Внеклассное занятие "Удивительный мир леса"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Внеклассное занятие содержит материал о раознообразии природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie.rar1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Спиркова Лариса Николевна

Заняте: «Удивительный мир леса»

Цель - формирование у детей осознанно-правильного отношения к природе.

Задачи:  

1. Создать условия для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе. 

2. Создание условий для развития коммуникативных качеств учащихся, умения высказывать свое мнение, аргументировать его.

3. Научить видеть и ценить красоту природы.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, класс украшен декоративными листочками и цветами, оформлена выставка, на доске иллюстрация леса .

Предварительная работа:

1. Экскурсия на прогулку в лес

2. Беседа с детьми на тему «Лес - наше богатство».

3. Рисование на ИЗО на тему «Лесная флора и фауна» (Домашнее задание состояло в том, чтобы нарисовать рисунки леса.)

Структура занятия:

  1. Организационный момент
  2. Виды леса
  3. Великие художники о лесе (просмотр презентации)
  4. Выполнение заданий
  5. Подведение итогов
  6. Рефлексия

Ход занятия

  • Организация группы, эмоциональный настрой на занятие (звучит спокойная музыка)

Учитель:

Все мы любим гулять в лесу, собирать грибы и ягоды. Как хорошо, как вольно здесь дышится! Весело шумят зеленые кроны деревьев, выглядывают из-под мха разноцветные шляпки грибов, блестящими бусинами рассыпаны по травяному ковру ароматные лесные ягоды!

Сегодня мы поговорим с вами о лесе и о его обитателях!

Летом в лесу (стих читает ученик)

"Шагай!" - поманила
Лесная дорожка.
И вот зашагал
По дорожке Алёшка!...
Ведь летом в лесу
Интересно, как в сказке:
Кусты и деревья,
Цветы и лягушки,
И травка зелёная
Мягче подушки!...

Борис Заходер

Учитель:

-Дети, а какие деревья мы видели с вами на экскурсии в лесу? (ответы детей)

-Леса бывают разных видов (слайды)

1 слайд : лиственный лес

-Если в них растут деревья, ветви которых покрыты листочками, то лес называют лиственным. В нем растут: дубы, липы, осины, березы

2 слайд: хвойный лес

-Лес, в котором не видно деревьев с листьями, а только сосны  и ели упираются своими вершинами в самое небо, называется хвойным

3 слайд: смешанный лес

-А бывают леса смешанные, в которых встречаются все деревья: и хвойные, и лиственные

Давайте сейчас соберем наш с вами лес из загадок, которые я Вам загадаю! (при каждом правильном ответе на доску вывешивается картинка того дерева, о котором говорится в загадке)

Дети выполняют задание. За правильно выполненное задание им раздается  изображение в виде различных лесных плодов. В конце занятия дети наполняют общую корзину полученными лесными дарами.

Русская красавица

Всем нам очень нравится.

Бела она, стройна,

Одеждой зелена

               (береза)

Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет:

Листья – звезды яркие,

Золотые, жаркие

                    (клен)

Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!

                     (дуб)

Что же это за девица: 
Не швея не мастерица, 
Ничего сама не шьет, 
А в иголках круглый год.

                       (Ель)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

                       (Ива)

-Молодцы все загадки отгадали!

Великие поэты восхищались красотой и богатством леса. Я хочу прочитать Вам стих И. Бунина

Детство

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

 

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок — как шелк... Прильну к сосне

корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

 

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

Автор: И. Бунин

(необходим проектор)

-Величие и богатство леса описывается не только стихами поэтов, но и в картинах великих русских художников.

 -Ребята, может кто-нибудь подскажет как зовут самого известного художника, большего всего любившего изображать на своих полотнах лес? (И.И. Шишкин)

Если ребята отгадывают имя художника можно задать вопрос:

-С какими картинами Ивана Иванович вы знакомы?

(на проекторе появляется картина «Утро в сосновом лесу», играет легкая музыка. Слайд 4)

Учитель:

-Наверное, едва ли не самой знаменитой картиной русского художника-живописца Ивана Ивановича Шишкина является «Утро в сосновом лесу».

