Урок по предмету " Окружающий мир" в 3 классе "Ранняя, средняя и поздняя весна."
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Федотова Лидия Васильевна

Урок учит детей различать характерные признаки весны, помогает познать  последовательность жизненных процессов в  природе и те закономерные изменения, которые в ней происходят. С помощью поэтического слова и произведений известных русских художников показывает красоту весны, разнообразие сезонных явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna_v_prirode.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Ранняя, средняя и поздняя весна. 

Цель:    

1. Учить детей различать характерные признаки весны.

 2. Помочь познать детям последовательность жизненных процессов в  природе и те закономерные изменения, которые в ней происходят.

3. С помощью поэтического слова и произведений известных русских художников показать красоту весны, разнообразие сезонных явлений.

Оборудование:    

     1. Иллюстрации картин известного русского художника И.И. Левитана       «Март»,  «Весна. Большая вода», «Первая зелень».

     2. Календарь весенних явлений.

     3. Открытки «Времена года».

Ход урока

 I. Организационный момент

(Звучит музыка. Она настраивает учащихся на восприятие учебного материала, связанного с природой. Музыка утихает)

  • II. Актуализация знаний
  • Сегодня на уроке у нас пойдет речь о природе.
  • Прочитайте девиз нашего урока:

Пойми живой язык природы

И скажешь ты: «Прекрасен мир!»

-        Человек и природа неразделимы. Скучной была бы жизнь человека без пения птиц, без шелеста листьев, без журчания ручьев, без ярких красок полей, лесов, цветов. Но природа не всегда одинакова. Она изменяется по
временам года.

 - Сколько времен года вы знаете?

  • Какие основные признаки зимы вы можете назвать?

 (Снег, мороз, метель; холодно, морозно; вьюжит, заметает.)

  • Какой основной звук зимней природы мы слышим чаще всего? (Завывание ветра.)
  • Какие основные признаки весны вы бы назвали? (Звон капели, журчание ручьев, шелест листьев, пение птиц.)
  • В этих признаках весны вы назвали и звуки весны. Это радостные звуки оживающей природы.
  • А какие основные признаки лета? (Тепло, жарко, пестрые краски цветов, листьев, пение птиц. Спокойный шелест листвы. Журчание реки:)

А какие основные признаки осени? (Опадают листья, улетают птицы, становится тихо и холодно.)

 - Итак, природа изменяется по временам года. Попробуйте угадать, о каких временах года говорится в следующих загадках, написанных О. Дружковой. Все вокруг бело и снежно,

 И узор на окнах нежный,

Иней на ветвях, как в сказке,

И мороз лишь для острастки –

Никого он не пугает,

Дети весело играют. (Зима.)

Растопило солнце снег,

 Радость на сердце у всех,

 Птицы весело запели

 Слышен звонкий стук капели,

 И ручьи бурлят, и птички

В гнезда сели на яички.

Небо чисто-голубое.

Что с природою такое? (Весна.)

Разгорелись ярко краски:

Листья в желтой гамме, красной,

 И коричневой, багряной

. И уже темнеет рано. (Осень.)

Солнце печет,

 Липа цветет,

 Рожь колосится,

Золотится пшеница. (Лето.)

  • У каждого времени года свои приметы.

III. Постановка темы урока

  • После нашей предварительной беседы как бы вы определили тему урока?

Сегодня на уроке, говоря о природе, мы будем говорить об одном из времен года. Итак, мы отправляемся с вами в путешествие. А еще о чем мы должны помнить, путешествуя по лесу? (В лесу не шумят, не ломают ветки деревьев, не мусорят, не срывают цветы, травы.)

  • А еще нельзя трогать руками незнакомые растения, они могут быть ядовитыми.
  • Не сходить с тропы, чтобы не потеряться.
  • Вы готовы в путь? (Ответы детей.)

—        Ребята, помните о правилах поведения в лесу. В путь, юные путешественники!

II. Первая остановка «Неживая природа»

Слайд

Сегодня я приглашаю вас в гости к ...

Отгадайте, к кому?

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая, -

Значит к нам пришла ...

 Если снег везде растаял,

 И трава в лесу видна,

И поет пичужек стая, -

Значит к нам пришла...

 Если солнце разрумянит

Наши щеки докрасна,

Нам еще приятней станет, —

Значит к нам пришла... (весна).

(А. Некрасова.)

Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она пришла к нам, в наши края. Весна - это прекрасное время года! Это пробуждение.

Ученик 1:        Полюбуйся, весна наступает.

 Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...

Ученик 2:        Солнышко светит ярче, а зима

 Все не хочет уходить.

Соберет на небе снежные тучи,

 Да и завьет метелью, а то    

И морозный денек подбросит.

Ученик 3:        Но ... как февраль не злися,

Как ты, март, не хмурься,

Будь то снег, хоть дождик —

Все весною пахнет. .  

Учитель: Ребята, чтобы весна на смену зиме пришла, надо ее покликать. Давайте хором произнесем слова заклички: (Дети громко произносят закличку.)

Жучик — крючик — паучок,
Прилети к нам, куличок,
Биту — Биту - Биту - лай,
Принесли весну в наш край.
(Входит Весна в венке. С ней вместе за руки идут веснянки.)
Весна:        А вот и я, Весна-красна!

Кому я здесь была нужна?
Ребята:        Нам! Нам!

Весна:        Я — Весна-красна,

Бужу землю ото сна,

 Наполняю соком почки,

На лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лед,

 Светлым делаю восход.

 Всюду, в поле и в лесу

Людям радость я несу.

Здравствуйте, гости дорогие!

Удобно ли вам?

Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Дорогие гости , я пришла не одна.

У меня есть хорошие помощники — веснянки.

1-ая веснянка: Весна света — март:

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (март)

2-ая веснянка: Весна воды — апрель:

                  Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (апрель).

3-ая веснянка: Весна зеленой травы — май:

 Уходи, зима седая.

Уж красавицы весны

Колесница золотая

Мчится с горной вышины.

Началом природной весны считают появление первых проталинок. Солнце поднимается все выше и выше, посылает больше лучей на землю. Лучи солнца греют лицо и руки. Никогда зимой не бывает такого горячего слепящего солнца. А посмотрите на небо — сейчас оно синее-синее. Солнце встает раньше 7 часов утра и заходит около 7 часов вечера. На небе весной появляются кучевые облака.  

- Какие приметы ранней весны вы видите на слайде? (ослепительно светит солнце, и хотя на картине его нет, но свет от него густой, золотистый, яркий, так и хочется зажмуриться от его лучей).    

-         Какое небо? (светлое, чистое, голубое, высокое)               

-         Есть ли на картине облака? Какие они? (легкие, пушистые).

-         Что происходит со снегом? (потемнел, стал рыхлым, ноздреватым, появились первые проталины, одна из них видна на первом плане картины).    

-         Где на картине еще виден подтаявший снег?            

Март рассказывает нам о том, что именно в этом месяце кончается зима и начинается весна.

 

2. А теперь "вопросы от марта":

 

а) Что происходит с температурой воздуха с наступлением весны? (повышается)

б) Что означает "температура повышается"? (становится тепло)

в) Почему температура повышается? (солнце на небе становится выше).

г) Влияет ли это на изменение продолжительности дня и ночи? Как? (день становится длиннее)                                 

Астрономы считают началом весны 21 - 22 марта - момент весеннего равноденствия, когда день равен ночи, а концом весны 21 - 22 июня - самые длинные дни года.

- Кто же является "союзником" весны в марте: день или ночь? (днем солнце греет, снег подтаивает, а ночью все снова замерзает, поэтому ночь - союзник зимы).

- По каким признакам можно судить, что солнце стало сильнее греть? (снег потемнел, тает)

-         Где снег тает быстрее: в поле или в лесу?    

