Методическая разработка урока окружающего мира 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Российский народ» для обучающихся 4 класса.
Цель урока: познакомить обучающихся с понятием «народ» и признаками принадлежности к одному народу.
Предлагаемый урок основан на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах. Субъектный опыт обучающихся является первоначальной базой для освоения содержания урока. В процессе учебной деятельности у обучающихся формируются личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. Младшие школьники получают возможность самостоятельно планировать свою работу, осуществлять целеполагание каждого этапа урока, продуктивно взаимодействовать при поиске информации, обсуждать и решать проблемные вопросы. Умение вести учебный диалог – важное умение, формируемое на уроке. Для эффективного осмысления и запоминания учебного материала используются кластеры, самостоятельно заполняемые детьми. На этапе объяснения домашнего задания обучающимся предлагается возможность самостоятельного выбора вариантов для выполнения, исходя из субъективных интересов и возможностей. Данный урок по типологии является уроком открытия новых знаний. Каждый этап урока имеет свою цель, а значит свое завершение. На этапе проверки домашнего задания, целеполагания перед учениками возникают проблемные ситуации, решая которые дети сталкиваются с нехваткой знаний. Самостоятельно выходят на объявление темы, а далее включаются в практическую работу. Самопроверка ведется в практической работе, на этапе работы с информацией. Учащиеся учатся делать выводы сами.
Для организации контроля знаний используется интерактивная доска. Применение информационно-коммуникационных технологий способствует активизации познавательной деятельности обучающихся. Выбранные формы работы (в паре, в группе, элементы деловой игры, поиск и анализ информации) позволяют включить в работу всех детей с разными каналами восприятия информации (аудиалов, визуалов, кинестетиков). Деятельностный подход позволяет организовать конструктивную совместную работу, в которой каждый ученик занят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zelenkova_v.s._metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 26.48 КБ |
Презентация к уроку | 507.82 КБ |
zelenkova_v.s._prilozhenie.docx | 47.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4
Тема урока: «Российский народ»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «народ» и признаками принадлежности к одному народу.
Задачи:
- систематизировать имеющиеся знания о российском народе, государственной символике;
- способствовать овладению логическими действиями анализа и сравнения, обобщения;
- развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность;
- планировать и оформлять мини-проекты,
- развивать умение работать в группе, паре.
Планируемы результаты:
Познавательные УУД:
- ввести понятие «российский народ»;
- познакомить объединяющими факторами народов России;
- характеризовать государственную символику;
Личностные УУД:
- содействовать воспитанию у школьников патриотизма;
- развитие интереса к познанию;
Коммуникативные УУД:
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах и малых группах;
Регулятивные УУД:
- действовать по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
- контролировать выполнение действий; вносить необходимые коррективы;
- содействовать развитию навыков самостоятельного поиска решения проблемы.
Оборудование:
- Электронное оборудование: Интерактивная приставка Mimio Teach, Проектор Panasonic; Презентация к уроку;
- Дидактический материал: учебник; схема «Российский народ»; раздаточный материал; карточки для работы в паре и группах; тетради на печатной основе; листы А4, фломастеры, карандаши для групповой работы.
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие. Проверить готовность учащихся к уроку. (слайд 1)
- Актуализация знаний и пробное учебное действие
Фронтальный опрос
- Ребята, с чего мы начинаем любой урок? (С повторения)
- Что мы должны повторить? (Мы должны повторить то, что пригодится нам в дальнейшей работе)
- Итак, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке (слайд 2). Что такое общество?
- Почему люди издавна стали объединяться в сообщества?
- Назовите ваше самое первое сообщество (Семья)
- Откройте свои тетради с домашним заданием с.5 № 3. (слайд 2.1) Назовите, какие сообщества вы записали: по рождению и месту жительства, сообщества по интересам, которые вы выбрали самостоятельно. (Ответы детей.)
