Окружающий мир. Тема урока : "Вставай, страна огромная!"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

      Создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю жителей нашей страны, образ войны, в которой народ сплотился ради спасения Отечества и мира от ужасов фашизма,

        -  совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения;

·      -   развивать коммуникативные навыки работы в группах;

·     -   развивать познавательный интерес к героическому прошлому, развивать    память, внимание

             -   создать условия для появления у детей чувства гордости за героическое прошлое своей страны,

                 -продолжить  формирование негативного отношения к завоевательным войнам путем показа страдания народа в ВОВ, 

                 - воспитывать активную гражданскую позицию детей, чувство патриотизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_vstavay_strana_ogromnaya.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Составлена учителем начальных классов  Сокол а.К.

Класс – 3 «Г» класс

Предмет: окружающий мир  

Учебник – «Окружающий мир» А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е. В. Сизова, С.В.Тырин.  Издательство «Баласс», М., 2008 2 часть: «Мое Отечество»

Образовательная программа «Школа 2100»

Технологическая карта урока

Тема:

«Вставай, страна огромная»

Тип урока:

Комбинированный урок

Цель урока:  

расширить первичные представления учеников о Великой Отечественной войне, показать разрушительные последствия распространения фашизма

Задачи:

  • создать образ Великой Отечественной войны как

тяжелейшего испытания, выпавшего на долю жителей нашей страны, образ войны, в которой народ сплотился ради спасения Отечества и мира от ужасов фашизма

  • совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения;
  •   развивать коммуникативные навыки работы в группах;
  • развивать познавательный интерес к героическому прошлому, развивать    память, внимание
  • создать условия для появления у детей чувства гордости за героическое прошлое своей страны, продолжить  формирование негативного отношения к завоевательным войнам путем показа страдания народа в ВОВ,  воспитывать активную гражданскую позицию детей, чувство патриотизма

Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Ресурсы:

Печатные средства: Учебник – «Окружающий мир» А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е. В. Сизова, С.В.Тырин. 2 часть: «Мое Отечество», «Методические рекомендации для учителя»

Аудиовизуальные: видеоматериал о Великой Отечественной войне;  сл. В. Лебедев-Кумач, музыка  А. Александрова, «Священная война»  слова в исполнении ансамбля п/у А.Александрова, «День Победы»

Стихотворение  Ираиды Мордовиной «Заря вставала над Землёй…».

Наглядные: выставка орденов и медалей участника войны-дедушки ученика класса  Живодерова Максима презентация, портреты полководцев

Раздаточный материал: карточки с заданиями для  групп Приглашенный гость – бабушка М.Живодерова

Интернет-ресурс:
http:// shkola.edu.ru/          http:// www.yandex. ru/

Планируемый результат:

личностные

Общеучебные умения

предметные

Чувственно - эмоциональное отношение к миру: создать условия для появления у детей чувства гордости за героическое прошлое своей страны, продолжить  формирование негативного отношения к завоевательным войнам

Познавательные и регулятивные умения:

-целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи;

-умение структурировать знание, работать по алгоритму

Коммуникативные умения

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, выслушивать мнения ребят, работая в группе

умение управлять  поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Базовый  уровень - по стандарту и программе:

-учащиеся должны знать, что Великая

Отечественная война тяжелейшее испытание, выпавшее на долю жителей нашей страны, что в борьбе народное единство - сплочение помогло отстоять свободу;

Освоят понятия: битва за Москву, Сталинградская битва, фашисты; образы исторических личностей: Г.К. Жуков, А.Гитлер

Повышенный уровень:

 понять: фашизм - идеология человеконенавистничества, чувство ответственности за судьбу страны

Этап урока и его цель

Задачи:

Деятельность

обучающихся

Результат

  1. Организационные действия (самоопределение к деятельности)

 Один, никому неизвестный грек по имени Герострат, желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление. Герострат в 336 г. дот н.э.  поджег красивый храм Артемиды в городе Эфесе.Геростат добился своего.Он приобрел бессмертную, пусть и позорную славу. Вот такой след в истории оставил этот человек, став известным. Каждый человек, хочет он этого или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о тех событиях и людях, которые своими поступками оставили огромный след в истории.

Цель: организация учащихся к готовности к предстоящей деятельности на уроке, нацеливание, мотивировать на совместную работу

Развитие интереса и повышение мотивации

II Постановка проблемы  и  актуализация знаний.

1.-Какие ваши любимые праздники?

- Какие чувства вызывает слово праздник?

-С каким настроением идут на праздник люди?

Какой сделаем вывод:

 На доске запись: Праздник - это радость, веселье, воспоминания о хороших событиях.  

2. (Вещи из музея)  (Слайд 1)

-Что объединяет все эти вещи? (связаны с войной).

- Как называется эта война?

-Почему эта  война получила название «Великая» и «Отечественная»? -Что решалось в этой войне? (судьба страны..)  

-Для спасения  Отечества должны были объединиться все  люди, которым дорога их Родина.  А было ли такое событие в истории нашей страны? Когда?

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?  (посвящена ВОВ,  назовем ее «Вставай, страна огромная!»)

( Слайд 2 )

ПЕСНЯ «ВСТАВАЙ СТРАНА,,,, 

РИТА

Здесь никого враги не пожалели:
Ни стариков, ни женщин, ни детей,
И бродит средь берёзонек и елей 
Седой войны пугающая тень.
М.Зорина

 3.-  послушайте  запись и , скажите, как называют  День Победы? (Слайд  3)

 На доске запись:  «День Победы -  «праздник со слезами на глазах».  

Посмотрите на доску

Какое вы заметили противоречие? (Праздник должен быть весёлый, а праздник День Победы – «со слезами на глазах».)

 - Какой вопрос у нас возникает?

Проблема урока: Почему День Победы называют «праздником со слезами на глазах»?

-Что могут вспоминать люди, прошедшие войну?

Цель:

организация восприятия задания учащимся.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

        

Подведение к проблеме урока.

Определяют тему урока (посвящена ВОВ)

Ученики формулируют  с помощью учителя основной вопрос (проблему) урока: Почему День Победы называют «праздником со слезами на глазах»?

Версии детей. 

(На доске  запись:

-страх за себя, близких, свою Родину,

-погибших родных, товарищей,    

- разрушенные дома, -голод,   -смерть

Первичное формирование регулятивных умений: определять и формулировать цель деятельности на уроке.

III. Поиск решения проблемы.(открытие нового  знания)

-  Где мы можем проверить свои предположения?  (В книге….)

1.Начало Великой Отечественной войны.

( работа над текстом, с.100 до слов: Вскоре они …… )

_ Кто захватил власть в Германии?  Кто стоял во главе? (фашисты, А.Гитлер). (Слайд 4) 

   

  Никита С.

В 1933 году власть в Германии захватили фашисты во главе с Адольфом Гитлером. Фашисты внушили немецкому народу, что он будет властелином мира. Все остальные народы будут рабами или будут уничтожены. В 1 сентября 1939 года Фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая Мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами. В ней участвовало 61 государство из 73 существовавших на тот момент (80 % населения земного шара). Боевые действия велись на территории трёх континентов и в водах четырёх океанов    . Многих людей насильно увозили на работы в Германию, сжигали в печах, душили в газовых камерах.!!!

   - Что внушили они немецкому народу?

-Такая политика – это распространение   фашизма.

-Что начали гитлеровцы?

Вывод: 1939 год – гитлеровцы начали вторую мировую войну (Слайд 5)и на доску)

-Почему война называется Мировой? ( Вовлечены многие государства).

Вслед за Польшей фашистам покорилась Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. 12 европейских стран были захвачены фашистами.  (карта)  

Что произошло 22 июня?

22 июня 1941 год - гитлеровцы напали на Советский Союз, началась Великая Отечественная война (Слайд 6)

 -Каким оказалось это нападение для простых советских людей?

 -Вспомним, что строили советские люди после первой мировой войны?

 Какие чувства вы бы испытали на месте людей, с таким трудом построившим  к 40 годам хх века  новый дом,  и теперь столкнувшиеся с врагом, который хочет не только разрушить этот дом, но и отнять землю на которой он стоит?

-Кто поднялся на защиту Родины?

