Урок окружающего мира"Звери зимы"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме
-обобщить знания детей о зимующих птицах;
-раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой;
-дать представление о том, как зимуют звери: заяц, белка, лиса, медведь;
Вести разъяснительную работу по воспитанию бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Звери зимы | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа №6 г.Карабаша»
Окружающий мир (человек, природа, общество)
Разработка урока
Тема: «Звери зимой»
1 класс
автор работы: учитель начальных классов
Мухутдинова Луиза Уразаевна
г.Карабаш
2010-2011 уч.г
Цель:
-обобщить знания детей о зимующих птицах;
-раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой;
-дать представление о том, как зимуют звери: заяц, белка, лиса, медведь;
Вести разъяснительную работу по воспитанию бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей;
Оборудование:
- музыкальное произведение П.И.Чайковский. «Времена года»
- голоса птиц
- животные нашего леса
- опорная схема «Как звери зимуют» эмблемы зверей
Ход урока
- организационный момент.
Вступительное слово учителя.
-сегодня у нас совсем необычный урок. Сейчас, не покидая класса, мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну. А по дороге я вам расскажу сказку. Слушайте: (звучит тихо произведение П.И.Чайковского .Времена года. «Декабрь»)
Сошлись как-то на лесной поляне четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись да и заспорили: кто из них лучше рисует?
И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, поля, луга. А в судьи выбрали Красное Солнышко.
Первой взялась за волшебную кисть Зима.
Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно.
Белым, ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдёт, по ним, всяк распишется: «Здесь был такой-то».
Днём идёт снег. Кончится-страницы чистые. Утром – придёшь белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали. Кто был? Что делал?
- проверка домашнего задания
к сегодняшнему уроку вы должны были приготовить задание- рассмотри следы птиц на снегу. На что они похожи и кого? ( выступление ребят)
-как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?
-чем они питаются, где находят себе корм?
-что птицам страшнее: холод или голод зимы?
-как человек помогает птицам пережить зиму?
1
-какие птицы прилетают к нам в птичьи столовые зимой?
Слово для выступления предоставляется учащимся. Выступление о птицах, значки птиц крепятся на доску.
Журнал : «Наши первые наблюдения» . (данный материал был использован учениками в акции «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца»
1 ученик
Голова уэтой птички в чёрной шапочке, крылья и хвостик тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто жёлтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червяками, а зимой , в бескормицу, ест всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала.
-угадали, кто прилетает в мою кормушку? (синички)
2 ученик
А моих птиц вы узнаете, послушав стихотворение:
Голодно, холодно,
Галки, воробьи!
Голодно, голуби,
Гуленьки мои!
Прилетайте в гости,
Полны мои горсти.
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
3 ученик
А мою птичку вы узнаете по тени, в названии этой птички спряталось «снежное слово».
Чуть раньше первого снега появляются снегири. И народ заметил: снегири прилетели- значит , завтра- послезавтра снег пойдёт.
4 ученик
А в мою кормушку часто прилетает поползень. Такое имя как нельзя лучше подходит этой птице. Она буквально прижалась к дереву и ползёт по нему- хоть вверх головой, хоть вниз.
Голодно и холодно птицам зимой. Чтобы пережить это трудное время, поползень делает запасы в кладовых. Часто он забывает про них, вот и прилетает в мою кормушку.
Учитель (звуки , которые издаёт дятел-прослушивание)
5 ученик
Это работает дятел, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и личинок из-под коры и даже из глубины дерева достаёт. У него очень
2
длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. кроме того, он липкий, с твёрдыми зазубринками. Им дятел и достаёт насекомых: они прилипают к нему.
Может он засунуть язык даже в ходы, которые насекомые проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке.
Учитель
ребята, как много птиц собралось у нашей кормушки. Давайте составим меню для них. Какие угощения мы приготовим для них (перечисление)
вывод (забота и внимание к птицам зимой)
- работа по теме урока
ещё кому в зимнем лесу так же трудно, как птицам?
