"Эстетическое воспитание учащихся с нарушениями зрения."
методическая разработка на тему
Данный материал содержит рекомендации по работе данного вопроса и приведены примеры работы из индивидуальной программы педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esteticheskoe_vospitanie_detey_s_narusheniem_zreniya._mrio.odt | 142.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
« Эстетическое воспитание
учащихся с нарушениями зрения»
Выступление подготовила:
Учитель начальных классов
« Ардатовской общеобразовательной
школы — интернат для детей с нарушениями зрения»
Баева Т.И.
Саранск 2017 г.
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»(Дэвид Бланкет). Инклюзивное образование является одним из основных направлений модернизации системы специального образования во многих странах мира.
Инклюзивное образование– это специально организованный образовательный ( воспитательный) процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартам программы с учетом его особых образовательных потребностей признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и эффективное, но есть и специализированные школы и школы — интернаты, в которых педагоги работают, обучают и воспитывают детей с ОВЗ, стараясь дать им необходимые знания и умения.
Главное, что должен понять каждый учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, что это особенные дети, очень нуждающиеся в пошаговом сопровождении, создании специальных условий.
Я работаю в « Ардатовской школе — интернат для детей с нарушениями зрения» уже несколько лет. За долгие годы наша школа сменила несколько названий, но специфика работы нашей школы всегда была и остается одна. Это работа с детьми у которых есть нарушения зрения. В нашей школе обучаются дети с различными глазными заболеваниями есть и совсем слепые дети и слабовидящие. Одна из главных задач педагогов, работающих с такими детьми, - создать условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического развития, мог бы развивать способности, данные ему от природы. Инвалидность не должна становиться причиной ограничения человека в обществе. Проблема эстетического воспитания детей с нарушениями зрения, является одной из актуальных. В связи с особенностями познавательной деятельности у детей с нарушениями зрения, встаёт вопрос о эстетическом восприятии ими окружающей действительности. Это имеет большое значение для организации эстетического воспитания детей с нарушениями зрения. Дети с нарушениями зрения располагают определенными потенциальными возможностями, которые при благоприятных условиях могут быть реализованы. К их числу можно отнести положительную эмоциональную обстановку, доступную и интересную для ребенка деятельность. Независимо от заболевания наша задача - коррекция и восстановление нарушенных функций при слепоте и слабовидении. Необходимо научить ребенка , дать ему знания в различных направлениях , подготовить его к жизни в обществе. Для этого у нас создаются все условия и проводятся необходимые занятия. Помимо учебных занятий, мы проводим и коррекционные занятия и внеклассные занятия, которые способствуют развитию детей в различных направлениях. За долгие годы работы в данной школе с детьми, у которых наблюдаются различные виды глазных заболеваний накопился большой опыт работы, определенные знания. Сегодня мне бы хотелось рассказать о том, как я веду работу в направлении эстетического воспитания в учебное время и во внеурочное и постараюсь затронуть вопрос здоровьесберегающих технологий. Свое выступление начну немного с теоретической части.
В философский и педагогический лексикон всё активнее входит понятие “эстетическая культура личности”, и именно сквозь его призму в соответствующих науках с наибольшей эффективностью анализируются проблемы эстетического воспитания и развития человека. Это связано с тем, что воспитание стало рассматриваться в философско-педагогической литературе как способ включения человека в культуру (М. С. Каган, 1984). Следовательно, эстетическое воспитание предстаёт с данных позиций как способ включения человека в эстетическую культуру общества, или, иными словами, как процесс целенаправленного формирования эстетической культуры личности.
Что касается тифлопедагогики, то именно в опоре на категорию “эстетическая культура личности” максимально чётко обнаруживается социально-интеграционная функция эстетического воспитания слепых и слабовидящих. Эстетическое воспитание есть формирование эстетического отношения человека ко всему в мире, что обладает эстетической ценностью, – к природе, другим людям, самому себе, ко всем формам человеческой жизнедеятельности, к созидаемой людьми “второй природе” – миру вещей, наконец, к искусству как специфическому носителю эстетической ценности. Соответственно инструментами эстетического воспитания являются не только искусство, но все области практической деятельности, каждая из которых раскрывает перед человеком собственную эстетическую ценность и вместе с тем участвует в выработке у него общих психологических принципов.
