Конспект урока по окружающему миру «4 ноября – день народного единства»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок используется для того, чтобы углубить знания детей о Дне единства и примирения, дать представление о событиях начала ХVII века; познакомить с современной историей праздника; содействовать усилению чувства гордости за Родину; способствовать воспитанию в детях патриотических черт характера, готовности к защите Родины, стремления к единению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_konkurs_luchshiy_urok_posvyashchyonnyy_dnyu_narodnogo_edinstva.docx | 33.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №3 г. Мамадыш»
Мамадышского муниципального района
Республики Татарстан
Конспект урока по окружающему миру
«4 ноября – день народного единства»
Фазлиева Гульнара Музиповна,
учитель начальных классов
Методическая разработка урока
Предмет: окружающий мир
Класс: четвертый
Тема: 4 ноября – день народного единства.
Тип урока: открытие новых знаний
Цели:
Цель: углубить знания детей о Дне единства и примирения, дать представление о событиях начала ХVII века; познакомить с современной историей праздника; содействовать усилению чувства гордости за Родину; способствовать воспитанию в детях патриотических черт характера, готовности к защите Родины, стремления к единению.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод.
Средства обучения: проектор, программа классных часов для 4-6 классов «Юная Россия».
Ход урока
I ЭТАП: Организационный Звучит песня «С чего начинается Родина?»
Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.
Методы и приёмы: создание ситуации успеха, словесный метод.
Формы организации деятельности: фронтальная + индивидуальная.
Содержание деятельности:
1. Организация начала урока
а) Считалочка:
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
б) Слова учителя (к классу):
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
II ЭТАП: Подготовка к основному этапу
Задачи этапа: обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Постановка специальной проблемной задачи, в которой отображается практический смысл темы.
Методы и приёмы: словесный и проблемный методы.
Формы организации деятельности: фронтальная + групповая.
Содержание деятельности:
1.-.Нашу страну населяют люди самых разных национальностей и народностей. Учёные насчитывают в России 150 языков. Все эти представителей разного народа объединяет одно – мы жители России. У нас общее государство, единый государственный язык. Все жители России 4 ноября празднуют…
- У меня к вам вопрос: какой праздник мы отмечаем 4 ноября?
Работа в группах. «КОНТИНИУС РАУНД РОБИН»
- Каждая группа выберите одного представителя, который познакомит с ответами группы.
- Сделаем вывод, 4 ноября мы празднуем День народного единства
III ЭТАП: Открытие новых знаний
Задачи этапа: обеспечить открытие и усвоение учащимися новых знаний об истории России.
Методы и приёмы: методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод.
Формы организации деятельности: фронтальная + групповая + индивидуальная
Содержание деятельности:
1.Ознакомление с историей древней России.
На экране показывают слайды с видами воин, разрухи в старинной России. Звучит тревожная музыка (Рихард Вагнер, Der Weg in Walghal).
Голос за кадром читает: 1610–1613-й – годы. Междуцарствие, безвременье, лихолетье, смуты. Мор и голод, кровавые междоусобицы, вражеские нашествия разорили страну дотла. Смутным временем называли русские люди лихую годину. Это самый тяжелый период в русской истории после монгольского ига. Страна осталась без царя и без царской династии, которая объединяла народ в государство, державу. Всюду царило безвластие, более страшное и для знати, и для простого народа, чем самая жестокая власть.
Русская земля на северо-западе и западе была занята врагами-поляками. Даже в столице был польский гарнизон. А древний Новгород захватили шведы.
Казалось, что Русское государство погибло, что Россия не сможет подняться с колен и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.
На экране остаются слайды с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским.
2. Практическая работа в группе
На партах лежат листа А3, в нем учащиеся должны написать, нарисовать информацию о Кузьме Минине, Дмитрии Пожарском, какие подвиги они совершили. Перед ними ноутбуки и энциклопедии.
- Сейчас вам предстоит найти материал об этих героях. Вашими помощниками будут энциклопедии и дополнительный материал. Каждая команда познакомит со своей работой.
Выступления команд:
1 команда: Вот герои – избавители России: выходец из народа Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Все помыслы, сила духа, великая энергия их были направлены одной цели – освобождению Родины.
2 команда: 22 октября (4 ноября) 1612 года поляки сдались. Воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе Победа была одержана в результате героических усилий русского народа.
3 команда: Мы нашли информацию об Иване Сусанином. Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов.
