конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Как возникали и строились города"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

открытый урок по окружающему миру  в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx279.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Терновская основная общеобразовательная школа

Яковлевского района Белгородской области»

Открытый  урок  окружающего мира в 4 классе

 по программе «Начальная школа XXI века»

Тема:

« Как возникали и строились города».

                                                                               Подготовила:

                                                                         учитель начальных классов

Абакумова Лариса Борисовна

2013- 2014  учебный год

Открытый  урок  окружающего мира в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века»

Тема: « Как возникали и строились города».

Цели:создать условия для формирования представлений учащихся о постройках старинных городов и их значении в жизни славян, для знакомства с древнерусскими городами, способствовать  развивать наглядно-образного, логического мышления, воображения, речи, творческих способностей; содействовать  воспитанию  бережного отношения к культурному наследию наших предков, осуществлению межпредметных связей.

Оборудование: иллюстрации, ноутбук, видеопроектор для показа презентации, учебник, карточки с заданиями.

Ход урока:

1. Организационный момент (психологический настрой).

 Учитель: Поприветствуйте улыбкой гостей, друг друга.

 Учитель:  - Настроенье каково?

Дети: – Во! (показывают, у кого какое настроение)

Перед вами красные листочки. Напишите, чего вы опасаетесь, что вас тревожит. Прикрепите эти листочки на доску.

А на жёлтом – что вы ожидаете от урока. Прикрепите на доску.

-А теперь возьмитесь за руки, закройте глаза и почувствуйте друг друга. Вы – вместе, вы - команда! Откройте глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, настройтесь на рабочий лад  и … в добрый путь!

Учитель читает стихотворение:

Перед нами протекает времени река,
Полноводна, глубока и широка.
Время движется, меняется, течёт,
К изученью нас истории влечёт.

-Начинаем урок окружающего мира.

 2.  Этап подготовки учащихся.

 а)Дифференцированная работа: 1 команда работает по карточкам, отгадывая загадку и разгадывая ребус, 2, 3, 4 команды разгадывают кроссворд.

Карточка для команды №1

Загадка

Это что за богатырь
Раздается ввысь и вширь
И всегда, во мгле ночей,
Миллионы жжет огней?
(город)

Ребус

     ̓                    ̓  огород (город)

Задания для 2,3, 4 команд – проверка домашнего задания по теме: «Рельеф Росии»

Кроссворд - отгадки виды рельефа земной поверхности

  1. В жарком лете я стою,

 Шапкой зиму достаю. (Гора.)

2) Тает снег – и я расту,

    Но расту не в высоту,

    А в глубину и в ширину.

    Полю хлебному я враг,

    А зовут меня … (овраг).

3) Далеко, конца не видно,

    Расстилается… (равнина).

4) Участок суши в море или океане, окруженный водой. ( Остров)

5) Участок земли в реке, в озере,  в море, в океане. ( Дно)

1

2

3

4

5

г

о

р

а

о

в

р

а

г

р

а

в

н

и

н

а

о

с

т

р

о

в

д

о

м

 Проверка заданий для 1 команды : дети читают загадку,  называют слово- отгадку,  сверяют  с  иллюстрациями с - отгадками, находящимися на доске, проводят самооценку.

Учитель:

- Какое слово было загадано?  (Город).

- В каком числе стоит это слово?  ( В  единственном числе.)

-Поставьте  слово «город» во множественное число. ( Города)

-Это слово будет ключевым, главным словом в названии темы нашего урока.

б) Тема, постановка целей урока.

 Определение темы урока - работа в парах: собрать из «рассыпанных» слов, напечатанных на листочках, название  темы урока.

 Тема: « Как возникали и строились города» - самопроверка (сравнить с темой на  доске).  Листочки с темой урока, прикрепленные к   доске, переворачиваются. Дети сравнивают тему урока.

 Постановка  целей  урока:

-  Хотели бы вы узнать о городах на уроке?  О каких  городах  вам хочется узнать больше: о современных или древних? Почему?

-Давайте поставим цели урока.

Дети:

 -Узнать о том, как   возникали,  строились древние города,  кто в них жил, чем там занимались люди, как назывались эти города, чем знамениты эти города и т.д.

 в) лексическая работа со словом «город».

Учитель:

- Ребята, как вы думаете, от каких слов произошло слово «город»?

 (Ответы детей)

-Сравним свои ответы с ответом Литовченко Кати, которая провела небольшое  исследование   происхождения  и значения слова «город».

Катя:

-Я решила  найти информацию о значении слова « город» в Интернете и посмотреть   его значение   в « Словаре русского языка» С.Ожегова.

-Вот, что я узнала из Интернета.

-Слово «город» произошло от слов городить, ограда, огораживать, огород, городище - место, где в древности стоял город.

  -В    словаре дано следующее значение слова.

Город - это крупный населенный пункт, торговый, административный, промышленный центр».  

Учитель:

-Подберите к слову «город» родственные, однокоренные слова. ( Городской, городок. (Городище, пригород, пригородный).

 г) работа в   группах - выяснение смысла высказывания Виктора Гюго

(на  доске)

-Прочитайте высказывание на доске.

-Как вы понимаете слова французского писателя Виктора Гюго:

«Вселенная без города – это словно тело без головы». (Обсуждение в группах- 1 мин., ответы детей).

Учитель:

-Виктор Гюго, размышляя о значении города, писал о том, что необходимо место, которое бы  играло роль мозга. Значит, город – это главный хозяйственный центр  жизни людей.

 Да, действительно, города в Древней Руси являлись центрами всей жизни государства.

3. Этап усвоения  новых знаний.

1)  самостоятельная работа по учебнику

Учитель:

 –Я предлагаю вам прочитать небольшой текст в учебнике. Страницу вы узнаете, решив пример: 800:20 -1=39- на доске листок с примером.

Ученики самостоятельно работают с текстом в учебнике и выполняют задание в рубрике «Выскажем предположение». ( Ответ-1,2,3 высказывания).

   После того, как дети  выбрали ответы, они читают рубрику «Обрати внимание» на с.41, выполняя самопроверку, самооценку.  

2) Физкультминутка для глаз

1.Часто, часто поморгай,( 5 раз)

После глазки закрывай.

Сосчитай так до пяти

И сначала  все начни.  ( Всего 2 раза)

2.Руку держим пред собой,

   Не мотая головой,

   Пальцем водим вверх и вниз,

Вправо- влево и поищем глазками жёлтый  круг в классе,

А теперь нашли глазками зеленый  треугольник.

Расслабились.

 3.Нарисуй круги глазами  

    Для начала только вправо (3 раза),

    После влево раза три.

    Теперь коричневый прямоугольник глазками теперь нашли.

     И, наконец, поищем  синий квадрат.

Расслабились.

3)сообщения о древнерусских городах

- Ваши одноклассники подготовили для вас небольшие, но интересные сообщения о древнерусских городах.

а) сообщение ученицы  (Кожуховой В.)  о возникновение городов в Древней Руси. 

- Западные соседи называли Русь страной городов. (Слайд 1)

-Чтобы начать наш разговор о городах, нужно узнать, а как появились города?