Работа в группах(слайд 3)
- Соедините название сказки и вид сообщества (Приложение 1). Самопроверка по образцу. (слайд 4)
- Докажите свой выбор. Те, кто допустил ошибки, исправляют их, слушая объяснения справившихся ребят.
- Итак, давайте подытожим. Что мы сейчас повторили? (Что такое сообщество, почему люди стали объединяться в сообщества, по каким признакам люди объединяются в сообщества)
- Назовите, пожалуйста, следующий этап урока (После повторения следующий этап – пробное действие)
- Ребята, назовите ещё раз, в каком сообществе вы состоите с рождения? (Семья.)
- Но с рождения вы состоите ещё в одном, очень большом обществе. Как вы думаете, в каком? (Ответы детей)
- Мы с вами живём в огромной стране, которая занимает огромную территорию. Назовите её. (Россия, Российская Федерация)
- Нашу страну называют многонациональной. Как вы думаете почему?
- Кто может назвать, какие народы населяют нашу страну?
- Молодцы. Ребята, посмотрите, что получается, в нашей стране живёт так много людей разных национальностей, разных народов, у каждого народа есть свои обычаи, национальные костюмы, свой язык, но почему всех относят к российскому народу? (Варианты ответов учащихся) (слайд 5)
III. Выявление места и причины затруднения
- С чем вы столкнулись? (С затруднением.)
- Что необходимо сделать? (Необходимо остановиться и подумать.)
- Что вы не можете объяснить? (Мы не можем объяснить, почему несколько народов относят к единому российскому народу.)
- Почему вы не можете ответить? (У нас не хватает знаний.)
- Каких знаний вам не хватает? (Знаний о том, что такое народ, по каким признакам можно объединить народы в единый.)
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (слайд 6)
Какую цель вы перед собой поставите? (Узнать что такое российский народ.)
- Какова тема урока? (Тема урока «Российский народ».)
Тема урока открывается на доске.
- Какими средствами предлагаете воспользоваться? (Наблюдением, сравнением, анализом.)
- По какому плану будете действовать?
План:
- Узнать значение слова «народ».
- Выяснить признаки (факторы) объединения народов в единый.
- Сделать вывод. (слайд 7)
V. Реализация построенного проекта
- Где вы сможете узнать значение слова «народ»? (В толковом словаре). (слайд 8)
Один учащийся находит и зачитывает определение (Народ – население государства, жители страны). Учащиеся записывают определение в тетрадь. (слайд 8.1)
- Как вы понимаете значение словосочетания «российский народ»? (Народ, живущий в России). (слайд 8.2)
- Можно ли отнести к российскому народу иностранного туриста? (Нет, он не является гражданином России)
- Итак, мы ответили на первый пункт плана? (Да)
- Как вы сможете найти ответ на второй пункт плана? (Прочитать в учебнике)
- Сейчас я предлагаю поработать вам в парах. В учебнике на с.8-9 вы прочитаете текст и попробуете выполнить задание №1 в рабочей тетради с.6 (слайд 9)
- Итак, давайте проверим вашу работу и заполним общую схему (Приложение 2), ответив тем самым на главный вопрос нашего урока. (Учащиеся зачитывают ответы, один ученик заполняет схему на доске)
- Ребята, мы ответили на второй пункт плана? (Да) (слайд 10)
- Что осталось сделать? (Подвести итог и сделать выводы) (слайд 11)
- Что же объединяет народы, живущие в России? (Эти люди являются гражданами одной страны, у них общая история, государственный язык, государственные символы).
(слайд 11.1-11.2)
- Назовите государственные символы нашей страны. Что означает каждый из них?
(слайд 12)
VI. Самостоятельная работа
- Откройте учебник на с.11. Прочитайте вопросы рубрики «Подумаем!». (Заслушивается несколько ответов учащихся).
- А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в небольшом проекте и представить себя в качестве членов детской Администрации нашего города. (слайд 13) Все вызнаете, что в любом городе существуют определённые проблемы (экологические, нравственные, бытовые и т.п.). Назовите их.
