Формирования читательской грамотности младших школьников на уроках окружающего
презентация к уроку по окружающему миру

Светлана Леонидовна Гимадеева

Приемы работы с научно-познавательными текстами на уроках  окружающего мира  как  способ формирования читательской грамотности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ  ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА  КАК  СПОСОБ  ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ  ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШИХ                          ШКОЛЬНИКОВ

 (слайд 2)

                                                           Мы понимаем не текст, а мир,    стоящий за текстом.

Л.С. Выготский

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования к читательской грамотности отражены в  планируемых результатах освоения междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией», а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы.                                                        

(слайд 3)

Читательская  грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Из определения следует, что читательская грамотность- основная, ведущая не только при обучении в школе, но и в жизни,. Читательскую грамотность следует рассматривать как основу всех функциональных грамотностей.

Основы, азы читательской грамотности формируются в начальной школе.

Какие это умения?

 Это совокупность умений и навыков, отражающих:

потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;

 готовность к смысловому  чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;  

способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей;

 ориентироваться в жизненных ситуациях на основе или с помощью различной текстовой информации                                  

(слайд 4)

При высоком уровне  сформированности  читательской грамотности школьники владеют  умением  выделять главное, самостоятельно находить необходимые сведения, быстро перерабатывать научную информацию, использовать полученные знания в жизненных ситуациях - т.е.  овладевают метапредметным  умением – функциональной читательской грамотностью. 

Результаты не всегда соответствуют этому уровню. Одной из причин низкой читательской грамотности является неумение детей находить и вычитывать информацию из текстов разного вида.

В начальной школе,  кроме уроков литературного чтения , ученики получают информацию, читая текст, на уроках окружающего мира.  Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными (учебными) текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы как биология, география, история, обществознание, физика. Поэтому умение работать с научной статьёй мы  начинаем формировать в начальной школе.

Работу с научно-познавательным  текстом на уроке строю по известной вам методике (стратегии) смыслового  чтения  .   Она обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста читателем, его активную читательскую позицию по отношению к тексту, способствует формированию функциональной грамотности.            

С позиции структуры читательской деятельности данная технология предполагает три этапа работы с текстом.

(слайд 5)

1 этап - подготовительный (до начала  чтения), предтекстовая деятельность

 2 этап – основной (в процессе чтения), текстовая деятельность

3 этап - заключительный (после чтения), послетекстовая  деятельность

(слайд 6)

 1 этап (подготовительный)

Цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом, создать интригу

 Приемы работы:

1. «Облако понятий»-  глоссарий.

2. Использование загадок по теме текста.

3. Предварительный просмотр иллюстраций.

4. Составление пазлов. 

5. «Энергия вопросов» (Батарея вопросов ) .

6. Проблемный вопрос .

4. Составление пазлов  (детям в парах раздаются разрезные картинки, чтобы догадаться, о чем они узнают из текста, нужно собрать картинку)

 Пример: 1 класс Тема «Разнообразие растений» (на партах у детей лежат разрезанные на части картинки с изображением растений)

5. Анонс предстоящей работы –«Батарея вопросов» (Стратегия вопрошания)( на доску выносятся наиболее интересные и провокационные вопросы по теме текста)

Пример: 4 класс Тема «Петр Великий» (Кого в России называли царь-плотник? Как появилось выражение «прорубил окно в Европу»? Кто привез в Россию новую моду на одежду и прически? Почему этого правителя называют Великим?)

6. Проблемный вопрос (классу задается проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений,  а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержанием научного текста)

Пример: 1 класс Тема «Уроки здоровья» (Что надо делать, чтобы быть здоровым, стройным, сильным?) Тема «Твои одноклассники» ( Как заиметь много друзей?)

(слайд 7

2 этап ( основной)

Цель: вовлечь читателей в текстовую деятельность,  достичь понимания и осмысления текста  детьми ( По Выготскому- чтение-решение задачи на смысл.)

Приемы работы:  

1. Словарная работа.

2. Работа с тестом. (задания, предполагающие множественный выбор)

3. Восстановление деформированного текста. (задания на дополнение информации)

(слайд 8)

4. Заполнение таблиц и схем.  (задания на перенос информации)

5. Выборочное чтение. (задания на соотнесение)

6. Чтение с остановками.

1. Словарная работа (по ходу чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова и научные термины, далее идет работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием)

Пример:  4 класс Тема «Карта полушарий» (работа с терминами: экватор, меридианы, параллели, масштаб)

2. Работа с тестом  (по ходу чтения статьи дети отвечают на вопросы теста, вопросы тестов соответствуют содержанию статьи, не нарушая последовательности изложения материала; отражают наиболее значимые знания и понятия)

 Пример: 4 класс Тест по статье “У Чёрного моря”

 1. Как называется зона, расположенная узкой полосой по побережью Чёрного моря? ___________________________________________________

 2. Какое лето в субтропической зоне? _____________________ Какая зима в субтропической зоне? _____________________

3.Благодаря чему в субтропической зоне тёплые зимы? Поясни.

 4. Какие леса на Черноморском побережье Кавказа?

 А) смешанные; Б) широколиственные; В) хвойные.

 5. Приведи примеры деревьев, которые круглый год остаются зелёными:

6. В переводе с латинского языка “суб” означает……

 А) “из”; Б) “под”; В) “через”.

7. Чем питаются цикады?

А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.

 8. Чем питается богомол?

А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.

3. Восстановление деформированного текста. (по ходу работы со статьей дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию. В данном случае уместна  парная  работа)

Пример: 4 класс Тема «Равнины и горы России»

 1.Найди на физической карте России Уральские горы.