            У славян было много врагов, и для защиты от них они строили крепости. Сначала выбирали  подходящее место для крепости, где сама природа бы помогала защититься от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги их можно увидеть издалека. Кроме того река с трёх сторон надёжно защищала крепость. Со стороны незащищённой  от реки, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли её водой. Получался рукотворный остров. На нём и строили славяне свои дома.

(Слайд 2)

Славяне жили в поселениях, окружённых крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. Такие огороженные посёлки были надёжными убежищами от нападений врагов и диких зверей.

  Такие посёлки - крепости со временем стали называть городами, от слов «городить», « огораживать».

 -Итак,   подведем  итог сказанному:

- Что представлял собой древнерусский город? ( Ответы детей)
-От какого слова произошло слово город?  («городить», «огораживать»).

- Для чего город обносился стеной? (Для защиты горожан).

-Сделаем вывод: ( Слайд 3)

 Древнерусский город-это, прежде всего, укрепленное, то есть огороженное от внезапных нападений поселение. В этом и заключалось его первоначальное отличие от сельской местности.

б) сообщение №2 ( Шайхутдинов Н.)

  ( Слайд 4)

 -Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался

кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь.

( Слайд № 5, 6)

-За пределами кремля был посад - место, где жили ремесленники, купцы и другой городской люд. Шумно и оживлённо было на главной  торговой площади.

-Проведем  лексическую работу.

-Скажите, пожалуйста, а кто такие ремесленники? ( Ремесленники – люди, матера, занимающиеся каким – либо делом: гончарное дело, кузнечное дело и т. д.) – показ иллюстрации на слайде № 7

- Кто такие купцы? (Купцы-люди, занимающиеся торговлей.)- показ иллюстрации на слайде № 8.

  Вопросы:

- Зачем  в древнерусских городах  строили кремль? ( В Древней Руси было много княжеств, которые воевали между собой. Южные соседи тоже совершали набеги на славянские поселения, поэтому и строили кремль – крепость, который  защищал центр города от набегов врагов.)

-Итак, подведем итог :

 -Назовите основные  части древнерусского города.  ( Посад, кремль). Самоконтроль - слайд № 9

  4. Этап закрепления знаний.

Учитель:

-Сейчас, ребята, мы совершим небольшую экскурсию в картинную галерею, чтобы наиболее полно и ясно представить себе образы различных  древнерусских городов. (Слайды № 10-21)

-Московский Кремль - слайд № 10- Грановитая палата - чудо Московского Кремля, парадный зал, где богатые люди отмечали важные события, происходящие в стране.

«Царь пушка»

Ребята, кто из вас знает, что это за памятник?

– Верно, это знаменитая «Царь-пушка». Она установлена на лафете-специальном приспособлении, опоре (станке), на котором  крепится «Царь-пушка», а возле нее лежат ядра.

    (Новая информация для детей: отлита она была мастером Андреем Чоховым более четырехсот лет назад).

    «Царь-пушка» эта, ребята не стреляла никогда, хоть и предназначалась для стрельбы камнями весом до 800 кг. Чтобы ее зарядить потребовались бы целые сутки. 

    -Так почему же пушку назвали Царь – пушкой.

Есть две версии. Первая – это из-за её больших размеров, вторая - из-за выгравированного изображения последнего царя из рода Рюриковичей - Фёдора Ивановича верхом на коне.

– Неподалеку от «Царь-пушки», находится другой памятник. Кто знает, что это?

– Верно, это знаменитый «Царь-колокол». Нет на целом свете колокола больше его. Он весит  200 тонн. Отлили его великие русские мастера: отец и сын Маторины.

      У «Царь-колокола» трагическая судьба. В него так ни разу и не звонили, потому что во время пожара от него отвалился большой кусок.

       Никто сегодня не собирается стрелять из «Царь-пушки» или звонить в «Царь-колокол». Но все, глядя на эти исторические памятники, с гордостью и уважением думают об удивительно талантливых русских мастерах.

5. Этап применения знаний.

Дифференцированная работа:

1 команда работает над объяснением смысла  пословиц:  

1. В бою за Отчизну и смерть красна.

2. Чужая сторона прибавит ума.

3. Если не нашёл счастья дома, не обретёшь и на чужбине.

-Определите тему пословиц. ( О  Родине).

2 команда -  творческая работа  - придумать свои пословицы и поговорки о городах и Родине.

6.Этап обобщения и систематизации знаний.

- О чём вы сегодня узнали?

- Что нового для себя открыли?

-Понравился ли вам урок? 

- Что вам показалось трудным, непонятным?

- О чём вам захотелось узнать больше?

-  Зачем  нам нужно знать историю своей страны? ( Ответы детей: каждый гражданин должен знать историю своей страны, своего народа, гордиться историческими памятниками и уважать достижения своих предков.)

7. Этап информации о домашнем задании.

 Учебник:  с.40-46-прочитать. С.41- поработать над проектом,

с. 46- будильник.

8. Этап подведения итогов урока.

Оценивание работы детей на уроке.  

9. Этап рефлексии.

-Мне хотелось бы узнать, какие  эмоции, впечатления вы получили  от урока.

Оправдались ли ваши ожидания и опасения? Если опасения были напрасны, снимите красные листочки с доски.

-Получили  ли вы от урока то, чего ожидали?

2.  История Московского кремля.

(Рассказ учителя с показом репродукций картин А. М. Васнецова)

Учитель:  Первая Московская крепость была построена основателем Москвы Юрием Долгоруким в 1156 году. После нашествия Батыя в 1238 году Москва сожжена дотла. Трудно шло восстановление города. Особенно интенсивно, быстро строилась Москва при Иване Калите. При нём кремль был построен из огромных дубовых брёвен.

- Кто такой Иван Калита? Почему у него было такое прозвище?

(ответы детей).

- Как вы думаете, что давало князю Ивану возможность возродить Москву и построить мощную крепость? (Был богат и большие средства направлял на строительство).

Учитель: Кроме кремля Калита велел поставить несколько белокаменных храмов.   Кремль   был   построен   чрезвычайно   быстро:   всего  за   несколько

месяцев – зиму 1339 – 40 года.

- Сколько лет простоял деревянный кремль Ивана Калиты, если его внук Дмитрий Донской в 1367 году начал строительство нового кремля.

1367 - 1340=27 (лет)

Учитель: Дмитрий Донской приказал строить кремлёвские стены из белого камня, который добывали неподалёку от Москвы. Белокаменный кремль был очень красив. Глядя на него, люди чувствовали силу и мощь Москвы. С этих пор Москву стали называть белокаменной.

Но время неумолимо. Не щадит оно ни людей, ни камень.

- Сколько лет простоял белокаменный кремль Дмитрия Донского, если он был построен в 1367 году, а в 1484 году при Иване III началось строительство нового кремля из красного кирпича?

1484-1367=117 (лет)

3. Физкультминутка.

4. Кремль Ивана III. 

