Формирования читательской грамотности младших школьников на уроках окружающего
презентация к уроку по окружающему миру
Приемы работы с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(слайд 2)
Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом.
Л.С. Выготский
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования к читательской грамотности отражены в планируемых результатах освоения междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией», а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы.
(слайд 3)
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Из определения следует, что читательская грамотность- основная, ведущая не только при обучении в школе, но и в жизни,. Читательскую грамотность следует рассматривать как основу всех функциональных грамотностей.
Основы, азы читательской грамотности формируются в начальной школе.
Какие это умения?
Это совокупность умений и навыков, отражающих:
потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;
готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей;
ориентироваться в жизненных ситуациях на основе или с помощью различной текстовой информации
(слайд 4)
При высоком уровне сформированности читательской грамотности школьники владеют умением выделять главное, самостоятельно находить необходимые сведения, быстро перерабатывать научную информацию, использовать полученные знания в жизненных ситуациях - т.е. овладевают метапредметным умением – функциональной читательской грамотностью.
Результаты не всегда соответствуют этому уровню. Одной из причин низкой читательской грамотности является неумение детей находить и вычитывать информацию из текстов разного вида.
В начальной школе, кроме уроков литературного чтения , ученики получают информацию, читая текст, на уроках окружающего мира. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными (учебными) текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы как биология, география, история, обществознание, физика. Поэтому умение работать с научной статьёй мы начинаем формировать в начальной школе.
Работу с научно-познавательным текстом на уроке строю по известной вам методике (стратегии) смыслового чтения . Она обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста читателем, его активную читательскую позицию по отношению к тексту, способствует формированию функциональной грамотности.
С позиции структуры читательской деятельности данная технология предполагает три этапа работы с текстом.
(слайд 5)
1 этап - подготовительный (до начала чтения), предтекстовая деятельность
2 этап – основной (в процессе чтения), текстовая деятельность
3 этап - заключительный (после чтения), послетекстовая деятельность
(слайд 6)
1 этап (подготовительный)
Цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом, создать интригу
Приемы работы:
1. «Облако понятий»- глоссарий.
2. Использование загадок по теме текста.
3. Предварительный просмотр иллюстраций.
4. Составление пазлов.
5. «Энергия вопросов» (Батарея вопросов ) .
6. Проблемный вопрос .
4. Составление пазлов (детям в парах раздаются разрезные картинки, чтобы догадаться, о чем они узнают из текста, нужно собрать картинку)
Пример: 1 класс Тема «Разнообразие растений» (на партах у детей лежат разрезанные на части картинки с изображением растений)
5. Анонс предстоящей работы –«Батарея вопросов» (Стратегия вопрошания)( на доску выносятся наиболее интересные и провокационные вопросы по теме текста)
Пример: 4 класс Тема «Петр Великий» (Кого в России называли царь-плотник? Как появилось выражение «прорубил окно в Европу»? Кто привез в Россию новую моду на одежду и прически? Почему этого правителя называют Великим?)
6. Проблемный вопрос (классу задается проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений, а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержанием научного текста)
Пример: 1 класс Тема «Уроки здоровья» (Что надо делать, чтобы быть здоровым, стройным, сильным?) Тема «Твои одноклассники» ( Как заиметь много друзей?)
(слайд 7
2 этап ( основной)
Цель: вовлечь читателей в текстовую деятельность, достичь понимания и осмысления текста детьми ( По Выготскому- чтение-решение задачи на смысл.)
Приемы работы:
1. Словарная работа.
2. Работа с тестом. (задания, предполагающие множественный выбор)
3. Восстановление деформированного текста. (задания на дополнение информации)
(слайд 8)
4. Заполнение таблиц и схем. (задания на перенос информации)
5. Выборочное чтение. (задания на соотнесение)
6. Чтение с остановками.
1. Словарная работа (по ходу чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова и научные термины, далее идет работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием)
Пример: 4 класс Тема «Карта полушарий» (работа с терминами: экватор, меридианы, параллели, масштаб)
2. Работа с тестом (по ходу чтения статьи дети отвечают на вопросы теста, вопросы тестов соответствуют содержанию статьи, не нарушая последовательности изложения материала; отражают наиболее значимые знания и понятия)
Пример: 4 класс Тест по статье “У Чёрного моря”
1. Как называется зона, расположенная узкой полосой по побережью Чёрного моря? ___________________________________________________
2. Какое лето в субтропической зоне? _____________________ Какая зима в субтропической зоне? _____________________
3.Благодаря чему в субтропической зоне тёплые зимы? Поясни.
4. Какие леса на Черноморском побережье Кавказа?
А) смешанные; Б) широколиственные; В) хвойные.
5. Приведи примеры деревьев, которые круглый год остаются зелёными:
6. В переводе с латинского языка “суб” означает……
А) “из”; Б) “под”; В) “через”.
7. Чем питаются цикады?
А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.
8. Чем питается богомол?
А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.
3. Восстановление деформированного текста. (по ходу работы со статьей дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию. В данном случае уместна парная работа)
Пример: 4 класс Тема «Равнины и горы России»
1.Найди на физической карте России Уральские горы.