- Весь народ перед лицом опасности сплотился

 (Слайд 7)

-Послушайте, как это было. ЛЕВИТАН

    Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря до Черного моря. Гитлер рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться лишь воспоминание. Но планам его не суждено было сбыться.

(слайд 8)

Одно из первых сражений произошло у пограничной Брестской крепости. К 22 июня 1941 года в крепости дислоцировалось 8 стрелковых батальонов, всего 7—8 тысяч человек. С немецкой стороны штурм крепости был поручен 45-й пехотной дивизии (около 17 тысяч человек)  По плану крепостью следовало овладеть к 12 часам первого дня войны.

22 июня в 3:15 по крепости был открыт ураганный артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. В 3:45 начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что  гарнизон   был разбит на несколько отдельных очагов. Ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать 7—8 атак, причём применялись огнемёты; 26 июня пал последний участок обороны Цитадели.

(Слайд9)  

Одна из надписей в крепости гласит: “Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VII.41 г.” По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои.

Каждый день Великой Отечественной войны был подвигом на фронте и в тылу врага, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.

    2. События 1941-1945 г. Важные события, происходившие  в  1941-1945 годах, даты, вы будете искать в тексте учебника  по группам.

Работа по группам. «Позади Москва», «С войной покончили мы счеты»

Задания для групп.

Задание для 1 группы:  учебник с 102 «Позади Москва», 1,2 абзац (заканчивается:  Фашисты были отброшены от Москвы на сотни километров.)  Вопросы: отметьте важное сражение, при котором фашистские захватчики понесли первое поражение?

Кто показал пример героического подвига? Кто командовал нашей армией в битве за Москву?

Задание для 2 группы: учебник с 102 -103«Позади Москва», 3 абзац (начало «Однако фашистские войска……)Вопросы: отметьте в какой битве решалась судьба нашей Родины?  Чьи слова стали призывом стоять насмерть? Какой мемориал открыт в память о той битве?

Задание для 3 группы:  учебник с 103-104  «С войной покончили мы счеты» (до вопросов и карты)Вопросы: отметьте, что произошло весной 1945 года? Где был поднят красный флаг Победы? Когда фашисты признали свое поражение?

Задание для 4 группы: : учебник  с 104  «С войной покончили мы счеты»( после  карты)Вопросы: Почему люди радовались и не скрывали слез? Что вас удивило в рассказе автора?

Задание для 5 группы: учебник  с 104   работа с   картой.

Вопросы: пользуясь картой, ответь на вопрос : какие европейские страны были освобождены от фашистов Советской армией?

Задание для 6 группы:

Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста;

восприятия нового материала на основе проблемного диалога

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

-Продуктивное чтение

 («Горит и кружится планета», учебник с 100 и отмечают события на реке времени)

Проблемный диалог

Работа по группам

Формирование познавательных и регулятивных умений

Формирование коммуникативных

умений,

предметных.

Освоение понятий: битва за Москву, Сталинградская битва, фашисты; образы исторических личностей: Г.К. Жуков, А.Гитлер

IV. Воспроизведение нового знания.

Проверка работы групп.

 1 группа. Важное сражение, при котором фашистские захватчики понесли первое поражение – битва за Москву. Пример героического подвига показали  28 бойцов из дивизии генерала Панфилова.  Слайд10)

Дополнительный материал. 28 героев дивизии генерала И. В. Панфилова, сражаясь до последнего патрона, уничтожили под Волоколамском 18 танков противника и задержали продвижение к столице крупной танковой группировки врага. Когда кончились боеприпасы, солдаты с последними гранатами в руках бросались под  гусеницы танков. Слова  Вас. Клочкова: «Велика Россия, да отступать некуда - позади Москва!»,- облетели всю страну. Почти все они погибли.   Но не пропустили фашистов к Москве! Провалилась операция «Тайфун», рассчитанная на «окончательный» разгром главных сил Красной Армии и захват Москвы.

-Под чьим командованием наши войска перешли в наступление?

