Технологическая карта урока Окружающий мир 3 класс Тема: «Путешествие по ленте времени»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Яблокова Надежда Анатольевна

Педагогические задачи: создать условия для формирования представления о ленте времени, сформировать представление о науке истории, которая изу­чает прошлое человеческого общества. Познакомить с понятием «историческое время», «наша эра»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Окружающий мир 3 класс  УМК «Планета знаний»

Тема: «Путешествие по ленте времени»

Учитель: Яблокова Надежда Анатольевна

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для формирования представления о ленте времени, сформировать представление о науке истории, которая изучает прошлое человеческого общества. Познакомить с понятием «историческое время», «наша эра»

Планируемые результаты

Предметные:

познакомиться с понятиями «век», «тысячелетие», «историческое время», «наша эра»; с событиями, связанными с историей России;

получат представление о ленте времени;

научатся ориентироваться по ленте времени

Метапредметные:

регулятивные – контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

познавательные –  ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания;

коммуникативные – понимать основные разницы между двумя точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения

Личностные:

учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач

Образовательные ресурсы: бумага, цветные карандаши, раздаточные карточки

Организационная структура урока

Этапы урока, формы работы

Содержание  деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы  деятельности обучающегося

I.Эмоциональный настрой

Цель – активизация учащихся на работу на уроке.

1 Слайд

Вижу, что вы готовы к уроку.  Я надеюсь на наше плодотворное сотрудничество.

Время быстро пройдёт,

Начинаем наш урок.

Улыбнулись, друзья,

За работу пора.

Пусть ваш путь будет успешным,

Дружным, вдумчивым, интересным.

Дети готовятся к работе, получают позитивный настрой.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация опорных знаний

Интеллектуальная разминка

Цель – повторение знаний и подведение к определению темы урока

- Отгадайте загадки:

  • Пришёл вол –

Весь народ умолк,

Ясен сокол прилетел –

Весь народ повеселел. (Ночь, день)

  • Стоит дом в двенадцать окон,

В каждом окне по четыре девицы,

У каждой девицы по семи веретён,

У каждого веретена разное имя.

(Год, месяцы, дни, ночь, день)

  • Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой  молодой,

Третий скачет, а четвёртый плачет. (времена года)

-Какое сейчас время года? Докажи.

2 слайд

Предлагаю вам разгадать ребусы, а отгадки поставить в правильной последовательности.

rebus-na-temu-vesna-3(Апрель)

rebus-na-temu-vesna-4.(Май)

rebus-na-temu-vesna-2(Март)

Отгадывают загадки, ребусы, месяцы ставят по порядку.

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Понимать и сохранять учебную цель и задачу

III. Определение темы и целей урока

Цель –  определение цели деятельности учебного процесса

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи.

3 слайд

-Отгадайте загадку

Развернулась змейкой,

Свернулась бабочкой. (Лента)

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его. (Время)

-Из слов-отгадок сформулируйте тему урока.

Предположите, о чём пойдёт речь.

Определите цели урока, используя опорные слова

Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют  выводы наблюдений.

Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы….

Понимать и сохранять учебную цель и задачу

Анализировать, делать выводы.

Строить речевые высказывания в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Цель – учить учащихся применять полученные знания при выполнении разных учебных задач

4 слайд

Вы уже знакомы с науками, которые изучают природу и человека. Сегодня мы познакомимся ещё с одной наукой. А какой, я предлагаю вам составить слово из предложенных букв.

ОРСТИИЯ   (история)

- Как вы думаете, что изучает наука история?

-А зачем нам нужно её изучать?

(История даёт нам возможность понять: отчего бывают войны, как наладить мирные связи, как изменяется природа под воздействием человека и многое другое)

-Наше путешествие будет проходить во времени, поэтому нам нужно познакомиться с понятием «Историческое время».

5 слайд

Мы часто задаём вопрос «Когда это было?» - и получаем ответ «В таком-то году, веке, тысячелетии».

Время оно течёт, бежит,  …

-А какие глаголы вы можете добавить к слову время? (идёт, летит).

С чем можно сравнить время? (река или лента)

Но у реки есть начало (исток) и конец, т.е. место впадения (устье), а у времени нет начала и конца, оно убегает далеко вглубь времён.

6,7 слайды

Для удобства время разделили на промежутки

Они м.б. совсем короткими  (день, неделя, месяц, год), а м.б. длинными (от десятилетия до тысячелетия).

-Нарисуйте на листе ленту и отметьте на ней промежуток времени с важными событиями в вашей жизни.

