Открытый урок по теме: Лес и человек.
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Обобщающий урок по окружающему миру в 3 классе по программе"Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_otkrytyy_urok_solyanik.docx | 28.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
на краевой заочный конкурс
«Формирование экологической культуры школьников»
(экология биосферы)
Удовенко Светлана Олеговна
Учитель начальных классов.
МБОУ «Кулундинская средняя
общеобразовательная школа №1»
с.Кулунды,
Кулундинского района,
Алтайского края.
Окружающий мир.
3класс.
Тема: ЛЕС И ЧЕЛОВЕК.
(Обобщающий урок)
Воспитать экологическую
культуру – значит,
сохранить здоровье
будущих поколений
В.Грачев
Тема: ЛЕС И ЧЕЛОВЕК.
Цели урока:
1.Обобщить знания о взаимосвязи леса и человека.
2. Развивать внимание, память, мышление, выразительность речи.
3. Продолжить на основе диалектико-материалистического мировоззрения формировать представление о связях между компонентами леса.
4. Воспитывать экологическую культуру.
Ход урока
I. Организационный урок.
Учитель. Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажите сами. Но интересно знать, а погода за прошедшую неделю нам благоприятствует? Кто из вас скажет, какой она была?
Вопрос. Назовите самые яркие изменения в природе.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.
Учитель. Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя одного таинственного жителя. Его имя мы будем узнавать так: я называю вопрос, вы – ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя.
На доске карточки с буквами (как в «Поле чудес»).
л | е | с | о | в | и | ч | о | к |
Ответ:
Вопросы:
- Как называется верхний рыхлый слой земли, на котором растут или могут расти растения?
- Из чего состоит почва?
-Какие виды почв вы знаете?
-Основное свойство почвы?
-Что имеется в почве, необходимое для жизни растений?
-Что делают для защиты почвы от выдувания и смыва?
-Чем отличаются чернозёмные почвы от подзолистых?
-Назовите таинственного гостя? (Лесовичок)
-А где он живёт? ( В лесу.)
Учитель. В лес мы и совершим прогулку. Вспомним растения леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса. А в конце урока ответим на вопрос: «Что мы сажаем, сажая леса?».
III. Основная работа с учащимися.
Вопрос. Как вы представляете, что такое лес?
Лес – это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе деревья, кустарники, травы, птицы, звери.
Звучит спокойная музыка.
Ученик. Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Учитель. Леса России… Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные берёзки, тёмные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес.
В течение рассказа учитель демонстрирует иллюстрации.
РАСТЕНИЯ ЛЕСА.
Учитель. Отгадайте загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В лесах его одели. (Дерево)
Вопросы:
-Докажите, что это дерево.
-Какие деревья растут в лесу?
-Назовите одним словом ель, сосну, кедр? (Хвойные деревья.)
-Как будет называться лес, где растут одни хвойные деревья? (Хвойный)
-Назовите одним словом берёзу, дуб, клён? (Лиственные деревья.)
-Как будет называться лес, где растут одни лиственные деревья? (Лиственный)
-А как будет называться лес, в котором как бы смешались и хвойные и лиственные деревья? (Смешанный.)
Схема (на доске).
ЛЕС
хвойный лиственный смешанный
Вопрос: Про какие деревья эта загадка?
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель, сосна.)
Работа с гербарием.
Учитель. Сравните веточку сосны и ели. В чём их сходство, а в чём различие?
СОСНА И ЕЛЬ – хвойные деревья. Их листочки – хвоинки. Они опадают не все сразу, как листья у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год – зелёные.
Ель влаголюбива, растёт на влажных глинистых почвах. Еловые леса тёмные, так как кроны деревьев мало пропускают солнечный свет.
Сосна менее прихотлива к почве, может расти и на песчаных почвах. Она светолюбивое растение. Крона сосен всегда поднимается высоко в небо. В сосновом лесу светло, воздух напоен чудесным ароматом, полезным для здоровья человека. Сосна – одно из древнейших деревьев. Росла сосна, когда не было ещё на земле зелёных лиственных лесов. Недаром жесткой хвоей сосны питаются глухари, тоже древнейшая на земле птица. Из сосновых брёвен строили и строят жилые дома, возводят мосты и хозяйственные постройки. Ценится и смола сосны, которую собирают, надреза сосновую кору.
К хвойным деревьям относится кедр.
Работа с гербарием.
КЕДР – красавец сибирских лесов, могучее дерево с тёмной хвоей. Хвоинки кедра длинные, мягкие, отходящие от стебля пучков в 5 хвоинок. Многие из вас ели кедровые орешки, из которых изготовляют кедровое масло.
И ещё об одном дереве мы поведём разговор. Правда, сделаю оговорку, о необычном хвойном дереве – лиственнице.
