Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру в 4 классе
к учебнику А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой, УМК «Перспектива»
70 часов (2 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr._mir.doc | 270.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков
по окружающему миру в 4 классе
к учебнику А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой,
УМК «Перспектива»
70 часов (2 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Универсальные учебные действия | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Мы – граждане единого Отечества (13ч) | |||||||||
1 | Общество – это мы | 1 | Вводный урок | Систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества. Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных обществах, выявлять общее и различное | Знать: понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное. Уметь: характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп; определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни | Текущий контроль, опрос | 1. Личностные: - проявлять интерес к познанию мира; - проявлять уважительное отношение к государственной символике, к историческому прошлому страны. 2. Познавательные: - раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «паспорт», «дубликат», «отечественная война» и использовать их в активном словаре; - объяснять смысл крылатых выражений и обосновывать своё мнение; - определять различные виды обществ и обосновывать своё мнение; - обосновывать условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу; - отмечать показатели все народного единства и обосновывать своё мнение; - актуализировать значение понятий «федерация», «субъект РФ», «республика»; - раскрывать значение понятий «государство», «выборы», «функция власти», «министр», «министерство», «советник», «референдум», «президент», «суд» и использовать их в активном словаре; - определять особенности государственного устройства РФ и обосновывать своё мнение; - определять три ветви власти, роль каждой из них в России и обосновывать своё мнение; - определять главу государства, его обязанности перед народом и обосновывать своё мнение. 3. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. 4. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. 5. Познавательные: - составлять и оформлять паспорт ученика; - составлять и оформлять фоторассказ об общности народов России; - рассказывать о структуре Конституции; о правах и обязанностях граждан России; о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере взросления; о правах ребёнка и законах, их гарантирующих в РФ; - определять принципы Декларации прав ребёнка ООН и соотносить их с правами и обязанностями, утверждёнными статьями Конституции РФ; - рассказывать об особенностях государственного устройства России и о Конституции РФ; - рассказывать о трёх ветвях власти в России; - рассказывать о роли действующего Президента РФ и его обязанностях; - рассказывать о субъектах РФ (местоположение на географической карте, граница, соседи, столица, символика и её значение, природные и культурные достопримечательности, современные достижения); - оформлять и представлять презентацию заочного путешествия в субъект РФ | 2.09 | |
2 | Российский народ | 1 | Комбинированный урок | Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе; называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявление общенациональной российской солидарности | Знать: государственную символику России. Уметь: оформлять Календарь памятных дат | Текущий контроль, опрос, упражне ния | 5.09 | ||
3 | Конституция России | 1 | Комбинированный урок | Приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией; устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры. Употреблять специальную лексику Конституции | Знать: права и обязанности гражданина России. Уметь: рассказывать о структуре Конституции РФ | Текущий контроль, самостоятельная работа | 9.09 | ||
4 | Права ребенка | 1 | Комбинированный урок | Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребёнка и нормы отношения к детям в культуре народов России; объяснять связь между правами и обязанностями; обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере его взросления; приводить примеры, подтверждающие необходимость соблюдения Десятого принципа Декларации прав ребёнка ООН. Употреблять специальную лексику документов | Знать: о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере взросления; о правах ребёнка и законах, их гарантирующих в РФ. Уметь: находить соответствие прав ребёнка статьям Конституции РФ | Текущий контроль, опрос | 12.09 | ||
5 | Государственное устройство России | 1 | Комбинированный урок | Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений её Конституции; объяснять, в чём состоит роль Президента и трёх ветвей власти в России; выдвигать предположение о том, зачем необходима независимость трёх ветвей власти друг от друга | Знать: имя, отчество, фамилию действующего Президента. Уметь: определять главу государства, его обязанности перед народом | Текущий контроль, опрос, работа в парах | 16.09 | ||
6 | Российский союз равных | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе; презентовать заочное путешествие в одну из республик: показывать её положение на карте, называть и показывать столицу, составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях, объяснять символический смысл герба и флага | Знать: понятия «пуща», «кочевник», «кириллица», «иероглиф», «хан». Уметь: характеризовать особенности субъектов РФ и зависимости от их принадлежности к той или иной группе | Текущий контроль, самостоятельная работа | 19.09 | ||