Эстетическое воспитание нельзя рассматривать как некую особую, самостоятельную форму воспитания. Поскольку выработка эстетического отношения человека к жизни неотрывна от формирования его отношения к труду, от его нравственного, религиозного или атеистического, физического и, наконец, художественного воспитания, постольку эстетическое воспитание есть лишь определенная сторона всех других форм воспитательной деятельности. Вместе с тем ни одна форма воспитательной деятельности не является полноценной, не достигает большого эффекта, если она не содержит элементов эстетического воспитания (М. С. Каган, 1984).
Эстетическое воспитание в практическом плане предполагает достижение определённой степени эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности человека, что включает в себя формирование таких свойств личности, как эмоционально-чувственная отзывчивость к прекрасному и безобразному, возвышенному и низменному, героическому и пошлому; комическому и трагическому в искусстве, в жизни, в природе, в быту, труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами.
В условиях зрительной депривации эстетическое воспитание, не меняя своей сущности, тем не менее приобретает определённое своеобразие.
Это проявляется прежде всего в том, что эстетическое воспитание слепых и слабовидящих призвано решать не только общие, но и специфические задачи. К ним относится:
- развитие сохранных анализаторов у слепых и слабовидящих (слуха, обоняния, осязания)
- формирование специфических навыков и способов восприятия предметов и явлений
- раскрытие всех коррекционно - компенсаторных возможностей незрячего человека (Э.М.Стернина 1989)
С другой стороны, решение задач эстетического воспитания применительно к слепым и слабовидящим тоже имеет свои особенности, и они с достаточной определённостью охарактеризованы в тифлопедагогике и тифлопсихологии.
Так, нарушенное или тем более отсутствующее зрение создаёт определённые затруднения в восприятии окружающей действительности, сужает диапазон воспринимаемых явлений, при этом, естественно, может уменьшаться круг явлений, способных потенциально стать объектами эстетического воспитания и эстетических переживаний.
Эстетические переживания чрезвычайно тесно связаны с образной сферой сознания человека, и потому ничто так не тормозит развитие чувства прекрасного, как отсутствие конкретного образа.
Между тем чувство прекрасного всегда глубоко личностно, а оптимальные возможности для личностного самовыражения предоставляет самостоятельное творчество. Именно поэтому творчество и эстетическое воспитание тесно взаимосвязаны. Более того, участвуя в эстетически-творческой деятельности ребенок с нарушениями зрения осваивает не только целый ряд практических умений и навыков, но и определённые эстетически-оценочные категории: “гармонично”, “оригинально”, “выразительно”, “реалистично” и пр. К тому же самостоятельное творчество даёт возможность более эффективно стимулировать мотивационные стороны эстетического развития ребенка. Одна из трудностей эстетического воспитания состоит как раз в том, что сформировать способность переживать прекрасное оказывается весьма сложно из-за отсутствия потребности в последнем. Такая потребность, однако, рождается только в деятельности и особенно – творческой Вместе с тем базовым компонентом творчества является продуктивное воображение. Важно, что не воображение порождает творчество, а, наоборот, творчество – воображение. Поэтому творчество является не только мощным средством эстетического воспитания слепых и слабовидящих, но и эффективным средством коррекции различного рода вторичных отклонений (В. М. Сорокин, 1989).
При нарушении зрения страдает целостное и одновременное восприятие действительности и её отображение в изобразительной, музыкально-ритмической, словесно-художественной, театральной и других видах деятельности. Это обусловлено нарушением остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных функций бинокулярного зрения, цветового восприятия и других функций зрительной системы.
Недоразвитие и нарушение зрения затрудняют формирование быстроты, координации, точности движений, статического, динамического равновесия, развития чувства ритма, пространственно-ориентировочной деятельности в процессе игры, физкультурно-спортивных занятий и т. п. (М. И. Земцова, 1980).
В целях предупреждения и преодоления первичных и вторичных отклонений развития у детей возникает необходимост использования резервных потенциальных возможностей детского организма в процессе воспитания и обучения.
В условиях разных видов деятельности (изобразительной, музыкальной, ритмической, игровой и др.) у детей с недоразвитием и нарушениями зрения формируются сложные художественно-эстетические образы. При этом формирование таких образов носит системный характер и осуществляется при опоре на слуховые, тактильные, кинестезические и другие сенсорные функции, включая остаточное зрение.