ЛИСТВЕННИЦА отличается от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою. Перед опаданием хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым. Хвоя лиственницы мягкая, нежная. На молодых побегах хвоинки располагаются поодиночке. На более старых побегах они собраны в пучки. В каждом пучке 20 – 60 хвоинок.
Вопрос. В чём находятся семена хвойных деревьев? (В шишках)
Поговорили мы с вами о хвойных деревьях, теперь перейдём к лиственным.
Отгадайте загадку:
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой
Стоит под горой. (Берёза.)
Работа с гербарием.
Вопросы:
-Как отличить берёзу от других деревьев?
-Какую песню вы знаете о берёзе?
Учитель. Весной на берёзе, ещё до первых листочков, появляются длинные серёжки. Это многочисленные цветки, из которых к концу лета созревают семена. Древесину берёзы используют для изготовления лыж.
Отгадайте, что это за дерево?
И высок я, и могуч,
Не боюсь не гроз, не туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
Работа с гербарием.
Учитель. ДУБ – это долговечное и самое крепкое дерево в наших лесах. Ствол дуба мощный. Листья дуба распускаются поздно весной, но долго удерживаются на ветвях осенью ,а иногда и всю зиму дуб стоит с поблекшими тёмно-коричневыми листьями.
Вопрос. А о чём идет речь в данной загадке?
С колпачком на голове,
Будто в путь готовый,
Он скрывается в листве
Дуба золотого. (Жёлудь)
Учитель. Жёлуди – это семена дуба.
Звучит музыка.
Ученик: Тропинкою росною
Свернём в чудесный лес,
Туда, где сосны рослые
Касаются небес,
Где сказки шепчут ели,
Берёзы и дубы,
Где ягоды поспели
И выросли грибы.
Но нужно быть очень внимательными при сборе грибов. Ведь среди них встречаются не только съедобные, но и ядовитые. Лесовичок просит нас собрать в лукошко съедобные грибы.
Кто природу любит,-
Много о ней знает,
Тот мои загадки
Мигом отгадает.
Под старой сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружён своей семьёю,
Первый найден…(боровик).
Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах.
Осень в лес приносят летом
Золотистые…(лисички).
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных,
Собирай, не мешкай,
Это…(сыроежки).
Учитель. Наша природа – настоящее сокровище. Ценнейшими свойствами обладают растения, которые во множестве растут вокруг нас. Просто мы не всегда знаем о «чудодейственных свойствах» самых обыкновенных трав и веточек. Из одних можно приготовить салаты, гарниры, из других изготовляют стойкие красители, третьи предсказывают погоду или указывают направление и время, четвёртые лечат нас от различных недугов.
Презентация «Лекарственные растения»
IV. Итог урока.
Учитель. Ребята , сделайте вывод о взаимосвязи леса и человека.
Вопросы:
-Может ли человек обойтись без леса?
-Так что мы сажаем, сажая леса?
Вывод учащихся и чтение стихотворения:
Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи – держать паруса,
Рубку и палубу, рёбра и киль –
Странствовать по морю в бурю и штиль.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лёгкие крылья – лететь в небеса.
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пёстрые дятлы стучат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Свежесть лесную, и влагу, и тень –
Вот что сажаем в сегодняшний день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме " Лес и человек" 4 класс
Лес и человек Цели урока: Активизировать имеющиеся у детей знания о лесной зоне; углубить и расширить их. Обсудить значение леса для духовной и моральной жизни людей; обсудить экологические проб...
Разработка урока по теме "Как узнать человека?"
Мультимедийная разработка урока по окружающему миру для 4 класса по программе Школа 2100. Урок был проведён во время участия в городском конкурсе профессионального мастерства в 2011г. Урок преду...
Открытый урок самопознания " Доброта- солнце, согревающее человека"
Данный урок разработан для детей начальных классов.Целью которого является: формирование у учащихся представления о добре и зле, Корригировать и развивать эмоционально-волевую сферу в умении выражать ...
Конспект урока на тему: «Лес и человек.Значение леса для жизнедеятельности человека».
конспект урока для 4 класса,по программе Школа России...
Конспект открытого урока по ИЗО "Орудия труда человека" 3 класс
№22. Рисование с натуры «Орудия труда человека»(карандаш)Цели: обучать построению предметов цилиндрической формы и формы усечённого конуса с передачей сокращенного в перспективе круга.Зада...
Открытый урок по окружающему миру "Как человек научился считать время. Что такое сутки?"
Открытый урок...
Открытый урок по окружающему миру «Организм человека» 3 класс
Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о строении тела человека.Тип урока по дидактической цели: урок открытия новых знаний.Цели урока.Обучающая...