7 | Государственная граница России | 1 | Урок практи кум | По карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море; показывать на карте государственную границу России; различать границы на суше и на море; называть сопредельные с Россией страны | Знать: понятия «граница», «государственная граница», «виза», «безвизовый режим», «таможня». Уметь: определять по карте с какими государствами России граничит на суше и на море | Текущий контроль | 23.09 | ||
8 | Путешествие за границу России | 1 | Урок-конференция | Использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья (по выбору). По карте определять названия столиц; рассказывать о важнейших природных и культурных объектах | Знать: объекты всемирного природного наследия Беларуси, природные особенности и образ жизни в Монголии. Уметь: определять на географической или политической карте мира местоположение страны, её границы, соседние с ней государства | Текущий контроль, опрос | 26.09 | ||
9 | Сокровища России и их хранители | 1 | Комбинированный урок | Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы (названия рек и других водоёмов) на родном языке; анализировать их содержание. Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности | Знать: о происхождении названий природных объектов. Уметь: исследовать название природного объекта родного края и рассказывать о нём, используя план | Текущий контроль, опрос, тест | 30.10 | ||
10 | Творческий союз | 1 | Комбинированный урок | Оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве. Высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России как способе взаимного духовного и культурного обогащения | Знать: о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Уметь: составлять страницу Календаря памятных дат, посвящённую одному из деятелей родной культуры (по выбору) | Текущий контроль, опрос | 3.10 | ||
11 | Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества» | 1 | Комбинированный урок | Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Презентовать произведения писателей своего края на родном языке и (или) в переводе на русский язык (по выбору); называть имена их авторов; рассказывать о выдающихся художниках, музыкантах, учёных - уроженцах своего края по образцу рассказов учебника | Уметь систематизировать транспорт по видам; соблюдать правила пользования личным и общественным транспортом; определять виды транспорта, необходимые для проектируемого путешествия по городу | Текущий контроль, опрос, доклад | 7.10 | ||
12 | Наши проекты. «За страницами учебника» | 1 | Урок-практикум | Оформлять выставку-альбом путешествий «Гербы, флаги и столицы субъектов России» | Уметь работать в сотрудничестве | Работа в группах | 10.10 | ||
13 | Проверочная работа | 1 | Контрольный урок | Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов | Уметь применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов | Проверочная работа | 14.10 | ||
По родным просторам (20 ч) | |||||||||
14 | Карта – наш экскурсовод | 1 | Комбинированный урок | Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже известные. Рассказывать по физической карте о нашей стране | Знать: условные знаки физической карты. Уметь: находить на физической карте России природные объекты, изображённые на фотографиях в учебнике | Текущий контроль, опрос | 1. Личностные: - ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»; - уважать свой народ, другие народы, проявлять терпимость к обычаям и традициям других народов; - осваивать личностный смысл учения; желание продолжать свою учебу; - оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. 2. Регулятивные: - самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; - самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях; - определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно; - определять план выполнения заданий под руководством учителя; - определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов; - корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; - использовать в работе литературу, инструменты, приборы; - оценивать свое задание по заранее представленным параметрам. 3. Познавательные: - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; - самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; - извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.); - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ; - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 4. Коммуникативные: - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; - читать вслух и про себя тексты учебников и научно-популярных книг, понимать прочитанное; - выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; - критично относиться к своему мнению; - понимать точку зрения другого; - участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | 17.10 | |
15 | По равнинам и горам | 1 | Комбинированный урок | Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться характеризовать крупнейшие равнины и горы России. Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг. Моделировать формы земной поверхности, используя пластилин (влажный песок, глину) | Знать: формы земной поверхности. Уметь: показывать равнины и горы на карте | Текущий контроль, опрос, работа в парах | 21.10 | ||
16 | В поисках подземных кладовых | 1 | Комбинированный урок | Изучать полезные ископаемые разных регионов России (по физической карте), рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых. В ходе практической работы изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведённому в учебнике плану, извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа-определителя | Знать: полезные ископаемые разных регионов России, их условные знаки. Уметь: описывать полезные ископаемые по плану учебника. | Текущий контроль, практи ческая работа | 24.10 | ||
