Урок окружающего мира "Наши подземные богатства"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Данный урок входит в курс окружающего мира УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Наши природные богатства25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Наши подземные богатства»

Цель урока: организовать деятельность учащихся по выявлению, осмыслению и усвоению характерных признаков полезных ископаемых   в процессе овладения метапредметными универсальными учебными действиями.

Задачи урока:

Предметные задачи: способствовать

  • формированию понимания учащимися разнообразия полезных ископаемых; их свойств, значения для людей;
  • развитию навыков определения  свойств полезных ископаемых по характерным  признакам, самостоятельному изучению основных особенностей подземных богатств;
  • созданию благоприятных условий для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.

Метапредметные задачи:         

     познавательные – создать условия формирования и развития умений самостоятельно добывать, отбирать, систематизировать и использовать информацию  для решения поставленных задач и объяснения своей точки зрения;

  • осуществлять действия сравнения, сопоставления, систематизации, выведения выводов и обобщений;
  • формулировать и выражать свои мысли убедительно, опираясь на собранные доказательства;

    регулятивные – предоставить возможности для формирования умений

  • выдвигать, аргументировать и проверять гипотезы;
  • в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить учебную задачу и планировать деятельность по ее достижению;
  • осуществлять текущий контроль процесса своей деятельности и ее результата;

   коммуникативные  –  способствовать развитию навыков сотрудничества в коллективной деятельности.

Личностные задачи:

  • содействовать формированию ценностного отношения к процессу самостоятельного добывания знаний и осознанной активной позиции в осуществлении деятельности

Формировать УУД:

 Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности  и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотношения того, что известно, с чет, что не известно.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речью.

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и не существенных)

Планируемый результат:

Предметные:

Знать – виды и свойства полезных ископаемых.

Уметь -  использовать полученные знаний в практической деятельности.

Личностные: отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке; формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Ресурсы: Учебник: А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть; рабочая тетрадь “Окружающий мир» 4 класс, 1 часть, презентация; компьютер, интерактивная доска, коллекции полезных ископаемых.

Ход урока:

  1. Орг. момент

Деление на группы с помощью карточек с полезными ископаемыми.

  1. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания (выполнение теста в тетрадях с проверочными работами)

  1. Самоопределение к деятельности

-Составьте пословицы:

Как ни лепи песок, он все рассыпается.

На песке дом не построишь.

Глину не мять — горшков не видать.

Печаль точит человека, как ржавчина железо.

Железом добывают золото, а золотом железо.

Москва, что гранит, — никто Москву не победит.

-Что общего заметили во всех пословицах?

-Предположите тему урока.

-Какая цель нашего сегодняшнего урока?

-Что бы вам хотелось узнать по теме урока? (записать вопросы на доске)

  1. Открытие нового знания

1).Работа с картой

-Откроем физическую карту на с.58-59 учебника. Рассмотрим условные обозначения (Работа в группах)

-Назовите полезные ископаемые нашего края.

  1. Практическая работа

– Сегодня вы побываете геологами и проведете очень серьезную работу и исследования. Итак, отправляемся в экспедицию. (Групповая работа)
– Результатами каждая группа  с нами поделится. Каждой группа в экспедиции будет исследовать следующие полезные ископаемые:

1 группа:   гранит,  известняк;
2 группа:   песок,  глина;
3 группа:   торф,  уголь;
4 группа:   нефть,  природный газ;  
5 группа:   железная руда.

План исследования такой:

1) Название.
2) Условное обозначение.
3) Свойства.
4) Применение.
5) Где и как добывают.
6) Месторождение в  нашей области (если есть)

Каждая группа получает план исследования.

-Если есть необходимость, пользуйтесь атласами-определителями «От земли до неба» (по закладке).

  1. Физкультминутка

-Я буду называть различные полезные ископаемые. Если ископаемое горючее – хлопните в ладоши, если нет – топните.

Торф, золото, известняк, нефть, природный газ, песок, уголь, гранит, глина, железная руда.

  1. Работа по новой теме

Отчет творческих групп, ответы на вопросы опонентов

-Нужно ли охранять подземные ископаемые и для чего?

  1. Подведение итогов

Разгадывание кроссворда

1. Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе.
Он и на стройке и на пляже.
Он и в стекле расплавлен даже.
(Песок)

2. Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи.
(Руда)

3. Белый камушек растаял.
На доске он след оставил.
(Мел)

4. Очень прочен и упруг
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
(Гранит)

5. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это.
(Нефть)

6. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Чёрный, блестящий –
Труженик настоящий.
(Уголь)

7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.
(Глина)

8. По трубе течёт –
Пироги печёт.
(Газ)

9. Росли на болоте растения –
Стали топливом и удобрением.
(Торф)

10. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.
Сам он удобрение.
(Известняк)

-Вы хорошо потрудились, узнали много нового о полезных ископаемых. Предлагаю каждой группе составить синквейн об одном из полезных ископаемых, изученных группой.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пример:

Уголь
черный, крупный
горит, греет, блестит
уголь дает тепло людям
польза

  1. Рефлексия

Хлопните в ладоши, если:

- вы узнали на уроке  что-то новое;

- вам было интересно на уроке;

- вы дружно работали в группе;

- вам было скучно;

- у вас все получилось.

  1. Дом. задание

Выполнить задания в рабочей тетради с.71-73


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира «Подземные воды. Образование пещер».2 класс

Презентация разработана к учебнику Н.Дмитриевой "Мы и окружающий мир" (система Л.В.Занкова)...

Конспект урока окружающего мира, тема "Богатства природы", 1 класс

Образовательная система "Школа 2100". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Урок - проект."Наши подземные богатства"

Разработка урока и презентация....

Разработка урока окружающий мир "Водные богатства моего края" 4 класс УМК "Школа России"

Данный урок проводился в рамках ежегодной школьной предметной недели. На нем присутствовали учителя начальных классов школы.Это урок  «открытия» новых знаний, очередной в разделе « Мой край».Цель...

Конспект к уроку окружающего мира «Природные богатства и труд людей-основа экономики»

Тема: «Природные богатства и труд людей-основа экономики».Цель: познакомить с факторами, составляющими основу экономики.  Планируемые результаты:личностные: 1. Формирование уважительног...

Урок окружающего мира «Водные богатства нашего края» в 4 классе

Урок окружающего мира «Водные богатства нашего края» в 4 классе...