Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Чижикова Лариса Владимировна

Календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру в 4 классе

к учебнику А. А. Плешакова, М. Ю. НовицкойУМК «Перспектива»

70 часов (2 часа в неделю)

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr._mir.doc270.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков

по окружающему миру в 4 классе

к учебнику А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой,

УМК «Перспектива»

70 часов (2 часа в неделю)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Универсальные учебные действия

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Мы – граждане единого Отечества (13ч)

1

Общество – это мы

1

Вводный урок

Систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества. Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных обществах, выявлять общее и различное

Знать:

понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное.

Уметь: характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп; определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни

Текущий контроль, опрос

1. Личностные:

- проявлять интерес к познанию мира;

- проявлять уважительное отношение к государственной символике, к историческому прошлому страны.

2. Познавательные:

- раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «паспорт», «дубликат», «отечественная война» и использовать их в активном словаре;

- объяснять смысл крылатых выражений и обосновывать своё мнение;

- определять различные виды обществ и обосновывать своё мнение;

- обосновывать условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу;

- отмечать показатели все народного единства и обосновывать своё мнение;

- актуализировать значение понятий «федерация», «субъект РФ», «республика»;

- раскрывать значение понятий «государство», «выборы», «функция власти», «министр», «министерство», «советник», «референдум», «президент», «суд» и использовать их в активном словаре;

- определять особенности государственного устройства РФ и обосновывать своё мнение;

- определять три ветви власти, роль каждой из них в России и обосновывать своё мнение;

- определять главу государства, его обязанности перед народом и обосновывать своё мнение.

3. Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

4. Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

5. Познавательные:

- составлять и оформлять паспорт ученика;

- составлять и оформлять фоторассказ об общности народов России;

- рассказывать о структуре Конституции; о правах и обязанностях граждан России; о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере взросления; о правах ребёнка и законах, их гарантирующих в РФ;

- определять принципы Декларации прав ребёнка ООН и соотносить их с правами и обязанностями, утверждёнными статьями Конституции РФ;

- рассказывать об особенностях государственного устройства России и о Конституции РФ;

- рассказывать о трёх ветвях власти в России;

- рассказывать о роли действующего Президента РФ и его обязанностях;

- рассказывать о субъектах РФ (местоположение на географической карте, граница, соседи, столица, символика и её значение, природные и культурные достопримечательности, современные достижения);

- оформлять и представлять презентацию заочного путешествия в субъект РФ

2.09

2

Российский народ

1

Комбинированный урок

Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе; называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявление общенациональной российской солидарности

Знать: государственную символику России.

Уметь: оформлять Календарь памятных дат

Текущий контроль, опрос, упражне

ния

5.09

3

Конституция России

1

Комбинированный урок

Приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией; устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры. Употреблять специальную лексику Конституции

Знать: права и обязанности гражданина России.

Уметь: 

рассказывать о структуре Конституции РФ

Текущий контроль, самостоятельная работа

9.09

4

Права ребенка

1

Комбинированный урок

Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребёнка и нормы отношения к детям в культуре народов России; объяснять связь между правами и обязанностями; обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере его взросления; приводить примеры, подтверждающие необходимость соблюдения Десятого принципа Декларации прав ребёнка ООН. Употреблять специальную лексику документов

Знать: 

о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере взросления; о правах ребёнка и законах, их гарантирующих в РФ.

Уметь: 

находить соответствие прав ребёнка статьям Конституции РФ

Текущий контроль, опрос

12.09

5

Государственное устройство России

1

Комбинированный урок

Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений её Конституции; объяснять, в чём состоит роль Президента и трёх ветвей власти в России; выдвигать предположение о том, зачем необходима независимость трёх ветвей власти друг от друга

Знать: 

имя, отчество, фамилию действующего Президента.

Уметь: 

определять главу государства, его обязанности перед народом

Текущий контроль, опрос, работа в парах

16.09

6

Российский союз равных

1

Комбинированный урок

Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе; презентовать заочное путешествие в одну из республик: показывать её положение на карте, называть и показывать столицу,  составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях, объяснять символический смысл герба и флага

Знать: 

понятия «пуща», «кочевник», «кириллица», «иероглиф», «хан».

Уметь: 

характеризовать особенности субъектов РФ  и зависимости от их принадлежности к той или иной группе

Текущий контроль, самостоятельная работа

19.09

7

Государственная граница России

1

Урок практи

кум

По карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море; показывать на карте государственную границу России; различать границы на суше и на море; называть сопредельные с Россией страны

Знать:

 понятия «граница», «государственная граница», «виза», «безвизовый режим», «таможня».