17 | Наши реки | 1 | Комбинированный урок | Раскрывать значение рек в жизни людей. Составлять схему «Части реки». Учиться показывать реки на карте. Анализировать таблицу «Протяженность рек России», сравнивать реки по протяжённости. Характеризовать крупнейшие и наиболее известные реки России. Кратко характеризовать реку своего края | Знать: части реки. Уметь: находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике | Текущий контроль, опрос, упражне ния | 28.10 | ||
18 | Озера – краса Земли | 1 | Комбинированный урок | Раскрывать значение озёр в жизни людей. Находить на физической карте России озёра, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать озёра на карте. Анализировать таблицу «Глубина озёр России». Характеризовать крупнейшие озёра России и озеро своего края | Знать: название крупнейших озёр России. Уметь: находить по Физической карте озера России | Текущий контроль, опрос, упражне ния | 11.11 | ||
19 | По морским просторам | 1 | Комбинированный урок | Различать озёра и моря по существенному признаку (море - часть океана). Раскрывать значение морей в жизни людей. Учиться показывать моря на карте | Знать: отличия моря и озера по существенному признаку (море-часть океана). Уметь: находить на физической карте России моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учебнике | Текущий контроль, опрос, практическая работа | 14.11 | ||
20 | С севера на юг | 1 | Комбинированный урок | Сравнивать карту природных зон России и физическую карту России, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Анализировать схему нагревания поверхности Земли солнечными лучами, на её основе объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Узнавать природные зоны по фотографиям характерных природных объектов | Знать: названия природных зон. Уметь: определять по карте природные зоны России, рассказывать о них | Текущий контроль, опрос | 18.11 | ||
21 | В ледяной пустыне | 1 | Комбинированный урок | Находить на карте природных зон России арктические пустыни, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать её. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны арктических пустынь. Приводить примеры экологических связей, составлять цепи питания, характерные для этой зоны | Знать: природные условия, растительный и животный мир арктических пустынь. Уметь: находить по карте зоны арктических пустынь | Текущий контроль, опрос, самостоятельная работа | 21.11 | ||
22 | В холодной тундре | 1 | Комбинированный урок | Находить на карте природных зон России зону тундры, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать её. Устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны тундры. Знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни. Сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь | Знать: природные условия, растительный и животный мир тундры. Уметь: находить по карте природных зон России тундру | Текущий контроль, опрос, практическая работа | 25.11 | ||
23 | Среди лесов | 1 | Комбинированный урок | Находить на карте природных зон России лесные зоны, рассказывать о них по карте. Определять растения и животных леса, готовить и презентовать сообщения о них. Сравнивать природу лесных зон с природой тундры. Приводить примеры экологических связей в лесных сообществах. Составлять характерные для тайги цепи питания | Знать: понятия зона тайги, зона смешанных и широколиственных лесов; природные условия, растительный и животный мир лесных зон. Уметь: находить по карте лесные зоны, определять растения и животных леса | Текущий контроль, опрос, практическая работа | 28.11 | ||
24 | В широкой степи | 1 | Комбинированный урок | Рассказывать по карте о зоне степей. Знакомиться с растениями и животным миром степей, выявлять признаки их приспособленности к условиям жизни в степи. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Приводить примеры экологических связей в степном сообществе. Составлять характерные для степи цепи питания | Знать: природные условия, растительный и животный мир степей. Уметь: находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей | Текущий контроль, опрос, практическая работа | 2.12 | ||
25 | В жаркой пустыне | 1 | Комбинированный урок | Находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны. Знакомиться с растениями и животным миром пустынь, выявлять признаки их приспособленности к условиям жизни в пустыне. Приводить примеры экологических связей в пустынном сообществе. Составлять характерные для пустыни цепи питания | Знать: природные условия, растительный и животный мир пустынь. Уметь: находить на карте природных зон зоны полупустынь и пустынь | Текущий контроль, опрос, практическая работа | 5.12 | ||
26 | У теплого моря | 1 | Комбинированный урок | Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эту зону. Знакомиться с растениями и животными Черноморского побережья Кавказа. Приводить примеры экологических связей на Черноморском побережье Кавказа. Составлять характерные для этих мест цепи питания | Знать: природные условия, растительный и животный мир Черноморского побережья Кавказа. Уметь: находить на карте субтропики | Текущий контроль, опрос | 9.12 | ||
27 | Мы – дети родной земли | 1 | Комбинированный урок | Анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях | Знать: особенности хозяйственной жизни народов России. Уметь: соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа | Текущий контроль, самостоятельная работа | 12.12 | ||
28 | В содружестве с природой | 1 | Комбинированный урок | По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России с использованием материалов устного изобразительно-прикладного народного творчества и дополнительных источников информации. Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни; показывать на карте места традиционного проживания некоторых народов России | Знать: особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири, различия бытового уклада, основных занятий и обычаев. Уметь: рассказать о древних занятиях одного из народов России | Текущий контроль, опрос, упражне ния | 16.12 | ||
