Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру на тему
Читательская компетентность — совокупность знаний, умений и
навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать
информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее
использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую
компетентность новые ФГОС (федеральные государственные образовательные
стандарты второго поколения), в настоящее время активно внедряемые в систему
российского образования. Данное определение отражает информационно-
когнитивный подход к чтению. Когда чтение рассматривается как разновидность
познавательной деятельности и отсюда – имеет своей целью извлечение из
текстов информации, понимание и интерпретацию информации, отвечающей
информационной потребности читателя. В такой трактовке понятие «читательская
компетентность» сближается с информационной компетентностью. Сравним:
информационная компетентность – способность и умение самостоятельно искать,
анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать информацию при помощи
устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Заметим,
что новые ФГОСы относят информационную и читательскую компетентность к
метапредметным образовательным результатам, то есть действиям, формируемым
в (между/сверх) конкретных учебных дисциплинах. Значит, не только на уроках
русского языка и литературы учитель организует учебную деятельность с целью
развития ребенка в деятельности чтения, но и на других предметах.
В современном мире с появлением компьютера отношение к книге
изменилось. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних
достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать
информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера. Мы педагоги обучаем
наших учеников работе с различными источниками информации, но нельзя
недооценивать роль книги в жизни человека. Русский методист Тихомиров Д.И.
утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать
ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и
чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать
мысль и чувство образовательным содержанием».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_kompetentnosti.pdf | 320.59 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира.
В методической разработке раскрыта тема экологического воспитаниямладших школьников на уроках окружающего мира в 3 классе по рзделу "Как устроен мир "...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий "Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения".
1.Особенности формирования читательской компетентности у учащихся младших классов.2.Современные образовательные технологии, способствующие формированию читательской компетентности младших школьников.3...
"Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения"
Семинар для учителей начальных классов....
Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО
Цель работы: описать систему работы по формированию читательской компетентности младших школьников в 1-4 классах....
Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения
формирование читательской компетентности...
Формирования читательской грамотности младших школьников на уроках окружающего
Приемы работы с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников....