Урок по окружающему миру , 3 класс, учебник Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова, тема "Природная зона- степь"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 10 г. Новоалтайска Алтайского края»
Урок окружающего мира в 3 классе
по системе Л.В. Занкова. Учебник Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru_po_teme_step.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 10 г. Новоалтайска Алтайского края»
Урок окружающего мира в 3 классе
по системе Л.В. Занкова. Учебник Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова
Тема урока: Степи. Растительность степей.
Цель урока: формировать учебно-познавательную компетенцию: знания о зависимости разных форм живой природы от особенностей степной зоны (её географического положения, климатических условий).
Задачи урока:
А) образовательные - формировать знания о географическом положении зоны степей в России, о сезонных изменениях в этой природной зоне, о формах приспособленности растений к жизни в степи.
Б) развивающие - создавать условия для развития способности устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и жизнью растений.
В) воспитательные - помочь представить красоту степи, воспетую в литературных и музыкальных произведениях.
Тип урока: урок изучения нового материала, урок-путешествие.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические примеча-ния. |
Орг. момент | Учитель приветствует учеников, желает успешной работы. | ||
Актуализация знаний. | -Сегодня на уроке окружающего мира мы отправимся в воображаемое путешествие. Я пока не скажу, куда и зачем. Это вы чуть позже отгадаете сами. А поможет вам небольшой тест. На экране появляются поочерёдно слайды №1,2. -Как вы поняли, что сегодня мы отправимся в путешествие по одной из природных зон. Кто назовёт основные природные зоны? А чтобы понять, о какой пойдёт речь, прочитайте стихи 2-х русских поэтов, посвящённых этой природной зоне. (Слайд №3). -Могут ли быть эти стихи посвящены тундре? А лесной зоне? Верно, что это скорей всего речь пойдёт или о степи, или о пустыне. Но в России пустыни занимают очень небольшую территорию. А вот степи занимают достаточно много места- около 16 % всей территории. (Слайд №4). _ В каком крае мы живём? Я неспроста спросила вас об этом. Алтайский край находится в лесостепной и степной зонах. | Учащиеся находят правильные ответы на вопросы теста. Чтение стихотворений. Обоснование своего выбора. | Слайды № 1,2 Опережающее задание для учеников Слайд №3. Развитие аналитических способностей у обучающихся. Слайд №4. |
Целепола-гание. | -Добро пожаловать в степь широкую! -Что как путешественники вы хотели бы узнать о степи? Слайд №5. -Есть на слайде вопросы, которые вы не задали, но на них тоже надо ответить? | Ученики задают вопросы про степь. Формулируют учебные задачи. | Слайд №5. Постановка учебных задач. |
Планирование последова-тельности изучения нового учебного материала. | -Как вы считаете, в каком порядке лучше изучать любую природную зону? С какого вопроса нужно начинать? Почему? -А что потом будем рассматривать? Для чего? -Можно ли на все наши вопросы ответить на данном уроке? Почему так думаете? | Учащиеся обосновывают последовательность, в соответствии с которой будет изучаться новый материал. | |
Изучение нового материала. | -Кто-нибудь в классе может дать точный ответ на вопрос: Что такое степь? -А что является нашим верным и незаменим помощником при получении новых знаний? -Откройте учебник на странице 84, прочитайте 1-й абзац и найдите только одно предложение, которое отвечает на наш самый первый вопрос. -Если вы очень внимательно читали это предложение, то, вероятно, нашли ответ на ещё один вопрос. Что это за вопрос? -Да, это вопрос: А каков климат в степи? И каков же климат? -Как вы думаете, почему? -Климат очень зависит от географического положения природной зоны. А что, кроме учебника, помогает нам на уроках окружающего мира понять про географическое положение? Правильно- карта! -Степная зона протягивается непрерывной полосой от западных границ России Алтайских гор. Она занимает юг Восточно-Европейской равнины, Предкавказье, Южный Урал и юг Западной Сибири. -В Алтайском крае 2 большие степи: Кулундинская и Алейская. -От названий каких населённых пунктов произошли названия этих степей? Восточнее Алтайского края есть уже небольшие участки степей около Красноярска, Иркутска и Саян. -Как вы считаете, степи расположены рядом с океанами или далеко от них? | Работа с учебником. Выборочное чтение. Работа с картой природных зон. | |
