В гостях у хозяйки Медной горы
книга по чтению (4 класс)

Захарова Ольга Николаевна

К 140-летию П.П. Бажова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_hozyayki_mednoy_gory.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

В гостях у хозяйки Медной горы

( урок к 140 –летию со дня рождения П.П.Бажова)

ВЕДУЩИЙ 1:  В нашей стране есть замечательный край.

Уважительно люди относятся к нему, с почтением    

называют «Седой Урал», «Урал-Батюшка». А само слово «Урал»  в переводе с башкирского означает «пояс». Поэтому Уральские горы и называют  «каменным поясом». Богат Урал не только горами, лесами, реками и озёрами, но и старинными легендами и преданиями. Собрал их, переработал и донёс до нас очень мудрый человек-Павел Петрович Бажов.

1чтец          Недалеко от Исети

                    Старый дом и сад густой.

                    Там шумит весенний ветер

                    Беспокойною листвой.

                    Облаков  пушистых гребни

                    Проплывают стороной.

                   В этом доме жил волшебник-

                   Мудрый сказочник седой…

Ведущий 2: П.П. Бажов родился в 1879году в небольшом городке Сысерти, недалеко от Екатеринбурга. Его отец Петр Васильевич работал мастером на металлургическом заводе, а мать Августина Степановна, с детских лет оставшись сиротой, зарабатывала себе на хлеб рукоделием.. Свои детские годы Бажов  описал в сказке «Зелёная кобылка». Рассказывает он в ней о жизни ребятишек заводского поселка, их занятиях, дружбе и ссорах, приключениях.

ВЕДУЩИЙ1:  Семья жила бедно. Павел окончил земскую трехлетнюю школу и поступил в Екатеринбургское духовное училище-там была низкая плата за обучение.

Учитель: Ещё  в школе талантливый учитель словесности сумел увлечь мальчика литературой. А  в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет. Это было время его знакомства с классической и современной литературой - он с удовольствием читал Льва Нииколаевича Толстого и Николая Васильевича Гоголя, увлекался Даниэлем Дефо и Марком Твеном. Закончив духовную семинарию, Павел Петрович стал народным учителем. Он учил детей грамоте, а во время школьных каникул отправлялся странствовать по родному краю, изучал труд гранильщиков, столяров, литейщиков и других мастеров. Больше всего на Урале было различных камней (драгоценных, полуграгоценных, поделочных) Самый распространенный, самый уральский камень-это малахит. Урал родина алмаза, изумруда, яшмы, орлеца и других камней.

2 чтец:     Любит камешек притаиться

Под травинкой, под иглою,

То кусочком цветного ситца,

То калканской болотной мглой,

Тонкой солнечной паутинкой,

Мотылька  кружевным крыл

Далеко завела тропинка,

Срез столетий, времен излом…

И пришелся уж больно кстати,

Ладно кроен, впору и впрок

Над уральском неброском платье

Яркий яшмовый поясок…

Ведущий 2:  Яшма-королева поделочных камней. Яшма-бесконечно многолика, яшма заняла первое место по богатству и размерам её месторождений. А сейчас давайте послушаем стихотворение об алмазе. Алмаз считают королем самоцветных камней.

3 чтец:    Алмаза  всем известна роль:

Камней непризнанный король

И неспроста такая слава-

Алмаз красив и без оправы.

Ярчайший блеск и вспышки света-

Вот в чём богатство самоцвета.

Не зря же царскую корону

Венчал всегда алмаз граненый

Ну а еще он очень тверд-

По твердости побьет рекорд.

Учитель: Литературная деятельность Бажова началась поздно. Когда был опубликован первый сказ «Дорогое имечко», автору исполнилось 57 лет. Сказы Бажова, как драгоценные камушки, сверкают и переливаются. Это горняцкие и старательные сказы, а также сказы о мастеровых. Ребята,  а вы читали сказы Бажова? (ответы детей).  А вот мы сейчас проверим, хорошо ли вы читали сказы. Я приготовила для вас непростые вопросы. Слушайте  внимательно и правильно отвечайте.

ВОПРОСЫ ПО СКАЗУ: «Медной горы хозяйка».

  • Как называют в народе хозяйку Медной горы? (малахитница)
  • Что наказала передать приказчику хозяйка Медной горы? (чтобы убрался с Красногорского рудника)
  • Чем одарила Степана хозяйка Медной горы?
  • (малахитовой шкатулкой)
  • 4. Что было в руке умершего Степана и что потом с этим стало? (медный изумруд –слёзы хозяйки, который потом рассыпался в прах)

ВОПРОСЫ ПО СКАЗУ «Малахитовая шкатулка»

1.Как вы думаете, кто была эта женщина, которая обучила Танюшку мастерству? (сама  хозяйка Медной горы).

