Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

·         Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 373 от  6 октября 2009 года;

·         Примерные программы Министерства образования и науки РФ, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта, - М.: «Просвещение», 2011 год;

·         Авторская программа  Н.Ф. Виноградовой в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова), созданная на основе примерных программ Министерства образования и науки РФ, -М.: «Вентана -Граф», 2011 год;

·         Основная образовательная  программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 22»;

·         Учебный план МБОУ «СОШ №22» на 2016-2017учебный год.

·         Рабочая программа ориентирована на использование:

·         Для реализации программного содержания используется УМК:

1.Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. /Н.Ф. Виноградова.- 5изд..дораб.- М.: Вентана –Граф, 2012.

2. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь в 2ч. для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Ф.Виноградова.- 4изд., доп.- М.: Вентана- Граф, 2016.

 

Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа - общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Основные задачи курса «Окружающий мир»:

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx92.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                 Приложение № 1

    к ООП НОО МБОУ   «СОШ №22»

«Рассмотрено»                                                       «Согласовано»                                                       «Утверждаю»

Руководитель МО ________/Марьина Л.Ш./      Зам. рук.по УВР МБОУ «СОШ №22»                 Директор МБОУ «СОШ №22» ______/Валиахметова М.Н./

Протокол № ______                                                                  ______/ Арсланова С.В./                     Приказ № ________        

от «_____» ___________ 2016 г.                      от «______» _________________ 2016 г.                  от «_____» _____________ 2016 г.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г.Казани

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по окружающему миру

во 2 А класс

Хафизова Фануза Асгатовна

высшая квалификационная категория

Рассмотрено  на  заседании  педагогического совета  протокол        

  № _______ от «____»___________________________2016 г.  

   2016– 2017 учебный год

Учебно – тематическое планирование

по  окружающему миру

Классы: 2класс

Количество часов:

Всего 68 часов; в неделю 2 часа

Плановых контрольных уроков 1, тестов 17.

Планирование составлено на основе «Начальная школа XXI века» (автор Н.Ф.Виноградова).

Учебник:  Окружающий мир: 2класс: в 2ч./ Н.Ф.Виноградова.- М.: Вентана- Граф, 2012.

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 373 от  6 октября 2009 года;
  • Примерные программы Министерства образования и науки РФ, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта, - М.: «Просвещение», 2011 год;
  • Авторская программа  Н.Ф. Виноградовой в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова), созданная на основе примерных программ Министерства образования и науки РФ, -М.: «Вентана -Граф», 2011 год;
  • Основная образовательная  программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 22»;
  • Учебный план МБОУ «СОШ №22» на 2016-2017учебный год.
  • Рабочая программа ориентирована на использование:
  • Для реализации программного содержания используется УМК:

1.Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. /Н.Ф. Виноградова.- 5изд..дораб.- М.: Вентана –Граф, 2012.

2. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь в 2ч. для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Ф.Виноградова.- 4изд., доп.- М.: Вентана- Граф, 2016.

Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа - общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Основные задачи курса «Окружающий мир»:

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Функции Окружающего мира: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной сред

                                                                     

                                                                   Общая характеристика учебного предмета.

«Окружающий мир» - предмет интегрированный». В основе курса лежат следующие принципы:

1.Принцип интеграции – соотношение между естественно - научными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

 Реализация этого принципа даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младших школьников – целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во - вторых обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения.

3.Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям о

творческой деятельности людей,  научных открытиях,  литературе,  архитектуре,  искусстве,  великих ученых,  деятелях искусства и т. п.

4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать своп действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).

5.Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно - научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6.Краеведческий принцип обязывает учителя, при изучении природы и общественных явлений,  широко использовать местное окружение. Проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т.п. Всё это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.

Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.

Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.

История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника.

Место окружающего мира в учебном плане.

Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.

Ценностные ориентиры содержания.

Общечеловеческие ценности представляют собой: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие в стране, национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

  1. Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника.

Это:

  1. готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  2. достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир.

Это:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли культуры; понимание особой роли России в мировой истории за достижения своих земляков;
  2. воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  3. воспитание уважительного отношения к своей малой родине;
  4. понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  5. формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  1. осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  2. обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе на основе краеведческого материала;
  3. овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира(наблюдения, опыт, эксперимент, измерение) своего родного края;
  4. использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  5. расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование ,рассуждение, описание )

Cодержание программы:

Введение. Что окружает человека.

