Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» 2 класс «Бывают ли чудеса?»
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Ефименко Галина Викторовна

Дидактическая цель урока: Сформировать у учащихся представление об окружающем мире, как о великом чуде; организовать исследовательскую деятельность учащихся.

Развивающая цель: Создать условия для развития любознательности (средствами исследовательской деятельности), мышления (с использованием технологии развития критического мышления), воображения (через проблемные вопросы, неполные картины), коммуникативных умений (через работу в группах), монологической речи учащихся.

Воспитывающая цель: Воспитывать потребность в бережном отношении к природе.

Создать условия для формирования УУД:

Предметные

- Расширять представления учащихся об окружающем мире

- Формировать у учащихся целостную картину мира

- Формировать навыки ведения исследовательской деятельности

- Работать с лупой, микроскопом, препаратами для исследований

Метапредметные

-Работать с различными источниками информации (собственный жизненный опыт, мнение сверстников, учебник, сеть Интернет), выделять главное, анализировать информацию, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_om_byvayut_li_chudesa_2klass.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок с использованием технологии развития критического мышления

Класс: 2

УМК «Начальная школа XXI века»

Предмет: Окружающий мир

Учебник: Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» 2 класс

Тема урока: «Бывают  ли чудеса?»

Технологии: сотрудничество, поисково-исследовательская  деятельность, развитие  критического мышления

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы: групповая, фронтальная, исследование.

Место урока в образовательном процессе: урок по учебному плану

Дидактическая цель урока: Сформировать у учащихся представление об окружающем мире, как о великом чуде; организовать исследовательскую деятельность учащихся.

Развивающая цель: Создать условия для развития любознательности (средствами исследовательской деятельности), мышления (с использованием технологии развития критического мышления), воображения (через проблемные вопросы, неполные картины), коммуникативных умений (через работу в группах), монологической речи учащихся.

Воспитывающая цель: Воспитывать потребность в бережном отношении к природе.

Создать условия для формирования УУД:

Предметные

- Расширять представления учащихся об окружающем мире

- Формировать у учащихся целостную картину мира

- Формировать навыки ведения исследовательской деятельности

- Работать с лупой, микроскопом, препаратами для исследований

Метапредметные

-Работать с различными источниками информации (собственный жизненный опыт, мнение сверстников, учебник, сеть Интернет), выделять главное, анализировать информацию, делать выводы.

- Высказывать предположения, в ходе дискуссии находить ответы на проблемные вопросы

- Организовать дифференцированную работу с целью обучения учащихся эффективному продуктивному взаимодействию в больших группах (работа по рядам) и микрогруппах (исследовательская деятельность)

Регулятивные

- Формирование «чувства времени» - умения выполнять задание в строго отведенное время;

- Анализировать ответы сверстников, сравнивать с собственной точкой зрения;

-  Анализировать эмоциональное состояние, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;

- Кооперировать свои действия по решению поставленной задачи;

Личностные

- Выслушивать и уважать мнение сверстников, вести диалог, строить понятные для собеседника монологические высказывания;

- Расширять общий интеллектуальный кругозор учащихся (просмотр фильма, сообщение ранее неизвестных фактов, работа с сетью Интернет, результаты опытов и исследований)

- Видеть необычное в обычных вещах, подмечать красоту и уникальность окружающего мира.

Ресурсы: компьютер с выходом в сеть Интернет (на уроке использовался дополнительный ноутбук), проектор, ЦОР - презентация к уроку, магниты, доска и мел, микроскоп, лупа, планшет, фонарики, раздаточный материал (карты исследователя, бланки, стикеры).

Ожидаемые результаты: достижение поставленных целей.

Сценарий урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, правила работы на уроке – слайд 2

Учащиеся проверяют наличие всех необходимых принадлежностей и занимают свои места

Разминка

Использование ЦОР

- Посмотрите на слайд (3). Сделайте предположение, что это может быть?

