Урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Исмаилова Эльмира Руштыевна

Тема. Население Украины

Цель: сформировать у учащихся представление о населении Украины; продолжать учить работать с картой и учебником; развивать внимание, память, познавательный интерес; воспитывать чувство патриотизма.

Тип урока: комбинированный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naselenie_ukrainy.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

№ урока  22                                                    Дата 12 февраля 2014 год

Я и Украина.Природоведение

Тема. Население Украины

Цель: сформировать у учащихся представление о населении Украины; продолжать учить работать с картой и учебником; развивать внимание, память, познавательный интерес; воспитывать чувство патриотизма.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

1. Итог фенологических наблюдений (облачно с прояснениями, + 6 гр, Ю-В ветер)

—Какой сегодня день? Месяц?

—Какова продолжительность дня и ночи?

—Был ли ветер, когда вы шли в школу?

—Каким было его направление?

—Какова температура воздуха?

—Были ли осадки?

—Какие изменения произошли в жизни растений? Животных? Почему?

—Каких птичек вы встретили по дороге в школу?

—Какие интересные изменения вы заметили сегодня?

—Что хорошее вы сделали для природы?

II.        Проверка домашнего задания

1.        Блицопрос

Цвет жетонов учитель выбирает на свое усмотрение.

—        Какая географическая карта помогает изучать природные зоны Украины?

От чего зависит разнообразие природных зон?

Какие горы есть в Украине?

-        Где расположены Крымские горы?

Покажите на физической карте расположение Крымских гор.

К каким по возрасту горам относятся Крымские горы? (Одни из старейших гор в мире)

—        Расскажите о природных условиях Крымских гор.

Как называются луга Крымских гор? (Яйлы)

Какая самая высокая вершина Крымских гор? (Роман-Кош — расположилась в массиве Бабуган-яйла.)

Какова ее высота? (Высота горы — 1545 м.)

—        Как меняются растения от подножия горы к ее вершине?

-        Назовите растения Крымских гор.

Какие животные водятся только в Крымских горах?

Какие заповедники созданы в Крыму? (Крымский и Ялтинский заповедники)

—        Какое значение имеют заповедники?

III.        Мотивация учебной деятельности

- А в какой стране мы живем? - Столица?

—        На каком материке находится Украина?

С какими странами она граничит?

-Какова её площадь?

-Какими морями омывается?

-Ребята наша страна с незапамятных времён славилась своими плодородными полями и богатыми лесами, своими чудесными городами, сёлами, замками и златоглавыми храмами. А благодаря кому все это процветает? (благодаря людям)

—        Страна — это не только территория. Главное в любой стране — люди.

IV.        Сообщение темы урока

—        Тема сегодняшнего урока — «Население Украины» (слайд 1)

 Стих читает подготовленный ученик.

Ми дітвора українська,
Хлопці й дівчата,
Хоч не міцні у нас ще руки,
Та душа завзята.
Бо козацького ми роду,
Славних предків діти,
І у школi всі вчимося,
Рідний край любити.
І для краю працювати,
І для краю жити,
І за рідний край в потребі
Життя положити.
Ми малі, та всі ми друзі,
Ми одна родина,
А найбільша наша мати –
Рідна Україно.

V.        Первичное восприятие и осознание нового материала

1.        Рассказ учителя

—        Главное в любой стране — люди. Именно они могут превратить пустыню
в цветущий сад, целинные земли — в плодородные поля, непроходимые чащи —в светлые и богатые леса.
Площадь Украины занимает первое место в Европе, по численности населения – пятое.

Численность населения Украины на конец 2013 года составляет 45 553 000 человек, а в 2003 было 48 003 500 человек. (слайд 2).( уменьшилось на __________)

Большинство народа Украины – украинцы.

-Ребята как вы думаете почему количество населения уменьшается с каждым годом?