Коррекционно - педагогическая потребность заключается в том, чтобы научить детей с нарушениями зрения видеть прекрасное в окружающем, в жизни, природе, в общественных отношениях людей, эмоционально обогатить личность ребёка, которому многое недоступно для непосредственно-чувственного восприятия действительности (М. И. Земцова, 1980).
Таким образом, эстетическое воспитание играет уникальную роль в развитии и совершенствовании личности слепых и слабовидящих.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности личности с нарушениями зрения, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности детей с нарушениями зрения. Научить ребёнка с нарушениями зрения воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности — это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности с нарушениями зрения и следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания. Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности слабовидящих. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми
Итак, задачи эстетического воспитания детей с нарушением зрения – формирование совокупности представлений и знаний по основам этики, способности понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе и человеке; в развитии потребностей, интересов и способностей к художественно-творческой деятельности, в выработке опыта организации среды обитания с учётом эстетических норм и ценностей.
Решение этих задач требует соблюдения ряда условий и педагогических требований:
- слабовидящие должны активно соприкасаться с окружающей средой, не быть изолированными от неё;
- слабовидящие должны быть приобщены к различным видам искусства;
- в школе должна действовать система, включающая различные формы эстетического воспитания: внеклассные занятия по мировой художественной культуре, культпоходы, экскурсии и т. д.
И в заключении хочу добавить, что только целенаправленный выбор эстетических приёмов и пособий, другими словами – специально организованный процесс обучения позволит детям с нарушением зрения наиболее полно приобщиться и проникнуться к эстетической культуре. Эстетически воспринимать – это не только видеть прекрасное, но и понимать его сущность, связь с другими явлениями жизни. Под воздействием коррекционно-воспитательной работы можно достичь высокого уровня правильных суждений и выработать определенную эстетическую отзывчивость. Исходя из всего этого, наблюдая за детьми и видя их интерес к различным видам творчества , природе, искусству и отсутствия полной возможности увидеть и оценить всю красоту в полном объеме я и решила постараться приблизить детей к этой красоте , к этим знаниям и умениям через внеклассную работу. Но хочется так же сказать, что и на учебных занятиях на данные вопросы отводилось немало времени, это и красота выразительного чтения, на уроках литературного чтения, которая способствует мысленному представлению и рисованию картин. Знакомство с природой, растениями, на уроках окружающего мира, когда только через тесное общение с природой , на ощупь ребенок чувствует, вдыхает аромат какого — то цветка или травинки. Мне захотелось продолжить эту работу и я составила программу работы по данному направлению, организовывая и строя свою работу на 8 принципах инклюзивного образования :
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Все люди нуждаются друг в друге;
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Эти принципы я и учитывала планируя свою работу по данному направлению. При правильной организации инклюзивное образование развивает толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение, направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. Все участники учебно - воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на имеющиеся у них нарушения.
«Эстетическое воспитание учащихся с нарушением зрения.»
( Методические рекомендации из опыта работы) эпиграфом к своей работе я взяла замечательные слова Ф. Тютчева
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется
Посеять в людях благодать
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать,
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Тема эстетического воспитания занимает одно из важных мест в системе воспитания. Ни один год я работала по этому направлению, составляла свою программу, ставились определенные цели и задачи учитывая специфику детей с которыми я работала.
Цели и задачи:
- Формирование эстетического восприятия окружающего мира, развитие эстетических представлений на основе знакомства с разнообразными видами творчества человека.
- Развитие практических умений, элементов художественного исполнительства путем приобщения воспитанников к разнообразным жанрам искусства, к культурному наследию общества.
Эстетическое воспитание является не просто одной из составных частей системы воспитания, но и силой возвышающей и облагораживающей другие формы воспитания. Эстетическое воспитание есть развитие чувств и понимание прекрасного. Слово
« эстетическое» в данном понятии означает красоту, умение чувствовать ее в жизни, в искусстве. Дело эстетического воспитания состоит в том, чтобы пробудить и развить в человеке дремлющее чувство прекрасного; чтобы научить отличать истинно прекрасное от мнимо красивого. Чувство прекрасного глубоко человечно и располагает к добру, поэтому воспитание тесно связано с нравственным развитием личности. Есть несколько сфер. Искусство, как особый мир прекрасного, предметы труда, в которых содержится художественное начало, прекрасный человек, общество и наконец прекрасная природа. Исходя из этого, я могу сказать, что моя программа имеет различные направления, это и
- Эстетика в природе.