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); природные объекты, предметы и изделия, созданные человеком. Вещество – то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Настоящее, прошлое, будущее.

Универсальные учебные действия: «читать» информацию, представленную в виде схемы.

Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

Кто ты такой?

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя. Наши помощники — органы чувств. Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

Универсальные учебные действия: описывать кратко особенности разных органов чувств; сопоставлять органы чувств с выполняемой ими функцией. Анализировать режим дня школьников,рассказывать о его значении. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты.

Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, житейских и игровых ситуациях правила поведения при возникновении опасности.

Кто живет рядом с тобой.

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», история семьи, имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время, традиции. Хозяйство семьи. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям.

Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники. Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Универсальные учебные действия: составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Россия — твоя Родина.

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом. Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр, герб Москвы. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Святыни Москвы. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Древние города: «Золотое кольцо России. Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Славяне — предки русского народа.

Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V-1Х веках. Занятия славян. Первые орудия

сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте в нашем городе Казани.  Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Мы – граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия —многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов. Духовно – нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Праздники в жизни общества. Праздники и памятные даты Татарстана.

Универсальные учебные действия: ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову Родина. Воспроизводить в небольшом рассказе повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.

Мы — жители Земли.Солнечная «семья». Звёзды и планеты. Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Глобус как модель Земли.

Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и  животных. Животные и растения нашего края.

Универсальные учебные действия: характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа. Использовать компьютер при работе с картой.

Природные сообщества.

Среда обитания. Природные сообщества. Единство живой и неживой природы (взаимосвязи). Влияние человека на природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края.  Разнообразие растений. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые, в т.ч. родного края.  Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы в т.ч. родного края — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Использование леса человеком в Татарстане.  Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Разнообразие и примеры веществ в окружающем мире. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота) в т.ч. в Татарстане. Река как водный поток. Использование водоемов и рек человеком. Круговорот воды в природе. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов. Охрана водоемов нашего края (р/к).Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга нашего  края.  Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком в Татарстане.

Жизнь поля. Дикорастущие и культурные растения. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля. Характеристика типичных представителей полей растений и животных нашего края.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры Характеристика типичных представителей сада и огорода нашего края. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Сезонный труд людей нашего края. Вредители сада и огорода.

Универсальные учебные действия: различать этажи леса: называть особенности каждого этажа.Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы,

лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшие описания на тему «Лес – сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Отличать водоём как сообщество от других

сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество друг от друга. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представлению в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдения). Различать плодовые и ягодные культуры.

Природа и человек.

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе (в т.ч. на примере краеведения). Человек и природа. Может ли человек жить без природы. Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Посильное участие в охране природы. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Примеры растений и животных Татарстана, занесённых в Красную книгу.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Универсальные учебные действия: составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей

местности).

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ)

Экскурсии. В лес (в краеведческий музей). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи,  в учреждение культуры

                                                                                Планируемые результаты обучения

 К концу обучения во втором классе учащиеся получат возможность научиться:

— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.

— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

— оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

— различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

— называть царства природы;

— описывать признаки животного и растения как живого существа;

— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

— сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

— уметь работать с информацией, представленной в разных формах;

— находить дополнительную информацию для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете

— «читать» информацию, представленную в виде схемы;

— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и     ягодные культуры»

— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

— приводить примеры из Красной книги России, РТ.

                                                                                            Перечень учебно-методического обеспечения

  • 1.Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. /Н.Ф. Виноградова.- 5изд..дораб.- М.: Вентана –Граф, 2012.
  • 2. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь в 2ч. для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Ф.Виноградова.- 4изд., доп.- М.: Вентана- Граф, 2016.
  • 3. Окружающий мир: 2 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Н.Ф. Виноградовой/ авт.- сост. Т.Н.Чеботарева, Н.Н. Черноиванова.- Волгоград: Учитель, 214.-207с.

