Эстетическое воспитание учащихся при изучении природы
статья по окружающему миру на тему

Период младшего школьного возраста характеризуется активной познавательной и эстетической деятельностью ребенка, интенсивным развитием интеллектуальной и эмоционально-чувственной сфер, становлением самопознания, освоением общечеловеческих ценностей, различных социальных ролей. Отношения детей с природой сензитивны, носят познавательно и эмоционально значимый характер. Педагоги отмечают, что накопление на уроках окружающего мира представлений, понимание взаимодействий явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей представлений об окружающем мире. Сегодня содержание природоведения - это часть содержания образовательного компонента «Окружающий мир». Методологическую основу уроков окружающего мира составляют три группы знаний: человек, природа, общество. Так происходит интеграция естественнонаучного и обществоведческого знания с целью формирования у детей целостного взгляда на окружающий мир и место в этом мире человека. Становится актуальной проблема развития у учащихся духовных, непрагматических потребностей во взаимодействии со средой и формировании отношения к ней как к ценности. В связи с этим развитие эстетического восприятия природы является важным в экологическом воспитании детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание учащихся при изучении природы.

“Через красивое – к человечному

такова закономерность воспитания”

В. А. Сухомлинский.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики экологического воспитания как важнейшему средству формирования эстетического отношения к действительности. Природа - важнейшее средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.

Период младшего школьного возраста характеризуется активной познавательной и эстетической деятельностью ребенка, интенсивным развитием интеллектуальной и эмоционально-чувственной сфер, становлением самопознания, освоением общечеловеческих ценностей, различных социальных ролей. Отношения детей с природой сензитивны, носят познавательно и эмоционально значимый характер. Педагоги отмечают, что накопление на уроках окружающего мира представлений, понимание взаимодействий явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей представлений об окружающем мире. Сегодня содержание природоведения - это часть содержания образовательного компонента «Окружающий мир». Методологическую основу уроков окружающего мира составляют три группы знаний: человек, природа, общество. Так происходит интеграция естественнонаучного и обществоведческого знания с целью формирования у детей целостного взгляда на окружающий мир и место в этом мире человека. Становится актуальной проблема развития у учащихся духовных, непрагматических потребностей во взаимодействии со средой и формировании отношения к ней как к ценности. В связи с этим развитие эстетического восприятия природы является важным в экологическом воспитании детей.

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей младшего школьного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!

Дети общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребёнок, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств, природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимодействий явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания.

Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.

Главная задача в развитии эстетического восприятия природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Она притягательна для него, прежде всего, благодаря своему красочному миру, дающему малышу массу ярких впечатлений, вызывающему радостные переживания. Но природа открывается своей ценностной стороной не всем людям, а только тем, кто способен ее воспринимать с эстетической точки зрения. Способность эта развивается в процессе воспитания и обучения.

Проблема эстетического восприятия довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Эстетическое отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое - учит сочувствию. Комическое - помогает бороться с недостатками.

Идеи эстетического восприятия зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического восприятия, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней.

Педагогический аспект данной проблемы взаимосвязан с формированием экологического мировоззрения детей школьного возраста. В самом определении сущности мировоззрения отражается неразрывность человеческого сознания с социальной и природной средой. Мировоззрение является, с одной стороны, отражением мира, с другой - ценностным отношением к нему человека и выступает в качестве методологии познания. Система обобщенных представлений о мире определяет выдвижение целей, формирует идеалы личности, ее жизненные планы, придавая им действенную силу. Уверенность человека в своих идеях приобретает характер убеждений.
Природные и социальные факторы влияют на процесс формирования мировоззренческих позиций, а это значит и на отношения к миру природы и миру людей. Общефилософская трактовка этой категории включает ее характеристику как взаимосвязь элементов в определенной системе. Отношение к природе имеет относительную самостоятельность в системе отношений человека, включаясь разными сторонами и в производственные (отношение к ресурсам природы), и в политические (отношение к государственной политике в области природопользования), и в социальные (отношение общества к средствам производства и его месту в производственных отношениях), и в семейные (семейные традиции общения с природой, отдых на природе и т. п.) отношения.

Эстетическое восприятие - это, прежде всего актуализация, практическое раскрытие эстетического чувства. До момента встречи с объектом эстетическое чувство находится в диспозитном, латентном (скрытом) виде, а при непосредственном появлении объекта переходит в активное состояние. В этом переживании проявляются в едином процессе две взаимосвязанные содержательные структуры: восприятие эстетических свойств и качеств объекта и уровень эстетической подготовленности субъекта восприятия.

Природу как фактор эстетического воспитания высоко ценил К.Д.Ушинский: «… я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». Красота здесь многолика. Она проявляется в виде силы, ловкости, легкости, быстроты, грации, мощи. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, гармонию звуков, надо подключать к познанию, как чувство, так и абстрактно-логическое мышление. Пробуждению эстетической чуткости детей способствуют привлечение их к наблюдению над природой, специальные эстетико-познавательные задачи и упражнения, ряд проблемных ситуаций. Это побуждает учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые и выразительные.

В связи с обучением окружающего мира можно провести ряд экскурсий в мир растений в разные времена года, чтобы учащиеся могли непосредственно воспринять и понять красоту сезонных изменений лесов, лугов, полей. Например: Тема урока «Весенние явления в жизни растений» (экскурсия). Весной цветущий сад бывает наполнен тонким ароматом. Выполнив основную учебную часть, учитель дает детям возможность полюбоваться цветущим садом, а затем проводит биологическую викторину, в которую включает вопросы, заставляющие учащихся вспомнить известные им произведения прозы, поэзии, музыки и живописи, посвященные весенней природе. Учащиеся с удовольствием читают

стихи Ф.Тютчева «Весенние воды»:

«Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!»

Н.Некрасова «Зеленый шум» и другие

«Как молоком облитые,

Стоят сады вишневые,

Тихонько шумят...»

Прекрасное в жизни – и средство, и результат эстетического воспитания. Оно неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Формирование у школьников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у школьника правильного отношения к действительности. На этой основе формируется не только эстетико-ценностная ориентация личности, но и развивается способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере учебной деятельности, в быту, в поступках и поведении, формируется эстетический вкус и представление об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетической воспитание учащихся средствами танца в школе полного дня.

В своей статье я описываю, как в нашей начальной школе полного дня ведется внеурочная работа, которая тесно связана с дополнительным образованием. Занятия хореографией в школе помогают разностороннему...

Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.

Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.Эстетическое образование  является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития реб...

Самоанализ занятия по эстетическому воспитанию учащихся 1,2,3,4,УУО классов проведённого 19.03.2013г на тему: «Навстречу весне».

Самоанализ занятия по эстетическому воспитанию учащихся 1,2,3,4,УУО классов проведённого 19.03.2013г на тему: «Навстречу весне».Цели:1)Воспитывать нравственные качества, коллективизм, организова...

"Эстетическое воспитание учащихся с нарушениями зрения."

Данный материал содержит рекомендации по работе данного вопроса и приведены  примеры  работы из  индивидуальной программы педагога....

Хореографическое образование в системе внеурочной деятельности как предмет эстетического воспитания учащихся в школе

Учебно-методический материал по хореографии ОДОД  в начальных классах как предмет эстетического воспитания в школе....

Статья "Народное искусство как средство совершенствования эстетического воспитания учащихся младших классов"

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время.Развитие индивидуальных способностей у детей....

Доклад на тему: "Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства"

Эстетическое воспитание младших школьников является очень важным, так как оно будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. В школе встреча детей с произведениями искусства происходи...