(На слайде фрагмент изображения - крыло бабочки Грета Ото)

- А теперь сравните свои высказывания с информацией от Мудрой Совы! Справка о бабочке по щелчку мыши

-В нашем мире все взаимосвязано – так эта прекрасная бабочка своим существованием сигнализирует нам о состоянии окружающей среды. Какой вывод можно сделать?

Учащиеся высказывают различные версии:

- паутина паука

- осколок стекла

-часть металлической ограды

- дороги, вид сверху и т.п.

Учащиеся приходят к выводу, что следует тщательнее наблюдать за живыми существами, чтобы не навредить природе.

Формулирование темы урока

-Можете ли вы сразу сформулировать тему урока?

- Затрудняетесь?

- Ребята, совсем недавно мы с вами смотрели мультфильм «Сказка о Царе Салтане», где слышали такие слова:

Ой, вы гости-господа,

         Долго ль ездили? Куда?

    Ладно, ль за морем иль худо?

    И какое в свете чудо?

- О каких же  чудесах говорилось в сказке?

- Как вы считаете, чудеса встречаются только в сказках?

- У каждого из вас есть смайлик. Прикрепите свой смайлик под ответом, который вы считаете правильным.

-Произнесите это слово с заданной информацией. Чудо?

-Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос: «Бывают ли на свете чудеса?»

Учащиеся выдвигают разные версии:

- Да, мы будем изучать бабочек

- Не знаю

- Нет, мы будем говорить о чем-то другом.

  ДАНЕТ

Постановка учебной задачи

Проблемный вопрос:

-Что можно считать чудом?

- Пообщайтесь друг с другом вполголоса, посоветуйтесь, наберите «корзину идей» и запишите лучшие идеи в бланки. На выполнение этого задания вам отводится 3 минуты. Обращается внимание учащихся на часы.

На доске составляется кластер

Организуется работа по рядам: учащиеся совещаются, применяя прием «корзина идей» и составляют список того, что, по их мнению, можно назвать чудом. Как только работа закончена, учащиеся поднимают вверх соединенные руки. Один из учащихся громко зачитывает ответы своего ряда и прикрепляет заполненный бланк на доску.

Работа над темой урока

- А можно ли считать чудом природу?

- Мудрая сова предлагает Вам посмотреть фильм, а потом мы обсудим, изменилось ли ваше мнение.

Слайд 4 - просмотр фильма «Чудеса природы»

Прием «Мудрая сова» - сравнение своей точки зрения с информацией из научного источника.

Учащиеся дают разные ответы, не все учащиеся отвечают утвердительно.

После просмотра фильма многие сомневающиеся учащиеся меняют свое мнение.

Физкультминутка

Игра «Живая и не живая природа» для закрепления знаний о живой и неживой природе и тренировки учащихся в быстрой классификации.

По указанию учителя учащиеся быстро объединяются в две группы по признаку: относится ли данный объект в живой или неживой природе.

«Живая группа»:

Рыбы, собака, человек

«Неживая группа»:

Камень, стекло, горы

Организация исследовательской работы в паре

- Откройте учебники на с.13 и рассмотрите иллюстрацию. Можно ли считать чудом изображенные здесь изобретения человечества? Свой ответ объясните.  (Ракета, телевизор, компьютер, батискаф, радиоприемник, очки, лупа, микроскоп, телескоп)

- Некоторые из этих чудесных изобретений мы применим сегодня на уроке, проведя  исследование.

На столах вы видите  приборы  и задания для исследовательской деятельности.

  1. Микроскоп, лупа.

Для рассмотрения  микрочастиц ученные изобрели микроскоп, который

появился в начале XVII века. (Слайд №6)  Историки выдвигают на роль изобретателя ЗахарияЯнсена из Миддельбурга в Голландии. Он родился в семье "очковых" дел мастера и с детства знал о выпуклых и вогнутых линзах от отца. Как-то раз Янсен взял трубу и установил на ее концах выпуклые линзы. В поле зрения попал какой-то близлежащий предмет и предстал в сильно увеличенном виде. Это навело Янсена на мысль создать новый прибор. Он стал работать в этом направлении, и, наконец, около 1590 года появился микроскоп. (Слайд №7)  Галилео Галилей, итальянский ученый, один из великих философов ,уже на следующий день понял общую идею конструкции и сделал микроскоп в своей лаборатории, а в 1612 году он уже наладил изготовление микроскопов.