 Материально-техническое обеспечение:

- «Физическая карта России», «Физическая карта Татарстана», глобус, карта «Природные зоны»;

- таблицы, иллюстрирующие различные объекты природы и социума;

- научно-познавательная литература, атлас;

- оборудование для проведения практических занятий: компас, микроскоп, гербарий;

- оборудование для опытов и экспериментов;

- комнатные растения;

- электронный образовательный  ресурс «Вентана-Граф» 2016 г.

                                           

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во

часов

Практическая работа

Тест

Проект

Экскурсии

1

Введение.  Что тебя окружает?

2

       

1

2

Кто ты такой? Что такое здоровье?

13

         2

1

3

Кто живёт рядом с тобой?

6

         1

2

4

Россия — твоя Родина.

11

         2

3

1

5

Мы жители Земли.

13

         

3

       1

6

Природные сообщества.

20

       

3

                           

1

7

Итого

68

Во 2 классе используются три вида оценивания: текущее оценивание, тематическое и итоговое.

Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует  процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся на уроках окружающего мира (наблюдение, сопоставление, установление взаимосвязей и т.д.) Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Тематическое оценивание является важным звеном в конце изучения тематических блоков интегрированного курса «Окружающий мир», так как даёт возможность учащимся подготовиться, при необходимости пересдать материал , таким образом исправить полученную ранее отметку. Формой тематического контроля в конце изучения каждого тематического блока является выполнение тестовых заданий.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.

Особенности контроля и оценки  учебных достижений по окружающему миру

Основными формами текущего контроля  являются:

  • устный и фронтальный опрос;
  • наблюдение, беседа;
  • диагностические работы;
  • тестовые задания.
  • Фронтальный опрос.  Проводится как  беседа-полилог, в  котором участвуют  учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
  • Индивидуальный опрос.

     Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При  оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль  своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

     Рассказ – рассуждение. Проверяет  умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и прочее.  Этот вид опроса важен для проверки уровня  развития  школьника, сформированности  логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.

  • Письменная проверка знаний.  Используются такие   задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа  письменного ответа:

    тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;

 Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым  требованиям.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов,  их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой,  приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта его несущественных признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

п/п

Тип

урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Тема

Планируемые результаты

Вид контроля

дата

метапредметные

предметные

личностные

план

факт

1

  УОНЗ

Формировать целостное представление об окружающем мире; воспитание уважительного отношения к окружающим людям.

Что такое окружающий мир? (с. 6-9)

(тет. с.5-9)

Познавательные: строить рассуждение; читать вслух и про себя тексты. Коммуникативные: ставят вопросы к тексту и отвечают на вопросы; учатся задавать вопросы. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий, адекватно воспринимать предложения учителя

Приводить примеры предметов живой и неживой природы, различать предметы природы и предметы, сделанные человеком Получить возможность научиться извлекать из различных источников (в т.ч. ИКТ) сведения о живой и неживой природе.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

текущий

1н.

2

УОНЗ

Знать  народные приметы, воспитание бережного отношения к природе; познакомить с понятиями явления природы, сезонные изменения, экология.

Бывают ли на свете чудеса.

 (с. 12-14)

(тет. с.10-14)

 Познавательные: строить рассуждение; читать вслух и про себя тексты. Коммуникативные: ставят вопросы к тексту и отвечают на вопросы; учатся задавать вопросы. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий, адекватно воспринимать предложения учителя

.

Называть предметы живой и неживой природы, различать предметы природы и предметы, сделанные человеком. Получить возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

текущий

1н.

3

УОНЗ

Различать объекты живой и неживой природы; показать необратимость действий человека по отношению к природе

Все мы – люди. (с.16-20)

(тет. с.15, 16)

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Доказывать и приводить факты того что человек – живое существо, организм; внешние отличия одного человека от других; составлять словесный портрет человека. Получат возможность научиться обнаруживать связи м/у человеком, существом и организмом. Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ.

Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира

тест

2н.

4-5

УОНЗ

Владеть  понятиями органы чувств  рассказать о внешнем и внутреннем строении человека.

Наши помощники — органы чувств. (с. 21-26)

(тет. с.16-18)

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Доказывать и приводить факты того что человек – живое существо, организм; внешние отличия одного человека от других; составлять словесный портрет человека. Получат возможность научиться обнаруживать связи м/у человеком, существом и организмом. Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ.