Физкультминутка. Проводится игра «Мы с тобой одной крови» из программы классных часов для 4-6 классов «Юная Россия», ( С нами всегда весело)
4. «Путешествие по истории, интересные факты»
- С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась. Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года.
Очень интересна история празднования этого Дня. Давайте сядем на машину времени и проведем путешествие. Мы узнаем, как этот праздник возрождался.
- Вам предстоит изучить материал, который у вас есть и коротко познакомить остальных учащихся.
1 команда: 2005 год
Центром празднования стал Нижний Новгород. Там состоялось открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
Также праздник активно отмечался в Москве, президент страны возложил цветы к московскому памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, Самаре, Волгограде, Владимире, Костроме, Петрозаводске, Санкт-Петербурге и других городах.
В Туле состоялся районный фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями; в Калуге угощали ветеранов и детей-сирот продукцией местной кондитерской фабрики..
2 команда: 2007 год
Происходит популяризация праздника. Владимир Хотиненко снял исторический фильм «1612». Только в одной Москве было проведено 39 мероприятий. Владимир Путин традиционно возложил цветы к памятнику Минину и Пожарскому и традиционно вручил на приёме в Кремле медали имени Пушкина «За сохранение российского духовного наследия» и «популяризацию русского языка». В Нижегородском Кремле устроили показательную схватку «ополченцев» с «захватчиками», а в Санкт-Петербурге — тематическую квест-игру «Схватка» под названием «Минин и Пожарский вступили в Схватку с врагом».
3 команда: 2012 год
Центром праздничных мероприятий по традиции стал Нижний Новгород. На организацию праздника областное Правительство выделило 15 миллионов 200 тысяч рублей. Кроме того, к 4 ноября в Нижнем Новгороде возвели песчаную скульптуру длиной около 30 метров, а высотой около 5.
2013 год
По мнению лидера объединения «Русские» — Дмитрия Дёмушкина, одного из организаторов традиционно проходящих в этот день «Русских маршей», в 2013 году мероприятие стало самым многочисленным за девять лет его проведения, собрав более 20 тысяч участников.
Ознакомление с выступлением команд.
5. Современники о празднике.
– Много стихов сложили про этот день, писатели хотели внести свою роль в популяризации праздника Мы познакомимся со стихотворением «Призывная» Н. Майданика. (Стихотворение читает учитель)
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
- Что должны делать люди, чтобы наша жизнь была счастливой и было мирное небо? ( Выслушиваются ответы детей)
6. Закрепление
ТОКИН МЭТ.
- На листе А 4 посередине написано предложение «4 ноября – день народного единства». Вам предстоит записать как можно больше слов и фраз, связанных с этим праздником.
- Команды, поменяйтесь столами, ознакомитесь с разными мыслями и предложениями об этом празднике. Какие из них вам понравятся больше, запомните их.
IV ЭТАП: Домашнее задание
Задачи этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Методы и приёмы: словесный метод.
Форма организации деятельности: фронтальная
Содержание деятельности:
- Я вам предлагаю дома нарисовать рисунок на тему «Моя Родина», найти интересный материал по теме «4 ноября – день народного единства».
V ЭТАП: Подведение итогов.
Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Методы и приёмы: словесный метод.
Форма организации деятельности: фронтальная
Содержание деятельности:
- Настало время ответить на главный вопрос нашего урока: «какой праздник отмечают 4 ноября?»
(Ответы детей)
- А закончить наш урок я предлагаю так: взявшись за руки произнесем:
Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем, горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4 ноября-день народного единства
Презентация для учащихся начальной школы посвящённая празднику 4 ноября-день народного единства....
Конспект урока по окружающему миру "Встреча весны. Народный праздник "Сороки". 3 класс , УМК "Начальная школа 21 век"
Знакомство с традицией встречи весны на Руси, с народным праздником "Сороки"....
Конспект урока по окружающему миру "День народного единства" 4 класс ПНШ
Конспект урока по окружающему миру на тему "День народного единства", 4 класс, Перспективная Начальная Школа....
Конспект Занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе стационарного отделения. Тема: «4 – ноября День народного Единства».
Развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства....
Конспект интегрированного урока по теме "4 ноября - День народного единства"
Конспект интегрированного урока (окружающий мир+литературное чтение) по теме "4 ноября - День народного единства" для учащихся 3 класса по программе "Перспектива"....
Урок мужества «4 ноября – День народного единства и примирения»
Цель мероприятия:развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства;воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства;формиров...
Конспект внеклассного мероприятия "4 ноября- День народного единства".
quot;4 ноября- День народного единства"....