(Рассказ на основе материала учебного пособия)

Учитель: Итак, решили делать кремль из красного кирпича, так как он прочнее и долговечнее белого. Для строительства пригласили самых лучших и известных итальянских инженеров. Русские мастера вместе с итальянцами начали строить сначала башни. Всего их было построено 18. Затем их соединили стеной. Высота стен от 5 до 19 метров в зависимости от рельефа местности. Башни выдвинуты впереди стен, чтобы с них можно было вести обстрел не только впереди лежащей местности, но и вдоль стен. Толщина стен составляла 4,5 метра. Такую стену не пробьёшь ни бревном, ни пушечным ядром. Создавая кремль, строители заботились не только об обороне, но и о том, чтобы крепость украшала город. Особое изящество стенам придают зубцы. Это и декоративное и защитное сооружение. Каждый зубец имеет в высоту от 2 до 2,5 метров, их толщина – 65-70 см. Они защищали обороняющихся от вражеских стрел, пуль и ядер. Всего на кремлёвских стенах 1054 зубца.

Для большей неприступности кремль был окружён водой. С двух сторон – реками Москвой и Неглинной, а с третьей – широким рвом, который соединял эти обе реки. Теперь на его месте – Красная площадь.

В центре кремля построили высокую сигнальную башню, которую назвали Иван Великий. На её вершине находилась дозорная площадка. В любое время года и суток караульщики смотрели, не показался ли за рекой неприятель. Как только появлялась опасность, начинали бить в колокола. Через несколько минут над городом поднимался тревожный колокольный звон всех церквей – набат.

Горожане прятали добро в укромные места и бежали в кремль под защиту неприступных стен. Стража разводила подъёмные мосты над реками и рвом и наглухо запирала кремлёвские ворота.

Войско выходило навстречу врагу, чтобы не допустить его в город.

- Определите, сколько лет стоит кремль Ивана III, если его строительство завершилось в 1494 году?  

                                    2010-1494=516  (лет)

Сообщение ученика о возникновение городов в Древней Руси.
Чтобы начать наш разговор о городах, нужно узнать, а как появились города? У славян было много врагов, и для защиты от них они строили крепости. Сначала выбирают подходящее место для крепости, где сама природа бы помогала защититься от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги их можно увидеть издалека. Кроме того река с трёх сторон надёжно защищала крепость. Со стороны не защищённой рекой, выкапывали ров( широкую и глубокую канаву), заполняли её водой. Получался рукотворный остров. На нём и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали глубокий земляной вал, а на валу ставили глубокую, крепкую ограду из плотно прилегающий к друг другу заострённых дубовых брёвен.
Хорошо защищённую крепость врагам было взять трудно, для друзей же через ров перекидывался мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять.
Такие посёлки- крепости со временем стали называть городами, от слов «городить», « огораживать». Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати. Возвышалась главная городская церковь. За пределами кремля жили ремесленники, купцы и другой городской люд.

Сообщение ученика о Древнем Киеве.
Много прекрасных городов стояло на Руси. Но краше всех — Киев, стольный град Великих князей.
Рассказывают, что в древние времена жило на этой земле племя полян. Любили поляне и за землей следить, и дома строить. И выделялись среди них трое братьев– Кий, Щек и Хорив да сестра их Лыбедь. Облюбовали братья самое красивое место на днепровских холмах и заложили на нем город. По имени старшего брата назвали его Киевом.
Хорошее место для поселения выбрали братья: все торговые пути и речные и сухопутные – через него проходили. Но городу постоянно угрожали печенеги, поэтому город защищали валы, рвы стены, башни. Весь город был окружен крепкими бревенчатыми стенами. Попасть в город можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город в 11 веке.
Киевом управлял князь. А расцвел город при князе Ярославе, прозванном Мудрым.
Самой первой была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Эта церковь еще известна как Десятинная, потому что князь Владимир повелел всем жителям отдавать на ее строительство и украшение десятую часть от своего дохода. Стены церкви покрыты фресками.
Главный храм города – Софийский собор, построенный при князе Ярославе Мудром. 13 куполов венчают огромное сооружение, построенное греческими мастерами. Внутри храма великолепие фресок и мозаик. Даже под ногами сверкают узоры мозаичного ковра. В этом соборе не только молились, но и торжественно вступали на престол, начиная править княжеством. Здесь же помещались и одна из первых библиотек на Руси. Следующий памятник архитектуры– Золотые ворота главные ворота Киева. Они окованы листами позолоченной меди и украшены резьбой. Такое богатство восхищало въезжающих гостей.
Археологи установили, что на территории Киева поселения людей существовали еще в Каменном веке. Киев был основан примерно в 6-7 веках как центр восточнославянского племени полян. В русских летописях город Киев упоминается в 860 году.
Киев – “мать городов русских”
Сообщение учащегося о Древне Новгороде.
Ещё один из крупнейших городов того времени – это Новгород. Почему же он носит такое название. На берегу Ильмень-озера, там, где берет начало река Волхов, в далекие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым.
Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город был, как бы разделен речкой Волхов на две стороны: софийская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль. А на торговой стороне располагались торговая площадьи Павлов монастырь.
Новгородская республика управлялась по-особенному. Здесь тоже был князь, но главную роль играло народное вече. Вече– это собрание богатых новгородских жителей, которое решало все важные вопросы. На вече выбирали посадника и решали, какого пригласить князя, там же могли принять решение об его изгнании из города, если князь не понравился новгородцам. На вече принимались важные законы и обсуждались вопросы войны и мира. Вече возглавлял посадник, который вместе с князем и судил, и собирал налоги, и принимал решения о войне и мире, распоряжался городской казной.
Посреди Вечевой площади Новгорода стоял колокол. Купили его в далеком Риме. Когда нужно было собрать народ, били в этот колокол, и люди, услышав звон спешили на площадь. Звук разносился далеко, и был он такой особенный, что жители легко отличали его от звона церковных колоколов.
На левом берегу возвышался красавец Кремль. Здесь совершались важные события в жизни Новгорода.
За стенами Новгородского Кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, в честь святой Софии. Собор построен в середине 11века. Он был главным храмом, символом Новгорода. “Где святая София, там и Новгород”, говорили в те времена новгородцы
Сообщение учащегося о  находках археологов в Древнем Новгороде.
Город Новгород известен в истории с 859 года. Удивительная жизнь Древнего Новгорода открылась благодаря находкам археологов. Например стало известно, что ходили новгородцы по деревянным мостовым. Во время раскопок одной из древних улиц Новгорода было обнаружено 28 «этажей» сосновых мостовых. Их настилали с X – XV век – 500 лет
Выдающимся открытием археологов стали берестяные грамоты. Древние новгородцы писали на бересте – берёзовой коре. Буквы выцарапывали специальными заострёнными палочками – писалами. Берестяными посланиями обменивались родственники, друзья. На бересте вели деловые расчёты. После прочтения ненужные грамоты выбрасывали. Через сотни лет берестяная почта донесла до нас имена некоторых новгородцев. Один из них – маленький новгородец Онфим – учился грамоте. Его берестяные школьные тетрадки исписаны буквами, слогами и целыми предложениями. Наверное он был непоседой и озорником, любил шалить и отвлекался от занятий, делал на бересте смешные рисунки.
Народное название Новгорода – “господин Великий Новгород”
3. Вспомним о Москве

Вот так, среди дремучих лесов, на высоком холме при слиянии двух рек когда-то родился и наш город.
Основал его князь... Кто знает, как его звали? Правильно, князь Юрий Долгорукий. «Быть на этом месте граду, а называться он будет по имени реки Москвы».

Деревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когда-то
Город поднялся.

Первую деревянную крепость на холме через много-много лет построили по приказу князя Даниила Невского.
Вот она, молодая Москва, — небольшой деревянный город — крепость среди бескрайних просторов.

В башнях узкие бойницы,
На стене растет трава.
Вместо каменной столицы
Деревянная Москва.
Вместо площади — болото,
Темный лес сбегает с гор,
Боровицкие ворота
Здесь выходят прямо в бор.

Как вы думаете, жили в те времена вы, я, ваши мамы и папы, ваши бабушки и дедушки? Нет. Почему?
Хотя гора времени и стала меньше, она все еще очень отличается от наших горсточек.
Как вы думаете, хорошей ли защитой городу была деревянная крепость?
Какие же у нее были недостатки?

Как в засушливое лето
Загорится что-то где-то,
Дым закрутится седой
В слободе, за слободой.
Тын за тыном, дом за домом,
По лачугам, по хоромам
Запылает вся Москва,
Как в печи горят дрова…

Да, много раз горел московский деревянный Кремль, но каждый раз восстанавливали его или отстраивали заново, и долгие-долгие годы служил он препятствием для врага.
Но однажды пришло время серьезно призадуматься: что прочнее и надежнее дерева? Из чего новую крепость строить?
Камень прочнее и надежнее дерева, да и не горит он. Дружно взялись москвичи за дело.

На дороге, близ Коломны,
День-деньской народ снует:
Для Кремля с каменоломни
Возят камень целый год.
И былой стене на смену
Строят каменную стену.
Там, где бор дремучий, дикий
Песнь отшельника внимал,
Белокаменный великий
Вырос Кремль и засиял!

Построили его по указу князя Дмитрия Донского, который тогда правил Москвой.
Как вы думаете, в те времена жили ваши мамы и папы, бабушки и дедушки?.. Нет. Почему?
Да, действительно, гора времени еще слишком велика.
Простоял белокаменный московский Кремль 100 лет. Что же могло случиться с ним через столько лет?
По приказу царя Ивана III строят новый Кремль из красного кирпича.
Лучшие архитекторы, каменщики и плотники возводили его в течение 10 лет.
Жили в те времена вы, я, ваши мамы и папы, бабушки и дедушки?.. Нет. Почему?
Да, гора времени еще сильно отличается от наших горсточек.
А краснокирпичный Кремль стоит и по сей день. Как вы думаете, сколько же лет стоит он?.. В этой горке осталось больше 500 спичек. Нашему Кремлю 500 с лишним лет.
Год назад мы с вами побывали в Кремле и видели, как выглядит он снаружи. Скоро мы отправимся на экскурсию внутрь Кремля и познакомимся с некоторыми его архитектурными сооружениями.
Кремль менялся все эти 1000 лет, а вместе с ним менялась и Москва — разрасталась и хорошела! С кремлевского холма мы сможем полюбоваться видами Москвы.

Урок окружающего мира «"Золотые ворота" в Древнюю Русь». 3-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе 


Ход урока

Эмоциональный настрой.

Учитель читает стихотворение:

Перед нами протекает времени река,
Полноводна, глубока и широка.
Время движется, меняется, течёт,
К изученью нас истории влечёт.

- Начинаем урок окружающего мира.

Актуализация знаний.

- Соедините начало и окончание предложения:

(Дети подходят к доске и соединяют начало и конец стрелочками).

http://festival.1september.ru/articles/618054/img1.gif

- Как мы путешествуем на уроке? (путешествуем по "Реке времени".)

- Каким образом мы по ней путешествуем? Объясните.

- Какой период мы сейчас изучаем? (времена Древней Руси).

- Какие это века? (IX-XIII века).

Постановка проблемы.

- Что вы понимаете под словом "культура"? (предположения детей).

- Давайте прочитаем в "Толковом словарике" в конце учебника. ("Культура - это все достижения человечества, всё то полезное и красивое, что было сделано человеком, а не природой.")

- А что такое "памятники"? От какого слова образовалось это слово? (от слова "память". Слушаем предположения).

- А теперь попробуйте объяснить словосочетание "памятники культуры". (Ученики высказывают предположения). Читаем в словарике.

- Предположите, что могло окружать жителей Древней Руси в их повседневном труде и отдыхе? (посуда, мебель, одежда, песни, танцы, сказки).

- Где были распространены эти памятники культуры - в городах или деревнях? (И в городах, и в деревнях.)

- Посмотрите на карту Древней Руси. Много ли было городов в Древней Руси? (нет, их было мало).

- Действительно, как подсчитали учёные, в городах в то время жили 2-3 человека из 100. Сегодня, например, в современных городах России живёт 64 человека из 100.

На доске появляется запись:

"Культура распространена и в городах, и в деревнях, но городов в Древней Руси было мало".

- Известно, что иностранцы называли Русь "Гардарика", что переводится как "страна городов".

На доске появляется запись:

"Древняя Русь - страна городов."

- Посмотрите на доску: какое вы заметили противоречие? (Городов было мало, но Русь называли страной городов.)

- Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему Древнюю Русь называли "страной городов"?

Проблема урока фиксируется на доске.

- Вот на этот вопрос мы и будем сегодня искать ответ.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

- Чтобы решить поставленную проблему, давайте воспользуемся приёмом "знаем - не знаем" и заполним таблицу.

В левую колонку таблицы внесём всё, что мы можем сказать о городах, опираясь на ваши знания. В правую - то, что нам необходимо выяснить для решения проблемы. А помогут нам иллюстрации.

В ходе рассматривания иллюстраций и беседы заполняется таблица (по столбикам).

Что мы знаем о городах Древней Руси?

Что не знаем о городах Древней Руси?

были огорожены стенами с башнями и воротами;

много богатых домов, торговая площадь;

храмы украшали иконами, фресками, мозаикой;

в городах была распространена письменность.

Кто жил в городе?

Кто и для чего приезжал в город?

Чем городская жизнь не похожа на деревенскую?

- Как вы думаете, люди каких занятий и профессий жили в древнерусских городах постоянно? (дети высказывают предположения).

- Давайте проверим предположения с помощью текста учебника на с.33 (от слов "Иностранцы приезжали:" до слов "об искусных мастерах".)

- Кто упоминается? (купцы, ремесленники, священники).

- Кто такие купцы? ремесленники? Прочитайте в толковом словаре.

- Зная, кем были жители древнерусских городов, можно предположить, кто к ним приезжал и зачем.

- А теперь представьте: всё, о чём вы сейчас говорили, происходило в городе сразу, одновременно. Попробуйте объяснить фразу: "В деревнях жизнь текла, а в городах кипела".