(в поле, поэтому полевая весна наступает раньше).

- Почему в марте вокруг деревьев и столбов образуются проталины? (стволы деревьев днем нагреваются, и около них температура воздуха повышается. В результате снег вокруг столбов и стволов начинает таять раньше и быстрее, чем вдали от деревьев).

     

3. Выполнение практических заданий

 

а) У доски один из учащихся выполняет задание: используя картинки, составить цепочку весенних явлений в марте и объяснить зависимость:     Солнце выше, температура повышается,

интенсивно тает снег, появляются проталины

б) Задание классу: выписать в тетрадь, какие из данных сезонных изменений соответствуют марту месяцу:

-  Снег начал таять. (на доске полоски сезонных изменений).

-  Первые проталины.

     Эти явления происходят в марте, поэтому в народе март называют «весной земли», «снежной весной», так как происходит интенсивное таяние снега, появляются проталины.

 

4. Проверка выполнения задания у доски (схемы - цепочки)

 

Весна: Ребята, а какие приметы весны вы знаете?

(Дети читают приметы о марте.)

  1. Весна начинается с марта, поэтому говорят: март — утро весны.
  2. Как в марте зима не злится, а весне покорится.
  3. Синие облака к теплу или к дождю.
  4. Из березы течет много сока — к ненастью.
  5. Ранний прилет журавлей — ранняя весна.

Длинные сосульки - к долгой весне.

6. Проверка знаний                                                                      

Мы говорили о ранних признаках весны в неживой природе. А по каким признакам в живой природе в марте можно определить наступление весны? (У ели осыпается хвоя, облетают семена еловых шишек, прилетают первые птицы на родину)         

     Это событие в наше село  приходит в конце марта - начале апреля (например, 1 апреля регистрируется прилет скворцов).      

             - Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи, скворцы)      

              - Почему эти птицы прилетают первыми? (просыпаются насекомые, у птиц появляется корм

 Как вы думаете, кто приносит весну на крыльях? (Грачи, скворцы и т.д.)

 1-ая веснянка: А вот и наши пернатые гости.

Весна: Птицы — это мои гонцы. Отгадайте загадки. Кто эти птицы?

  • Что за весенняя черная птица
  •  Трактору чуть ли не на нос садится?
  •  Кто там за плугом носится вскачь? (Грач.)

Эта птицы никогда

 Не строит для себя гнезда.

 Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка.)

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

 Лепит домик под стеклом

Из травы и глины. (Ласточка.)

 Скворец (в маске скворца):

 Ребята, вы меня узнали?

Тем, кто не узнал, разрешите представиться:

Я выступаю перед вами,

 Как молодой весны гонец.

 Я рад увидеться с друзьями!

 Ну, а зовут меня ... (скворец)]

Возвращаются перелетные птицы -  значит, наступает апрель. В народе его называют месяцем последнего снега, первоцветом, снеголомом, водолеем, соковиком.    

- Как вы думаете, почему апрель получил такие названия?    

 

7. Работа со словарем

Доска:                                            

   первоцвет - подснежник (галантус)          

   снеголом - ледоход              

     водолей - половодье (наводнение)          

      соковик - сокодвижение

 

Апрель называют первоцветом, так как в этот период, когда еще снег не успел освободить землю, а уже на хорошо прогреваемых солнцем участках появляются первые цветы - подснежники. Это самые ранние цветы, зацветающие весной. Однако существуют самые настоящие подснежники, научное их название галантус, что означает молочноцветник. Цветки у него белые, как молоко.

-         Какие раннецветущие растения вы знаете? (первоцвет, мать-и-мачеха, медуница, хохлатка, гусиный лук и др.)

 Первой из деревьев весной зацветает ольха. Ее длинные сережки покачива- ются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень лёгкая, долго держится в воздухе и переносится ветром на большие расстояния. В шишечках ольхи находятся семена, созревают они осенью и долго остаются на дереве. Осыпаются в конце зимы — начале весны.            