Владение рассуждением, описанием, повествованием

текущий

тест

2н-3н.

6

УК

 Владеть  понятиями осанка, здоровый образ жизни; рассказать о внешнем и внутреннем строении человека.

Что такое здоровье. (с.27-34)

(тет. с.18-20)

Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Разъяснить что такое здоровье; Привести примеры как человек должен заботиться о своем здоровье; прогнозировать причины некоторых болезней. Получат возможность научиться извлекать из текста нужную информацию.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация,  чтение).

текущий

3н.

7

УП

Определять компоненты здоровья человека; познакомить с правилами здорового образа жизни; показать роль физической культуры для здоровья человека.

 Режим дня.

 (с. 35-41)

(тет. с.20-22)

Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации в т.ч. с использованием ИКТ Коммуникативные: прогнозировать, вести устный диалог.

Соблюдать режим дня школьника, правила гигиены. Получать возможность научиться формулировать правила личной гигиены, здорового образа жизни.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Самостоятельная работа

4н.

8

УП

Формировать здоровый образ жизни ,показать роль физической культуры для здоровья человека.

Что такое физическая

культура.

(с. 42-47)

(тет. с.22)

Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информаци в т.ч. с использованием ИКТ Коммуникативные: прогнозировать, вести устный диалог.

Освоить комплекс ОРУ при помощи инструментов ИКТ. Получат возможность научиться применять изученные правила по режиму дня и физической культуре.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умствен-

ные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

текущий

4н.

9

УКПНЗ

Пропагандировать здоровый образ жизни, познакомить с профессиями, которые служат охране здоровья человека.

Закаляться может каждый. (с. 47-49)

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

применять на практике виды процедур. Получать возможность научиться применять изученные правила по закаливанию и выносливости.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

текущий

5н.

10

УК

Формировать представление о продуктах питания, здоровая пища, здоровый образ жизни.

Почему нужно правильно питаться.

 (с. 50-52)

(тет. с.23)

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Называть продукты и содержащиеся в них витамины; группировать витамины по группам

Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

тест

5н.

11

УОНЗ

Классифицировать наиболее часто встречающиеся витамины; воспитывать уважительное отношение к профессии врача.

О витаминах.

(с. 53-56)

(тет. с.24)

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Называть продукты и содержащиеся в них витамины; группировать витамины по группам

Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ.

Владение способами получения, анализа и обработки  инфор-

мации (обобщение, классификация, чтение)

текущий

6н.

12

   УП

Формировать правила питания и ,культуру  поведения за столом.

О правилах питания.

(с. 56-60)

(тет. с.25, 26)

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Применять на практике полученные знания.

Владение рассуждением, описанием, повествованием

текущий

6н.

13

  УК

Повторение правил поведения в общественном транспорте, при переходе через дорогу.

Правила дорожного

движения.

(с. 61-64)

(тет. с.27, 28) ПДД для велосипедиста

Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение, Коммуникативные: задавать вопросы, прогно зировать, вести устный диалог.

Освоить основы оказания первой помощи; потенциальные опасности при контакте с незнакомыми людьми Получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в быту.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.

Практическая работа

7н.

14

УП

Закреплять  правила поведения с незнакомыми людьми на улице.

Чтобы избежать неприятностей.

(с. 64-66)

(тет. с.28-31)

Правила поведения при опасных жизненных ситуациях.

Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение, Коммуникативные: задавать вопросы, прогно зировать, вести устный диалог.

Освоить основы оказания первой помощи; потенциальные опасности при контакте с незнакомыми людьми Получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в быту.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

тест

7н.

15

УОНЗ

Формировать коммуникативные  навыки, культуру  поведения и общения.

Зачем изменять себя.

(с. 67-70)

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: строить высказывания, аргументировать свои ответы.

Запомнить правила поведения в различных ситуациях. Получат возможность научиться изменять самого себя, советуясь с родителями, читаю необходимые источники. Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

текущий

8н.

16

УРУиН

Воспитывать уважение к традициям семьи, родителям и другим родственникам; воспитывать стремление заботиться о бабушках и дедушках.

Что такое семья.