29 | Как сберечь природу России | 1 | Комбинированный урок | Знакомиться с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. Высказывать аргументированные суждения об экологических проблемах своего края и способах их решения, оценивать своё реальное (или возможное) участие в природоохранной деятельности | Знать: экологические проблемы в разных природных зонах России. Уметь: знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы | Текущий контроль, опрос | 19.12 | ||
30 | По страницам Красной книги | 1 | Комбинированный урок | Знакомиться с растениями и животными из Красной книги России, обитающими в разных природных зонах. Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края, рассказывать об их охране, оценивать своё реальное (или возможное) участие в этой деятельности | Знать: растения и животные из Красной книги России, обитающие в различных природных зонах, и меры по их охране. Уметь: приводить примеры растений и животных из Красной книги. | Текущий контроль, опрос, самостоятельная работа | 23.12 | ||
31 | По заповедникам и национальным паркам | 1 | Комбинированный урок | Знакомиться с заповедниками и национальными парками России. Формулировать правила экологической этики. | Знать: заповедники и национальные парки России, расположенные в различных природных зонах. Уметь: рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края | Текущий контроль, опрос, доклад | 26.12 | ||
32 | Наши проекты. «За страницами учебника» | 1 | Уро-практикум | Оформлять выставку-альбом путешествий «Красная книга, заповедники и национальные парки» | Уметь работать в сотрудничестве | Текущий контроль, опрос, доклад | 30.12 | ||
33 | Проверочная работа | 1 | Контрольный урок | Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов | Уметь применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов | Проверочная работа | |||
Путешествие по реке времени (26 ч) | |||||||||
34 | В путь по Реке времени | 1 | Комбинированный урок | Различать два значения понятия истории. Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания | Знать: два значения понятия истории, традиции счёта исторического времени и схематическое представление хронологии. Уметь: обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Определять по дате век события | Текущий контроль, опрос, практическая работа | 1. Личностные: - ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»; - уважать свой народ, другие народы, проявлять терпимость к обычаям и традициям других народов; - осваивать личностный смысл учения; желание продолжать свою учебу; - оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. 2. Регулятивные: - самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; - самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях; - определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно; - определять план выполнения заданий под руководством учителя; - определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов; - корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; - использовать в работе литературу, инструменты, приборы; - оценивать свое задание по заранее представленным параметрам. 3. Познавательные: - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; - самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; - извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.); - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ; - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 4. Коммуникативные: - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; - читать вслух и про себя тексты учебников и научно-популярных книг, понимать прочитанное; - выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; - критично относиться к своему мнению; - понимать точку зрения другого; - участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | ||
35 | Путешествуем с археологами | Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в местном музее; отмечать их возраст на схеме; узнавать, соотносятся ли эти находки с письменными источниками; сравнивать образ оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири. Рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науке | Знать: роль археологии в изучении прошлого; особенности работы археологов. Уметь: описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике | Текущий контроль, опрос, упражне ния | |||||
36 | В путь по страницам летописи | 1 | Комбинированный урок | Показывать на исторической карте места обитания разных племён; объяснять значение названий славянских племён; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное | Знать: древнерусскую летопись «Повесть временных лет». Уметь: показывать на исторической карте места обитания разных племен | Текущий контроль, опрос, упражне ния | |||
37 | Истоки Древней Руси | 1 | Комбинированный урок | Показывать на карте древние торговые пути; рассказывать о берестяных грамотах; показывать на карте древние русские города; отмечать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи; рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства. Обосновывать роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства | Знать: древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое Древнерусское государство. Уметь: показывать на карте древние торговые пути | Текущий контроль, опрос | |||
38 | Мудрый выбор | 1 | Комбинированный урок | Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; объяснять значение преемственности в их государственных поступках; обозначать век (дату) Крещения Руси на схеме «Река времени»: характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира. Узнавать архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде | Знать: о важнейших деяниях княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Уметь: составлять схему родственных отношений княгини Ольги | Текущий контроль, опрос, практическая работа | |||
