Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» 2 класс «Бывают ли чудеса?»
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Дидактическая цель урока: Сформировать у учащихся представление об окружающем мире, как о великом чуде; организовать исследовательскую деятельность учащихся.
Развивающая цель: Создать условия для развития любознательности (средствами исследовательской деятельности), мышления (с использованием технологии развития критического мышления), воображения (через проблемные вопросы, неполные картины), коммуникативных умений (через работу в группах), монологической речи учащихся.
Воспитывающая цель: Воспитывать потребность в бережном отношении к природе.
Создать условия для формирования УУД:
Предметные
- Расширять представления учащихся об окружающем мире
- Формировать у учащихся целостную картину мира
- Формировать навыки ведения исследовательской деятельности
- Работать с лупой, микроскопом, препаратами для исследований
Метапредметные
-Работать с различными источниками информации (собственный жизненный опыт, мнение сверстников, учебник, сеть Интернет), выделять главное, анализировать информацию, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_om_byvayut_li_chudesa_2klass.docx | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок с использованием технологии развития критического мышления
Класс: 2
УМК «Начальная школа XXI века»
Предмет: Окружающий мир
Учебник: Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» 2 класс
Тема урока: «Бывают ли чудеса?»
Технологии: сотрудничество, поисково-исследовательская деятельность, развитие критического мышления
Тип урока: урок открытия нового знания
Формы работы: групповая, фронтальная, исследование.
Место урока в образовательном процессе: урок по учебному плану
Дидактическая цель урока: Сформировать у учащихся представление об окружающем мире, как о великом чуде; организовать исследовательскую деятельность учащихся.
Развивающая цель: Создать условия для развития любознательности (средствами исследовательской деятельности), мышления (с использованием технологии развития критического мышления), воображения (через проблемные вопросы, неполные картины), коммуникативных умений (через работу в группах), монологической речи учащихся.
Воспитывающая цель: Воспитывать потребность в бережном отношении к природе.
Создать условия для формирования УУД:
Предметные
- Расширять представления учащихся об окружающем мире
- Формировать у учащихся целостную картину мира
- Формировать навыки ведения исследовательской деятельности
- Работать с лупой, микроскопом, препаратами для исследований
Метапредметные
-Работать с различными источниками информации (собственный жизненный опыт, мнение сверстников, учебник, сеть Интернет), выделять главное, анализировать информацию, делать выводы.
- Высказывать предположения, в ходе дискуссии находить ответы на проблемные вопросы
- Организовать дифференцированную работу с целью обучения учащихся эффективному продуктивному взаимодействию в больших группах (работа по рядам) и микрогруппах (исследовательская деятельность)
Регулятивные
- Формирование «чувства времени» - умения выполнять задание в строго отведенное время;
- Анализировать ответы сверстников, сравнивать с собственной точкой зрения;
- Анализировать эмоциональное состояние, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;
- Кооперировать свои действия по решению поставленной задачи;
Личностные
- Выслушивать и уважать мнение сверстников, вести диалог, строить понятные для собеседника монологические высказывания;
- Расширять общий интеллектуальный кругозор учащихся (просмотр фильма, сообщение ранее неизвестных фактов, работа с сетью Интернет, результаты опытов и исследований)
- Видеть необычное в обычных вещах, подмечать красоту и уникальность окружающего мира.
Ресурсы: компьютер с выходом в сеть Интернет (на уроке использовался дополнительный ноутбук), проектор, ЦОР - презентация к уроку, магниты, доска и мел, микроскоп, лупа, планшет, фонарики, раздаточный материал (карты исследователя, бланки, стикеры).
Ожидаемые результаты: достижение поставленных целей.