-         Почему эти растения зацветают первыми? (корни у этих растений утолщены, в них накапливаются питательные вещества; а у деревьев и кустарников в стволах. Этими запасами и питаются ранней весной цветущие растения)                    

  • Большую роль играют весенние тепло и влага, так как снег уже начал таять Посмотрите на землю. Что вы видите вокруг? (Множество желтых цветочков.)
  • Как называется это растение? (Мать-и-мачеха.)
  • Правильно, это матъ-и-мачеха. Она появляется в начале апреля, на местах, где пригревает солнышко.

Рассказ ученика:

(Все рассказы готовятся заранее под руководством учителя.)

Это удивительное растение, оно может предсказывать погоду. В ясные весенние дни желтеют золотыми звездочками эти цветы. Но стоит показаться на небе дождливой туче, и звездочки погаснут — закроются цветы. Это растение лекарственное и используется в медицине.

—        Пока лес еще не оделся листвой спешат отцвести эти растения, в народе их называют подснежниками. Эти растения очень любят свет и поэтому так спешат. А когда все деревья оденутся листвой, света для этих цветов будет уже недостаточно.

 Подснежник, подснежник

Проснулся в лесу.

Подснежник, подснежник

Встречает весну.

Бедненький подснежник,

Спят еще цветы.

 Смотри — в такой одежде

Подхватишь насморк ты!

А вот мне не спится,

Разве тут до сна?

 Ведь может заблудиться

Без меня весна.

У занесенных снегом кочек

 Под белой шапкой снеговой

 Нашли мы синенький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой.

Должно быть сильно припекало

Сегодня солнышко с утра,

Цветку под снегом жарко стало

 И он подумал, что пора!

 И вылез. Но кругом все тихо.

Соседей нет, он первый здесь.

 Его увидела зайчиха.

 Понюхала, хотела съесть.

Потом вздохнула, пожалела:

Уж больно тонок ты, дружок!

И вдруг пошел пушистый, белый,

 Холодный мартовский снежок.

Он падал, заносил дорожки.

Опять зима, а не весна!

 И от цветка на длинной ножке

Лишь только шапочка видна.

И он, от холода синея,

Головку слабую склоняя,

Сказал: - Ну, что ж, я не жалею,

 Ведь началась весна с меня.

-         Почему апрель называют снеголомом? (От весеннего тепла начинают вскрываться водоемы).                          

-          Как называется это явление? (ледоход)           

- Почему на озерах льдины плавают медленно, а на реках несутся быстро?                                        

    Ледоход на Хопре происходит 18 апреля.

-         Почему месяц апрель получил в народе название «водолей»?

      Давайте рассмотрим картину Левитана «Весна. Большая вода» Посмотрите, как широко разлилась река.                          

     - Скажите, каждый ли год река разливается так широко? (нет)      

    - От чего это зависит? (От количества выпадаемого снега зимой)     Народное выражение «большая вода» и означает очень широкий разлив, большое половодье или наводнение.

-         И, наконец, почему апрель - "соковик"?        

               Весной и деревья, и кустарники начинают соковыделение. В эту пору оживает каждое дерево. Корни глубоко в земле вбирают в себя влагу оттаявшей почвы. Весенний сок поднимается вверх по стволу и сучьям и наполняет собой почки, а они надуваются, разбухают.  

   В наших краях это явление приходится на 25 апреля. Иногда в это время люди делают насечку на деревьях и собирают сок, оставляя после сбора сока раны открытыми.                 