(с. 72-78)

(тет. с.32-38)

Генеологическое древо своей семьи.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Объяснять и называть родственные связи в семье. составлять родословное древо своей семьи. Получат возможность научиться обсуждать рассказ и делать выводы; возможность научиться собирать информацию.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

тест

8н.

17

УОНЗ

Понять значимость и важность животноводства, рыболовства и т.д. для жизнеобеспечения человека.

Домашнее хозяйство.

(с.79-82)

(тет. с.39-42)

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция.

Называть профессии родителей, доказывать необходимость труда Получат возможность научиться осознавать ценность ведения домашнего хозяйства.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение).

текущий

9н.

18

УКПНЗ

Воспитывать уважение к традициям семьи, родителям и другим родственникам; воспитывать стремление заботиться о бабушках и дедушках.

Семейный досуг.

(с. 83-87)

(тет. с.42-44)

Традиции татарской семьи.

Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение, Коммуникативные: задавать вопросы, прогно зировать, вести устный диалог.

Характеризовать места проведения досуга. Получат возможность научиться собирать информацию.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

текущий

9н.

19

УП

Повторение правил поведения в общественных местах, дома; формирование культуры поведения и общения.

Какие бывают правила.

 (с.  88-95)

(тет. с.45-47)

Когда и почему появились правила? (из истории)

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия,, самос-тоятельно создавать алго- ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения.

Применять правила культурного поведения, которые позволяют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения Получат возможность научиться собирать информацию в т. ч ИКТ.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация,  чтение.

текущий

10н.

20

УКПНЗ

Воспитывать уважение к учительскому труду, бережное отношение к школьному имуществу; развивать чувство ответственности и справедливости по отношению к одноклассникам.

Умеешь ли ты дружить?

(с. 96-97)

(тет. с.48)

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

дружить, общаться с людьми. Получат возможность научиться оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация,  чтение).

Самостоятельная работа.

10н.

21

   УП

Воспитывать уважение к учительскому труду, бережное отношение к школьному имуществу; развивать чувство ответственности и справедливости по отношению к одноклассникам.

Умеешь ли ты общаться?

(с. 98) (тет. с.49)

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго- ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Применять на практике полученные знания. оценивать свои достижения.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

текущий

11н.

22

   УЗ

Воспитание гордости за свою Родину, уважения к её традициям, народам, живущим на её территории, чувства патриотизма; ознакомление с государственными символами России.

Родина — что это значит?

(с.100-103)

(тет. с.50-52)

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог

Понимать и принимать значение Родины в жизни человека. Получат возможность научиться сравнивать изображение символов нашей страны на глобусе и на карте.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение).

тест

11н.

23

УЗ

Знать  историю  родного края, его достопримечательности.

История рассказывает о прошлом.

 (с. 104-109)

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

изучать и различать прошлое, настоящее и будущее нашей страны; отличать события истории от случая. Получат возможность учиться сравнивать наше прошлое, настоящее и будущее с использованием ИКТ.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

текущий

12н.

24

УЗ

Ознакомление с Московским Кремлём- символом России, с уникальными памятниками истории и архитектуры.

Москва- столица России.

(с.110-117)

(тет. с.56-58)

Казань – столица Татарстана.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алго- ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Запомнить основные достопримечательности Москвы. Получат возможность научиться описывать достопримечательности Москвы.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

тест

12н.

25

УОНЗ

Знать  города, расположенные по берегам реки Оки (Орёл, Калуга, Таруса, Пущино, Коломна, Рязань, Муром, Нижний Новгород,),  былинные наследия.

Города России. (с. 118-131 )

(тет. с.59-62)

Города Татарстана.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алго ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Называть основные этапы становления Москвы, как столицы России. осознать величие нашей страны. Получат возможность научиться работать с текстом.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация,  чтение).

текущий

13н.

26

УП

Знать  историю  родного края, его достопримечательности.

Родной край — частица Родины. (с. 132-134) Достопримечательности родного края.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Изучить историю родного краю. Получат возможность научиться предлагать вопросы по содержанию текста. Получат возможность научиться готовить сообщения.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация,  чтение).

Практическая работа

13н.

27

УЗ

Ознакомление с историческим наследием и экономическим развитием родного края; воспитание гордости за людей, которые живут рядом.

Как трудятся россияне.

(с.135-139)

(тет. с.52, 53)

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция.

Заучить пословицы о хлебе, поговорки, составить рассказ о хлебе, узнать процесс получения хлебных изделий.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

текущий

14н.

28

УЗ

Ознакомление с историческим наследием и экономическим развитием родного края; воспитание гордости за людей, которые живут рядом.

О занятиях наших предков.

(с. 139-143)

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Усвоить основные занятия славян: охота, рыболовство, земледелие, скотоводство характеризовать историю развития земледелия.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

текущий

14н

29-30

УОНЗ

Расширять знания о полезных ископаемых, различных материалах, их применении; формировать представление о многообразии профессий и о связи некоторых из них с природными богатствами; познакомить с понятием технический прогресс.

Все профессии

нужны...

(с. 144-151)

(тет. с.54-56)

Профессии наших родителей.

Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

определять названия профессий по характеру деятельности; узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация,  чтение).

тест

15н.

15н.

31

УП

Знать  праздничные и памятнные даты России и Татарстана.

Мы - граждане

России.

 (с. 152-159)

Праздники и памятные даты Татарстана.

Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Понимать о том, что каждый человек – гражданин какого- нибудь государства, оно предоставляет ему права. Получат возможность научиться осознавать себя жителями великой страны.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение).

текущий

16н.

32

УОНЗ

Различать страны мира, формирование умения их правильно показывать на карте и называть.

Россия – многонациональная страна.

(с. 160-167)

Татары. Что мы о них знаем?

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации Регулятивные: адекватное восприятие.

Знать народности, обычаи и традиции своего народа. Оценивать свои знания

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение).

тест

16н.

33

УОНЗ

Уметь пользоваться звёздной картой неба; владеть представлением о Вселенной, звёздах, планетах, созвездиях,  знаках зодиака.

Солнечная «семья».

(с. 6-12)

(тет. с.3)

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка инфор мации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция.

Знать названия планет, порядок их расположения в солнечной системе. Находить информацию, используя средства ИКТ.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

Практическая работа

17н.

.

34

УК

Уметь пользоваться звёздной картой неба; владеть представлением о Вселенной, звёздах, планетах, созвездиях,  знаках зодиака.

Земля — планета Солнечной системы.

 (с. 13-17)

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция.

Знать, чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Условия жизни на Земле. Луна – спутник Земли.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение).

тест

17н.

.

35

УОНЗ

Знать что такое глобус ,проверить свои знания.

Глобус - модель

Земли.

 (с. 18-19)

 (тет. с.4-6)

Проверочная работа.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие.

Знать, о чем рассказывают цвета глобуса? Чего больше на Земле – суши или воды? Оценивать свои знания. Использование компьютера при работе с картой.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, , чтение).

Практическая работа

18н.

36

УОНЗ

Познакомить с видами бактерий :полезных и вредных.

Бактерии.

(с. 20-22)

 (тет. с.7)

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Знать царства живой природы, называть отдельных представителей.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

текущий.

18н.

37

УОНЗ

Учить различать грибы ,правильно их собирать,правила поведения в лесу.

Грибы.

(с. 23-29)

(тет. с.8)

Грибы нашего края.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Знать ответы на следующие вопросы: «Что такое грибы? Какие бывают грибы? Все ли грибы съедобны для человека?

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация,  чтение).

текущий

19н.

38

УЗ

Классифицировать многообразие животного мира; формировать умения определять, к какой группе относится тот или иной представитель животного мира.

Какие животные живут на Земле. (с. 30-31)

(тет. с.9-11)

Животный мир Татарстана.

Регулятивные : коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать царства живой природы, называть отдельных представителей.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

тест

19н

.

39

УП

Классифицировать многообразие животного мира; формировать умения определять, к какой группе относится тот или иной представитель животного мира.

Как животные воспринимают мир.

 (тет. с.12, 13)

Регулятивные : коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать царства живой природы, называть отдельных представителей.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

текущий

20н.

.

40-41

УОНЗ

УП

Классифицировать многообразие животного мира; формировать умения определять, к какой группе относится тот или иной представитель животного мира.

Как животные защищаются, питаются, строят жилища.

Регулятивные : коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать царства живой природы, называть отдельных представителей.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение).