Уметь: 

определять по карте с какими государствами России граничит на суше и на море

Текущий контроль

23.09

8

Путешествие за границу России

1

Урок-конференция

Использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья (по выбору). По карте определять названия столиц; рассказывать о важнейших природных и культурных объектах

Знать:  

объекты всемирного природного наследия Беларуси, природные особенности и образ жизни в Монголии.

Уметь:

определять на географической или политической карте мира местоположение страны, её границы, соседние с ней государства

Текущий контроль, опрос

26.09

9

Сокровища России и их хранители

1

Комбинированный урок

Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы (названия рек и других водоёмов) на родном языке; анализировать их содержание. Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности

Знать:

о происхождении названий природных объектов.

Уметь:

исследовать название природного объекта родного края и рассказывать о нём, используя план

Текущий контроль, опрос, тест

30.10

10

Творческий союз

1

Комбинированный урок

Оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве. Высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России как способе взаимного духовного и культурного обогащения

Знать:

о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края.

Уметь:

составлять страницу Календаря памятных дат, посвящённую одному из деятелей родной культуры (по выбору)

Текущий контроль, опрос

3.10

11

Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества»

1

Комбинированный урок

Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Презентовать произведения писателей своего края на родном языке и (или) в переводе на русский язык (по выбору); называть имена их авторов; рассказывать о выдающихся художниках, музыкантах, учёных - уроженцах своего края по образцу рассказов учебника

Уметь систематизировать транспорт по видам; соблюдать правила пользования личным и общественным транспортом; определять виды транспорта, необходимые для проектируемого путешествия по городу

Текущий контроль, опрос, доклад

7.10

12

Наши проекты. «За страницами учебника»

1

Урок-практикум

Оформлять выставку-альбом путешествий «Гербы, флаги  и  столицы субъектов России»

Уметь работать в сотрудничестве

Работа в группах

10.10

13

Проверочная работа

1

Контрольный урок

Применять полученные знания,  выбирать правильный ответ из нескольких вариантов

Уметь применять полученные знания,  выбирать правильный ответ из нескольких вариантов

Проверочная работа

14.10

По родным просторам (20 ч)

14

Карта – наш экскурсовод

1

Комбинированный урок

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже известные. Рассказывать по физической карте о нашей стране

Знать:

условные знаки физической карты.

Уметь: 

находить на физической карте России природные объекты, изображённые на фотографиях в учебнике

Текущий контроль, опрос

1. Личностные:

- ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;

- уважать свой народ, другие народы, проявлять терпимость к обычаям и традициям других народов;

- осваивать личностный смысл учения; желание продолжать свою учебу;

- оценивать жизненные ситуации  и поступки с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

2. Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

- самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях;

- определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно;

- определять план выполнения заданий под руководством учителя;

- определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов;

- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;

- использовать в работе литературу, инструменты, приборы;

- оценивать свое задание по  заранее представленным параметрам.

3. Познавательные:

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.);

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

4. Коммуникативные:

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- читать вслух и про себя тексты учебников и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

- критично относиться к своему мнению;

- понимать точку зрения другого;

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

17.10

15

По равнинам и горам

1

Комбинированный урок

Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться характеризовать крупнейшие равнины и горы России. Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг. Моделировать формы земной поверхности, используя пластилин (влажный песок, глину)

Знать:

формы земной поверхности.

Уметь: 

показывать равнины и горы на карте

Текущий контроль, опрос, работа в парах

21.10

16

В поисках подземных кладовых

1

Комбинированный урок

Изучать полезные ископаемые разных регионов России (по физической карте), рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых. В ходе практической работы изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведённому в учебнике плану, извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа-определителя

Знать:

полезные ископаемые разных регионов России, их условные знаки.

Уметь:

описывать полезные ископаемые по плану учебника.

Текущий контроль, практи

ческая работа

24.10

17

Наши реки

1

Комбинированный урок

Раскрывать значение рек в жизни людей. Составлять схему «Части реки». Учиться показывать реки на карте. Анализировать таблицу «Протяженность рек России», сравнивать реки по протяжённости. Характеризовать крупнейшие и наиболее известные реки России. Кратко характеризовать реку своего края

Знать:

части реки.