 - Что после этого может произойти с деревом? (Часто это приводит к гибели дерева, так как сок, необходимый для распускания листьев, из него вытекает)                          - Как можно помочь дереву, если увидите, что из ранки течет сок? (Замазать рану глиной или пластилином)

 

 

8. Самостоятельная работа

 

Определите зависимость между написанными на полосках бумаги словами и составьте небольшой рассказ:

"солнце - проталины - насекомые - скворцы" (Наступила весна. Солнце светит ярче. Появились проталины. Просыпаются насекомые и греются на солнышке. Прилетели скворцы)

Выписать в тетрадь, какие из данных явлений в живой и неживой природе соответствует апрелю:

Прилетели скворцы (1 апреля)            

           Начало ледохода (18 апреля)                      

           Начало сокодвижения (25 апреля)

 

9. Закрепление знаний

 

- Какие из указанных пословиц соответствуют апрелю? Объясните их смысл.

     Доска:    

"Не ломай печи, еще апрель на дворе".                  

     "Солнце с апрельской горки в лето катится".                

    "Апрель ленивого не любит, проворного приголубит".

- Натуралисты делят весну на 3 периода: ранняя, средняя и поздняя весна. Те явления, о которых шла сейчас речь, относятся к периоду ранней весны. Она длится до схода снега на полях.      

      И уже в мае, когда на деревьях появляются зеленые листочки, начинается средняя весна. В Песках это происходит примерно 17 мая. Средняя весна длится до начала цветения черемухи.            

         В народе май называют месяцем расцвета земли. Большинство растений трогается в рост, у многих зверей появляются детеныши.  

        И, наконец, поздняя весна, которую называют периодом предлетья, наступает, когда зацветает черемуха (26 мая), а за ней сирень.          

   Недаром в народе говорят: "Май леса наряжает, лето в гости собирает".     Период поздней весны заканчивается, когда отцветает сирень.

 Можно ли собрать маленький –маленький букетик первоцветов?

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты
Дружно соберём цветы
Опустеет вся планета
И не будет красоты.

Ребята, ведь природа это настоящее и будущее людей. Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счел бы ты неприличным делать в гостях.

Всё живое имеет право на благополучное существование среди своих собратьев и никто не должен лишать животных построенного ими гнезда, норы, тем более отнимать у них свободу и жизнь.

Помните, ребята:
Никогда не обижай-
Ни пчелу, ни мушку,
Ни улитку,
Ни жучка- тёмненькое брюшко.
Ни кузнечика
В траве скачущего ловко,
Ни блестящую в листве
Божью коровку.
Ни синицу, ни дрозда
Ни крота слепого
Ни за что, и никогда
Не обижай живого!

 Весна: Пойду, посмотрю, как поживают мои зверушки. Как они зиму провели?

(Появляются звери.) Заяц: Я много бегал. Похудел.

Белка: У меня запасов много было, не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.

Лиса: А я голодала. Одними мышками питалась. Ну да изредка кур
посчитывала в соседней деревне. А что, кум, ты такой худой?
Волк:        Будешь худ с такой едой.

Я не ел четыре дня.  

Увидал обед у пня,

А обед во все лопатки

Припустился от меня.

Вот несчастье, вот беда!

Быстроногая еда.

 Лиса: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал?

Медведь: Без забот и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге,

Спал всю зиму до весны.

Заяц:  И, наверно, видел сны?

Медведь: Вдруг проснулся косолапый,

Слышу: каплет — Вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил — кругом вода.

Заяц: Заспешил медведь наружу.

Медведь: Заливает — не до сна.

Заяц:  Вылез он и видит лужи,

Тает снег: пришла весна.

Анализ детских рисунков.
Свои наблюдения за живой и неживой природой весной вы представили в своих рисунках. Давайте свои рисунки распределим по признакам живой и неживой природы и магнитиками прикрепим к доске.
Весной, особенно в мае вся природа раскрывается во всей своей красе.

Нет человека который бы не слышал и сам бы не произносил бы с восхищением фразу «Какая природа!. Красота! Я был на природе!»

Бережное отношение к тому, что живёт и растёт вокруг нас, может сделать нашу жизнь радостной , полной и красивой. Вы должны об этом помнить! Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней ручейки, цвели цветы и пели птицы. Весна прекрасное время года. 