Сценарий урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, правила работы на уроке – слайд 2 | Учащиеся проверяют наличие всех необходимых принадлежностей и занимают свои места |
Разминка | Использование ЦОР - Посмотрите на слайд (3). Сделайте предположение, что это может быть? (На слайде фрагмент изображения - крыло бабочки Грета Ото) - А теперь сравните свои высказывания с информацией от Мудрой Совы! Справка о бабочке по щелчку мыши -В нашем мире все взаимосвязано – так эта прекрасная бабочка своим существованием сигнализирует нам о состоянии окружающей среды. Какой вывод можно сделать? | Учащиеся высказывают различные версии: - паутина паука - осколок стекла -часть металлической ограды - дороги, вид сверху и т.п. Учащиеся приходят к выводу, что следует тщательнее наблюдать за живыми существами, чтобы не навредить природе. |
Формулирование темы урока | -Можете ли вы сразу сформулировать тему урока? - Затрудняетесь? - Ребята, совсем недавно мы с вами смотрели мультфильм «Сказка о Царе Салтане», где слышали такие слова: Ой, вы гости-господа, Долго ль ездили? Куда? Ладно, ль за морем иль худо? И какое в свете чудо? - О каких же чудесах говорилось в сказке? - Как вы считаете, чудеса встречаются только в сказках? - У каждого из вас есть смайлик. Прикрепите свой смайлик под ответом, который вы считаете правильным. -Произнесите это слово с заданной информацией. Чудо? -Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос: «Бывают ли на свете чудеса?» | Учащиеся выдвигают разные версии: - Да, мы будем изучать бабочек - Не знаю - Нет, мы будем говорить о чем-то другом. ДАНЕТ |
Постановка учебной задачи | Проблемный вопрос: -Что можно считать чудом? - Пообщайтесь друг с другом вполголоса, посоветуйтесь, наберите «корзину идей» и запишите лучшие идеи в бланки. На выполнение этого задания вам отводится 3 минуты. Обращается внимание учащихся на часы. На доске составляется кластер | Организуется работа по рядам: учащиеся совещаются, применяя прием «корзина идей» и составляют список того, что, по их мнению, можно назвать чудом. Как только работа закончена, учащиеся поднимают вверх соединенные руки. Один из учащихся громко зачитывает ответы своего ряда и прикрепляет заполненный бланк на доску. |
Работа над темой урока | - А можно ли считать чудом природу? - Мудрая сова предлагает Вам посмотреть фильм, а потом мы обсудим, изменилось ли ваше мнение. Слайд 4 - просмотр фильма «Чудеса природы» Прием «Мудрая сова» - сравнение своей точки зрения с информацией из научного источника. | Учащиеся дают разные ответы, не все учащиеся отвечают утвердительно. После просмотра фильма многие сомневающиеся учащиеся меняют свое мнение. |
Физкультминутка | Игра «Живая и не живая природа» для закрепления знаний о живой и неживой природе и тренировки учащихся в быстрой классификации. | По указанию учителя учащиеся быстро объединяются в две группы по признаку: относится ли данный объект в живой или неживой природе. «Живая группа»: Рыбы, собака, человек «Неживая группа»: Камень, стекло, горы |
Организация исследовательской работы в паре | - Откройте учебники на с.13 и рассмотрите иллюстрацию. Можно ли считать чудом изображенные здесь изобретения человечества? Свой ответ объясните. (Ракета, телевизор, компьютер, батискаф, радиоприемник, очки, лупа, микроскоп, телескоп) - Некоторые из этих чудесных изобретений мы применим сегодня на уроке, проведя исследование. На столах вы видите приборы и задания для исследовательской деятельности.