(В город съезжалось много народу, который толпился у храмов, около княжеских палат, на торговой площади.)

По мере ответов в правой колонке знаки вопросов убираются, ставится двоеточие, записываются ключевые слова:

к п.1 князь, дружина, купцы, ремесленники, священники, монахи

к п.2 ищут работу, торгуют, собирают дань и т.д.

к п.3 жизнь кипела!

- Какие памятники культуры дошли до нас со времён Древней Руси? (изделия ремесленников, храмы, книги, иконы).

- Какая особенность была у древнерусских книг? (они были рукописные).

- Прочитайте текст в учебнике (с.36-37, от слов "Во времена Древней Руси:" до слов ":яркая культура."

- Кто такие монахи?

- О чем они писали в летописи?

- Что же мы узнали нового о городах Древней Руси?

Ответы детей обобщаются в виде таблицы:

http://festival.1september.ru/articles/618054/img2.gif

- Мы на все вопросы в таблице ответили?

Физминутка.

"Прогулка по зимнему лесу"
Мы пришли в зимний лес.
Ходьба на месте.
Сколько здесь вокруг чудес!
Дети удивленно разводят руками.
Справа - березка в шубке стоит,
Отводят правую руку в сторону, прослеживают движение взглядом.
Слева от нас елка глядит.
Отводят левую руку в сторону, прослеживают движение взглядом.
В небе снежинки кружатся,
На землю красиво ложатся.
Выполняются вращательные движения руками над головой.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Прыжки на месте.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Наклоны вперед - "волк ищет добычу".
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Дети приседают, прячась.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Имитация сна.
Пролетают снегири,
Как красивы все они!
Имитация движений птиц в полете.
В лесу красота и покой,
А нам с тобой пора домой.

Выражение решения проблемы.

- Давайте вернёмся к главному вопросу нашего урока. Напомните его. (Почему Древнюю Русь называли "страной городов"?)

- Чтобы дать полный ответ на главный вопрос урока, поработайте в группе. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

Работа в 4 группах.

В Древней Руси крупные ___________ отличались от других укреплённых селений тем, что в них жили правители, торговцы и мастеровые люди.

В  древнерусских  городах в первую очередь строился________________, который защищал центр города от набегов врагов.

За пределами кремля был  ___________ - место, где жили  ___________________, то есть мастера, которые ковали из железа инструменты и оружие, лепили из глины красивую посуду, шили одежду, строили дома, церкви. Там же жили и  _____________, которые торговали,  и  другой городской люд.

Применение нового знания.

(Задание на слайде).

- Посмотрите на таблицу. В ней указаны названия городов и год первого упоминания об этих городах. Давайте определим века.

Век

Год первого упоминания о городе

Название города

 

1024

Суздаль

 

1147

Москва

 

1108

Владимир

 

862

Смоленск, Новгород, Ростов

 

903

Псков

 

Около 1010

Ярославль

 

1703

Санкт-Петербург

- Какой город самый старый? А самый молодой?

- Вы можете продолжить эту таблицу, если найдёте в дополнительной литературе данные о возникновении других городов.

Итог урока:

- Ребята, вам понравился урок?

- Что на уроке, на ваш взгляд, было самым интересным?

- Что вам показалось трудным, непонятным?

- О чём вам захотелось узнать побольше?

Список городов

Название

Основание или первое упоминание

Княжество

Киев

VI век[9]

Киевское, Галицко-Волынское

Великий Новгород

859 год[10]

Новгородская республика

Изборск

862 год[11]

Псковская республика

Полоцк

862 год[12]

Полоцкое

Ростов

862 год[13]

Владимиро-Суздальское

Муром

862 год

Муромо-Рязанское

Ладога

862 год

Новгородская республика

Белоозеро

862 год

Владимиро-Суздальское, Белозерское

Смоленск

862 год

Смоленское

Любеч

882 год

Киевское, Черниговское

Житомир

884 год

Киевское

Псков

903 год

Псковская республика

Переяславль

907 год

Переяславское

Чернигов

907 год

Черниговское

Пересечен

922 год

Киевское

Вышгород

946 год

Киевское

Искоростень

946 год

Киевское

Витебск

974 год

Полоцкое, Смоленское

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: расширить и закрепить знания учащихся о периодах становления Российского государства.

Задачи:

  • закрепить знания учащихся об исторических событиях и личностях Древней Руси;
  • познакомить с периодами становления и развития Московского государства;
  • познакомить с историческими событиями и выдающимися личностями Московского государства;
  • воспитывать чувство гордости за своё Отечество на примерах и образах стойкости и мужества русского народа;
  • воспитывать патриотизм;
  • развивать умение работать с иллюстрацией, как источником информации;
  • формировать умения делать предположения, формулировать обоснования своих гипотез и выводы;
  • развивать познавательную активность учащихся, внимание, логическое мышление, память, речь;
  • развивать необходимость изучения истории своей Родины;
  • развивать умение организовывать свою деятельность на уроке.

Методы обучения: практическая работа с иллюстрациями, картами, учебником, наглядный, словесный.

Формы работы: групповая (работа в парах), индивидуальная

Оборудование к уроку: учебник “Окружающий мир”, 3 класс, ч. 2; рабочая тетрадь к учебнику; компьютер; презентация “От Древней Руси к единой России”; листки с заданиями.

Структура и ход урока

Деятельность учителя

Ресурсы урока

Деятельность ученика

I. Организационный момент.

2 мин

1. Эмоциональный настрой

Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.

Пожелайте друг другу удачи.

(Слайд 1.)

 

Эмоционально настраиваются на урок, приветствуя друг друга

II Сообщение темы и цели урока

2 мин

– Урок окружающего мира. Сегодня мы продолжим знакомство с историей нашего государства.

– Назовите тему сегодняшнего урока.

Давайте немного порассуждаем. Как вы думаете, что нам сегодня предстоит выяснить? Обратите внимание на предлоги ОТ и К в названии темы урока. Каково их значение в русском языке? Что это может обозначать? Мы будем изучать отдельно взятый кусочек истории нашего государства или будем изучать непрерывный исторический процесс?

Слайд 1

Беседа

 

Называют тему урока.

Рассуждение, определение цели урока

III. Актуализация знаний.

6 мин

Беседа по “Реке времени

(Слайд 2)

Обратимся к “Реке времени”, вспомним, что мы уже знаем из Российской истории и приведём наши знания в определённый порядок. На каком периоде изучения истории нашей страны мы остановились? Расскажите о нём. О каких событиях Древней Руси мы вспоминаем с гордостью? А о каких с сожалением?

Индивидуальная работа на листках (Приложение №1)

- Выполнив задание на листках, назовите первых и наиболее известных правителей Руси и коротко расскажите об их вкладе в историю Российского государства.

Учебник с.26-27

 

 

 

 

Листки с заданиями.

Вспоминают, анализируют “Реку времени”

 

 

 

 

 

Выполняют задание на листках, рассказывают.

IV. Формирование новых знаний.

22 мин

Как мы узнаём о событиях давно минувших дней? Из каких источников? Где можно их увидеть?