39 | Наследница Киевской Руси | 1 | Комбинированный урок | Составлять схему родственных отношений древнерусских князей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; перечислять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу; характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира | Знать: о роли князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства. Уметь: составлять схему родственных отношений древнерусских князей | Текущий контроль, опрос, упражне ния, групповая работа | |||
40 | Москва – преемница Владимира | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; сравнивать Успенский собор в Московском Кремле и во Владимире; интерпретировать идейный смысл иконы Андрея Рублёва «Троица» | Знать: об эпохе княжеских междоусобиц и монголо-татарском нашествии. Уметь: составлять схему родственных отношений князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков | Текущий контроль, опрос | |||
41 | Начало Московского царства | 1 | Комбинированный урок | Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; обозначать имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени»; характеризовать деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного | Знать: эпоху укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана III. Уметь: составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси | Текущий контроль, опрос | |||
42 | Подвижники Руси и землепроходцы | 1 | Комбинированный урок | Презентовать рассказы об основании сибирских городов (по выбору); высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках соотечественников | Знать: о деяниях соотечественников в XVI- XVII вв. Уметь: презентовать рассказы об основании сибирских городов | Текущий контроль, опрос, доклад | |||
43 | На пути к единству | 1 | Комбинированный урок | Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны | Знать: события Смутного времени. Уметь: показывать на карте поволжские города; называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина | Текущий контроль, опрос, упражне ния | |||
44 | Начало Российской империи | 1 | Комбинированный урок | Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения её независимости | Знать: о преобразованиях в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I. Уметь: характеризовать архитектурный облик Санкт-Петербурга; объяснять значение названия города; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт-Петербурге | Текущий контроль, опрос | |||
45 | «Жизнь – Отечеству, честь – никому» | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху; обосновывать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова; приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом | Знать: о деятельности великих соотечественников в послепетровское время. Уметь: характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху | Текущий контроль, опрос, работа в группах | |||
46 | Отечественная война 1812 года | 1 | Комбинированный урок | Обосновывать роль М.И. Кутузова как народного полководца; характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну; находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г. | Знать: ход войны 1812 г., её народный характер. Уметь: рассказывать о войне 1812 г. | Текущий контроль, опрос, упражне ния | |||
47 | Великий путь | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIX в. | Знать: о достижениях России в XIX в. Уметь: приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали; отмечать эти даты на схеме «Река времени»; приводить примеры достижений России на Всемирной выставке в Париже 1900 г. | Текущий контроль, опрос, упражне ния | |||
48 | Золотой век театра и музыки | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в. | Знать: о создании Санкт-Петербургской и Московской консерваторий. Уметь: приводить полные названия первых консерваторий; даты создания отмечать на схеме «Река времени»; приводить примеры всемирного признания достижений российского искусства. | Текущий контроль, опрос, тест | |||
49 | Расцвет изобразительно искусства и музыки | 1 | Комбинированный урок | Обобщать знания о произведениях великих русских художников и писателей, полученные в начальной школе; характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства. Приводить доказательства значимости отечественной литературы и изобразительного искусства для понимания социальных проблем российской жизни того времени | Знать: важнейшие хранилища мирового и отечественного изобразительного искусства в Санкт-Петербурге и Москве. Уметь: называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей и художников | Текущий контроль, опрос, доклад | |||
50 | В поисках справедливости | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей; приводить примеры изменения названий городов и улиц | Знать: события в истории России начала XX в.: участие страны в Первой мировой войне, Октябрьская революция 1917 г., Гражданская война, образование СССР. Уметь: применять полученные знания | Текущий контроль, опрос | |||
51 | Век бед и побед | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать особенности развития страны. Составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период (по желанию) | Знать: СССР в период до начала ВОВ 1941-1945 гг. Уметь: рассказывать об особенностях развития страны | Текущий контроль, опрос, тест | |||
52 | «Вставай, страна огромная!» | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом | Знать: основные этапы ВОв 1941-1945 гг. Уметь: характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны. | Текущий контроль, опрос, тест | |||
53 | Трудовой фронт России | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг; раскрывать понятие «трудовой фронт». | Знать: понятие «трудовой фронт». Уметь: характеризовать подвиги советских людей в тылу | Текущий контроль, опрос | |||