- Эстетика в изобразительном искусстве
- Эстетика в труде.
Свою работу я поделила на такие разделы:
1. « Маленькие умельцы»
Занятия по этому разделу проходили два раза в месяц. Темы занятий составлялись исходя из времени года. Здесь охватывается тема знакомства с временами года, их особенностями, приметами и т. д., материал с каждым годом усложняется и информация для детей увеличивается. Работы с детьми также носили сезонный характер. Например. В осеннее время мы работаем с листьями, семенами, засушенными цветами. Дети с удовольствием работают с этим материалом, часто придумывая свою аппликацию или поделку.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой — это очень увлекательное и приятное занятие. Встречи с родной природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно изучать, знакомиться с различными природными формами ( листья, цветы и др.), развивать наблюдательность, помогает изучить и освоить новый вид деятельности.
Работа с бумагой и картоном воспитывает в них усидчивость, аккуратность, терпение, развивает образное и пространственное мышление. Во время такой работы. Дети учатся технологическим операциям: складыванию, склеиванию, вырезанию.
2. « В мире прекрасного»
Данный раздел включает в себя темы различных бесед, экскурсий, заочных путешествий. Эти занятия знакомят детей с творчеством известных художников, особо обращая внимание на творчество мордовских художников, тем самым знакомя детей с выдающимися людьми Мордовского края. Занятия проходят два раза в месяц, чередуя с занятиями предыдущего раздела.
Вот некоторые темы занятий по данному разделу:
1. «Родная природа в творчестве русских художников»
2. «Животные на картинках и рисунках В. Серова»
3. «Русское -народное творчество в декоративно — прикладном искусстве.»
4. «Искусство С.Д. Эрьзя.»
5. « Матрешка, что мы о ней знаем?» ( Знакомство с росписью матрешки и выполнение росписи детьми самостоятельно) и т. д.
Детям такие занятия очень нравятся, они с удовольствием слушают и с большим желанием выполняют творческую работу, а результатом выполненных работ довольны все.
3. « Путешествие в Книжкино государство»
Эпиграфом к этому разделу служат замечательные слова Ф.И. Пирогова:
« Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное.»
Наиболее значимое для эстетического воспитания детей является воспитание интереса к чтению художественной литературы, выбору книг. Занятие по этому разделу я провожу еженедельно. При планирование данного раздела учитываются календарные даты, привлекаются работники библиотек, учащиеся старших классов.. Обязательным моментом служит то, что дети после знакомства с творчеством писателя и его произведением выполняют творческую работу, лепка, зарисовка понравившихся героев, проводятся викторины и игры- загадайки.
Примерные темы занятий:
- « Откуда пришла сказка?»
- « Любимые сказки от дедушки Корнея» ( включая несколько занятий)
- « Герои, которых мы помним всегда!» и др.
Интересно проходят занятия — викторины по прочитанным произведениям. Я провожу их в форме игр, соревнований, парадом сказочных героев.
Целью данных занятий является не только воспитание любви к чтению книг, но и расширение кругозора по многим направлениям, это и художественное, и познавательное, и научное направление.
4. « Мир вокруг нас»
Здесь я знакомлю детей с жизнью животных и растений, т. е. все, что нас окружает, живет, дышит. Часто такие занятия строятся на вопросах, которые задали сами дети, то что их интересует, получается вроде занятия Почемучек. Темы подбираются по временам года. Например, весна. Стараюсь знакомить детей с началом жизни растений, прилетом птиц и многие другие темы.
Природа в системе эстетического воспитания заслуживает огромное значение, поэтому без экскурсий и прогулок не обойтись, ведь это есть ключик к общению с природой, живой природой, встреча с настоящим и то что дети, которые плохо видят не могут увидеть, они с большим удовольствием слушают и даже потом легко могут определять, ну например, голоса птиц.
Совершая экскурсии и прогулки, наблюдая за изменениями в природе, мы собираем природный материал, который в дальнейшем идет на работу и творческие поделки детей.