Уметь:

находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике

Текущий контроль, опрос, упражне

ния

28.10

18

Озера – краса Земли

1

Комбинированный урок

Раскрывать значение озёр в жизни людей. Находить на физической карте  России озёра, представленные на фотографиях  в  учебнике. Учиться показывать озёра на карте. Анализировать таблицу «Глубина озёр России». Характеризовать крупнейшие озёра России и озеро своего края

Знать:

название крупнейших озёр России.

Уметь:

находить по Физической карте озера России

Текущий контроль, опрос, упражне

ния

11.11

19

По морским просторам

1

Комбинированный урок

Различать озёра и моря по существенному признаку (море - часть океана). Раскрывать значение морей в жизни людей. Учиться показывать моря на карте

Знать:

отличия моря и озера по существенному признаку (море-часть океана).

Уметь:

находить на физической карте России моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учебнике

Текущий контроль, опрос, практическая работа

14.11

20

С севера на юг

1

Комбинированный урок

Сравнивать карту природных зон России и физическую карту России, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Анализировать схему нагревания поверхности Земли солнечными лучами, на её основе объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Узнавать природные зоны по фотографиям характерных природных объектов

Знать:

названия природных зон.

Уметь: 

определять по карте природные зоны России, рассказывать о них

Текущий контроль, опрос

18.11

21

В ледяной пустыне

1

Комбинированный урок

Находить на карте природных зон России арктические пустыни, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать её. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны арктических пустынь. Приводить примеры экологических связей, составлять цепи питания, характерные для этой зоны

Знать:

природные условия, растительный и животный мир арктических пустынь.

Уметь:

находить по карте зоны арктических пустынь

Текущий контроль, опрос, самостоятельная работа

21.11

22

В холодной тундре

1

Комбинированный урок

Находить на карте природных зон России зону тундры, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать её. Устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны тундры. Знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни. Сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь

Знать:

природные условия, растительный и животный мир тундры.

Уметь:

находить по карте природных зон России тундру

Текущий контроль, опрос, практическая работа

25.11

23

Среди лесов

1

Комбинированный урок

Находить на карте природных зон России лесные зоны, рассказывать о них по карте. Определять растения и животных леса, готовить и презентовать сообщения о них. Сравнивать природу лесных зон с природой тундры. Приводить примеры экологических связей в лесных сообществах. Составлять характерные для тайги цепи питания

Знать:

понятия зона тайги, зона смешанных и широколиственных лесов; природные условия, растительный и животный мир лесных зон.

Уметь:

находить по карте лесные зоны, определять растения и животных леса

Текущий контроль, опрос, практическая работа

28.11

24

В широкой степи

1

Комбинированный урок

Рассказывать по карте о зоне степей. Знакомиться с растениями и животным миром степей, выявлять признаки их приспособленности к условиям жизни в степи. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Приводить примеры экологических связей в степном сообществе. Составлять характерные для степи цепи питания

Знать:

природные условия, растительный и животный мир степей.

Уметь: 

находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей

Текущий контроль, опрос, практическая работа

2.12

25

В жаркой пустыне

1

Комбинированный урок

Находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны. Знакомиться с растениями и животным миром пустынь, выявлять признаки их приспособленности к условиям жизни в пустыне. Приводить примеры экологических связей в пустынном сообществе. Составлять характерные для пустыни цепи питания

Знать:

природные условия, растительный и животный мир пустынь.

Уметь:

находить на карте природных зон зоны полупустынь и пустынь

Текущий контроль, опрос, практическая работа

5.12

26

У теплого моря

1

Комбинированный урок

Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эту зону. Знакомиться с растениями и животными  Черноморского побережья Кавказа. Приводить примеры экологических связей на Черноморском побережье Кавказа. Составлять характерные для этих мест цепи питания

Знать:

природные условия, растительный и животный мир Черноморского побережья Кавказа.

Уметь:

находить на карте субтропики

Текущий контроль, опрос

9.12

27

Мы – дети родной земли

1

Комбинированный урок

Анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях

Знать:

особенности хозяйственной жизни народов России.

Уметь: 

соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа

Текущий контроль, самостоятельная работа

12.12

28

В содружестве с природой

1

Комбинированный урок

По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России с использованием материалов устного изобразительно-прикладного народного творчества и дополнительных источников информации. Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни; показывать на карте места традиционного проживания некоторых народов России

Знать:

особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири, различия бытового уклада, основных занятий и обычаев.