тест

20н-21н

42

УЗ

Классифицировать многообразие животного мира; формировать умения определять, к какой группе относится тот или иной представитель животного мира.

Животные воспитывают потомство.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие.

Знать царства живой природы, называть отдельных представителей.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

текущий

21н

43

УОНЗ

Формировать представление о многообразии растительного мира, о полезных и ядовитых растениях, ягодах и грибах, познакомить с растениями, относящимися к различным группам; показать связь растительного и животного мира.

Какие бывают растения.

(с. 32-34) (тет. с.14, 15)

Растения Татарстана.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие.

Знать разновидности растительного мира, называть отдельные виды, уметь составлять гербарий.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение).

тест

22н

44-45

УОНЗ

УП

Формировать представление о многообразии растительного мира, о полезных и ядовитых растениях, ягодах и грибах, познакомить с растениями, относящимися к различным группам; показать связь растительного и животного мира.

Органы растения и их значение для его жизни.

(с. 35-36)

 (тет. с.15-17)

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие.

Знать, при каких условиях растение развивается благоприятно.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

Практическая работа

22н-23н

46

УОНЗ

Владеть  понятием невидимые нити в природе; формировать умение устанавливать невидимые связи в природе.

Среда обитания – что это такое?

(с. 38-39)

(тет. с.18-19)

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие.

Знать, что природное сообщество – это живые организмы, обитающие в одном месте и связанные между собой.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение).

текущий

23н.

47

УП

Обьяснить понятия лес и его сообщество ,виды деревьев.

Что такое лес?

(с. 40, 41)

(тет. с.20)

Леса Татарстана.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие.

Иметь представление о том, что лес – многоэтажный дом. Уметь отличать внешний вид и особенности деревьев, кустарников, трав.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение).

тест

23н.

48

УКЗ

Рассказать о растениях ,как они растут и развиваются..

Как развивается растение.

(с. 41-44)

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие.

Уметь отличать внешний вид и особенности деревьев, кустарников, трав

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

тест

24н

.

49

УП

Рассказать о деревьях и об их использовании в жизни человека..

Деревья леса.

 (с. 45-51)

Использование леса в Татарстане.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие.

Знать яруса леса, правила поведения в лесу.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

текущий

25н

50

УП

Рассказать о кустарниках и их видах.

Кустарники леса. (с. 52-55)

Регулятивные : коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Иметь представление о том, что кустарники – это обычно второй ярус леса. Они отличаются от дере- вьев и трав.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение).

текущий

25н

.

51

   УП

Рассказать о травянистых растениях , их пользе и использовании.

Травянистые растения леса.

(с. 56-59)

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие.

Знать о том, что травянистые растения располагаются на нижнем ярусе леса. Они отличаются от деревьев и кустарников: имеют мягкий низкий стебель, мелкие листья и цветки. Их жизнь тесно связана с растениями других «этажей» леса.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

текущий

26н.

52

    УП

Формировать представления об особенностях растений, отличии культурных растений от дикорастущих; познакомить с гербарием и формами работы с ним, учить исследовательской деятельности.

Лесная аптека.

(с.60-61) Лекарственные растения родного края.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие.

Знать названия лекарственных растений и их применение.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация,  чтение).

тест

26н

53

 УП

Рассказать о  животных родного края, находящихся под угрозой исчезновения, и мерах по их сохранению.

Звери леса.

(с. 62-66)

Звери родного края.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие.

Называть обитателей леса, знать цепь питания каждого животного.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

текущий

27н

54

УП

Рассказать о птицах родного края, находящихся под угрозой исчезновения, и мерах по их сохранению.

Птицы — лесные жители.

(с. 67-73) 

(тет. с.21-23)

Птицы родного края.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие.

Называть птиц, выделять главные особенности, знать роль птиц в природе.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация,  чтение).

тест

27н

  55  

  УП    

Рассказать о пресмыкающихся родного края, находящихся под угрозой исчезновения, и мерах по их сохранению.

Пресмыкающиеся- обитатели леса. (с. 74-76)

(тет. с.23)

Пресмыкающиеся родного края.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие.

