Урок по окружающему миру "Зачем нужны поезда" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Конспект урока 1 класс по теме "Зачем нужны поезда?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.docx | 274.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира по теме
"Зачем нужны поезда?". 1-й класс
Цель: Формировать у детей представление о назначении и об устройстве поездов и железных дорог.
Задачи:1. Познакомить с видами, назначением и устройством поездов; формировать представления об устройстве и назначении железных дорог, о профессиях людей работающих в этой сфере;
познакомить с историей развития железной дороги, назначением детской железной дороги.
2. Развивать интерес к технике; развивать монологическую речь и фантазию, умение классифицировать, обобщать и делать выводы.
3. Воспитывать уважение к профессиям родителей, патриотизм.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять назначение поездов; рассказывать об устройстве железной дороги.
Оборудование: Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир 1 класс», рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, электронное приложение к учебнику.
У детей: Учебники, рабочие тетради, конверты с материалами и приложения, клей.
Ход урока
I. Организационный момент.
– У нас на уроке сегодня много гостей. Поздоровайтесь с ними и улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу – подарите хорошее настроение. Садитесь.
II. Актуализация знаний.
– О чём мы говорили на прошлом уроке?
– Зачем люди создали автомобили?
– Какие бывают автомобили?
– Какую работу вы выполнили дома? (склеили модель автомобиля)
– Давайте повторим устройство автомобиля (Один учащийся работает с электронным
приложением к учебнику, остальные находят на своих моделях.)
IV. Самоопределение к деятельности, постановка учебной задачи.
1)– Муравьишка принёс нам загадку: Что за чудо? Вот машина! Сто колёс! А где же шины? По стальной дороге мчится. Приглашает прокатится. (поезд) (слайд) |
2) ПОЕЗД – На доске
– Кто видел поезда? Где?
– А кто из вас путешествовал на поезде?
– Назовите тему сегодняшнего урока.
Составление кластера:
– Ребята, Дети Вам приготовили ЗАГАДКИ
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма, мчит без пара Паровозов сестричка. Кто такая? (Электричка.) Я в любое время года и в любую непогоду очень часто, в час любой Подвезу Вас под землёй (Поезд метро.)
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит
(Поезд.)
Я зашел в зеленый дом,
Но недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом быстро в городе другом! (Поезд дальнего следования)
Про какой поезд не сказали?
ПРО ТОВАРНЫЙ!!
Муравьишка просит ему помочь.
Он находится в городе и решил поехать на дачу.
На каком поезде ему нужно ехать?
– А мудрая Черепаха в большом городе решила посетить музей. Может ли она поехать на поезде? На каком?
– У нас получились разные мнения. Что нам делать? (разобраться)
– Какие задачи мы перед собой поставим?
– Продолжите предложения: (слайд 4)
Научиться объяснять (назначение поездов)
Научиться различать… (основные виды поездов)
V. Открытие нового знания.
1. Работа с учебником
– Рассмотрите рисунки на с. 62 учебника. Прочитайте подписи. Расскажите о назначении поездов.
2. Отгадывание загадок:
– Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро под землёй Провезу вас под землёй. (поезд метр)(слайд 5)
– В больших городах, в которых живёт больше миллиона человек, троллейбусы, автобусы и трамваи не успевают развозить людей по городу. Поэтому в крупных городах строят подземные железные дороги– метро. Метро намного удобнее других видов городского транспорта. Светлые вместительные вагоны за короткое время доставляют пассажиров из одного конца города в другой. Строят метро на глубине 15–20 м, поэтому шум мчащихся машин никому не мешает. Станции метро в Москве и Санкт-Петербурге очень красивы и похожи на сказочные дворцы. (слайд 6) К поездам метро людей доставляет движущаяся лестница – эскалатор.
– О каком поезде следующая загадка:
Мимо рощи, мимо яра мчит без дыма, мчит без пара Паровоза сестричка Кто такая? (электричка) (слайд 7)
– Для чего нужны электрички? (пригородные поезда) (перевозить людей на небольшие расстояния от города)
– Теперь отгадайте ещё одну загадку:
Я зашёл в зелёный дом, больше суток пробыл в нём. Оказался этот дом В дальнем городе другом. (поезд дальнего следования) (слайд 8)
– Для чего нужны такие поезда?
– Послушайте ещё одну загадку:
Земля дрожит, силач бежит, тянет он за собой Вагоны с углём и бензин дорогой. (товарный поезд) (слайд 9)
3. Работа с текстом учебника – Давайте проверим, правильно ли мы определили назначение пассажирских поездов. Откройте учебники на с.90.
– Прочитайте текст.
4. Просмотр сюжета с электронного приложения к учебнику.
VI. Первичное закрепление.
– Давайте вернёмся к вопросу: на каком же поезде поедет Муравьишка на дачу? (на электричке) (слайд 10)
– На каком поезде поедет Сова в музей? (поезд метро)
– Летом, возможно кто-то из вас поедет с родителями отдыхать к морю. На каком поезде вы отправитесь? (поезд дальнего следования)
– Ребята, а чем отличаются вагоны пассажирских и товарных поездов? (ответы учащихся)
Слайды 11, 12
5. Работа в парах. – А как же устроена железная дорога? Подумайте об этом, порассуждайте в парах. (Ответы учащихся) (слайды 13, 14)
Собрать слова;
ВОК -ЗАЛ; ЭСТА -КАДА; ТУН -НЕЛЬ; ШЛАГ -БАУМ; ВА -ГОН; ЛОКО -МОТИВ; КОН -КА.
СОПОСТАВИТЬ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
ФИЗМИНУТКА
Мы на карусели сели, завертелись карусели. ходить по кругу мы на карусели сели, завертелись карусели. Вверх летели потянулись вверх, вниз летели присели на корточки вверх летели, вниз летели, а теперь с тобой вдвоем мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет, Нашу лодочку качает.
6. Работа с учебником.
– Рассмотрите схему на с. 91. (слайд 15)
– Какие слова вам непонятны? (Эстакада, туннель, шлагбаум – слайды 16, 17, 18, 19)
– В черте нашего села тоже есть железнодорожный переезд. Как он устроен?
7. Работа с учебником. История железной дороги. – Мы с вами узнали о том, как устроены поезда и железная дорога, как они выглядят. А знаете ли вы, когда появилась первая железная дорога?
– давайте прочитаем текст на с.63. («Знаете ли вы, что…)
8. Рассказ учителя.
– В России первый паровоз был изобретен мастерами Черепановыми (отцом и сыном Ефимом и Мироном).
Это были маленькие и неуклюжие паровозики на четырех колесах и с трубой, длинной, как шея жирафа. Но ходили они по рельсам очень проворно и могли тащить за собой груз тяжелее 3 тонн. (слайды 20, 21) Железная дорога была построена в Нижнем Тагиле. Рельсы были проложены всего на 800 метров. Она была первой железной дорогой у нас в стране. (слайды 22, 23) В паровые тихоходы забирались пешеходы. (слайд 24) И могли они в пути на ходу легко сойти. Со временем стали строить железнодорожные пути по всей стране. Изменялись локомотивы и вагоны, усовершенствовались их механизмы. Одно из последних достижений высокоскоростной поезд «Сапсан», который перевозит людей между Москвой и Санкт-Петербургом. (слайд 25)
9. Самостоятельная работа в тетради. Взаимопроверка.
– Откройте с.42. Что здесь изображено? (Локомотивы.)
– Для чего локомотив нужен поезду? (Это силач, который тянет за собой вагоны)
– А чего здесь не хватает? (вагонов)
– Возьмите картинки в конвертиках и соберите поезда.
– Сверьтесь с эталоном. (слайд 26) Проверьте работу своего соседа по парте. Оцените его работу с помощью «светофора».
– Чем отличаются пассажирские поезда от товарных? (разные вагоны)
10. Знакомство с профессиями.
– Ребята, а поезда сами по себе идут по рельсам? Автомобилем управляет шофёр, а кто ведёт поезда? Люди каких профессий заняты на железной дороге?
– Мы живём рядом с городом Белогорском, в котором находится крупная узловая железнодорожная станция (слайд 27). Отсюда идут поезда в разных направлениях. Есть вокзал, локомотивное депо и др. подразделения.
– В нашем классе есть ребята, родители которых работают мастером пути, помощником машиниста, осмотрщиком, проводником. Давайте послушаем их рассказы. (Рассказы учащихся в сопровождении слайдов с фотографиями.)
11. Детская железная дорога.
– А как вы думаете. Могут ли дети управлять поездами?
В некоторых городах нашей страны: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Иркутске, Новосибирске и др. есть детские железные дороги. (слайд 28). Работают они в летнее время и обслуживают их только школьники: проводники, машинисты, ревизоры – это дети. (слайды 29 – 32)
Есть такое замечательное место и в нашей Амурской области – в городе Свободном более 70 лет работает малая Забайкальская железная дорога. Она является самой длинной из всех детских трасс России. Если представится возможность, побывайте на такой дороге и познакомьтесь с её работой.
А пока вы можете найти информацию в Интернете, рассказать нам на следующем уроке и нарисовать детскую железную дорогу в тетради на с. 43.
VII. Рефлексия смайлики в поезде
Дети берут заранее подготовленные кружки, рисуют на них смайлики оценивая свое отношение и понимание к уроку, прикрепляют их к паровозику на магниты .
VIII. Подведение итогов.
– Ответили ли мы на главный вопрос урока: «Зачем нужны поезда?»
– Какие открытия вы сделали на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема:"Почему в лесу нужно соблюдать тишину?"
Урок-путешествие по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?"УМК "Школа России".А.А.Плешаков "Окружающий мир.Мир вокруг нас.-М.:Просвещение, 2010....
Конспект урока по окружающему миру для 1 класса "Все профессии важны, все профессии нужны"
Конспект урока по окружающему миру "Всепрофессии важны, все профессии нужны" УМК "Начальная школа 21 века" расширяет представления учащихся о профессиях, продуктах труда, способствует формированию у...
Презентация к уроку по окружающему миру в 1 классе по теме "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"
На уроке использовала технологию проблемного обучения, личностно-деятельностный подход к обучению. Урок сопровождался мультимедийной презентацией, благодаря которой повышается концентрация внимания у ...
Презентация к открытому уроку по окружающему миру в 1 классе по теме: "Почему нужно больше есть овощей и фруктов"
Презентация к открытому уроку по окружающему миру в 1 классе по теме: "Почему нужно больше есть овощей и фруктов"...
Урок по окружающему миру в 1 классе "Зачем нужны поезда"
Формирование представлений о назначении и устройстве поездов и железных дорог; познакомить детей с видами назначением железнодорожного транспорта....
Урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «Зачем нужны автомобили?»
Данный урок разработан к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс», автор: А.А.Плешаков. В 1 классе ещё не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области д...
проект урока по окружающему миру в 1 классе "Почему нужно есть много овощей и фруктов"
В данной разрабртке постаралась проедусмотреть варианты формируемых у обучающихя УУД на каждом этапе урока...