- Давайте разделимся на комитеты для решения некоторых проблем, названных вами. Вы сейчас будете работать в группах. Для успешной работы не забывайте о правилах работы в группе.
- За 5 минут попробуйте создать проекты решения проблем. (Группы получают карточки с заданиями, слайд 14) (Приложение 3). По истечении времени учащиеся представляют свои проекты.
VII. Включение в систему знаний
Работа по вопросам рубрики «Обсудим» на с.11
VIII. Рефлексия (слайд 15)
- Прочитайте текст рубрики «Сделаем вывод» с.11.
- Что отличает народы России?
- Что их объединяет?
- Прочитайте народную мудрость на с.9. Как вы понимаете это высказывание?
- Что относится к государственной символике нашей страны?
- Какого человека можно назвать гражданином России?
IX. Домашнее задание. (слайд 16)
Учебник с.8-11, рабочая тетрадь с.7-9 №2 или 3 на выбор.
Задание по желанию: составить календарь памятных дат нашего края.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение - Что такое общество? - Почему люди издавна стали объединяться в сообщества? Назовите ваше самое первое сообщество. РТ с.5 № 3
Репка Пузырь, Соломинка и Лапоть Волк и лиса Теремок По месту жительства Семья По интересам По общим целям Соедините название сказки и вид сообщества
Репка Пузырь, Соломинка и Лапоть Волк и лиса Теремок По месту жительства Семья По интересам По общим целям Образец
Почему несколько народов относят к единому российскому народу? Пробное действие
Тема урока «Российский народ » Цель урока Узнать, что такое российский народ
План : 1. Узнать значение слова «народ». 2. Выяснить признаки (факторы) объединения народов в единый. 3. Сделать вывод.
Народ – население государства, жители страны Российский народ - народ , живущий в России. 1. Узнать значение слова «народ».
Работа в парах учебник на с.8-9, в РТ задание №1 с.6 2. Выяснить признаки (факторы) объединения народов в единый
Самопроверка Российский народ Память о прошлом Общероссийская культура Государственный русский язык Государственная символика Надежда на славное будущее
3. Сделать вывод Что же объединяет народы, живущие в России? Эти люди являются гражданами одной страны, у них общая история, государственный язык, государственные символы
Детская Администрация города Новоуральска Деловая игра
Задание для 1-ой группы Как вывозится мусор в вашем доме, городе? Как можно уменьшить количество вывозимого мусора на свалки? Задание для 2-ой группы Какие проблемы возникают в общении между людьми разных национальностей? Как подружить их между собой? Задание для 3-ей группы В каком состоянии находятся парки, скверы, дворы нашего города? Как можно их благоустроить? Задание для 4-ой группы Какие проблемы существуют в жизни инвалидов в нашем городе? Как улучшить их жизнь?
Подведём итоги В главном – единство, в остальном – различие, и во всём – любовь.
Учебник с.8-11, рабочая тетрадь с.7-9 №2 или 3 на выбор. Задание по желанию: составить календарь памятных дат нашего края. Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Задание для 1-ой группы
Как вывозится мусор в вашем доме, городе?
Как можно уменьшить количество вывозимого мусора на свалки?
Задание для 2-ой группы
Какие проблемы возникают в общении между людьми разных национальностей?
Как подружить их между собой?
Задание для 3-ей группы
В каком состоянии находятся парки, скверы, дворы нашего города?
Как можно их благоустроить?
Задание для 4-ой группы
Какие проблемы существуют в жизни инвалидов в нашем городе?
Как улучшить их жизнь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"
Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе
Интеллектуальная игра "Догони пятерочку"...
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
Методическая разработка урока окружающего мира в 4-ом классе "Природные зоны.Арктика"
Презентация составлена к уроку окружающего мира в четвёртом классе по теме «Суровая Арктика».Данный урок открывает изучение большой темы «Природные зоны России».Цели:Ввести понятие «природная зо...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»
Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты" 2016г.,ФГОС...