Допиши предложение:  

“С запада от Уральских гор лежит ____________________________ равнина,

 к востоку от Уральских гор лежит _______________________________ равнина”.

 2. Восточно-Европейскую равнину называют____________________

3.. Уральские горы считают границей между ___________________ .

Самые высокие горы России _______________________________ . Высочайшая гора в России _____________________ .

4.. Горы, расположенные на юге Сибири: ________________.

5. Пользуясь картой, ответь на следующие вопросы:

А) Полезные ископаемые, которые добывают на Западно-Сибирской равнине____________

 Б) Полезные ископаемые, которые добывают на Кавказе__________

В) Полезные ископаемые, которые добывают в Уральских горах_________

4. Заполнение таблиц и схем. (в процессе работы с текстом дети заполняют схемы, таблицы по новой теме.  Работа может проходить  в парах  или фронтально под руководством учителя)

Пример: 1 класс Тема «Какими бывают растения»,  4 класс Тема «Полезные ископаемые».

 5. Выборочное чтение. (дети учатся выискивать  в учебном  тексте необходимый материал по заданию учителя.  Возможен  вариант групповой работы.)

Пример: 4 класс Тема «Природные зоны России» (1группа «Географы» находят и изучает материал по расположению, климату данной природной зоны, 2 группа «Ботаники» изучают растительный мир, 3 группа «Зоологи» - животный мир. 4 группа «Экологи» готовят сообщение по занятию населения и экологическим проблемам природной зоны.)

(слайд 9)

3 этап (заключительный)

Цель: проверить понимание и усвоение информации из учебного текста.  (По Выготскому- понимание-отправная точка для другой деятельности)

Приемы работы:

1. Работа с пословицами.

2. Дополнение текста.

3. Игра «Плюс или минус». (установление истинности/ложности информации)

 4. «Ярмарка» вопросов (Стратегия вопрошания-тонкие и толстые ) (в парах)

Или Ромашка Блума    (на лепестках начало вопросов):

  • Почему?
  • Объясни
  • Назови
  • Предложи
  • Придумай
  • Поделись

5. Составление памяток, инструкций.

6.Проигрывание жизненных ситуаций.

 1. Работа с пословицами. (детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста информации)

Пример:  1 класс  Тема «Здоровое питание»  («Завтрак  съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу»  Тема «Твои одноклассники» («Не имей сто рублей,  а имей 100 друзей»)

3. Игра «Плюс или минус» (учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак + если согласны, если не согласны - знак - )

5. Составление памяток, инструкций.

Пример: 1 класс «Как вести себя в лесу», «Режим дня школьника»  

(слайд 10)

 Использование различных стратегий и приёмов способствует формированию смыслового чтения, делает уроки окружающего мира  интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к научно-познавательным (учебным, информационным) текстам, который потом не угасает у них и в последующих классах.

(слайд 11)

 «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они                      будут открывать это новое сами»

                                                                                                     (И.Г. Песталоцци).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания” А. Герцен

Слайд 2

Приемы работы с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников

Слайд 3

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слайд 4

При высоком уровне сформированности читательской грамотности школьники владеют умением выделять главное, самостоятельно находить необходимые сведения, быстро перерабатывать научную информацию, использовать полученные знания в жизненных ситуациях - т.е. овладевают метапредметным умением – функциональной читательской грамотностью.

Слайд 5

3 этапа работы с научно-познавательным текстом: 1 этап –подготовительный (до начала чтения) 2 этап –основной (в процессе чтения) 3 этап – заключительный (после чтения)

Слайд 6

1 этап Цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом, создать интригу Приемы работы: 1. «Облако понятий». Глоссарий. 2. Использование загадок по теме текста. 3. Предварительный просмотр иллюстраций. 4. Составление пазлов. 5. Анонс предстоящей работы. 6. Проблемный вопрос.

Слайд 7

2 этап Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми. Приемы работы: Словарная работа. Работа с тестом. 3. Восстановление деформированного текста. 4. Заполнение схем и таблиц. 5. Выборочное чтение. 6.Чтение с остановками.

Слайд 8

3 этап Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста Приемы работы: 1. Работа с пословицами. 2. Дополнение текста. 3. Игра «Плюс или минус». 4. «Ярмарка» вопросов. 5. Составление памяток, инструкций. 6. Проигрывание жизненных ситуаций.

Слайд 9

Заключение Использование различных стратегий и приёмов способствует формированию смыслового чтения, делает уроки окружающего мира интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к учебным, инфориационным текстам, который потом не угасает у них и в последующих классах.

Слайд 10

«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД школьников

Выступление на Региональной конференции...

СОДЕЙСТВИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ СИТУАЦИЙ ВЫБОРА

          Способность человека к ответственному выбору  жизненного пути относится     наряду с осознанием роли и места образования в  становле...

Формирование патриотизма школьников средствами краеведения через урочную и внеурочную деятельность

Патриотизм от греческого – отечество – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность  Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стре...

Формирование патриотизма школьников средствами краеведения через урочную и внеурочную деятельность

Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Основой патриотического воспитания мла...

Основы семейного воспитания и роль семьи в формировании младшего школьника

выступление на 3-х Всероссийских аксиологических чтениях "Духовно-нравственное воспитание школьников и молодежи"...

Формирование у школьников универсальных учебных действий через решение логических задач на уроках информатики с использованием ИКТ.

Формирование УУД через решение логических  задач:​обеспечит обучающихся  возможностью самостоятельно  ставить  учебные  цели, искать и  использовать  необходимые ...