Для рассмотрения микрочастиц ученные изобрели микроскоп, который появился в начале XVII века. (Слайд №6) Историки выдвигают на роль изобретателя ЗахарияЯнсена из Миддельбурга в Голландии. Он родился в семье "очковых" дел мастера и с детства знал о выпуклых и вогнутых линзах от отца. Как-то раз Янсен взял трубу и установил на ее концах выпуклые линзы. В поле зрения попал какой-то близлежащий предмет и предстал в сильно увеличенном виде. Это навело Янсена на мысль создать новый прибор. Он стал работать в этом направлении, и, наконец, около 1590 года появился микроскоп. (Слайд №7) Галилео Галилей, итальянский ученый, один из великих философов ,уже на следующий день понял общую идею конструкции и сделал микроскоп в своей лаборатории, а в 1612 году он уже наладил изготовление микроскопов. (Слайд №8)Практическая работа: через микроскоп дети рассматривают листик. Учитель: Ребята, если повнимательнее посмотреть на предметы вокруг нас, можно увидеть что-то интересное и без лупы и микроскопа. Я предлагаю вам сегодня присмотреться и увидеть необычное в привычном для нас окружении. Прочитайте девиз нашего урока: (хором) (Слайд №9)
А сколько чудесных картин, музыкальных произведений, стихов появилось благодаря мерцающему огоньку. -Какие источники света вы знаете? Источники света бывают естественные и искусственные. Дети выполняют задания в приготовленных таблицах с последующей взаимопроверкой. Вывод.
-У каждого на столе фонарик (изменение цвета,тень,увеличение луча…) Вывод. | Учащиеся работают с иллюстрацией учебника и в ходе дискуссии с применением приема «мудрая сова» делают вывод, что все эти изобретения в какой-то мере можно считать чудом, потому что они помогают человеку исследовать мир и открывать новое знание. Чудеса найду повсюду, Лишь внимательным я буду. Чудеса найду везде, И на суше, и в воде. Горящая свеча, спичка, светящаяся лампа, солнце, звезды, молнии, полярное сияние, радуга, светящиеся живые организмы. Дети выполняют задания с фонариками. |
Итог урока | - Изменилось ли ваше мнение о том, что чудеса бывают только в сказках? Что делали? Что увидели? Какой вывод сделали? - Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос урока: «Бывают ли на свете чудеса?»? - Я согласна с вами, ребята! Мир – это великое чудо, которое нам с вами нужно беречь, чтобы оно продолжало удивлять и восхищать нас всегда. 2)Рефлексия Оцените свою деятельность на уроке стикером: Зеленый цвет – своей деятельностью на уроке доволен, у меня все получилось. Розовый цвет – считаю урок познавательным, но кое-что осталось для меня неясным Синий цвет – я не вполне доволен своей деятельностью на уроке, но в следующий раз у меня получится лучше! | Учащиеся приходят к выводу, что сам мир и есть чудо. Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке, выбирают стикер определенного цвета и наклеивают на доску. |
Домашнее задание | Подготовьте препараты для исследований по памятке. -Урок окончен. Спасибо за интересную и плодотворную работу | Учащиеся получают памятки с инструкцией к заданию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК «Начальная школа XXI век» под редакцией Н.Ф.Виноградовой Окружающий мир, 2 класс. Что такое семья?
Урок изучения и первичное закрепление нового материала. Уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений....
Проверочные работы к учебнику «Окружающий мир» (автор Н.Ф. Виноградова) для 2 класса
Проверочные работы помогут учителю экономить время на проверку знаний, выявить индивидуальный уровень знаний и скорректировать учебный процесс.Проверочные работы помогут и родителям определить объём з...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
конспект урока "Дом, в котором я живу" (Н.Ф.Виноградова "Окружающий мир" 1 класс)
Урок по учебнику Н.Ф.Виноградовой "Окружающий мир" 1 класс УМК "Начальная школа XXI век"....
Рабочая программа по окружающему миру ( Виноградова) для 3 класса ( УМК " Школа 21 века") и КТП
Материал содержит рабочую программу по окружающему миру и КТП...
Проверочные работы к учебнику «Окружающий мир» (автор Н.Ф. Виноградова) для 2 класса.
Проверочные работы к учебнику «Окружающий мир» (автор Н.Ф. Виноградова) для 2 класса....