А почему зверям так же трудно зимой в лесу, как и птицам?
( высказывание учащихся)
Схема на доске
Зима
Снег морозы
Нет корма
Вспомните, как ещё осенью звери начали готовиться к будущим холодам и снегу?
(уже с октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая- густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска. Такие изменения называются линькой)
Дополняется схема:
Пушистая шерсть------------морозы
Снег ----------------изменение окраски
Но не боятся звери зимы а почему?
Инсценирование « Синица и Белка» (выступление учеников)
-ты чего Белка, из гнезда не выходишь?
-я, птица Синица, тепло берегу. На воле-то нынче студёно, я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос высунуть.
- а чемм же ты кормишься?
- а у меня с лета грибки припасены, да орешки и жёлуди. Вот в морозы-то и отсижусь.
Учитель: итак, как же зимует белка?
-отличается ли белка летом и зимой по окраске шерсти?
3
Белка-------------использует запасы
А как белка устраивает себе гнездо?
Дополнение: гнездо у белки в дупле или прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри своё жилище зверёк выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью в таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником или хвостом.
-а кто ещё зимой не спит и использует запасы? (мыши)
Отгадайте загадку
«Летом-серый, зимой –белый» (заяц)
Что бы вы могли рассказать о зайце
Дополнение:
В основном зайцы питаются веточками осины, берёзы, а так же клёна и дуба. С веток более толстых сгрызают только кору. Едят и сухую траву, правда не очень охотно. Иногда зимой зайцы наведываются в сады, где обгрызают кору с молодых деревьев. Поэтому люди на зиму обвязывают стволы деревьев. День зверь проводит в укромных местах- под поваленными деревьями, под пнём или в кустах. В сильные морозы роет в снегу глубокие норы. Спит, не закрывая глаз.
А кто ещё из животных не впадает в спячку зимой? (перечисление)
А каких животных мы можем встретить в нашем зимнем лесу? НРК (перечисление)
Работа с пластилином (вылепить животное . Обитатели нашего зимнего леса. Выбор ученика)
Анализ выполненных работ (устная рефлексия)
- обобщение
холодная пришла зима. Утонул в снегу лес. Трудно прокормиться птицам, и зверям во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают от голода. Поэтому и зверей, так же как и птиц, зимой нужно подкармливать. Для этого в лесу можно развешивать заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывать капусту, сено.
Чтение учителем отрывков из рассказа «Доброе слово о хищниках» (А.А.Плешаков)
Анализ прочитанного текста.
А теперь давайте представим себя на месте птиц и зверей. Они обращаются к нам с просьбой помочь им перезимовать. Что бы они посоветовали? ( письменная рефлексия)
Проверка полученных обращений
4
- итог работы
обсудим вместе:
для чего необходимо было вести на данную тему разговор?
Что поучительного и ценного вы взяли для себя с урока?
5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"
Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"...
Урок окружающего мира: День зимующих птиц России
В размещаемом конспекте представлен порядок проведения урока по предмету "окружающий мир" на тему "День зимующих птиц России".Инфорамция о проведении урока размещена на сайте: http://ecamir.ru/ne...
Методическая разработка урока окружающего мира "Пришла зима" 1 класс, ПНШ.
Конспект урока с презентацией....
Урок окружающего мира "Звери - млекопитающие"
Тема урока: «Звери- млекопитающие». 1 класс.(Программа «Начальная школа 21 век»)Тип урока: изучение нового материала.Задачи урока:1. Образовательные: дать пон...
Технологическая карта урока окружающего мира "Звери - млекопитающие". 1 класс
Окружающий мир 1 класс. Тема "Звери - млекопитающие" На уроке учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих (зверей), с существенными отличительными признаками этой группы животных. ...
Урок окружающего мира Звери-млекопитающие"
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса по программе "Начальная школа 21 век".Цель: Познакомить детей с группой животных – звер...
Урок окружающего мира "Звери"
урок окружающего мира в 1 классе...