Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру на тему
Читательская компетентность — совокупность знаний, умений и
навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать
информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее
использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую
компетентность новые ФГОС (федеральные государственные образовательные
стандарты второго поколения), в настоящее время активно внедряемые в систему
российского образования. Данное определение отражает информационно-
когнитивный подход к чтению. Когда чтение рассматривается как разновидность
познавательной деятельности и отсюда – имеет своей целью извлечение из
текстов информации, понимание и интерпретацию информации, отвечающей
информационной потребности читателя. В такой трактовке понятие «читательская
компетентность» сближается с информационной компетентностью. Сравним:
информационная компетентность – способность и умение самостоятельно искать,
анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать информацию при помощи
устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Заметим,
что новые ФГОСы относят информационную и читательскую компетентность к
метапредметным образовательным результатам, то есть действиям, формируемым
в (между/сверх) конкретных учебных дисциплинах. Значит, не только на уроках
русского языка и литературы учитель организует учебную деятельность с целью
развития ребенка в деятельности чтения, но и на других предметах.
В современном мире с появлением компьютера отношение к книге
изменилось. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних
достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать
информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера. Мы педагоги обучаем
наших учеников работе с различными источниками информации, но нельзя
недооценивать роль книги в жизни человека. Русский методист Тихомиров Д.И.
утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать
ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и
чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать
мысль и чувство образовательным содержанием».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 320.59 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/26/picture-537886-1417015830.jpg)
Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира.
В методической разработке раскрыта тема экологического воспитаниямладших школьников на уроках окружающего мира в 3 классе по рзделу "Как устроен мир "...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий "Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения".
1.Особенности формирования читательской компетентности у учащихся младших классов.2.Современные образовательные технологии, способствующие формированию читательской компетентности младших школьников.3...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/13/picture-1069101-1539423931.jpg)
"Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения"
Семинар для учителей начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/20/picture-988669-1513789890.png)
Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО
Цель работы: описать систему работы по формированию читательской компетентности младших школьников в 1-4 классах....
Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения
формирование читательской компетентности...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/25/picture-1380887-1643095109.jpg)
Формирования читательской грамотности младших школьников на уроках окружающего
Приемы работы с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников....