Статья "Исследовательская деятельность по краеведению в начальной школе
статья по окружающему миру (4 класс) на тему

Изучение краеведения в школе воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучшим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stati_po_kraevedeniyu.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

             « Исследовательская деятельность по краеведению

                                       в начальной школе».

Докторова Саргылана Петровна, учитель начальных классов ООШ

       Краеведение очень много даёт  для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет  свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается  самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину. Таким образом, основная цель  вопросов по краеведению - способствовать духовно - ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

Изучение краеведения в школе, особенно в начальной школе, воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучшим, патриотизм. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу "от частного к общему". Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории.     Развивающий потенциал краеведения очень велик. Ученик, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем,  он увлечен этим процессом. И незаметно в ходе обучения ребёнок, ученик становится гражданином, то есть приобретает такие качества, как национальная гордость,патриотизм.

     Современная школа - очень сложный организм, и просто необходимо, чтобы все системы в нем работали чётко и взаимосвязано, чтобы не было лишних и, тем более, недостающих частей. А этими частями являются  изучаемые дисциплины.

       В школе  вопросы по  краеведению рассматриваются  на всех  уроках  для того, чтобы ученик понимал свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовал с ним. Благодаря этому ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей,  это  учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.

      Изучением краеведения я занимаюсь не только на уроках, но и во внеклассной работе в краеведческом кружке. Именно в школе, на занятиях краеведения закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания.

      Исследовательская деятельность школьника – это неотъемлемая часть краеведческой работы. Собственные исследования - это наиболее эффективный путь показания. Целый ряд исследовательских методов и подходов являются универсальными, общими для любого вида исследовательской деятельности, и знание их поможет детям, какой бы дальнейший путь они не избрали.

      Целью организации исследовательской деятельности по краеведению является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами.

     Работа учителя - руководителя проекта заключается в мотивизации проектной деятельности, в организации юного краеведа на определение замысла проекта, в стимулировании их поисковой деятельности, в консультациях по вопросам получения, обработки информации, выбора форм реализации проекта, его апробации и презентации.

     Самым начальным этапом работы учащихся является выбор темы, далее с помощью учителя ребенок ставит цель — чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности. Следующий этап — подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его. И заключительным этапом работы является защита. Формы реализации работ могут быть разнообразными: реферат, публикация. Защита работы может происходить в виде конференции, презентации, доклада и др.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие приемы работы:

— изучение теоретических источников;

— наблюдение;

— поисковый эксперимент;

— описательный;

— анкетирование;

— интервьюирование.

     Для самостоятельных исследований школьникам  понадобятся  карточки, которые использовались на тренировочных занятиях. Из новых средств потребуется специальная «Папка исследователя». Она необходима каждому ученику. После выбора темы и получения «Папки исследователя» ставится цель исследования, определяются его задачи, выдвигается гипотеза.

   Ученики проводят  исследования всеми доступными им методами, в ходе которого они должны:

1) дать определения основным понятиям;

2) классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

5) сформулировать суждения и умозаключения;

6) сделать выводы;

7) указать возможные пути дальнейшего изучения темы исследования;

8) подготовить текст выступления;

9)  подготовить схемы, макеты, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

    Необходимо отметить широкий набор предметов:  язык, литература, окружающий мир, экология. В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык; окружающий мир и  экология,  литературное  чтение  и  окружающий  мир и  т.  д. Это вызывает наибольший интерес со стороны учеников, так как в одной работе они могут соединить разные, как им казалось, не связанные между собой предметы.

     Педагог играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности учащихся: контролирует, направляет,  помогает. Оценка деятельности происходит    в несколько этапов: оцениваются подготовительный, аналитический, обобщающий и    заключительный (защита) этапы деятельности учащихся.

В приобщении детей к исследовательской деятельности мы нацелены не на результат, а на процесс. Главное — заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

     В начальной школе регулярно используются индивидуальные и коллективные игры. Часть игр позволяет активизировать исследовательскую деятельность младших школьников, помогая им освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

    Работа по краеведению способствует всестороннему развитию ученика, помогает им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, воспитывает человека – гражданина, который не останется равнодушным к проблемам своей страны.

    Не оставляет равнодушными наша работа по краеведению и наших родителей. Они ходят с нами на экскурсии, присутствуют на наших отчётах и праздниках, помогают найти и оформить нужный материал, презентации, поддерживают все наши начинания.

   Активное участие в поисково-исследовательской работе принимают родители.

 Тематика родительских собраний:

- Как научить ребёнка любить родной край.

- Почему нам надо посещать памятные места и памятники?

- Роль семьи в формировании бережного отношения к природе родного края.

-Родословное древо семьи.

-Как помочь ребёнку стать исследователем истории родного края.

-Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований.

Привлечение родителей учащихся к реализации программы способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, улучшению отношений между поколениями.

Система работы с семьями учащихся предполагает следующие виды деятельности:

-помощь в получении знаний

-оценка результатов деятельности

-родительские собрания

-выставки работ

-презентации

-организация и проведение экскурсий и праздников.

     В результате правильно организованной исследовательской работы обучающиеся:

получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира,

овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе,

приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры.

Список литературы.

1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.

2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература"

3. Пержинская  Е. В  Как организовать  исследовательскую  работу  в  1  классе. // Начальная  школа.  2008. №5.

 4. Смолкина  Е.В. Исследовательская  деятельность  учащихся  как средство  реализации  личности  в  общеобразовательном  пространстве. // Начальная  школа. 2007. №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение краеведения в начальной школе

Изучение краеведческого материала в начальной школе имеет большое значение. Прийдя в школу, малыши должны многое познать. И познание мира начинается с изучения родного края, края, в котором человек ро...

Проект внеклассного мероприятия по краеведению в начальной школе Звездный час Растения и животные Кировской области

Проект с презентацией содержит практическую помощь учителю в проведении занятия по краеведению «Растения и животные Кировской области» (или любого другого района России, находящегося в одной при...

"Говорят старожилы..." Краеведение в начальной школе.

Материал посвящается  к 65 годовщине Великой Отечественной войне.  Дети войны они рано и быстро взрослели. И именно эта доля выпала на непростую судьбу этого удивительного человека....

Реализация учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей через литературное краеведение в начальной школе

В статье рассматриваются  возможности для обеспечения учета НРЭО на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности  через использование  комплекса методических и дидактических...

К вопрсам экологического воспитания и краеведения в начальной школе.

В статье приводятся примеры, как можно при итегрировании рассмаривать вопросы краеведения и экологические вопросы  с учениками начальной школы....

Статья "Формы организации внеурочной деятельности по краеведению в начальной школе"

В этой статье описаны различные формы организации внеурочной деятельности по краеведению в начальной школе....