Уметь:

рассказать о древних занятиях одного из народов России

Текущий контроль, опрос, упражне

ния

16.12

29

Как сберечь природу России

1

Комбинированный урок

Знакомиться с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. Высказывать аргументированные суждения об экологических проблемах своего края и способах их решения, оценивать своё реальное (или возможное) участие в природоохранной деятельности

Знать:

экологические проблемы в разных природных зонах России.

Уметь:

знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы

Текущий контроль, опрос

19.12

30

По страницам Красной книги

1

Комбинированный урок

Знакомиться с растениями и животными из Красной книги России, обитающими в разных природных зонах. Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края, рассказывать об их охране, оценивать своё реальное (или возможное) участие в этой деятельности

Знать:

растения и животные из Красной книги России, обитающие в различных природных зонах, и меры по их охране.

Уметь:

приводить примеры

растений и животных из Красной книги.

Текущий контроль, опрос, самостоятельная работа

23.12

31

По заповедникам и национальным паркам

1

Комбинированный урок

Знакомиться с заповедниками и национальными парками России. Формулировать правила экологической этики.

Знать:

заповедники и национальные парки России, расположенные в различных природных зонах.

Уметь:  

рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края

Текущий контроль, опрос, доклад

26.12

32

Наши проекты. «За страницами учебника»

1

Уро-практикум

Оформлять выставку-альбом путешествий «Красная книга, заповедники и национальные парки»

Уметь работать в сотрудничестве

Текущий контроль, опрос, доклад

30.12

33

Проверочная работа

1

Контрольный урок

Применять полученные знания,  выбирать правильный ответ из нескольких вариантов

Уметь применять полученные знания,  выбирать правильный ответ из нескольких вариантов

Проверочная работа

Путешествие по реке времени (26 ч)

34

В путь по Реке времени

1

Комбинированный урок

Различать два значения понятия истории. Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания

Знать:

два значения понятия истории, традиции счёта исторического времени и схематическое представление хронологии.

Уметь:

обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Определять по дате век события

Текущий контроль, опрос, практическая работа

1. Личностные:

- ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;

- уважать свой народ, другие народы, проявлять терпимость к обычаям и традициям других народов;

- осваивать личностный смысл учения; желание продолжать свою учебу;

- оценивать жизненные ситуации  и поступки с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

2. Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

- самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях;

- определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно;

- определять план выполнения заданий под руководством учителя;

- определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов;

- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;

- использовать в работе литературу, инструменты, приборы;

- оценивать свое задание по  заранее представленным параметрам.

3. Познавательные:

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.);

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

4. Коммуникативные:

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- читать вслух и про себя тексты учебников и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

- критично относиться к своему мнению;

- понимать точку зрения другого;

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

35

Путешествуем с археологами

Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в местном музее; отмечать их возраст на схеме; узнавать, соотносятся ли эти находки с письменными источниками; сравнивать образ оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири. Рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науке

Знать:

роль археологии в изучении прошлого; особенности работы археологов.

Уметь:

описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике

Текущий контроль, опрос, упражне

ния

36

В путь по страницам летописи

1

Комбинированный урок

Показывать на исторической карте места обитания разных племён; объяснять значение названий славянских племён; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное

Знать:

древнерусскую летопись «Повесть временных лет».

Уметь:

показывать на исторической карте места обитания разных племен

Текущий контроль, опрос, упражне

ния

37

Истоки Древней Руси

1

Комбинированный урок

Показывать на карте древние торговые пути; рассказывать о берестяных грамотах; показывать на карте древние русские города; отмечать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи; рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства. Обосновывать роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства

Знать:

древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое Древнерусское государство.

Уметь:

показывать на карте древние торговые пути

Текущий контроль, опрос

38

Мудрый выбор

1

Комбинированный урок

Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; объяснять значение преемственности в их государственных поступках; обозначать век (дату) Крещения Руси на схеме «Река времени»: характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира. Узнавать архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде

Знать:

о важнейших деяниях княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.

Уметь:

составлять схему родственных отношений княгини Ольги

Текущий контроль, опрос, практическая работа

39

Наследница Киевской Руси

1

Комбинированный урок

Составлять схему родственных отношений древнерусских князей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; перечислять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу; характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира

Знать:

о роли князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства.

Уметь:

составлять  схему родственных отношений древнерусских князей

Текущий контроль, опрос, упражне

ния, групповая работа

40

Москва – преемница Владимира

1

Комбинированный урок

Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; сравнивать Успенский собор в Московском Кремле и во Владимире; интерпретировать идейный смысл иконы Андрея Рублёва «Троица»

Знать:

об эпохе княжеских междоусобиц и монголо-татарском нашествии.

