ПНШ 4 класс Окружающий мир Зона степей
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дата_____________ Окружающий мир
Тема: Зона степей. ОБЖ. Опасные шалости и игрушки.
стр. 95–103. Доклад о зоне степей по плану Тетрадь стр. 32-34
Цель:
- иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека:
- уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей;
- воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты; сохранять ЗСР.
Обобщить знания учащихся по вопросам личной безопасности в повседневной жизни, создать условия для профилактики опасных ситуаций в быту, способствовать овладению проектными умениями и воспитанию бережного отношения к своему здоровью.
Формируемые УУД:
Личностные
положительное отношение к урокам окружающего мира.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Коммуникативные УД
Высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, сравнивать полученные результаты.
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Регулятивные УД
Определять цель учебной деятельности самостоятельно; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные УД (общеучебные):
умение ставить, формулировать и решать проблемы как некоего целого, ориентироваться в учебнике.
применять базовые знания для решения конкретной проблемы понимать информацию, представленную в виде текста; определять характер взаимоотношений человека с природой, обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе .
Развивать учебно-познавательные компетенции: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, наблюдать, рассуждать, делать выводы сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений;
ценностно-смысловые компетенции: связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир;
Информационные компетенции: работать с картой.
Тип урока: изучение нового материала
Технология: личностно-ориентированного обучения, критического мышления
Методы: учебный диалог, система малых групп.
Ход:
1. Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья!
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок!
- Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие. В пути мы узнаем много интересного.
Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из нас.
Чтоб победить, надо многое знать,
Придётся всем думать и рассуждать.
Вам, я думаю, всё по плечу,
Ведь я Вас четвёртый год уж учу.
И знаю, что каждого ждёт свой успех,
А я, как всегда, болею за всех!
- А что у нас сегодня за окном? (рассказ детей о погоде)
- Открываем дневники наблюдения. Отмечаем погоду на стенде и в тетради. (Время года, дата, температура и т.д.)
2. Актуализация знаний.
А ка вы думаете, где будет точнее отслеживаться погода? Как называется это место? (метеорологическая станция).
Работа по группам (вспомните правила работы в группе).
- С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону в которую было отправлено письмо. Соотнести название с образным выражением и расположить природную зону в порядке расположения с севера на юг.
1 группа: Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга)
2 группа: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика)
3 группа: Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра)
4 группа: Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Степь)
3. Погружение в проблему.
- Расположить природную зону в порядке расположения с севера на юг
(Арктика, Тундра, Тайга, степь).
Есть ли в наших группах неизученная природная зона?
- Какая это природная зона?
4. Формулирование темы урока.
- Сформулируйте тему нашего урока.
5. Постановка учебной задачи.
- Да, ребята, сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение, животный и растительный мир степей, влияние человека на природу степи. А поможет нам изучить эту тему - учебник, карта и дополнительный материал, который находится у вас на партах
6. Формирование новых знаний.
- Давайте составим план нашей работы.
1. Степь.
2. Климат.
3.Растительный мир.
4. Животный мир.
5. Занятия населения.
6.Экологические проблемы.
- Сегодня вы будете научными работниками и проведете свои исследования.
Для этого вы будете работать в команде. 1 команда – географы, 2 команда – ботаники, 3 команда – зоологи, 4 – экологи. А что же это за люди? Чем они будут заниматься сегодня?
Но сначала посмотрите на рисунок и скажите: Почему на Земле разные природные зоны?
Отчего это зависит? (От климата. Климат зависит от распределения тепла на земле, растительность и животный мир зависят от климата. В Северных районах солнечные лучи падают наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо её нагревают. Чем южнее, тем более прямее падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность.).
Работа с учебником стр.95.
- Открываем учебник стр.95.
а) Чтение детьми 1и 2 абзац.
б) Задание стр. 95.
Постарайтесь рассказать о климате степей. (в зоне степей жарко, т.к. солнечные лучи падают прямее и земля получает больше тепла).
В какой зоне мы живём?
- Конечно, ребята, зона степей расположена в умеренном поясе. Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. Так постепенно лесная зона сменяется зоной степей. В степной зоне лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 - + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури.
Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20, -30 градусов. Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов.
Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Вот такая зона степей.
- Итак, начинаем работу в командах. Каждая команда получает карточки-помогайки с вопросами, по которым вы будете строить свои ответы.
- Географы, пользуясь картой и учебником, постараются определить место нахождения зоны степей.
- Ботаники, также пользуясь учебником и дополнительным материалом, расскажут нам о растительном мире степей.
- Зоологи подготовят рассказ о животных.
- Экологи – об охране зоны степей или экологических проблемах.
(команды готовятся)
7. Включение в систему знаний. «Открытие» новых знаний учащимися – рассуждения, сравнения, выводы.
- Ну, что все готовы. Начинаем совместными усилиями характеризовать зону степей. Слово предоставляется географам.
- Где же расположена зона степей? О чем рассказала нам карта?
Покажите зону степей на карте?
Тепла в степях больше, чем в зоне лесов, но осадков выпадает меньше. Лето долгое засушливое, +25С, +30С, жара может достигать до +40С. Погода летом солнечная, сухая. Часто дуют ветры, иногда переходят в пыльные бури. Зима короткая и теплая, но бывают холода до -30С, снега мало. Из-за того, что в зоне степей мало влаги — не растут деревья
( учащийся отвечает, а члены группы ему помогают).