(Слайд №8)Практическая работа: через микроскоп дети рассматривают листик.

Учитель: Ребята, если повнимательнее посмотреть на предметы вокруг нас, можно увидеть что-то интересное и без лупы и микроскопа. Я предлагаю вам сегодня присмотреться и увидеть необычное в привычном для нас окружении.

Прочитайте девиз нашего урока: (хором) (Слайд №9)

  1. Свет. Благодаря органу зрения человек видит окружающий мир, может работать и отдыхать. От того,  как освещаются предметы, зависит продуктивность его труда. Поэтому мы не представляем нашу жизнь без света.

А сколько чудесных картин, музыкальных произведений, стихов появилось благодаря мерцающему огоньку.

-Какие источники света вы знаете?

Источники света бывают естественные и искусственные.

Дети выполняют задания в приготовленных таблицах  с последующей взаимопроверкой. Вывод.

  1. Практическая работа.

-У каждого на столе фонарик (изменение цвета,тень,увеличение  луча…) Вывод.

Учащиеся работают с иллюстрацией учебника и в ходе дискуссии с применением приема «мудрая сова» делают вывод, что все эти изобретения в какой-то мере можно считать чудом, потому что они помогают человеку исследовать мир и открывать новое знание.

Чудеса найду повсюду,

Лишь внимательным я буду.

Чудеса найду везде,

 И на суше, и в воде.

Горящая свеча, спичка, светящаяся лампа, солнце, звезды, молнии, полярное  сияние, радуга, светящиеся живые организмы.

Дети выполняют задания с фонариками.

Итог урока

-  Изменилось ли ваше мнение о том, что чудеса бывают только в сказках?

Что делали?

Что увидели?

Какой вывод сделали?

- Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос урока: «Бывают ли на свете чудеса?»?

- Я согласна с вами, ребята! Мир – это великое чудо, которое нам с вами нужно беречь, чтобы оно продолжало удивлять и восхищать нас всегда.

2)Рефлексия

Оцените свою деятельность на уроке стикером:

Зеленый цвет – своей деятельностью на уроке доволен, у меня все получилось.

Розовый цвет – считаю урок познавательным, но кое-что осталось для меня неясным

Синий цвет – я не вполне доволен своей деятельностью на уроке, но в следующий раз у меня получится лучше!

Учащиеся приходят к выводу, что сам мир и есть чудо.

Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке, выбирают стикер определенного цвета и наклеивают на доску.

Домашнее задание

Подготовьте препараты для исследований по памятке.

-Урок окончен. Спасибо за интересную и плодотворную работу 

Учащиеся получают памятки с инструкцией к заданию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК «Начальная школа XXI век» под редакцией Н.Ф.Виноградовой Окружающий мир, 2 класс. Что такое семья?

Урок изучения и первичное закрепление нового материала. Уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений....

Проверочные работы к учебнику «Окружающий мир» (автор Н.Ф. Виноградова) для 2 класса

Проверочные работы помогут учителю экономить время на проверку знаний, выявить индивидуальный уровень знаний и скорректировать учебный процесс.Проверочные работы помогут и родителям определить объём з...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

конспект урока "Дом, в котором я живу" (Н.Ф.Виноградова "Окружающий мир" 1 класс)

Урок по учебнику Н.Ф.Виноградовой "Окружающий мир" 1 класс УМК "Начальная школа XXI век"....

Рабочая программа по окружающему миру ( Виноградова) для 3 класса ( УМК " Школа 21 века") и КТП

Материал содержит рабочую программу по окружающему миру и КТП...

Проверочные работы к учебнику «Окружающий мир» (автор Н.Ф. Виноградова) для 2 класса.

Проверочные работы к учебнику «Окружающий мир» (автор Н.Ф. Виноградова) для 2 класса....