Уметь: 

составлять схему родственных отношений князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков

Текущий контроль, опрос

41

Начало Московского царства

1

Комбинированный урок

Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; обозначать имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени»; характеризовать деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного

Знать: 

эпоху укрепления и расширения  Московского княжества во время правления князя Ивана III.

Уметь:

составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси

Текущий контроль, опрос

42

Подвижники Руси и землепроходцы

1

Комбинированный урок

Презентовать рассказы об основании сибирских городов (по выбору); высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках соотечественников

Знать:

о деяниях соотечественников в XVI- XVII вв.

Уметь:

презентовать рассказы об основании сибирских городов

Текущий контроль, опрос, доклад

43

На пути к единству

1

Комбинированный урок

Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны

Знать:

события Смутного времени.

Уметь: 

показывать на карте поволжские города; называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина

Текущий контроль, опрос, упражне

ния

44

Начало Российской империи

1

Комбинированный урок

Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения её независимости

Знать:

о преобразованиях в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I.

Уметь: характеризовать архитектурный облик Санкт-Петербурга; объяснять значение названия города; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт-Петербурге

Текущий контроль, опрос

45

«Жизнь – Отечеству, честь – никому»

1

Комбинированный урок

Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху; обосновывать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова; приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом

Знать:

о деятельности великих соотечественников в послепетровское время.

Уметь: характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху

Текущий контроль, опрос, работа в группах

46

Отечественная война 1812 года

1

Комбинированный урок

Обосновывать роль

М.И. Кутузова как народного полководца; характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну; находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г.

Знать:

ход войны 1812 г., её народный характер.

Уметь:

рассказывать о войне 1812 г.

Текущий контроль, опрос, упражне

ния

47

Великий путь

1

Комбинированный урок

Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIX в.

Знать:

о достижениях России в XIX в.

Уметь: 

приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали; отмечать эти даты на схеме «Река времени»; приводить примеры достижений России на Всемирной выставке в Париже 1900 г.

Текущий контроль, опрос, упражне

ния

48

Золотой век театра и музыки

1

Комбинированный урок

Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в.

Знать: о создании Санкт-Петербургской и Московской консерваторий.

Уметь: приводить полные названия первых консерваторий; даты создания отмечать на схеме «Река времени»; приводить примеры всемирного признания достижений российского искусства.

Текущий контроль, опрос, тест

49

Расцвет изобразительно искусства и музыки

1

Комбинированный урок

Обобщать знания о произведениях великих русских художников и писателей, полученные в начальной школе; характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства. Приводить доказательства значимости отечественной литературы и изобразительного искусства для понимания социальных проблем российской жизни того времени

Знать:

важнейшие хранилища мирового и отечественного изобразительного искусства в Санкт-Петербурге и Москве.

Уметь:

называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей и художников

Текущий контроль, опрос, доклад

50

В поисках справедливости

1

Комбинированный урок

Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей; приводить примеры изменения названий городов и улиц

Знать:

события в истории России начала XX в.: участие страны в Первой мировой войне, Октябрьская революция 1917 г., Гражданская война, образование СССР.

Уметь:

применять полученные знания

Текущий контроль, опрос

51

Век бед и побед

1

Комбинированный урок

Характеризовать особенности развития страны. Составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период (по желанию)

Знать:

СССР в период до начала ВОВ 1941-1945 гг.

Уметь:

рассказывать об особенностях развития страны

Текущий контроль, опрос, тест

52

«Вставай, страна огромная!»

1

Комбинированный урок

Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом

Знать: основные этапы ВОв 1941-1945 гг.

Уметь: характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны.

Текущий контроль, опрос, тест

53

Трудовой фронт России

1

Комбинированный урок

Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг; раскрывать понятие «трудовой фронт».

Знать:

понятие «трудовой фронт».

Уметь: характеризовать подвиги советских людей в тылу

Текущий контроль, опрос

54

«Нет в России семьи такой…»

1

Комбинированный урок

Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах

Знать:

о документах и реликвиях ВОВ 1941-1945 гг., хранящихся в семьях.

Уметь: характеризовать документы, воспоминания и реликвии ВОВ в своей семье, приводить примеры таких документов из музеев

Текущий контроль, опрос, упражне

ния

55

После великой войны

1

Комбинированный урок

Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет; приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне; соотносить их с результатами восстановительной работы

Знать:

масштаб разрушений и жертв военного времени.