- Совершенно верно, ребята. Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.
- Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона.
- А теперь давайте послушаем, какие исследования провели биологи.
- Какие же растения встречаются в зоне степей? Какова их особенность?
Степь - царство трав. В степи растет полынь, типчак, ковыль. В полдень горько пахнет полынью. К концу лета степь почти выгорает. Тогда можно увидеть перекати – поле. Осенью их стебель ломается у самого основания, и ветер гонит легкие, почти прозрачные шары по ровному пространству степей. Так перекати – поле переносит свои семена на дальние расстояния.
Красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зеленая степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов
(Листья у растений узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Корни уходят глубоко в землю, чтобы добывать влагу).
- Молодцы, биологи. Действительно, в степи встречаются теплолюбивые растения, у которых узкие листья и длинные корни для того, чтобы добывать влагу. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага.
8. Физминутка.
Приседаем если признаки лесной зоны, хлопаем если степь. (Тайга, лось, суховей, полынь, зубр, редкие дожди, ковыль, фитонциды, пыльная буря.)
- Ну вот, а теперь пришла пора зоологам рассказать нам о животных степи.
Основными представителями животного мира степей являются грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки. Сурок никогда не сгрызает весь стебель растения: там листик откусит, там побег или веточку. Поэтому сурки не наносят большого вреда растениям. К осени, когда начинаются холода, сурки забираются в норы и засыпают до весны.
(В степях живут насекомые, птицы, много грызунов. Гнёзда птицы устраивают прямо на земле, т.к. в степи нет деревьев. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй).
- Действительно, ребята, животные степи все живут и делают себе жилище прямо на земле, ведь в степи нет деревьев, а сплошной ковёр из травы. Почему же животные имеют окраску земли или растительности? (прятаться от хищников и добывать себе пищу, чтобы их было незаметно).
- Молодцы. А теперь давайте посмотрим на картинку и с вами вместе разберёмся, а чем же занимается в степи люди, которые там живут?( земледелием). В степи очень плодородные почвы. Такие почвы называют чернозём. В связи с этим, степи являются самым благоприятным для земледелия районом, так как культурные растения здесь могут развиваться до девяти месяцев в году. Выращивают здесь зерновые и технические культуры. Неудобные для пашни земли в степях используются как пастбища для скота.
Видео «Верблюд»
А что ещё у нас выращивают?
На территории нашего села выращивают зерновые и зернобобовые культуры: пшеница, кукуруза, ячмень, подсолнечник, соя, лён.
В Министерстве сельского хозяйства Ставропольского края подвели итоги уборочной кампании: валовой сбор зерна на сегодня составляет около девяти миллионов тонн при средней урожайности свыше 40 центнеров с гектара.
Лидеры по валовому сбору: Ипатовский район — 571,6 тыс. тонн, Буденновский — 486,5 тыс. тонн, Апанасенковский — 434,5 тыс. тонн, Советский — 419,3 тыс. тонн, Красногвардейский — 440,5 тыс. тонн, Новоалександровский — 445,5 тыс. тонн.
Лучшие по урожайности: Кочубеевский район — 67,4 ц/га, Новоалександровский — 64,1 ц/га, Изобильненский — 58,7 ц/га, Красногвардейский — 55,5 ц/га, Труновский — 52,5 ц/га.
- Верно, ребята. Но в связи с этим в зоне степи возникают экологические проблемы. Об этом нам расскажут наши экологи. (Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники. В засушливый период запрещается разводить костры. Опасные шалости и игрушки могут привести к печальным последствиям). Цепи питания, сложившиеся в степи. Хомяки, растения, степная гадюка. Насекомые, растение, серая куропатка, степной орел.
- Большое спасибо, уважаемые экологи, вы познакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.
9. Работа в тетради с печатной основой. стр: 32-34 (д/з)
Проверка.
10. Рефлексия деятельности.
Рефлексия достижения цели.
Цель урока:
- иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека:
- уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей;
- воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты;
11. Выставление оценок.
- Какие задания вам особенно понравились?
- Как вы считаете кому можно поставить оценку пять и почему?(полные ответы с доказательством, логическое рассуждение, активность на уроке)
- А кто менее активно поработал?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Зона степей.Степь и человек.
Урок в 4 классе. Ребята самостоятельно работают в группах("географы", "биологи". "зоологи", "экологи"). У каждой группы своё задание. Они работают с учебником, картой, энциклопедиями. Ответы уча...
Конспект урока по окружающему миру "Зона степей"
Конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 класса ,автор А.А. Плешаков, по программе "Школа Росиии"...
Презентация по окружающему миру "Зона степей" (4 класс).
Презентация знакомит обучающихся с природной зоной "Степи", её климатом, растительным и животным миром....
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Зона степей"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Зона степей"...
Урок окружающего мира "Зона степей"
Цель: Сформировать у обучающихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, еѐ особенностями, животным и растительным миром, ролью человека....
Технологическая карта урока окружающего мира "Зона степей" 4 класс УМК "Школа России"
Представлена подробная технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Зона степей". Дано подробное описание работы учащихся в группах на этапе изучения нового материала. В ...
Урок окружающего мира в 4-м классе на тему "Зона степей"
Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей. Задачи урока: 1. Образовательные: Познакомить с географическим положением степей, климатическими ус...