10. Заключение

 

-         Итак, сегодня на уроке мы говорили о 3-х периодах весны, о сезонных изменениях, которые характеризуют каждый из периодов.

-          Как вы думаете, могут ли сезонные изменения поменяться местами? Почему? (Все в природе взаимосвязано, нельзя разрушить эту цепочку или убрать из нее какое-либо звено).

-         А сейчас, я буду читать отрывки стихотворений о весенних явлениях, а вы - определять, о каком периоде весны идет речь.       

 

 

Б. Заходер      

     На полянке, у тропинки                          

     Пробиваются травинки.                          

      С бугорка ручей бежит                                  

 А под елкой снег лежит.     (ранняя весна)          

С. Есенин                                

                Черемуха душистая,                             

        Развесившись стоит,                                

   А зелень золотистая                                   

  На солнышке горит.         (поздняя весна)            

Я. Колас                                              

  В лесу, где березки                              

     Столпились гурьбой,                              

    Подснежника глянул                                 

   Глазок голубой.               (ранняя весна)             

Н. Некрасов                                             

   Как молоком облитые,                            

       Стоят сады вишневые.         (поздняя весна)                  

Г. Глушнев                                        

        Папа в поле -                     

                  Сев идет.                        

                  А у мамы сто забот:                                 

   Посадить картошку надо,                            

    Сделать грядки под рассаду.     (поздняя весна)           

Г. Ладонщиков                                       

         Возвращаются скворцы -                    

           Наши старые жильцы.                      

                 Воробьи у лужицы                      

            Шумной стайкой кружатся.     (ранняя весна)   

                 Белка была серенькой,                        

           Стала - рыженькой.

 

III. Итог урока

 

- Сколько периодов у весны?                

             Ранняя (с 23 марта до схода снега на полях)    

             Средняя (с 17 мая до 26 мая)                           

     Поздняя (с 26 мая до отцветения сирени).          

             - Какой период весны самый холодный?            

            - Когда появляются первые раннецветущие растения?  

          - Когда все деревья покрываются листвой?                    

- За что вы любите весну?                         

Выбрать из списка для каждого периода подходящее название:    

     весна ручьев     зеленая весна         предлетье          

        Вы написали в тетрадях календарь весны.

 

IV. Домашнее задание

 

 Продолжать наблюдать за природой и записывать явления, которые вы наблюдали.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"

Образовательная- выявить опасные места  для человека, соблюдать правила безопасности  при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника  и т.д.Развива...

Тема: «Жилище Древней Руси. Крестьянский дом». Тип урока: урок-путешествие. Предмет: «Окружающий мир», 3 класс. Автор учебника: Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова. Образовательная программа «Начальная школа XXI века»

   Познакомить  учащихся с внутренним пространством старинного дома, подробно рассмотреть  его элементы и части: матицу, печь, печной угол, полати и гряды, значение вс...

Система работы клуба "Мы и окружающий мир" в рамках проведения уроков по предмету "Окружающий мир"УМК "ПНШ"

Заседания клуба позволяют органично интегрировать знания из разных областей, создавать новые идеи и применять их на практике. Обучающиеся  учатся добывать информацию, извлекать из неё необходимые...

Конспект урока по предмету: «Окружающий мир» в 4 классе ( VIII вид I вариант). Учитель: Забайкина Л.К. Тема: « Весна»

Конспект урока по предмету: «Окружающий мир» в 4 классе  ( VIII вид I вариант).Учитель: Забайкина Л.К.       Тема: « Весна»Цель: Обобщение и ...

Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Предметы мебели"

Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Предметы мебели" для обучающихся с ТМНР по АООП НОО (вариант 6.4)...

Конспект открытого урока для детей с УО по предмету окружающий мир и человек на тему: "Весна. Признаки весны"

Конспект открытого урока  для детей с УО вариант 1 по предмету окружающий мир и человек на тему: "Весна. Признаки весны"...