(быстрый опрос)

РАБОТА В ПАРАХ

-Поставьте промежутки времени в порядке увеличения

День, век, месяц, неделя, сутки, час, год

А как вы понимаете, что такое век?

Века принято обозначать римскими цифрами, мы с ними знакомились на уроках математики.

8 слайд

Работа по вариантам

Я  предлагаю вам заменить  арабские цифры римскими и наоборот

  (проверка по слайду)

9 слайд

У разных народов был различный счёт лет – летоисчисление.

10 слайд

Христианская церковь предложила

создать единую систему отсчёта лет

Отсчет времени в нашем календаре

 начинается с рождения Иисуса Христа.

11 слайд

События, которые свершились после рождения Христа, относятся к нашей эре.

То, что произошло раньше этого времени, случилось до нашей эры.

12, 13 слайды

Работа с лентой времени

Динамическая пауза

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех'?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять. (Приседания.)

Рядом с партою идем, (Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

14 слайд

Если мы знаем год, когда произошло событие, то как правильно определить в каком веке это было?

Подбирают глаголы к слову время

Один обучающийся работает за доской, остальные в парах,  проверка и исправление ошибок

Отвечают на поставленные вопросы

(это отрезок времени в 100 лет)

Работают в парах по карточкам, производят взаимопроверку, оценивают, комментируют

3 - III        X - 10

4 - IV        V - 5

6 - VI        I – 1

9 - IX        III - 3

10 - X        IX - 9

1 - I        VI - 6

5 - V        VIII - 8

Выполняют упражнения

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувства доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

Осуществлять контроль по результату.

IV.Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, основным

Самостоятельная работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

Работа с определение века произошедшего события по дате

-Запишите, в каком веке произошло это событие

  • Куликовская битва – 1380
  • Основание Москвы – 1147
  • Принятие христианства на Руси – 988
  • Изобретение первой машины в России – 1763

 - Напишите, к каким векам относятся перечисленные ниже года (работа в группах), взаимопроверка, анализ

1850г - …        1700г - …

1240г - …         2005г - …

5г - …        1120г - …

86г - …        1961г - …

1399г - …        1599г - …

Проверка по слайду 15

ТПО №2, с.18, задание 42

Определи век по дате, запиши в таблицу

1526

938

1945

2005

1004

1812

Записывают ответы:

  • Куликовская битва – XIV
  • Основание Москвы – XII
  • Принятие христианства на Руси – X
  • Изобретение первой машины в России – XVIII

1850г -XIX        1700г - XVII

1240г -XIII        2005г - XXI

5г  - I        1120г - XII

86г - I        1961г - XX

1399г - XIV                          1599г – XVI

Проверяют, анализируют, исправляют ошибки, оценивают.

Заполнение таблицы, проверка по слайду, самооценивание.

Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки учёта характера сделанных ошибок.

Преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и постановкой учебной цели

V. Д/з

Задания на выбор:

1.Прочитать статью в учебнике с. 60

2. Решить историческую задачу с.60, №2

3.Составить ленту времени с важными событиями, произошедшими в вашей семье

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VI. Итог урока. Рефлексия

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Наше путешествие подходит к концу.

А какую цель мы поставили в начале урока?

Достигли её?

Продолжи начатое предложение

Я узнал ….

Я научился….

Я понял …

Все люди при встрече и при прощании машут друг другу руками.

Я предлагаю вам своё настроение изобразить на ваших руках. Возьмите любой цветной карандаш, обведите свою руку, и нарисуйте своё настроение.

Лента времени бежит дальше, а мы попрощаемся с нашим путешествием

Вспоминают цель. Отвечают на вопросы.

Продолжают предложение

http://stranamasterov.ru/img4/i2013/03/19/dsc05154.jpg

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир 3 класс Яблокова Н.А. Учитель начальных классов МОУ Заозерской сош

Слайд 2

АПРЕЛЬ МАЙ МАРТ

Слайд 3

Загадки Развернулась змейкой, Свернулась бабочкой Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, Не догонишь его

Слайд 5

При изучении истории нельзя обойтись без ответа на вопрос «когда?». Очень важно вы- яснить , когда были те или иные исторические события , какое из них случилось раньше, а какое позже.

Слайд 6

Как обозначаются даты исторических событий?

Слайд 7

А если события случились сотни и тысячи лет назад, нам на помощь приходят слова «век» и «тысячелетие» Если событие произошло в недавнем прошлом, мы называем число , месяц , год .