(Слайд 11)- Жуков

 Вывод: Сентябрь- декабрь 1941 год – битва за Москву

2 группа: учебник с 102 -103«Позади Москва», 3 абзац (начало «Однако фашистские войска……)  Вопросы: отметьте в какой битве решалась судьба нашей Родины?  Чьи слова стали призывом стоять насмерть? Какой мемориал открыт в память о той битве?

В Сталинградской  битве решалась судьба нашей Родины.  Слова Вас. Зайцева «Для нас за Волгой Земли нет! Мы стояли и будем стоять насмерть!» были призывом для всех сражаться до конца. Был открыт мемориал на  Мамаевом  Кургане.

Вывод: 1942-1943 годы – Сталинградская битва (Слайд 12)  

 Дополнительный материал. Сталинградская битва у  Сталинграда, города на Волге длилась более 200 дней, больше 6 месяцев. В плен были взяты свыше 330 тысяч гитлеровцев. Эта битва переломила ход всей войны. Красная Армия сумела отстоять Кавказ и Сталинград, измотав врага, перешли в контрнаступление.


(Слайд 13)   Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда. Героическая оборона Ленинграда началась 10 июля 1941 г.  Запасы продовольствия  были крайне ограниченны, Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить лишь до ноября, жидкого топлива до конца сентября.

 –(Слайд 14-15 )Ленинграде начался голод. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады – 250г на рабочую карточку и 125г – на все остальные. Хлеб был сырой и состоял на две трети из примесей, его готовили из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы. Он смешивался с горьким хлопковым маслом. Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер. 

Страшный был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек.  

(Слайд  16)Всему  миру известен  дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники.    Всю семью унесла блокада. Савичевы умерли. Умерли все. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла.
Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников, а сегодня находится в музее Пискаревского кладбища.

 –(Слайд  17)То, что увидели  советские  воины и о чём  вскоре узнал весь мир, было чудовищно. 22марта 1943г. карательный батальон окружил белорусскую деревню Хатынь. Каратели согнали всех жителей деревни в сарай и подожгли его. Затем подожгли и всю деревню. Тех, кто пытался спастись или сопротивлялся, расстреливали  на месте. В результате этой зверской акции погибло 149 мирных жителей, в том числе 75 детей. Чудом спаслись 2 мальчика и деревенский кузнец. 

(Слайд  18Концлагеря - страшный символ массового уничтожения людей гитлеровскими преступниками. В концлагерях люди умирали от голода, пыток, экспериментов которые ставили над ними.  Детский концлагерь. Детей использовали как доноров для сдачи крови, для раненых бойцов вермахта.    

Задание для 3 группы:  учебник с 103-104  «С войной покончили мы счеты» (до вопросов и карты)

Вопросы: отметьте, что произошло весной 1945 года?

 Где был поднят красный флаг Победы? –(Слайд  19)

Когда фашисты признали свое поражение? - Весной союзники вели последние бои с фашистами. Над главным зданием Берлина Рейхстагом был поднят красный флаг.

Вывод: 9 мая 1945 год – День Победы в Великой Отечественной войне  

Задание для 4 группы: : учебник  с 104  «С войной покончили мы счеты»( после  карты)

Вопросы: Почему люди радовались и не скрывали слез? Что вас удивило в рассказе автора?

(Слайд20)   - Люди радовались Победе. Не скрывали слез потому, что в каждой семье кого-либо  оплакивали: или погибшего сына, или замученных фаш. палачами родителей, или увезенную в Германию дочь.  (Из 24 выпускников до победы дожили трое.)

Вывод: Каждая семья оплакивала погибших родственников, война – это смерть, горе.

Задание для 5 группы: учебник  с 104   работа с   картой.

Вопросы: пользуясь картой, ответь на вопрос: какие европейские страны были освобождены от фашистов Советской армией?

(Польша, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Австрия)

(Слайд20)   Вывод: Сентябрь 1945 год – окончание  второй мировой войны

Цель: организация совместной деятельности  в группах.

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, оценивать  результаты работы

Ребята отвечают на вопросы по заданиям.

Формирование предметных, регулятивных УУД, познавательных УУД

V. Первичное применение знаний.

Работа в  тетради закрепление 

(Слайд 21)   Рабочая тетрадь стр. 46 № 1- вставить нужные слова,

(Слайд 22)   стр. 46 № -2  Записать даты, пронумеровать последовательность событий по картинкам.

Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи

Самостоятельная и индивидуальная работа

Формирование регулятивных и предметных умений, осознание качества и уровня усвоения знаний

VI.  Подведение итогов работы.

Почему  же День Победы называют «праздником со слезами на глазах»?

(Слайд 23-24)   Трудным был путь к победе, тяжёлой ценой она досталась народу. Не было в стране ни одной семьи, которую бы не затронула война. Отцы и сыновья уходили на фронт, матери и дочери помогали в тылу, работали на заводах, в госпиталях. В каждой семье кого-либо  оплакивали. 27 миллионов  жизней унесла война. В руинах были города и села. 

-Скажите, верны ли были наши предположения?

-Скажите, есть ли свидетели или участники этой войны?  (Ветераны Слайд25)   

(Слайд26)   -Ребята, в нашем классе  у Живодерова  Максима  дедушка был  участником ВОВ.  Ордена и медали, которые заслужил дедушка, бережно хранятся как семейные реликвии.  О своем дедушке максим вместе с бабушкой Людмилой Михайловной расскажут.  (Выступление )

-Мы благодарим Максима и его бабушку за душевный рассказ, мы думаем, что вы гордитесь своим дедушкой, помните об этом всю жизнь.

-Ребята, выясните у родителей, кто из ваших родственников был участником войны?

Люди, помните, какой ценой завоевано счастье, помните!

Ребята, на уроке, посвященном  Дню Победы , вы писали сочинения, «Почему мы не хотим войны!». Пусть всегда будет мир!  (Зачитываются отрывки из лучших сочинений).

- Ребята, в заключении, я предлагаю  прочитать на слайде  про себя стихотворение  Ираиды Мордовиной «Заря вставала над Землёй…».( Слайд 27

Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности

Связь с жизнью, поколениями.

Формирование негативного отношения к завоевательным войнам, сопричастность к судьбе страны.

Формирование личностных УУД,

чувство гордости за героическое прошлое своей страны

VII. Рефлексия деятельности на уроке.

- Что нового узнали?

- Что помогло узнать новое?

-Где пригодятся знания?

-Кто из ребят больше всех помог в «открытий» знаний на этом уроке?

(Слайд28)   

Домашнее задание.

 Выполнить одно из заданий в рабочей тетради.

Мобилизация учащихся на рефлексию  деятельности. Усвоение принципов само регуляции и сотрудничества.

Учиться совместно с другими учениками давать оценку деятельности на уроке.

Формирование регулятивных умений (оценивание своей деятельности).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 3 классе по окружающему миру "Вставай, страна огромная" УМК "Школа 2100" + презентация

Подробный план-конспект урока по окружающему миру в 3 классе по УМК "Школа 2100" , презентация к этому уроку....

Темаурока: Whatareyourfavoriteanimals? («Какиетвоилюбимыеживотные?»)

Дата:Класс: 4 «_» класс.Длительностьурока: 40 минутТемаурока: Whatareyourfavoriteanimals?  («Какиетвоилюбимыеживотные?»)Тип урока по структуре: изучение нового материала.Цель урока:тренировать на...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Вставай, страна огромная!"

Конспект урока окружающего мира по теме: "Вставай, страна огромная!" для 3 класса по ОС "Школа 2100"...

Учебно-методическая разработка урока окружающего мира (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») .Тема:«Вставай, страна огромная».

          Данный ресурс способствует формированию у учащихся чувственно – эмоционального отношения к миру: создаёт условия для появления у детей чувства гордости за гер...

Конспект и презентация интегрированного урока математики и окружающего мира "Решение задач. Вставай, страна огромная!" 3 класс

Конспект и презентация интегрированного урока математики и окружающего мира "Решение задач. Вставай, страна огромная!" 3 класс, ОС "Школа 2100"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Вставай страна огромная " 3 класс

Урок поможет создать образ Великой Отечественной войны ,как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны в XX веке...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Вставай, страна огромная!" (3 класс)

     Урок по окружающему миру на тему "Вставай, страна огромная!" (3 класс) проводится в музее и направлен на развитие ценностного отношения к совместной деятельности ч...