(экология, смертность превышает рождаемость, умирает 2000 человек, а рождается 1350 человек, Украина занимает 17 место среди вымирающих стран после Центральной Африки и Афганистана)

Украинская нация — вторая по численности среди славян и одна из крупнейших в Европе. Помимо украинцев в Украине проживают и представители других национальностей: русские, белорусы, крымские татары, молдаване, болгары, венгры, румыны, поляки, евреи, греки, армяне, цыгане, азербайджанцы, грузины, немцы, гагаузы и другие национальности. Всего в Украине живут представители более 100 национальностей и народностей.(слайд 3)

2.Сообщение ученика

Мы привыкли говорить об украинском народе как о едином целом, Однако в нем существуют группы, которые сохраняют самобытность в культуре, быту и языке. Так, в Черновицкой области проживает сразу три такие группы: гуцулы, бессарабы и русины. В Полесье — полищуки. А в Тернопольскои, Львовской и Николаевской областях издавна живут лемки и бойки. 

3.Учитель:Все жители Украины должны знать и любить государственный язык  украинский, общаться на нем. Они должны изучать украинские обычаи, любить, охранять и приумножать богатства Украины. А также изучать язык и культуру того народа, к которому принадлежат, беречь их.

Люди всех народов должны уважать друг друга, жить дружно и работать вместе на благо Украины.

Физкультминутка

Встали дружно, подтянулись.

Вправо, влево повернулись.

Раз – присели, два – привстали.

Три – друг к другу повернулись,

Нежно, нежно улыбнулись

-Ребята если вы по жизни будете идти рука об руку, дружно, уважая, помогая, совместно действуя - наша страна будет процветать и развиваться!

4.Работа с учебником «Население Украины» (учебник, с. 138—140)

Беседа по содержанию

Используя метод просматривания, ответьте мне на такой вопрос, (маленькая подсказочка,  стр. 139,  5-й абзац)

- Сколько областей в Украине?

- Какая республика входит в состав Украины?

-Назовите самые крупные города Украины? (абзац 2, стр.140)

5.Обобщение и систематизация знаний.

Территория Украины разделена на области. Каждая область имеет свои границы и город — областной центр. В Украине — 24 области. Название области происходит от названия областного центра. Например, город Полтава — областной центр Полтавской области. Только в Волынской области областным центром является город Луцк, а в Закарпатской - город Ужгород. Киев - это областной центр и столица государства. В состав Украины входит также Республика Крым, её столица - город Симферополь.

(слайд 4,5)

VI.        Закрепление и обобщение знаний

   В городах живут городские жители, а в селах сельские. Города строятся там, где есть месторождения полезных ископаемых, железная или шоссейная дорога. В городах люди работают на заводах и фабриках, в разных учреждениях. В сёлах - занимаются растениеводством и животноводством.(ученик).

Каждая область заселена по – разному это зависит от климатических условий и экономического развития области.(слайд 6)

    В этих областях развита промышленность – добыча угля, нефти, металлургия, и т.д.

На Полесье сёла небольшие. Они располагаются на возвышениях, сухих местах. В зоне лесостепи сёла более многолюдные, расположенные возле речных долин. В степях сёла иногда тянутся вдоль рек по нескольку километров. А в Карпатах отдельные усадьбы разбросаны по склонам гор на значительном расстоянии друг от друга.

   Самые большие города Украины – Киев, Харьков, Днепропетровск, Донецк, Одесса, Запорожье, Львов и другие областные центры.

1.        Практическая работа

Самостоятельная работа в тетради на печатной основе (с. 51, № 1)

Работа в парах

—        Разгадайте кроссворд (М 2).

VII.        Итог урока (слайд 7)

Игра «Чистая доска» (интерактивная технология)

- Каков состав населения Украины?

- Государственный язык Украины?

- Сколько административных областей в Украине?

—Какие большие города Украины вы знаете?
— Какая республика входит в состав Украины?

—        Какова численность населения Украины?

VIII.        Домашнее задание

Прочитать текст учебника (с. 138-140), отвечать на вопросы к тексту.

Творческое задание ***

* нарисовать плакат под названием «Сохраним природу Украины вместе!»

* устное - сообщение «Как мы оберегаем природу своей малой родины?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...