Слайд 8

Век, столетие = 100 лет Тысячелетие = 1 000 лет = 10 веков I = 1 II = 2 III = 3 IV = 4 V = 5 VI = 6 VII = 7 VIII = 8 IX = 9 X = 10 В истории годы принято обозначать с помощью арабских цифр (1961 год, 2012 год), а века – с помощью римских ( Х V век, ХХ век ) ? ? ?

Слайд 9

У разных народов был различный счёт лет – летоисчисление . Древний Египет Древний Рим Древняя Греция Начало правления нового фараона Первая Олимпиада Основание города

Слайд 10

Отсчет времени в нашем календаре начинается с рождения Иисуса Христа . Христианская церковь предложила создать единую систему отсчёта лет

Слайд 11

События, которые свершились после рождения Христа, относятся к нашей эре . до нашей эры наша эра То, что произошло раньше этого времени, случилось до нашей эры . Р.Х.

Слайд 12

I II III IV I II III IV НАША Э РА ДО НАШЕЙ ЭРЫ 100 200 300 400 100 200 300 400 - 1 век = 100 лет Р.Х. Лента времени

Слайд 13

История на ленте времени Древний мир Средние века Новое время Новейшее время Наша эра До нашей эры Р.Х.

Слайд 14

I II III IV I II III IV НАША ЭРА ДО НАШЕЙ ЭРЫ 100 200 300 400 100 200 300 250 г. до н.э. 250 122 250 2 + 1 = 3 III век до н.э 122 г. 122 1 + 1 = 2 II век 1384 1384 г. 1384 13 + 1 = 14 XIV век Как определить век?

Слайд 15

Проверка работы в группе 1850г - XIX 1700г - XVII 1240г - XIII 2005г - XXI 5г - I 1120г - XII 86г - I 1961г - XX 1399г - XIV 1599г – XVI

Слайд 16

Подведём итоги: Продолжи начатое предложение Я узнал …. Я научился…. Я понял …

Слайд 17

Источники: http://izuminki.ucoz.ru/load/astronomija/letoischislenie_prezentacija/1-1-0-53 http://cotu.forum2x2.com/t3-topic http://vaseranedera.rubiro.ru/kalendar-2012-russkii.html http://vasily-sergeev.livejournal.com/1961246.html http://www.cheloveche.ru/Malxl/posts?sm=diary http://modno.odejda-a.ru/drevnyaya-gretsiya-kartinki.html http://www.spletnik.ru/blogs/moda/43263_moda_drevnego_rima http://sunshine-radio.forumy2x2.com/t218-topic http://pixelbrush.ru/2011/02/28/ancient-egypt-drevniy-egipet.html http://photobucket.com/images/ancient greek art/ http://www.clipartov.net/show-24-4.html http://www.clipartov.net/show-85-3.html http://cards.tochka.net/ecards/3239-otkrytki-na-rozhdestvo-khristovo/ http://shkoladetei.ru/scenarii-prazdnikov/page/6/ http://www.liveinternet.ru/users/2995475/post161052017/ http://www.z-rus.ru/ru_history_13.php http://pro100-mica.dreamwidth.org/60420.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Как путешествует письмо?"

В технологической  карте   представлены основные этапы урока, оборудование учителя и учащихся, формируемые УУД, а также вопросы для построения проблемного диалога....

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Календарь - хранитель времени, страж памяти"

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Календарь - хранитель времени, страж памяти" с использованием цифровых образовательных ресурсов...

Технологическая карта урока окружающего мира «Музей путешествий», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока «Музей путешествий» Тип урока: урок «открытия» нового знания Цель урока: создание условий для формирования знан...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Путешествие по Москве." (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования представление учащихся о столице нашей Родины – Москвы, об истории её возникновения и об ее дос...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Путешествие по планете." (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представления учащихся об планете, ее масштабности; умения показывать на карте мира и глобусы все материки и океаны. Задачи урокаДидактические:...

Технологическая карта урока окружающего мира "Музей путешествий" (3 класс), УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: формирование знаний учащихся о принятых обычаях культуры народов, проживающих на территории Челябинской области, об их особенностях речи.Задачи урокаДидактические:Познакомит...

Технологическая карта урока окружающий мир "Календарь хранитель времени" (УМК "Школа России" 2 класс)

Цель урока: формирование представления о календаре как древнем явлении мировой культуры.Задачи:Дидактические:1) сформировать представление о календаре;2) сформировать знания о Календаре, времени;Разви...