Динамическая пауза. | -Ребята, я хочу на минутки отвлечь ваше внимание от темы нашего урока. Мы с вами сегодня хоть и совершаем путешествие, но происходит это за партами. При этом детский позвоночник сильно устаёт. В свою очередь патологии развития позвоночника влияют на работу сердца, желудка, печени и почек. А избежать этого можно, если выполнить несложные, но эффективные специальные упражнения. | Выполнение специальных упражнений для разгрузки позвоночника. | |
Изучение нового материла. | Продолжаем наше путешествие по степной зоне. Особое внимание уделим сегодня растениям. Представьте, что путешествие по степи началось весной. В это время степь особенно красива! Она зацветает. (Слайд № 6) Тюльпаны, гусиный лук, маки разноцветными пятнами вспыхивают среди травы. Слайд №7. Как называются эти растения? Почему, по вашему мнению, их так назвали? -Листья и стебли у раннецветущих растений во время жаркого и сухого высохнут и отомрут. Но зато под землёй останутся корни в виде луковиц. Эти луковицы не погибнут, а останутся в состоянии покоя до следующей весны. Поэтому эти растения ещё называются многолетними. Вы знаете, что на дачах и в садах люди выращивают тюльпаны из луковиц. Каждый из вас тоже сможет попробовать вырастить свой цветок. В учебнике есть подробное описание практической работы « Как вырастить тюльпаны в домашних условиях». Дома ознакомьтесь с правилами данной практической работы. -Продолжаем наше путешествие. Весна сменилась летом. Отцвели цветы, пожухла зелень. Степь стала серо-зелёной. (Слайд № 8) Вы видите, что в большом количестве в степи произрастает ковыль. Но есть и кроме него другие растения, которые не боятся засушливого лета. (Слайд № 9). Назовите их. Что у них общего? -Почему их назвали засухоустойивыми? -А какие растения почти никогда не встретишь в степи? Почему деревьев почти нет в степи? -Значит, далеко не каждое растение может расти в степи, а только те, которые приспособились. (Слайд №10). -Вы видите на слайде 2 степных растения: тюльпан и типчак. Обсудите в парах, как приспособился тюльпан? А как типчак? -Нельзя не упомянуть об удивительном растении степи, которое называется перекати-поле. Как вы думаете, почему его так назвали? Найдите в учебнике на стр. 85-86 самый последний абзац в тексте и найдите объяснение учёных, почему перекати -поле носит такое название? | Обсуждения по вопросу «Почему раннецветущие растения так называются» Обсуждения по вопросу « Почему засухоустойчивые растения так назвали?» Работа в парах- обсуждение по вопросу «Как приспособились растения в степи?» Выборочное чтение статьи в учебнике. | Слайд №6. Слайд №7. Слайд №8. Слайд №9. Слайд № 10. |
Итог урока. Рефлексия. | Слайд №11. -На какие вопросы мы дали ответы на этом уроке? На какие вопросы мы будем искать ответы на последующих уроках? -Наш урок почти завершён, а путешествие не закончилось. Сегодня мы немало потрудились, поэтому я предлагаю оценить своё состояние духа и степень удовлетворённости своей работой на данном уроке. У каждого из вас три картинки со смайликом (1-грустный, 2- задумчивый, 3- весёлый). Из трёх выберите только одну, соответствующую вашему настрою. На обратной стороне напишите фамилию, имя и почему вы сделали данный выбор. Я тоже выберу свой смайлик. Пока вы обдумываете, предлагаю при этом послушать запись русской народной песни «Ах, ты степь широкая» в исполнении кубанского казачьего хора. | Подведение итогов с помощью плана изучения нового материала. Рефлексия. | Слайд № 11. Рекомендовано прослушать аудиозапись русской народной песни «Ах, ты степь широкая» в исполнении кубанского казачьего хора |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема: "Зона степей"
Сформировать у учащихся на данном уроке представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением данной зоны, с её особенностями, с животным и растительным миром, воспитывать люб...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...
Урок по окружающему миру "Зона степей.Степь и человек.
Урок в 4 классе. Ребята самостоятельно работают в группах("географы", "биологи". "зоологи", "экологи"). У каждой группы своё задание. Они работают с учебником, картой, энциклопедиями. Ответы уча...
Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"
Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...
технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"
« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока - изучен...
Урок по окружающему миру в 4 классе. "Система пищеварения человека" Учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова ( развивающая система Л.В.Занкова)
Представлена технологическая карта урока и конспект по теме "Система пищеварения человека". Учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова...
Технологическая карта урока по окружающему миру. Класс: 4. Тема: Золотой век театра и музыки
Материал содержит технологическую карту урока, работу в парах и самостоятельную работу по теме урока....