Допиши предложение:
“С запада от Уральских гор лежит ____________________________ равнина,
к востоку от Уральских гор лежит _______________________________ равнина”.
2. Восточно-Европейскую равнину называют____________________
3.. Уральские горы считают границей между ___________________ .
Самые высокие горы России _______________________________ . Высочайшая гора в России _____________________ .
4.. Горы, расположенные на юге Сибири: ________________.
5. Пользуясь картой, ответь на следующие вопросы:
А) Полезные ископаемые, которые добывают на Западно-Сибирской равнине____________
Б) Полезные ископаемые, которые добывают на Кавказе__________
В) Полезные ископаемые, которые добывают в Уральских горах_________
4. Заполнение таблиц и схем. (в процессе работы с текстом дети заполняют схемы, таблицы по новой теме. Работа может проходить в парах или фронтально под руководством учителя)
Пример: 1 класс Тема «Какими бывают растения», 4 класс Тема «Полезные ископаемые».
5. Выборочное чтение. (дети учатся выискивать в учебном тексте необходимый материал по заданию учителя. Возможен вариант групповой работы.)
Пример: 4 класс Тема «Природные зоны России» (1группа «Географы» находят и изучает материал по расположению, климату данной природной зоны, 2 группа «Ботаники» изучают растительный мир, 3 группа «Зоологи» - животный мир. 4 группа «Экологи» готовят сообщение по занятию населения и экологическим проблемам природной зоны.)
(слайд 9)
3 этап (заключительный)
Цель: проверить понимание и усвоение информации из учебного текста. (По Выготскому- понимание-отправная точка для другой деятельности)
Приемы работы:
1. Работа с пословицами.
2. Дополнение текста.
3. Игра «Плюс или минус». (установление истинности/ложности информации)
4. «Ярмарка» вопросов (Стратегия вопрошания-тонкие и толстые ) (в парах)
Или Ромашка Блума (на лепестках начало вопросов):
- Почему?
- Объясни
- Назови
- Предложи
- Придумай
- Поделись
5. Составление памяток, инструкций.
6.Проигрывание жизненных ситуаций.
1. Работа с пословицами. (детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста информации)
Пример: 1 класс Тема «Здоровое питание» («Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу» Тема «Твои одноклассники» («Не имей сто рублей, а имей 100 друзей»)
3. Игра «Плюс или минус» (учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак + если согласны, если не согласны - знак - )
5. Составление памяток, инструкций.
Пример: 1 класс «Как вести себя в лесу», «Режим дня школьника»
(слайд 10)
Использование различных стратегий и приёмов способствует формированию смыслового чтения, делает уроки окружающего мира интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к научно-познавательным (учебным, информационным) текстам, который потом не угасает у них и в последующих классах.
(слайд 11)
«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами»
(И.Г. Песталоцци).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приемы работы с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
При высоком уровне сформированности читательской грамотности школьники владеют умением выделять главное, самостоятельно находить необходимые сведения, быстро перерабатывать научную информацию, использовать полученные знания в жизненных ситуациях - т.е. овладевают метапредметным умением – функциональной читательской грамотностью.
3 этапа работы с научно-познавательным текстом: 1 этап –подготовительный (до начала чтения) 2 этап –основной (в процессе чтения) 3 этап – заключительный (после чтения)
1 этап Цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом, создать интригу Приемы работы: 1. «Облако понятий». Глоссарий. 2. Использование загадок по теме текста. 3. Предварительный просмотр иллюстраций. 4. Составление пазлов. 5. Анонс предстоящей работы. 6. Проблемный вопрос.
2 этап Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми. Приемы работы: Словарная работа. Работа с тестом. 3. Восстановление деформированного текста. 4. Заполнение схем и таблиц. 5. Выборочное чтение. 6.Чтение с остановками.
3 этап Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста Приемы работы: 1. Работа с пословицами. 2. Дополнение текста. 3. Игра «Плюс или минус». 4. «Ярмарка» вопросов. 5. Составление памяток, инструкций. 6. Проигрывание жизненных ситуаций.
Заключение Использование различных стратегий и приёмов способствует формированию смыслового чтения, делает уроки окружающего мира интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к учебным, инфориационным текстам, который потом не угасает у них и в последующих классах.
«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД школьников
Выступление на Региональной конференции...
СОДЕЙСТВИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ СИТУАЦИЙ ВЫБОРА
Способность человека к ответственному выбору жизненного пути относится наряду с осознанием роли и места образования в становле...
Формирование патриотизма школьников средствами краеведения через урочную и внеурочную деятельность
Патриотизм от греческого – отечество – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стре...
Формирование патриотизма школьников средствами краеведения через урочную и внеурочную деятельность
Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Основой патриотического воспитания мла...
Основы семейного воспитания и роль семьи в формировании младшего школьника
выступление на 3-х Всероссийских аксиологических чтениях "Духовно-нравственное воспитание школьников и молодежи"...
Формирование у школьников универсальных учебных действий через решение логических задач на уроках информатики с использованием ИКТ.
Формирование УУД через решение логических задач:обеспечит обучающихся возможностью самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые ...