Статья "Исследовательская деятельность по краеведению в начальной школе
статья по окружающему миру (4 класс) на тему
Изучение краеведения в школе воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучшим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stati_po_kraevedeniyu.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
« Исследовательская деятельность по краеведению
в начальной школе».
Докторова Саргылана Петровна, учитель начальных классов ООШ
Краеведение очень много даёт для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину. Таким образом, основная цель вопросов по краеведению - способствовать духовно - ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.
Изучение краеведения в школе, особенно в начальной школе, воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучшим, патриотизм. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу "от частного к общему". Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал краеведения очень велик. Ученик, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем, он увлечен этим процессом. И незаметно в ходе обучения ребёнок, ученик становится гражданином, то есть приобретает такие качества, как национальная гордость,патриотизм.
Современная школа - очень сложный организм, и просто необходимо, чтобы все системы в нем работали чётко и взаимосвязано, чтобы не было лишних и, тем более, недостающих частей. А этими частями являются изучаемые дисциплины.
В школе вопросы по краеведению рассматриваются на всех уроках для того, чтобы ученик понимал свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовал с ним. Благодаря этому ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, это учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.
Изучением краеведения я занимаюсь не только на уроках, но и во внеклассной работе в краеведческом кружке. Именно в школе, на занятиях краеведения закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания.
Исследовательская деятельность школьника – это неотъемлемая часть краеведческой работы. Собственные исследования - это наиболее эффективный путь показания. Целый ряд исследовательских методов и подходов являются универсальными, общими для любого вида исследовательской деятельности, и знание их поможет детям, какой бы дальнейший путь они не избрали.
Целью организации исследовательской деятельности по краеведению является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами.
Работа учителя - руководителя проекта заключается в мотивизации проектной деятельности, в организации юного краеведа на определение замысла проекта, в стимулировании их поисковой деятельности, в консультациях по вопросам получения, обработки информации, выбора форм реализации проекта, его апробации и презентации.
Самым начальным этапом работы учащихся является выбор темы, далее с помощью учителя ребенок ставит цель — чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности. Следующий этап — подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его. И заключительным этапом работы является защита. Формы реализации работ могут быть разнообразными: реферат, публикация. Защита работы может происходить в виде конференции, презентации, доклада и др.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие приемы работы:
— изучение теоретических источников;
— наблюдение;
— поисковый эксперимент;
— описательный;
— анкетирование;
— интервьюирование.
Для самостоятельных исследований школьникам понадобятся карточки, которые использовались на тренировочных занятиях. Из новых средств потребуется специальная «Папка исследователя». Она необходима каждому ученику. После выбора темы и получения «Папки исследователя» ставится цель исследования, определяются его задачи, выдвигается гипотеза.
Ученики проводят исследования всеми доступными им методами, в ходе которого они должны:
1) дать определения основным понятиям;
2) классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
5) сформулировать суждения и умозаключения;
6) сделать выводы;
7) указать возможные пути дальнейшего изучения темы исследования;
8) подготовить текст выступления;
9) подготовить схемы, макеты, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
Необходимо отметить широкий набор предметов: язык, литература, окружающий мир, экология. В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык; окружающий мир и экология, литературное чтение и окружающий мир и т. д. Это вызывает наибольший интерес со стороны учеников, так как в одной работе они могут соединить разные, как им казалось, не связанные между собой предметы.
Педагог играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает. Оценка деятельности происходит в несколько этапов: оцениваются подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита) этапы деятельности учащихся.
В приобщении детей к исследовательской деятельности мы нацелены не на результат, а на процесс. Главное — заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.
В начальной школе регулярно используются индивидуальные и коллективные игры. Часть игр позволяет активизировать исследовательскую деятельность младших школьников, помогая им освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
Работа по краеведению способствует всестороннему развитию ученика, помогает им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, воспитывает человека – гражданина, который не останется равнодушным к проблемам своей страны.
Не оставляет равнодушными наша работа по краеведению и наших родителей. Они ходят с нами на экскурсии, присутствуют на наших отчётах и праздниках, помогают найти и оформить нужный материал, презентации, поддерживают все наши начинания.
Активное участие в поисково-исследовательской работе принимают родители.
Тематика родительских собраний:
- Как научить ребёнка любить родной край.
- Почему нам надо посещать памятные места и памятники?
- Роль семьи в формировании бережного отношения к природе родного края.
-Родословное древо семьи.
-Как помочь ребёнку стать исследователем истории родного края.
-Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований.
Привлечение родителей учащихся к реализации программы способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, улучшению отношений между поколениями.
Система работы с семьями учащихся предполагает следующие виды деятельности:
-помощь в получении знаний
-оценка результатов деятельности
-родительские собрания
-выставки работ
-презентации
-организация и проведение экскурсий и праздников.
В результате правильно организованной исследовательской работы обучающиеся:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира,
овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе,
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры.
Список литературы.
1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература"
3. Пержинская Е. В Как организовать исследовательскую работу в 1 классе. // Начальная школа. 2008. №5.
4. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. // Начальная школа. 2007. №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение краеведения в начальной школе
Изучение краеведческого материала в начальной школе имеет большое значение. Прийдя в школу, малыши должны многое познать. И познание мира начинается с изучения родного края, края, в котором человек ро...
Проект внеклассного мероприятия по краеведению в начальной школе Звездный час Растения и животные Кировской области
Проект с презентацией содержит практическую помощь учителю в проведении занятия по краеведению «Растения и животные Кировской области» (или любого другого района России, находящегося в одной при...
"Говорят старожилы..." Краеведение в начальной школе.
Материал посвящается к 65 годовщине Великой Отечественной войне. Дети войны они рано и быстро взрослели. И именно эта доля выпала на непростую судьбу этого удивительного человека....
Реализация учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей через литературное краеведение в начальной школе
В статье рассматриваются возможности для обеспечения учета НРЭО на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности через использование комплекса методических и дидактических...
К вопрсам экологического воспитания и краеведения в начальной школе.
В статье приводятся примеры, как можно при итегрировании рассмаривать вопросы краеведения и экологические вопросы с учениками начальной школы....
Статья "Формы организации внеурочной деятельности по краеведению в начальной школе"
В этой статье описаны различные формы организации внеурочной деятельности по краеведению в начальной школе....