делать пометки на полях уже знакомыми вам знаками (V, +, ?).
(Дети самостоятельно работают с текстом учебника)
Учитель: Итак, я повторяю вопрос, вы отвечаете на него и обосновываете свой ответ, опираясь на сведения, полученные из учебника.
Учитель: Кто при ответах не допустил ни одной ошибки?
Молодцы!
V. Работа по теме урока. Стадия «осмысление»
1. Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»
Учитель: Теперь вы можете заполнить третью колонку таблицы «ЗХУ» сведениями, которые узнали из текста учебника.
5. Приём ТРКМ таблица «ЗХУ»
Внесите кратко в третью колонку таблицы «ЗХУ» ту информацию, которая была для вас новой.
6. Приём ТРКМ «Кластер»
12 слайд
Учитель: Можем ли мы добавить в кластер, что луг очень важен для человека? (Да)
По щелчку появляется объект – значение для человека.
Учитель: А чем он так важен? (Даёт корм домашним животным)
По щелчку появляется объект – корм для домашних животных.
Учитель: Как тогда называют травы, которыми кормят домашних животных?
По щелчку появляется объект – кормовые.
Учитель: Какие травы, растущие на лугах, вы можете назвать?
13 слайд
Учитель: Попробуйте отгадать, как называется каждая из предложенных трав.
Щелчок по названию и оно перемещается к соответствующему фото.
14 слайд
Учитель: Почему люди уничтожают некоторые растения на лугах? (Они ядовиты)
По щелчку появляется объект – ядовитые растения.
15 слайд
Учитель: Посмотрите на эти растения. На какие группы их можно разделить? (Кормовые и ядовитые растения)
По щелчку появляются объекты: кормовые, ядовитые.
Учитель: Назовите кормовые растения.
Учитель: Назовите ядовитые растения.
При щелчке по фото название растения перемещается в соответствующую колонку.
Учитель: Вы молодцы!
Учитель: Какая деятельность людей опасна для природного сообщества луга?
VI. Закрепление знаний. Стадия «рефлексия»
Итак, луг это первое природное сообщество, с которым мы познакомились. Впереди нас ждёт много других путешествий.
А давайте прощаясь с лугом, назовём его признаки. Какой он?
Яркий, пёстрый, красивый.
Какие глаголы можно подобрать к слову луг?
Радует, украшает, кормит.
Попробуйте составить 1 предложение о луге.
Луг- украшение нашей земли!
Как красивы наши луга!
Ну и последнее, подберите 1 слово, которое отражает ваше отношение к лугу. Синоним.
Красота! Чудо! Сообщество!
Вы все убедились, что луга имеют большое значение в жизни многих животных и человека. И наша задача сохранить красоту и богатство этого природного сообщества. А сохраняя луга мы сохраняем и оберегаем всю нашу страну, нашу землю.
(стихотворение читает Маркова Алина)
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!.
VII. Итог урока.
Ребята, большое спасибо вам за урок. Дома вы будете выполнять задание на выбор:
- Придумать и нарисовать знаки «Правила поведения на лугу»
- Составить кроссворд на тему «Луг и человек»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...