На полотне изображена дремучая чаща соснового леса с упавшим сломленным деревом на краю оврага. Левая часть картины еще сохраняет полумрак холодной ночи дремучего бора. Мох покрывает вырванные корни дерева и упавшие сломленные ветки. Мягкая зеленая трава создает ощущение уюта и спокойствия. Но лучи восходящего солнца уже позолотили верхушки вековых сосен и заставили светиться утреннюю дымку. И хотя солнце пока еще не в состоянии развеять полностью этот ночной туман, скрывающий от взора зрителя всю глубину соснового бора, медвежата уже играют на сломанном стволе упавшей сосны, а медведица-мать их стережет. Один из медвежат, забравшись по стволу ближе к оврагу, встал на задние лапы и с любопытством оглядывается вдаль на свет дымки от восходящего солнца.

(Появляется следующая картина И.И. Шишкина «Зима». Слайд 5)

-А теперь давайте познакомимся с еще одной картиной этого великого художника - певца русского леса. Полотно называется «Зима».

Перед нами величественное изображение дремучего зимнего леса. Прошел, видимо, не один снегопад и лес хорошенько завалило снегом. На переднем плане мы видим и поваленные старые стволы, и крупные ветви, и молодую поросль - маленькие елочки. Все это покрыто толстым слоем снега, а часто - только угадывается под снегом. На снегу нет ни человеческого, ни звериного следа - это абсолютно пустынный, немой, скованный морозом лес. Жизнь замерла в нем.

(следующий слайд картина И.И. Шишкина «Ручей в лесу». Слайд 6)

-Вот еще одна картина на которой изображен сосновый бор на склоне и между сосен протекающий извилистый лесной ручей, с отражающимися в нем стволами деревьев. Эта картина наполнена светом и такой природной красотой, что просто не хватит слов, чтобы описать всё её великолепие.

(следующий слайд картина А. Куинджи «Берёзовая роща». Слайд 7)

-Не только И.И. Шишкин воспевал в своих картинах русский лес, сейчас мы познакомимся с полотнами других великих художников

Посмотрите какими яркими красками играет «Березовая роща» А. Куинжи- известный русский художник – пейзажист

Художник изобразил залитую солнцем лесную поляну, на которой растут гибкие березы.

Вся картина пронизана зеленым цветом. Он словно отражается в голубизне неба, стволах берез, листве и траве. Яркие потоки света струятся по белым стволам деревьев

(следующий слайд картина И. Левитан «Осень золотая». Слайд 8)

А теперь обратим наше внимание на картину, в которой изображен лес во всей его красе именно в самый разгар золотого сезона. Трава еще зелёная, она только начинает желтеть. А берёзы уже преобразились, они так и горят под лучами осеннего солнца. Давайте полюбуемся красками и красотой осеннего пейзажа

(следующий слайд картина Ф. Васильев «Болото в лесу. Осень». Слайд 9)

-Дикое болотистое местечко, заросшее причудливыми травами всех осенних оттенков. Низкие прохладные тучи, прозрачный воздух и застывшая тишина. На переднем плане живыми пятнами застыли белые цапли. Лес и топи кажутся слишком яркими под небом, которое готово пролиться дождем. В верхней левой части полотна будто парит воздушная белая вата облаков. Кажется, что именно оттуда изливает свой удивительный, нетипичный для осенних пейзажей свет, хмурое небо. И этот свет оживляет северные цвета и дарит ощущение едва уловимой радости. Терпеливо и смиренно лес встречает осень.  

Как мы с Вами видим художники изображают лес в разные времена года, показывая этим, что в каждом он прекрасен, могуч и разнообразен своими красками, богатством и убранством

Ребята может кто-то хочет поделится своими мыслями о понравившейся ему картине?

-А теперь давайте немного подвигаемся. Встанем из-за парт и будем повторять за мной

Физкультминутка  «Веселые мишки»

 Утром в сосновом бору                    (подпрыгивают)

Затеяли мишки игру:

Забравшись на дерево, мишки         (взмахи руками)

Кидали сосновые шишки…

А мама - медведица сердится:          (качают головой)

 - Слезайте! – кричит им медведица. –

Вы что ж опять натворили?

Такую сосну повалили!

Но маму не слушают дети.               (бегут вокруг себя)

Довольны собою медведи:

 - Пусть с виду мы косолапые,         (показывают, как ходит медведь)

Зато мы ребята не слабые!

-Молодцы, садитесь!

Русское народное творчество богато пословицами о лесе. В которых говорится богатстве леса, красоте природы, о том, что лес кормит человека и он, в свою очередь, должен его оберегать. У вас на парте лежат конверты с пословицами и поговорками. Они рассыпались, вам нужно постараться расставить в них слова.

Рощи да леса — всему краю краса.

Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.

Дорого дерево не только плодами, но и листами

Лесная сторона не одного волка и мужика до сыта кормит.

Возле леса жить — голоду не видать.

Лесные дары для каждой поры.

В лесу — и грибной ряд, в лесу — и пушнина, в лесу — и куриная лавочка

Лесная полоса — всему полю краса.

-Какой же лес без животных?! давайте с Вами поговорим о лесных обитателях:

Какие звери и птицы живут в наших лесах?

(ответы детей)

А теперь постарайтесь угадать, о ком эти загадки

Лиса

Рыжей шубкою сверкает,

Волка дурит тут и там,

Мышек, зайчиков гоняет,

По полям, да по лугам.

Лицемерием известна,

Славится на все леса,

Вам, конечное, известно

Что хитрее всех лиса.

Медведь

Спит медведь в своей берлоге,

Не будите по тревоге,

Коль проснется рано он,

Будет очень, очень зол.

Ведь зимой привык он спать,

Лапу теплую сосать,

Лишь когда придет весна,

Мишке будет не до сна.

Волк

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит волк молчком,

Уши серые — торчком.

Еж

Ёжик – серенький клубок.

Прибежал, не видно ног.

Убери иголочки,

Колкий, словно ёлочка

И, как дедушка репей!

Дай, поглажу, поскорей.

Испугался, запыхтел.

Я же поиграть хотел...

Белка

Белка,белка озорница!                                                                        

Ну она и мастерица!                                                                              

С ветки - прыг.                                                                                

На ветку - скок!                                                                                  

Принесла она грибок.                                                                              

На сучок одела ловко.                                                                              

И упрыгала плутовка.

Заяц

В лесу недолго до беды,

Но заяц - не простак.

Умей запутывать следы -

Вот так!

Туда, сюда петляет след,

Вперёд, назад и вбок.

Где заяц был, там зайца нет.

Прыг-скок!

Подведение итогов:

-Молодцы! Отлично справились с заданием. А теперь давайте соберем все наши плоды в корзину. (Дети подходят к корзине, которая висит на доске и прикрепляют к ней дары леса. Звучит песня «Милый лес»).

Посмотрите какое разнообразие грибов и ягод дарит нам лес.

Лес – наше богатство.

Лес – это зеленый наряд нашей Земли.

Там, где лес – всегда чистый воздух.

Лес – это дом для зверей и птиц.

Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Берегите лес!

Песня «Милый лес».

С этим другом прямо с детства

Познакомиться спешим.

Здесь нас ждут деревья, травы,

Муравьишки-малыши.

Нам зелёной веткой машет

Наш знакомый добрый друг.

С ним земля милей и краше,

С ним красивее вокруг!

Припев:

Милый лес, добрый лес!

Полон сказок и чудес он до небес!

Здесь черничные поляны

И орешника кусты,

Здесь рассветы так румяны,

А туманы так густы.

В чаще сказочного царства,

В заколдованном краю,

Встретят волки и лисицы

Земляничную зарю!

Припев.

Говорим тебе «спасибо»

За прекрасный воздух твой,

За рябину и калину,

За ромашку, зверобой.

На одной большой планете

Нам с тобою вместе жить.

Будем, взрослые и дети,

Дружбой с лесом дорожить!

Припев.

Рефлексия:

Оцените свое впечатление от нашей прогулки в лесу. (Учащиеся показывают тучку, дождик или солнышко и объясняют свой выбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Азбука леса"

Внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию....

Внеклассное мероприятие на тему: “ Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?” (устный журнал "Будь природе другом")

Внеклассное мероприятие "Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?" для учащихся 2-4 классов по окружающему миру проводится в форме устного журнала. Цель:Подвести к пониманию значения ле...

Внеклассное мероприятие.Путешествие в сказочном лесу.

Создание условий для знакомства с разнообразием жанров народного творчества национальной культурой в процессе организации игровой деятельности....

Внеклассное мероприятие "Кладовая леса"

Занятие предназначено для учащихся начальной школы по УМК  "Забайкаловедение". С помощью заочной экскурсии учащиеся знакомятся с правилами поведения в лесу....

Внеклассно емероприятие "Пожар в лесу"

Внеклассное мероприятие по теме "Пожар в лесу" со стихотворениями и песнями. Главный герой- гость  занятия - это символ Универсиады: Юни....

Внеклассное мерприятие "Особенности поведения зимой в лесу"

Воспитать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе, выработать потребность в общении с природой....