Планируя свою работу, подбирая материал для занятий с детьми я всегда помню слова В.А. Сухомлинского:
« Не обрушивайте на ребенка лавину знаний....
Могут быть погребены пытливость и любознательность.
Умейте открыть что-то одно, но... так,
Чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми
всеми цветами радуги.»
Четыре раздела, которые включают в себя огромную работу с детьми и главное, что она необходима и полезна детям. Уже через определенный промежуток времени виден результат твоих трудов, который приносит тебе удовлетворение от проделанной работы. Хочется также отметить что данное направление оно не только развивает в детях эстетические качества, оно и работает в направлении по здоровьюсбережению детей. Общение с природой во время экскурсий, прогулок оказывает положительное значение и действие на ребенка. Планируя и организовывая работу по эстетическому воспитанию , чтобы избежать утомления детей на внеклассных занятиях или уроках, снять мышечное и глазное напряжение, чтобы повысить работоспособность детей я провожу специальные зрительные гимнастики, что в нашей школе является обязательной частью урока , самоподготовки , внеклассного , коррекционного занятия. ( Например: Пальчиковая гимнастика « В огород мы пойдем, много овощей найдем, вот огурец зеленый молодей, вот лучок, золотой бочок», или гимнастика для глаз, гимнастика, для снятия мышечной усталости)
Я рассказала о некоторых направления работы для учащихся с нарушениями зрения по эстетическому воспитанию. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей с нарушениями зрения. И свое выступление я хочу закончить словами Фридриха Шиллера « Чтобы воспитать человека думающим и чувственным, его следует, прежде всего, воспитать эстетически», что я и стараюсь делать в своей работе будь то урок или внеурочная деятельность.
Список используемой литературы:
Божович Л. М. «Личность и её формирование в детском возрасте». – М.,1968;
С. Ю. Бородулина «Коррекционная педагогика» - Ростов-на-Дону, 2004;
Гачев Г. «Творчество, жизнь, искусство». – М., 1980;
А. П. Графов «Слепой и зрячий». – М, 1985;
В. П. Ермаков, Г. А. Якунин «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» - М, 1990;
Под ред. В. З. Кантора. «Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения»: Сб. статей: Выпуск № 1 /– М.: ИПТК Логос ВОС, 2001;
А. С. Майданов «Искусство как средство духовного развития незрячих» - М, 2004;
Под ред. Л. И. Плаксиной «Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения»– М, 1995;
Под ред. А. А. Радугина. «Эстетика».– М., 1998;
Под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной «Воспитание и обучение слепого дошкольника»– М, 2005;
Солнцева Л. И., Хорош С. М. «Советы родителям по воспитанию слепых детей» / ВОС. – М., 1983;
Под ред. В. З. Кантора. «Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения»: Сб. статей: Выпуск № 1 / – М.: ИПТК Логос ВОС, 2001.
Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательность – один из приемов привития интереса учащихся с нарушением зрения к изучению русского языка
успех в обучении и воспитании обеспечивается творческим подходом, позволяющим на деле сформировать у детей потребность учителя, умение рационально работать, развивать их мыслительные способности, рече...
Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Подготовила: сопровождающий тьтор класса 1.8 Головкова Татьяна НиколаевнаВ последние год увеличилось колич...
Как хорошо уметь читать. Рекомендации для учащихся с нарушениями зрения для формирования навыков беглого и осознанного чтения.
В разработке представлены советы для учителя и ученика по формированию навыка осознанного и беглого чтения....
для учащихся с нарушением зрения, с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей детей, имеющих нарушение опорно- двигательного аппарата ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Вариант 3.2.
Адаптированная образовательная программа ориентирована на получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием специальных методов обучения и воспитания, направлен...
Коррекция нарушения чтения у учащихся с нарушениями зрения
Упражнения по коррекции дислексии....
Коррекционно-развивающая программа по исправлению нарушений речи у учащихся с нарушением зрения.
Рабочая программа направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной и письменной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русском...
Подвижные игры в воспитании школьников с нарушением зрения
Подвижные игры в воспитании школьников с нарушением зрения Физическое воспитание - это образовательный процесс, который направлен на то, чтобы сформировать двигательные навыки ребенка, его психоф...