Статья "Формы организации внеурочной деятельности по краеведению в начальной школе"
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

В этой статье описаны различные формы организации внеурочной деятельности по краеведению в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aniskina_v_kraevedenie.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ярцевская средняя школа №1»

Формы организации

внеурочной деятельности

по краеведению

в начальной школе

 

Учитель  Анискина Валентина Анатольевна

2017 г.

«Любовь к родному краю,

знание его истории – основа,

на которой только и может

осуществляться рост духовной

             культуры всего общества»

                                                                                   Д. С. Лихачёв

Действительно, любовь к Родине является  внутренним, мировоззренческим стержнем, который   во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Немаловажно и то, что в настоящее время в обществе отмечается возросший интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края. Малая Родина (родной край) даёт человеку гораздо больше, чем он   в состоянии осознать. Первые и самые прочные представления о добре и зле, красоте окружающего мира берут начало здесь и всю жизнь затем соотносятся с изначальными образами и понятиями. Учитывая это, я в своей работе использую сочетание программного материала  (литературоведческого, исторического, природоведческого) с краеведческим с целью формирования у обучающихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, общества и человека в них, развития основы правильных мировоззренческих взглядов младших школьников, становления их активными участниками творческого обновления и преобразования своей малой Родины.

Я думаю, что важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.

Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. Поэтому, я считаю, что первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания самим учителем истории, культуры, природы своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа.

            Краеведческая работа в школе проводится на уроках и во внеурочной деятельности.

Основными особенностями внеурочной краеведческой работы являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы.

 Внеурочная работа по краеведению может быть коллективной, групповой и индивидуальной. 

Коллективные и групповые формы внеурочной деятельности, проводимые мной  – экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции, издание журналов, стенгазет, праздники.  Сюда же можно отнести создание школьных уголков-музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, знаменитыми людьми нашего города, краеведческие игры, внеклассное чтение.

 Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др. 

Одна из самых любимых учащимися форм краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, а также историко-производственные экскурсии. В первом классе мы совершаем экскурсии по памятным местам нашего города Ярцево, а начиная со второго класса  -  поездки в  город  Смоленск.

Знакомясь с православными традициями, мы с ребятами посещаем храмы и монастыри нашего края. Сильное впечатление на детей произвёл Успенский кафедральный собор. В этом учебном году ребята с родителями участвовали в накопительной олимпиаде «Православные храмы Ярцевского Благочиния» и одержали победу в своей номинации.  

Несколько иного характера экскурсии в краеведческие музеи, где экспонаты специально подобраны и выставлены с учетом их научной ценности, идейно-политического характера, педагогического значения и периодизации, принятой в исторической науке. В музее предметы как бы вырваны из их естественной обстановки и часто представлены фрагментарно.

В детской районной библиотеке мы тоже частые гости. Здесь ребята узнают много интересных фактов из истории нашего города.

Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.

Историю нашего края мы узнаём не только благодаря экскурсиям, но и непосредственно, встречаясь со знаменитыми людьми нашего города, с ветеранами войны, приглашая их на наши уроки и внеклассные мероприятия. Они рассказывают ребятам много нового, интересного, познавательного.

 Ребята так же интересуются своими предками, кем они были,  как они жили, где работали.  Детей заинтересовало и составление генеалогического дерева. В прошлом учебном году мои ученики стали призёрами районного конкурса презентаций  «Река времени: моя родословная».

Традиционно в мае месяце дети вместе с родителями участвуют в шествии «Бессмертного полка», где каждый несёт фотографии своих родных – участников Великой Отечественной войны.

В этом году нашей школе отмечается 90 лет.  Мы с ребятами решили узнать побольше о жизни нашей школы из рассказов и фотографий своих самых близких родственников, знакомых,  обучавшихся в нашей школе.

Изучая предметы обихода и домашней утвари, используемых в Смоленских сёлах,  ребята устраивают в классе выставки предметов старины.

Свои знания, которые дети получили на уроках, во время экскурсий, внеклассных мероприятий, они применяют при изготовлении разных поделок, рисунков,  творческих, исследовательских, проектных работ. Лучшие из которых были отправлены на творческие конкурсы различных уровней и стали призёрами. Сочинение Полякова Степана и рисунок Колоскова Андрея, посвящённые победе в Великой Отечественной войне, вошли в книгу «Что было не со мной  - помню! Победа многонациональная».  

Уже традицией стала роспись пасхальных яиц. В этом году  Карпеко Елизавета оказалась победительницей, и её работа была отправлена на Всероссийский конкурс.

Краеведческая работа – это работа не одного дня и не одного года, она должна вестись постоянно. Потому что, она действительно способствует формированию у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитию любви к малой родине через знакомство младших школьников с культурно-историческим, духовным наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.

Список используемых материалов:

  • С. А. Болотова Азбука Смоленского края: программа. – Смоленск: СОИУУ. 2001.
  • С. А. Болотова Азбука Смоленского края (мир культуры, мир природы, мир истории): учебник. – Смоленск: СОИУУ. 2000.
  • http://www.kraeved74.ru/content/article26.htm

http://www.proshkolu.ru/user/tatian6868/blog/147384/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...