Уметь:

рассказывать о земляках-тружениках первой послевоенной пятилетки, в том числе о членах своей семьи

Текущий контроль, опрос

56

Экскурсия в музей боевой славы

1

Урок-экскурсия

57

Достижения 1950-1970 гг.

1

Комбинированный урок

Характеризовать созидательную деятельность страны в 50— 70-е гг. XX в.; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период

Знать:

достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950-1970 гг.

Уметь:

рассказывать о земляках-тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи

Текущий контроль, опрос

58

Наши проекты. «За страницами учебника»

1

Урок-практикум

Оформлять выставку-альбом путешествий «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны»

Уметь работать в сотрудничестве

Работа в группах

59

Проверочная работа

1

Контрольный урок

Применять полученные знания,  выбирать правильный ответ из нескольких вариантов

Уметь применять полученные знания,  выбирать правильный ответ из нескольких вариантов

Проверочная работа

Мы строим будущее России (11 ч)

60

Современная Россия

1

Комбинированный урок

Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90-х гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в.

Знать:

особенности периода перестройки.

Уметь: характеризовать особенности страны во второй половине 80-90 гг.

Текущий контроль, опрос, доклад

1. Личностные:

- проявлять желание определять происхождение названия природного объекта по его значению.

2. Познавательные:

- использовать приобретённые знания для определения названия природного объекта по его значению.

3. Регулятивные:

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

4. Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

61

Хороша честь, когда есть, что есть

1

Комбинированный урок

Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей

Знать:

виды сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие природы и здоровье людей.

Уметь: 

приводить примеры благотворного воздействия культурных растений, дикоросов, домашних животных на жизнь людей

Текущий контроль, опрос

62

Умная сила России

1

Комбинированный урок

Устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок; характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан

Знать:

 значение понятия «социальная ответственность».

Уметь: 

приводить примеры сотрудничества промышленности и науки, в том числе в своём крае

Текущий контроль, опрос

63

Светлая душа России

1

Комбинированный урок

Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России; приводить примеры таких явлений и событий

Знать:

выдающиеся явления в современной культурной жизни России, их значения для нашей страны и для других стран мира.

Уметь:

Рассказать о выдающихся явлениях в культурной жизни в сопровождении фотографий, видео и аудиозаписей, буклетов, публикаций в прессе (по выбору)

Текущий контроль, опрос, доклад

64

Начни с себя!

1

Комбинированный урок

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России

Знать:

 о положительном опыте развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности.

Уметь: аргументировать необходимость личной ответственности за будущее Отечества

Текущий контроль, опрос

65

Наши проекты. «За страницами учебника».

1

Урок-практикум

Создавать проект

 «Я строю будущее России»

Уметь работать в сотрудниестве

Работа в парах

66

Экскурсия на предприятие района

1

Урок-экскурсия

67

Проверочная работа

1

Урок контроля

Применять полученные знания,  выбирать правильный ответ из нескольких вариантов

Уметь применять полученные знания,  выбирать правильный ответ из нескольких вариантов

Проверочная работа

68

Итоговая контрольная работа

1

Урок контроля

Применять полученные знания,  выбирать правильный ответ из нескольких вариантов

Уметь применять полученные знания,  выбирать правильный ответ из нескольких вариантов

Контрольная работа

69

Обобщение пройденного за год

1

Комбинированный урок

Повторить  и обобщить пройденный за учебный год материал

Знать пройденный материал за учебный год

Текущий контроль, фронтальный опрос

Резерв учебного времени (1 час)

Итого 70 часов

Выполнение практической части программы

        

п/п

Вид работы

Кол-во

часов

Дата проведения

План

Факт

1

Урок-практикум. «Государственная граница России»

1

2

Урок-практикум. «Наши проекты. «За страницами учебника»» (Оформление выставки-альбома путешествий «Гербы, флаги  и  столицы субъектов России»)

1

3

Урок-практикум. «Наши проекты. «За страницами учебника»» (Оформление выставки-альбома путешествий «Красная книга, заповедники и национальные парки»)

1

4

Урок-экскурсия. «Экскурсия в музей боевой славы»

1

5

Урок-практикум. «Наши проекты. «За страницами учебника»» (Оформление выставки-альбома путешествий «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны»)

1

6

Урок-практикум. Наши проекты. «За страницами учебника». (Создание проекта «Я строю будущее России»)

1

Урок-экскурсия. «Экскурсия на предприятие района»

1

Итого 7 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....