Особенности внешнего вида и повадок змей. Правила поведения при встрече со змеей.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

текущий

28н

  56

   УП

Рассказать о  насекомых родного края, находящихся под угрозой исчезновения, и мерах по их сохранению.

Насекомые леса. (с. 77-79)

(тет. с.23, 24)

Насекомые родного края.

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка инфор мации, установление ана-логий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция.

Называть, выделять особенности, знать значение.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация,  чтение).

текущий

28н

.

57

УК

Проверить свои знания.

Мы пришли

в лес... (с. 79-80)

 (тет. с.25-27

Правила поведения в лесу.)

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция.

Знать правила поведения в лесу.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

Практич.

работа

29н

.

58

    УП

Формирование представлений о свойствах и состояниях воды. Воспитание бережного отношения к воде.

Что мы знаем о воде.

 (с. 81-85)

 (тет. с.28, 29)

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция.

Знать свойство воды, приводить различные примеры. Обрабатывать информацию при помощи ИКТ.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация,  чтение).

тест

29н

.

59

УП

Знать виды водоемов. Воспитание бережного отношения к воде.

Какие бывают водоёмы?

(с..86-89)

Охрана водоёмов Татарстана

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление ана-логий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция.

Знать классификацию водоёмов, отличительные признаки пресных водоемов – реки и болота.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

тест

30н

60

1

Познакомить с обитателями пресных вод, их роль в экологической цепочке..

Обитатели пресных вод..

(с. 90-95) 

(тет. с.30, 31)

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго- ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Называть жителей во- доёмов, знать их роль в экологической цепи.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение).

текущий

30н

61

УП

Познакомить с водоплавающими жителями водоемов, их роль в экологической цепочке.

Водоплавающие - жители водоёма. (с. 96-101)

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго- ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать.

Называть жителей пресных водоёмов, знать их роль в экологической цепи.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

текущий

31н

62

  УОНЗ

  Познакомить с пресных водоемов, их роль в экологической цепочке.

Растения пресных водоёмов.

 (с. 102-104) в т.ч. и в Татарстане.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго- ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Называть жителей пресных водоёмов, знать их роль в экологической цепи.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация,  чтение).

текущий

31н

63

   УОНЗ

Познакомить с солёных водоемов, их роль в экологической цепочке.

Обитатели солёных водоёмов.

(с.105-108)

(тет. с.31-35)

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго- ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Называть жителей морских водоёмов, знать их роль в экологической цепи.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

текущий

32н

64

   УОНЗ

Использование и охрана лугов нашего края.

Растения луга.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Знать названия растений и животных луга.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение).

тест

32н

65

   УОНЗ

Использование и охрана лугов нашего края.

Животные луга. (с. 109-124)

Использование и охрана лугов нашего края.

Регулятивные : коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать названия растений и животных луга

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация,  чтение).

тест

33н

66

УОНЗ

Характеристика типичных представителей полей растений и животных нашего края.

Растения и животные поля. (с. 125-136)

(тет. с.39-41)

Регулятивные : коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести   устный диалог.

Знать название растений поля. Называть животных поля, знать особенности обитания.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

тест

33н

67

УК

Характеристика типичных представителей сада и огорода  растений и животных нашего края.

Растения и животные сада.

(с. 137-142)

 (тет. с.42, 43)

Регулятивные : коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать названия деревьев и их плодов, способы высадки.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

Практич.работа

34н

68

УК

Будем беречь природу. Итоговое тестирование.

(с. 144-153)

(тет. с.44-47)

Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Владеть простейшими знаниями экологической культуры.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

тест

34н

                                       Лист изменений

п/п

Тип

урока

Вид учебной деятельности

Тема

Планируемые результаты

Вид контроля

дата

метапредметные

предметные

личностные

план

факт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-техниче...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ( УМК "Начальная школа XXI века")

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Окружающий мир" 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века"). Программа расчитана на 68 часов....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по оркужающему миру  3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

рабочая программа по окружающему миры 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа  по предмету «Окружающий мир» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2004 г.), ...

Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по курсу: «Окружающий мир».1 класс (базовый уровень).на 2013 – 2014 учебный год. Учебник: «Окружающий мир» для 1 класса четырёхлетней начальной школы. Виноградова Н. ...