54 | «Нет в России семьи такой…» | 1 | Комбинированный урок | Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах | Знать: о документах и реликвиях ВОВ 1941-1945 гг., хранящихся в семьях. Уметь: характеризовать документы, воспоминания и реликвии ВОВ в своей семье, приводить примеры таких документов из музеев | Текущий контроль, опрос, упражне ния | |||
55 | После великой войны | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет; приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне; соотносить их с результатами восстановительной работы | Знать: масштаб разрушений и жертв военного времени. Уметь: рассказывать о земляках-тружениках первой послевоенной пятилетки, в том числе о членах своей семьи | Текущий контроль, опрос | |||
56 | Экскурсия в музей боевой славы | 1 | Урок-экскурсия | ||||||
57 | Достижения 1950-1970 гг. | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать созидательную деятельность страны в 50— 70-е гг. XX в.; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период | Знать: достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950-1970 гг. Уметь: рассказывать о земляках-тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи | Текущий контроль, опрос | |||
58 | Наши проекты. «За страницами учебника» | 1 | Урок-практикум | Оформлять выставку-альбом путешествий «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны» | Уметь работать в сотрудничестве | Работа в группах | |||
59 | Проверочная работа | 1 | Контрольный урок | Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов | Уметь применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов | Проверочная работа | |||
Мы строим будущее России (11 ч) | |||||||||
60 | Современная Россия | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90-х гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в. | Знать: особенности периода перестройки. Уметь: характеризовать особенности страны во второй половине 80-90 гг. | Текущий контроль, опрос, доклад | 1. Личностные: - проявлять желание определять происхождение названия природного объекта по его значению. 2. Познавательные: - использовать приобретённые знания для определения названия природного объекта по его значению. 3. Регулятивные: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. 4. Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | ||
61 | Хороша честь, когда есть, что есть | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей | Знать: виды сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие природы и здоровье людей. Уметь: приводить примеры благотворного воздействия культурных растений, дикоросов, домашних животных на жизнь людей | Текущий контроль, опрос | |||
62 | Умная сила России | 1 | Комбинированный урок | Устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок; характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан | Знать: значение понятия «социальная ответственность». Уметь: приводить примеры сотрудничества промышленности и науки, в том числе в своём крае | Текущий контроль, опрос | |||
63 | Светлая душа России | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России; приводить примеры таких явлений и событий | Знать: выдающиеся явления в современной культурной жизни России, их значения для нашей страны и для других стран мира. Уметь: Рассказать о выдающихся явлениях в культурной жизни в сопровождении фотографий, видео и аудиозаписей, буклетов, публикаций в прессе (по выбору) | Текущий контроль, опрос, доклад | |||
64 | Начни с себя! | 1 | Комбинированный урок | Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России | Знать: о положительном опыте развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности. Уметь: аргументировать необходимость личной ответственности за будущее Отечества | Текущий контроль, опрос | |||
65 | Наши проекты. «За страницами учебника». | 1 | Урок-практикум | Создавать проект «Я строю будущее России» | Уметь работать в сотрудниестве | Работа в парах | |||
66 | Экскурсия на предприятие района | 1 | Урок-экскурсия | ||||||
67 | Проверочная работа | 1 | Урок контроля | Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов | Уметь применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов | Проверочная работа | |||
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля | Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов | Уметь применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов | Контрольная работа | |||
69 | Обобщение пройденного за год | 1 | Комбинированный урок | Повторить и обобщить пройденный за учебный год материал | Знать пройденный материал за учебный год | Текущий контроль, фронтальный опрос | |||
Резерв учебного времени (1 час) | |||||||||
Итого 70 часов |
Выполнение практической части программы
№ п/п | Вид работы | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1 | Урок-практикум. «Государственная граница России» | 1 | ||
2 | Урок-практикум. «Наши проекты. «За страницами учебника»» (Оформление выставки-альбома путешествий «Гербы, флаги и столицы субъектов России») | 1 | ||
3 | Урок-практикум. «Наши проекты. «За страницами учебника»» (Оформление выставки-альбома путешествий «Красная книга, заповедники и национальные парки») | 1 | ||
4 | Урок-экскурсия. «Экскурсия в музей боевой славы» | 1 | ||
5 | Урок-практикум. «Наши проекты. «За страницами учебника»» (Оформление выставки-альбома путешествий «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны») | 1 | ||
6 | Урок-практикум. Наши проекты. «За страницами учебника». (Создание проекта «Я строю будущее России») | 1 | ||
Урок-экскурсия. «Экскурсия на предприятие района» | 1 | |||
Итого 7 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое планирование по окружающемумиру УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс
Планирование по окружающему миру...