2. Какое  прозвище было у нового приказчика? (Паротя).

3. Почему Настасья решила продать малахитовую шкатулку? (у них сгорел дом)

        4.Кто купил у Настасьи шкатулку? (жена Пароти)

       5. Какой заказ сделал Пароти Танюшке? (вышить портрет Танюшки)

      6.Как фамилия барина –владельца завода? (Турчанинов)

     7. Что оставила Танюшка Турчанинову? (пуговку)

ВОПРОСЫ ПО СКАЗУ «Каменный цветок»

  1. Какой работой занимался Данило до того, как попал к Прокопычу? (был прислугой, потом пастухом)
  2. В какое время года встретился Данило с хозяйкой Медной горы? (осенью, в змеиный день, 25 сентября
  3.  В форме какого цветка делал Данило чашу из малахита? (в форме дурман цветка)
  4. Что означает слово «зарукавье»? (браслет)

ВЕДУЩИЙ 1: В своих побывальщинах Павел Петрович Бажов рассказывает о «тайной силе». Нередко среди героев сказов появляются  дети (часто сироты), особо чуткие к присутствию тайны. Именно детям зачастую открывается то, чего не могут увидеть или получить взрослые. В борьбу между героями нередко вмешиваются обитатели фантастического мира, они испытывают героев, иногда помогают им. Ребята, вспомните, кто обладает «тайной силой»  

 Учитель: Давайте проведем конкурс «Тайная сила». Вы, ребята, должны по очереди назвать фантастических персонажей сказов.

Да, действительно  фантастический мир сказов густо населен -это Великий Полоз. Змеёвка, Огневушка-Поскакушка, Синюшка, Земляная Кошка, Серебряное копытцо, Голубая Змейка.

Молодцы, ребята! Хорошо отвечают на вопросы.

А сейчас конкурс «Вспомни героя» (библиотекарь зачитывает отрывки, а ребята должны угадать литературных героев и вспомнить названия  сказов)

  1. Девчонка маленькая,и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно.  (Дарёна и Мурёнка «Серебряное котытце).
  2. Девка небольшого росту, из себя ладная. Коса  сизо-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то  зеленые. Сквозь светлеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. ( хозяйка «Медной горы хозяйка»
  3. …А из водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше  трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька, да такая тощая. Что вот подует ветерок-и разнесет старушку. Однако глаза у неё молодые, синие, да такие большие, будто им тут вовсе и не место. (Синюшка, «Синюшкин колодец»
  4. Вынырнула девчонка махонькая. Вроде куклёнки, а живая .Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже с голуба. Поглядела    девчонка весёлыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. (Огневушка -Поскакушка из одноименной сказки)
  5. Жил в нашем заводе старик один … Семьи у него не осталось, он и придумал взять в детки сиротку. Какое у него произвище было? (Кокованя  «Серебряное котытце»

ВЕДУЩИЙ 2: Давно уже нет Павла Петровича, а мы и сегодня читаем его сказы. По ним поставлены спектакли, пьесы, сняты художественные фильмы. На них воспитывались не только ваши родители, но даже дедушки и бабушки. Жизнь сказам Бажова  предстоит долгая-предолгая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру с использованием НРК и презентации по теме: В гостях у Хозяйки Медной горы.

Урок обобщения и систематизации знаний о полезных ископаемых в 4 классе .УМК "Школа России"...

В гостях у Хозяйки Медной Горы. Радуга сказок Павла Петровича Бажова.

Сценарий внеурочного занятия по творчеству П.П. Бажова. Методическая разработка включает в себя рассказ о жизни и творчестве писателя, о сокровищах Урала, литературную игру по сказам Бажова. Занятие с...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию "В гости к хозяйке медной горы"

Конспект по художественно-эстетическому развитию. Приобщение детей к истокам культуры родного края....

Занятие в рамках внеурочной деятельности "В гостях у хозяйки медной горы".

Вашему вниманию   представлено   занятие «В гостях у хозяйки Медной горы», в рамках внеурочной деятельности.  Оно является продолжением темы« Горные породы и минералы».Внеурочная д...

Хозяйка медной горы. ДПИ

Создание каменного цветка. Мастер-класс для детей младшего школьного возраста...

Сочинение учащегося "Я в царстве Хозяйки Медной горы"

На уроках литературного чтения дети пишут письменные творческие работы. Сочинение направлено на развитие речевых умений, образного мышления, демонстрацию детской фантазии, стилистического мастер...