Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру на тему

Читательская компетентность — совокупность знаний, умений и
навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать
информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее
использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую
компетентность новые ФГОС (федеральные государственные образовательные
стандарты второго поколения), в настоящее время активно внедряемые в систему
российского образования. Данное определение отражает информационно-
когнитивный подход к чтению. Когда чтение рассматривается как разновидность
познавательной деятельности и отсюда – имеет своей целью извлечение из
текстов информации, понимание и интерпретацию информации, отвечающей
информационной потребности читателя. В такой трактовке понятие «читательская
компетентность» сближается с информационной компетентностью. Сравним:
информационная компетентность – способность и умение самостоятельно искать,
анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать информацию при помощи
устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Заметим,
что новые ФГОСы относят информационную и читательскую компетентность к
метапредметным образовательным результатам, то есть действиям, формируемым
в (между/сверх) конкретных учебных дисциплинах. Значит, не только на уроках
русского языка и литературы учитель организует учебную деятельность с целью
развития ребенка в деятельности чтения, но и на других предметах.
В современном мире с появлением компьютера отношение к книге
изменилось. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних
достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать
информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера. Мы педагоги обучаем
наших учеников работе с различными источниками информации, но нельзя
недооценивать роль книги в жизни человека. Русский методист Тихомиров Д.И.
утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать
ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и
чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать
мысль и чувство образовательным содержанием».

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon formirovanie_chitatelskoy_kompetentnosti.pdf320.59 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира.

В методической разработке раскрыта тема экологического воспитаниямладших школьников  на уроках окружающего мира  в 3 классе по рзделу "Как устроен мир "...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий "Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения".

1.Особенности формирования читательской компетентности у учащихся младших классов.2.Современные образовательные технологии, способствующие формированию читательской компетентности младших школьников.3...

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО

Цель работы: описать  систему работы по формированию читательской компетентности младших школьников в 1-4 классах....

Формирования читательской грамотности младших школьников на уроках окружающего

Приемы работы с научно-познавательными текстами на уроках  окружающего мира  как  способ формирования читательской грамотности младших школьников....