(Слайд 3)

Определяем проблему урока.

Работа по тексту учебника

- Как вы думаете, почему Русь смогла стать свободной и независимой?

Учебник с.48

Ответы

 

 

Работают с учебником и отвечают на вопросы

2. Решаем проблему. Открываем новые знания.

(Слайд 4)

1) Рассказ учителя с элементами беседы.

Московское княжество, расположенное между реками Волгой и Окой, отгороженное дремучими и непроходимыми лесами и окраинными княжествами от частых вторжений завоевателей, постепенно становится центром объединения всех русских земель.

- Почему правители – московские князья – успешно противодействовали набегам ордынцев на Русь, не давая в обиду жителей своих земель?

- Как вы думаете, способствовало ли это объединению русских земель?

Вы правы, Москва и была убежищем для спасающихся от Орды, но и она натерпелась от татаро-монгольских набегов. Ордынские послы, получившие серебро, соболей, сукно, заверили князя Данилу (клик мышью по слайду), что в его княжество войска не придут, и поэтому на Москве татар не ждали. А те, в очередной свой набег, прошли через Владимир и подошли к Москве. После этого опустошительного набега в конце XIII века не сразу Москва смогла набрать силу.

 

 

 

Предположения учащихся

 

Слушают рассказ учителя.

 

Работа с картой слайда.

Ответы учащихся

 

Высказывают своё мнение.

(Слайд 5)

Особенно Московское княжество и его столица, город Москва, усиливаются при князе Иване Даниловиче по прозвищу Калита. (клик по слайду)

Иван Калита щедро одаривал хана, его жён и придворную знать, сохранял внешнюю покорность и учтивость, исправно платил дань. Такое поведение не давало ордынцам повода для новых разорительных походов на Русь.

- Способствовало ли это усилению русских земель?

Русские земли получили необходимую передышку для дальнейшего восстановления и подъёма хозяйства.

Прекратились разорительные набеги, свободно вздохнули земледельцы, расцвело ремесло в городах. Московское княжество стало при Иване Калите сильнейшим на Руси. Богатела Москва.

- Рассмотрите иллюстрацию слайда. Из какого материала был построен московский Кремль?

Очень сильно изменился облик Москвы при внуке Калиты – Дмитрии Ивановиче. В очередной раз пожар сжёг дубовую крепость московскую. А Москва – уже столица большого княжества. Город остался без защиты.

- Подумайте, кто же мог угрожать Москве?

Можно опасаться набега рязанского или тверского князя, можно ждать напасти со стороны Литвы. Да и Орда ещё сильна.

 

Нахождение городов Владимир и Москва на карте слайда

 

 

 

 

Ответы детей

 

Работа по слайду.

 

Ответы учащихся

 

 

 

Рассуждение

(Слайд 6)

В летописи сказано “Князь великий Дмитрий Иванович заложил град Москву камену”. За 1 год крепость была возведена и охватила кольцом Москву. На подводах мужики окрестных деревень возили в Москву белый камень-известняк. С тех пор и прозвали Москву белокаменной.

Кремлёвские стены укрепляли у москвичей веру в свои силы. Москва превратилась в центр, где копились и собирались силы для борьбы с Ордой. Одолеть Орду можно было только в единении всех сил русских. (клик по слайду) “И разослал великий князь по всей русской земле скорых гонцов с грамотами по всем городам. И стали стекаться в Москву князья с полками из разных княжеств.” “Ныне же пойдём за Дон и там победим, и всё от гибели сохраним или сложим свои головы.”

 

 

2) Работа с текстом учебника

(Слайд 7)

- Зачем князь Дмитрий Иванович отправился к Сергею Радонежскому?

3) Рассказ учителя

(Слайд 8)

Как говорят сказания, в ясный августовский день 1380 года, когда лето, уже было на исходе, русская рать вышла из стен Кремля через Спасские, Никольские и Константиново-Еленинские ворота. Над шлемами и щитами, над остриями копий реяли стяги и знамя князя – символ воинской доблести и чести.

Всё московское население провожало войско. Долго глядели москвичи вслед удалявшимся дружинникам. Так велико было войско, что не могло “вместиться единою дорогой”. Растеклось оно по нескольким дорогам. Тысячи коней поднимали придорожную пыль. Зрелище было величественное и грозное.

Учебник с.49 (2 абзац сверху)

Чтение текста учебника.

Рассматривание слайда и иллюстрации учебника.

 

Слушают и рассматривают слайд.

4) Работа с текстом учебника

5) Самостоятельная работа в рабочей тетради.

(Слайд 8) (клики мышкой)

- Восстановите последовательность происходящих событий.

Учебник с.49-50

Рабочая тетрадь с.19, задание 2

Дочитывание до конца текста учебника на с.49-50, рассматривание иллюстраций.

Выполняют задание №2 в рабочей тетради.

Проверка правильности выполненного задания.

6) Рассказ учителя

Битва началась на рассвете 8 сентября 1380 года. Восемь дней стояло русское войско на поле битвы, как говорили в старину, “на костях”. Надо было помочь раненым, оказать воинские почести погибшим за родину и предать их тела земле.

(Слайд 9)

И только 1 октября 1380 года москвичи радостно и торжественно встречали вернувшихся победителей. Велика была радость, но и велика была скорбь по погибшим.

- Что показало данное сражение? Как вы думаете, освободилась ли земля русская от Орды?

 

 

 

 

 

Рассматривание слайда, обсуждение.

 

Ответы детей

7) Самостоятельная работа с текстом учебника.

(Слайд 10)

Учебник с.51

Самостоятельное прочтение текста на с.51

8) Беседа по вопросам

Кто же окончательно освободил Русь от татаро-монгол?

 

Высказываются по прочитанному

9) Рассказ учителя

Спустя 100 лет Московское княжество окончательно присоединило к себе территории почти всех русских земель. Поэтому правнука Дмитрия Ивановича Ивана Васильевича стали именовать “Великим князем (государем) всея (всей) Руси”.

В роду московских князей он был третьим по счёту Иваном, поэтому, чтобы не перепутать его правление с временем княжения других московских князей по имени Иван, его принято называть Иваном III.

Русь росла и крепла. Татарские ханы уже не решались двинуть свои орды на наши земли. (Слайд 11)

Воспользовавшись этим, Иван III в 1480 году отказался платить дань ордынцам. Он решительно разорвал письмо хана, в котором тот угрожал Руси новыми набегами.

Кончилась долгая зависимость от татар. Крепкое объединённое сильное русское государство теперь уже стало называться не Русью, как это было раньше, а Россией.

(Слайд 12) (работаем кнопками управления)

Сравните карту Московского княжества в XIV веке с картой: что изменилось и что осталось без изменений?

 

Слушание.

Рассматривание слайдов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают территории России.

V. Итог урока

7 мин

1. Рефлексия

1) Работа в парах в рабочих тетрадях.

2). - Какие события в истории нашей страны положили начало временам Московского государства?

(Слайд 13)

3). Работа с пословицами. Что общего в этих пословицах? Какую вы бы выбрали эпиграфом к нашему уроку? Объясните свой выбор.

  • Кремль – сердце Москвы. Москва не сразу строилась.
  • На Москву идти – голову нести.
  • Москва – мать всем русским городам.

2. Домашнее задание. 

3.Заключительное слово учителя.

Мы перевернули ещё одну страницу российской истории. Вы были замечательными учениками. Спасибо за урок и до встречи. Урок окончен.

Звенит звонок, заливается,
Перемена вас дожидается.

Рабочая тетрадь с.20, задание 3

Выполняют задание в рабочей тетради.

Отвечают на опросы и работа в рабочей тетради ан с. 19.

 

 

 

 

Работа с пословицами.

 

Параграф  9, с. 48-51 в учебнике; найти в произведениях художественной и исторической литературы сведения о Сергии Радонежском, Андрее Рублёве, Дмитрии Донском и составить о них рассказы; выполнить задание 4 в рабочей тетради на с.20.

Литература.

  1. Вахрушев А.А, Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 3 класс. [“Моё Отечество”]. Учебник в 2-х частях. Часть 2. – М.:Баласс, 2011.
  2. Данилов Д.Д., Кузнецова С.С, Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир” [“Моё Отечество”], 3 класс. – М.: Баласс, 2012.
  3. Окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику “Моё Отечество” Д.Д.Данилова, С.В.Тырина. – Ч. I / авт.-сост. Т.С.Гулуева. – Волгоград: Учмтель, 2008.
  4. Проект “Энциклопедия малыша”. Серия “Моя первая книга”. Н.О.Майорова. Русская история. – М.: Белый город, 2004.

Поделиться…

© 2014 Издательский дом «Первое сентября» 

Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

Эл. адрес: festival@1september.ru     Телефон: +7 (499) 249-52-53

Рейтинг@Mail.ru МБОУ ДР «Дубовская НОШ №1»

Конспект открытого урока по окружающему миру

в рамках методической недели

«Золотые ворота» в Древнюю Русь»

                  (3 класс УМК «Школа 2100»)

Подготовила учитель Плетнёва Н.В.

        2013г.

План урока:

  1. Организационный этап.

Учитель:  - Настроение каково?

Дети: – Во! (показывают у кого какое настроение)

Перед вами красные листочки. Напишите: чего вы опасаетесь, что вас тревожит. Прикрепите эти листочки на доску.

А на жёлтом – что вы ожидаете от урока.

А теперь возьмитесь за руки, закройте глаза и почувствуйте друг друга. Вы – вместе, вы - команда! Откройте глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, настройтесь на рабочий лад  и … в добрый путь!

Учитель:  - Настроение каково?

  1. Подготовка к работе на основном этапе.

Мы с вами продолжаем путешествовать по Древней Руси.

- Какова тема нашего сегодняшнего урока? Прочитайте.(слайд 1)

- Понятна ли вам тема? Какие вопросы вы хотите задать автору? (Зачем нужны были ворота в Древней Руси? Существовали ли они? Действительно ли были золотыми? )

Давайте попробуем ответить на первый вопрос:

- Что вы знаете о Древней Руси? Когда возникло государство? (Это государство. Образовалось в 882 году в результате объединения городов?).

- Какова была территория древнерусского государства? Нужны ли были ворота?

- Почему ворота названы «золотыми»? (ответы детей)

В городе Владимире главные ворота тоже назывались «золотыми», а были ли они на самом деле из золота - этого до сих пор точно никто не знает.

Противоречие: «Ворота называют «золотыми», а из какого материала они были сделаны – неизвестно».

- Все ли предметы, которые мы называем золотыми, сделаны из золота? Объясните выражения: «золотые руки», «золотое сердце».

- Так почему же ворота назывались «золотыми»? (особенные, главные, важные) (В старину в город вели ворота. Самые торжественные назывались Золотыми. С ними связано много легенд, через них въезжали  самые почётные гости, через них стремился войти в город враг, чтобы продемонстрировать свою победу) (слайд 2)

Ваши предположения.

- Значит, о чём нам хотят рассказать?( о чём–то особенном, очень важном и главном)

- Какова же цель нашего урока? (Узнать: что там за воротами?)

  1. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Для этого я предлагаю вам проанализировать всё, что мы знаем, определить, что необходимо выяснить и разобрать новые слова и понятия, которые нам встретятся.

Результаты этой работы предлагаю записать в таблицу:

Знаем

Не знаем

Что узнали

Города были защищены крепостными стенами.

Чем занимались люди в городе?

Торговцы, ремесленники, священники

В городах были дома, торговые площади.

Кто и зачем приезжал в город.

Купцы, крестьяне

Строились храмы

Как выглядели храмы.

Чем являлись?

Фреска, икона, монах, монастырь, летопись, кириллица

- Чтобы найти ответы на интересующие нас вопросы, давайте поработаем в группах. (Каждая группа получает листочек с заданием):

Задание 1 группе: Прочитай текст и ответь на вопросы:
1. Кто такие ремесленники? (проверь своё предположение по словарю)
2. Какие изделия продавали ремесленники? (перечисли)
3. Кто такие крестьяне? Чем они торговали?
Киев тогда делился на два района. Та часть, что раскинулась по долине реки, называлась Подолом. А по высокому берегу Днепра тянулся Верхний город. На Подоле жили торговцы и ремесленники.
Ремесленники занимались кузнечным делом, другие лепили горшки из глины, третьи плотничали, четвертые мастерили золотую и серебряную посуду, разные украшения. Торговцы прямо с лотков продавали горячие пироги с зайчатиной и грибами, оладьи с медом.
Заезжие крестьяне прямо с возов продавали воск в мешках, мед в кадках, пушнину (шкурки животных, идущие на мех), кожу, рыбу, овощи.

Задание 2 группе: Прочитай текст и ответь на вопросы:
1. Кто такие купцы? (проверь своё предположение по словарю)
2. Чем торговали иностранные купцы?
3. Какие товары предлагали русские купцы?
Раннее утро. Над Днепром еще стелется туман. Слышен плеск весел по воде и людской говор. Слаженно работают веслами гребцы. На одной из лодок скамьи покрыты коврами. На них сидят люди в красивой одежде и с дорогим вооружением. Это иностранные торговые гости (купцы).
Напротив Новгородского кремля располагалась главная торговая площадь города. Иностранные купцы продавали янтарь, яркие ткани, блестящие шлемы, дорогую одежду, пестрые ковры, серебряные и золотые сосуды, вина, душистые травы.
Русские купцы предлагали покупателям зерно, мечи с узорами на клинке и ювелирной отделкой рукоятки, хитроумные замки с пружинами, кольчуги-рубашки, сплетенные из мелких, но прочных колец, меха.

Задание 3 группе: Прочитай текст учебника на с.34 (начиная с последнего абзаца) и на с.35 (до раздела «Грамоте учиться – всегда пригодится»). Ответь на вопросы:
1.Как внутри выглядели храмы? Что было на стенах?
2. Чем фрески отличаются от икон?
3. Для чего люди ходят в храм?

Задание 4 группе: Прочитайте текст учебника «Труды и молитвы» с.36-37 и ответьте на вопросы:

Кто такие монахи?

Почему ходили в чёрных одеждах?

Чем они занимались? Где жили?

Задание 5 группе: Прочитай текст учебника на с.35-36 «Грамоте учиться – всегда пригодится» и ответьте на вопросы:

Как назывался древнерусский алфавит?

В честь кого он получил такое название? Как звали второго брата

Какими были книги времён Древней Руси?

  1. Первичная проверка понимания изученного (демонстрация работы групп)

Учитель: Оглянись на предков наших,  

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!                                                                                                                                          Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину  

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли…

Выступление 1 группы. (слайд)

В таблице: торговцы, ремесленники, крестьяне

Выступление 2 группы. (слайд)

В таблице: купцы

Учитель: В России множество православных храмов. В них раскрывается душа русского народа, любовь к своей земле. Они строились в самых красивых местах и поражали своими огромными размерами, строгостью и исключительной красотой внутренней отделки.

В таблице:  фреска, икона, иконостас

Выступление 3 группы. (слайд)

Учитель: В монастырской келье узкой

 В четырёх глухих стенах  

О земле древнерусской  

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озарённый тусклым светом.

Выступление 4 группы. (слайд)

В таблице: монах, монастырь, летопись

Учитель: А о том, какими были книги нам расскажет следующая группа.

Выступление 5 группы. (слайд)

В таблице: кириллица, Мефодий

Физминутка.

5. Обобщение полученных знаний. Выражение решения проблемы.

- Так что же за воротами?  (города, люди, занятия, изделия, храмы, т.е. культура)

- А что в вашем понимании значит слово «культура»? (ответы детей)

Проверьте свои предположения по словарю в учебнике на с. 141. Там же найдите что такое «памятники культуры». Что можно к ним отнести?

- Чем являются памятники культуры для нас? (историческими родниками, источниками) Почему же необходимо бережно относиться к памятникам культуры?

- Как по-другому можно было сформулировать тему нашего урока? («Памятники культуры»)

- Древнюю Русь называли страной городов. Посоветуйтесь в группах и предложите свои варианты ответа (Города – центры всей жизни государства. Они были красивы, необычны, у множества людей создавалось впечатление, что всё население живет в городах )

6. Контроль и самоконтроль знаний. 

Разгадывание кроссворда (в группах)

http://naurok.3dn.ru/85/84.gif-

По горизонтали:

2. Главная часть храма

3. Брат Кирилла

4. Старославянская азбука

6. Изображение, сделанное красками

7. Человек, посвятивший свою жизнь Богу

8. На чем писали в Древней Руси

По вертикали:

1. Город, в котором находятся Золотые ворота

5. Запись событий русской истории по годам

- Давайте проверим как мы поработали (слайд) Молодцы, ребята! Это был показатель того, на сколько вы были внимательными. Оцените свою работу на уроке. (самооценка и взаимооценка)

7. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу.

– Оправдались ли ваши ожидания и опасения? Если опасения были напрасны, снимите красные листочки с доски.

- что увидел нового на уроке

- что записал, взял себе на заметку

- что запомнилось

- эмоции, впечатление от урока

- О чём хотелось бы ещё узнать?

8. Информация о домашнем задании:

  1. С.32-37, т.№ 1.2, 3 с.12-13
  2. Задание №3 на с. 37 учебника
  3. Найти информацию о чудодейственных иконах.

4. Найти информацию о «Золотых воротах» г.Владимира.

Катя:

-Я решила  найти информацию о значении слова « город» в Интернете и посмотреть значение слова в «Толковом словаре» С.Ожегова.

-Вот, что я узнала из Интернета.

-Слово «город» произошло от слов городить, ограда, огораживать, огород, городище- место, где в древности стоял город.

-Я хочу спросить вас, как называются эти слова? ( Родственные, однокоренные).  

  -В  толковом словаре дано следующее значение слова.

Город- это крупный населенный пункт, торговый, промышленный центр».  

Сообщение №2 ( Шайхутдинов Н.)

   

 Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался

кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь.

 

За пределами кремля был посад - место, где жили ремесленники, купцы и другой городской люд. Шумно и оживлённо было на главной  торговой площади.

-Проведем  лексическую работу.

-Скажите, пожалуйста, а кто такие ремесленники? ( Ремесленники – люди, матера, занимающиеся каким – либо делом: гончарное дело, кузнечное дело и т. д.) –показ иллюстрации на слайде № 7

- Кто такие купцы? (Купцы-люди, занимающиеся торговлей.)- показ иллюстрации на слайде № 8.

  Вопросы:

- Зачем  в древнерусских городах  строили кремль? ( В Древней Руси было много княжеств, которые воевали между собой. Южные соседи тоже совершали набеги на славянские поселения, поэтому и строили кремль – крепость, который  защищал центр города от набегов врагов.)

Итак, подведем итог :

 -Назовите основные  части древнерусского города.  ( Посад, кремль).

Сообщение ученицы  (Кожуховой В.)  о возникновение городов в Древней Руси. 
Западные соседи называли Русь страной городов. (Слайд 1)

Чтобы начать наш разговор о городах, нужно узнать, а как появились города?

            У славян было много врагов, и для защиты от них они строили крепости. Сначала выбирали  подходящее место для крепости, где сама природа бы помогала защититься от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги их можно увидеть издалека. Кроме того река с трёх сторон надёжно защищала крепость. Со стороны незащищённой  от реки, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли её водой. Получался рукотворный остров. На нём и строили славяне свои дома.

( Слайд 2)

Славяне жили в поселениях, окружённых крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. Такие огороженные посёлки были надёжными убежищами от нападений врагов и диких зверей.

  Такие посёлки - крепости со временем стали называть городами, от слов «городить», « огораживать».

 

 Итак,   подведем  итог сказанному:

- Что представлял собой древнерусский город? ( Ответы детей)
-От какого слова произошло слово город?  («городить», «огораживать»).

- Для чего город обносился стеной? (Для защиты горожан).

-Сделаем вывод: ( Слайд 3)

 Древнерусский город-это, прежде всего, укрепленное, то есть огороженное от внезапных нападений поселение. В этом и заключалось его первоначальное отличие от сельской местности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Город на Неве.

Цели урока:·  образовательные:·  краткое ознакомление с историей возникновения города Санкт-Петербурга; ·  знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс Город на Неве

Конспект урока по окружающему миру по УМК "Школа России" (Автор Плешаков) 3 четверть с УУД...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Города России"

В данном конспекте подробно прописаны цели урока, каждый этап, задания и примерные реплики учителя. Подойдёт для работы по учебнику из любого УМК. В заключении говорится о родном городе - в данном кон...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Город и село"

дать представление о жизни города и села; воспитывать любовь к родному краю, к своему городу (селу), развивать познавательную активность, наблюдательность, речь, мышление, умение рассуждать, делать вы...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК "ПНШ" Имя города, села, поселка

Цели деятельности учителя: формирование представления  о истории происхождения названий городов России и их достопримечательностями, творчеством и искусством прославивших их.Предметные: -развиват...