Урок окружающего мира в 1-м классе на тему "Когда наступит лето?
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок окружающего мира в 1-м классе на тему "Когда наступит лето?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок окружающего мира в 1-м классе на тему "Когда наступит лето? | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 1-м классе на тему "Когда наступит лето?
Разделы: Начальная школа
Цели: формировать представления о годовом цикле — временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времен года
Оборудование:
- учебник А.А.Плешаков «Мир вокруг нас»;
- Рабочая тетрадь к учебнику 1 класса «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков;
- тетрадь не печатной основе А.А.Плешаков «Проверим себя. 1 класс»;
- картинки с изображением Муравьишки и Мудрой Черепахи;
- цветные фишки: синяя, зелёная, жёлтая, оранжевая;
- листы с днями недели; с месяцами;
- «волшебные годовые круги», цветные карандаши;
- картинки с изображением времён года;
- карточки из Приложения «Рабочей тетради» с изображениями времён года;
- кленовые листочки, веточки мимозы, снежинки, ромашки (для подарков учащимся)
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
2. Повторение изученного материала.
А) - Выполним задание в тетради «Проверим себя» на стр.26-27.
(Тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков «Проверим себя. 1 класс»)
Б) - Расставьте цифры от 1 до 7, соответствующие дням недели.
* У каждого ученика лист с днями недели.
Среда | Пятн. | Понед. | Четв. | Вторн. | Воскрес. | Суббот. |
|
|
|
|
|
|
|
3. Сообщение тему урока.
- Узнал Муравьишка, когда придёт суббота, но вдруг он подумал: «А когда же наступит лето? Ведь у ребят каникулы?»
- Побежал он к Мудрой Черепахе и спросил у неё, а она ему отвечает: «Сегодня мы вместе с тобой и с ребятами побываем в гостях у старика-годовика и найдём ответ на твой вопрос».
4. Работа по теме урока.
* У каждого ученика «волшебные годовые круги».
- Положите перед собой круг. Это волшебный круг, а его хозяин старик-годовик. Послушайте сказку о нём.
«Старик-годовик»
Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул старик-годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошёл снег.
Махнул старик-годовик второй раз. Полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились первые цветы.
Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно…
Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь. (В.И.Даль)
Рисунок 1
* На доску вывешивается картинка с изображением зимы.
- Кто запомнил, что случилось, когда старик-годовик махнул первый раз рукавом? (Стало холодно, пошёл снег)
- Какое это время года? (Зима)
- Раскрасьте полоски, где написано слово «зима» голубым карандашом.
- Кто знает, что это за птиц выпустил старик-годовик? (Это зимние месяцы) Назовите их. (Декабрь, январь, февраль)
* На доску вывешивается картинка с изображением весны.
- Когда старик-годовик махнул второй раз, что случилось в природе? (Стал таять снег, появились первые цветы)
- Какое это время года? (Весна)
- Раскрасьте полоски, где написано слово «весна» зелёным карандашом.
- Каких трёх птиц старик выпустил второй раз? (Весенние месяцы: март, апрель, май)
* На доску вывешивается картинка с изображением лета.
- Третий раз махнул старик-годовик, стало совсем жарко и душно. Что наступило? (Лето)
- Полоски со словом «лето» раскрасьте жёлтым цветом.
- Каких трёх птиц выпустил старик-годовик летом? (Летние месяцы: июнь, июль, август)
* На доску вывешивается картинка с изображением осени.
- Кончится лето и четвёртый раз махнёт старик-годовик рукавом, станет дождливо, холодно. Что это за время года? (Осень)
- Раскрасьте полоски со словом «осень» оранжевым цветом.
- Каких птиц он выпустит осенью? (Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Почему не будет старик-годовик махать пятый раз? (Потому что в природе всего 4 времени года)
- После осени опять наступит зима, опять полетят первые три птицы – декабрь, январь, февраль, и опять всё пойдёт по кругу, как стрелочки на часах, слева направо. Покажите пальчиком это круг. И за одним годом наступает следующий год и так без конца.
- Откройте учебники на стр. 70 и приготовьте карточки с изображением времён года.
- Отгадайте загадки и положите нужную картинку на годовой круг.
Тройка – тройка прилетала,
Скакуны в той тройки белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
(Зима)
- Какие признаки зимы вы знаете? (Солнышко светит, но не греет. Земля замерзает и покрывается снегом. Водоёмы сковывает лёд. День зимой короткий, а ночь длинная. Звери спят в норках.)
Пришла, улыбнулась – утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора.
А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!»
(Весна)
- Какие признаки весны вы можете назвать? (Весной солнышко не только светит, но и греет. Снег тает, бегут ручьи, появляются первые цветы, дни становятся длиннее, а ночь короче. Природа просыпается и оживает.)
Оно за весною к нам в гости идёт,
С собою приносит немало забот.
Горячие долгие дарит деньки.
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай.
(Лето)
- Как же нам узнать лето? (Становится очень жарко. Цветет много растений. День становится ещё длиннее, а ночь совсем короткая. Люди собирают урожай.)
Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закорма.
Сказала: «За мною нагрянет зима».
(Осень)
- Что же происходит в природе осенью? (Солнышко греет меньше. На улице холодает. Дни становятся короче, а ночь длиннее. Опадают листья на деревьях и кустарниках, желтеет и вянет трава. Звери готовятся к зиме, улетают птицы в тёплые края, насекомые прячутся в укромные места.)
- Скажите, какое сейчас время года? (…) Накройте на годовом круге его синий фишкой.
- Посмотрите на годовой круг и скажите, какое время года было до него? (…) Накройте его оранжевой фишкой.
- А какое время года будет после зимы? (Весна) Накройте его зелёной фишкой.
- Как же нам ответить Муравьишке, когда наступит лето? (Лето наступит, когда закончится зима и пройдёт весна)
- Выполним задание в «Рабочей тетради» на стр.30 № 2.
5. Физкультминутка.
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали. (ходьба на месте)
Вверх на солнце посмотрели,
И всех нас лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (присесть на корточки)
А потом мы дружно встали –
Великанами все стали. (потянуться на носочках)
6. Работа по теме урока (продолжение).
- Отгадайте загадку:
Двенадцать братьев разно называются
И разными делами занимаются.
(Месяцы года)
* У каждого ученика лист с названиями месяцев.
Рисунок 2
- Давайте пронумеруем месяцы по порядку их следования. Назовите зимние месяцы, весенние, летние, осенние.
- Раскрасьте тот листик с месяцем, где написано название месяца, в котором вы родились.
- Поднимите руку, кто родился зимой (раскрасить листик синим цветом); кто родился весной (зелёным цветом); кто родился летом (жёлтым цветом); кто родился осенью (оранжевым цветом или красным).
- Рассмотрите верхний рисунок в учебнике на стр. 71. Скажите, в какое время года носят такую одежду? (Летом, осенью, зимой)
- Посмотрите, на стр.71 Муравьишка нарисовал картинки. Он очень старался, но кое-что перепутал. Найдите ошибки. (…)
- Ребята, а вот Мудрая Черепаха придумала вот какие условные знаки для каждого времени года на стр. 70. Догадайтесь, какому времени года соответствует каждый знак. Почему? (Весна – распускается много цветов, лето – светит ярко солнце, осень – часто идут дожди, зима – бывает снег.)
- Прочитаем слова Мудрой Черепахи, вывод сегодняшнего урока.
Игра «Бывает – не бывает».
- Хлопайте, если бывает; топайте, если не бывает.
Осенью: листопад, дождь, иней, капель.
Зимой: гроза, снег, метель, гололёд, пурга.
Весной: гроза, ледоход, подснежник, листопад.
Летом: гроза, капель, радуга, вьюга, жара.
7. Итог урока.
- Какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень)
- Назовите зимние месяцы, весенние месяцы, летние месяцы, осенние месяцы.
- Старик-годовик приготовил вам подарок: тем, кто родился осенью, он дарит кленовый листочек, кто родился зимой – снежинку, кто родился весной – веточку мимозы, а кто родился летом - ромашку.
* Дети выходят к доске по временам года и получают подарки.
8. Рекомендации для занятий в семье.
Выполнить задание в «Рабочей тетради» на стр. 29 -30 № 1, №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Октябрь уж наступил". Программа "Начальная школа XXI века"
На данном уроке реализуются развивающии функции, которые обеспечивают осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном мире, психическое и личностное развити...
Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")
Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...
Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.
Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наш класс", 1 класс, УМК "Школа России".
Технологическая карта урока....
Конспект урока «Пернатые изобретатели» Урок окружающего мира в 3-ем классе
Цель урока: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлением к полёту. ...
Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)
Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Режим дня (урок - игра)"
Цели: • познакомить учащихся с режимом дня школьника, • формировать навыки личной гигиены, • воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие, • учить делать выводы, • расширять кругозор, ...