Конспект урока по окружающему миру «4 ноября – день народного единства»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Фазлиева Гульнара Музиповна

Урок используется  для того, чтобы углубить знания детей о Дне единства и примирения, дать представление о событиях начала ХVII века; познакомить с современной историей праздника; содействовать усилению чувства гордости за Родину; способствовать воспитанию в детях патриотических черт характера, готовности к защите Родины, стремления к единению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №3 г. Мамадыш»

Мамадышского муниципального района

 Республики Татарстан

Конспект урока по окружающему миру

«4 ноября – день народного единства»

Фазлиева Гульнара Музиповна,

учитель начальных классов

Методическая разработка урока

Предмет: окружающий мир

Класс: четвертый

Тема: 4 ноября – день народного единства.

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Цель:  углубить знания детей о Дне единства и примирения, дать представление о событиях начала ХVII века; познакомить с современной историей праздника; содействовать усилению чувства гордости за Родину; способствовать воспитанию в детях патриотических черт характера, готовности к защите Родины, стремления к единению.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод.

Средства обучения: проектор, программа классных часов для 4-6 классов «Юная Россия».

Ход урока

I ЭТАП: Организационный Звучит песня «С чего начинается Родина?»

Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.

Методы и приёмы: создание ситуации успеха, словесный метод.

Формы организации деятельности: фронтальная + индивидуальная.

Содержание деятельности:

1. Организация начала урока

а) Считалочка:

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

б) Слова учителя (к классу):

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

II ЭТАП: Подготовка к основному этапу

Задачи этапа: обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Постановка специальной проблемной задачи, в которой отображается практический смысл темы.

Методы и приёмы: словесный и проблемный методы.

Формы организации деятельности: фронтальная + групповая.

Содержание деятельности:

1.-.Нашу страну населяют люди самых разных национальностей и народностей. Учёные насчитывают в России 150 языков. Все эти представителей разного народа объединяет одно – мы жители России. У нас общее государство, единый государственный язык. Все жители России 4 ноября празднуют…

- У  меня к вам вопрос: какой праздник мы отмечаем 4 ноября?

Работа в группах. «КОНТИНИУС РАУНД РОБИН»

- Каждая группа выберите одного представителя, который познакомит с ответами группы.

- Сделаем вывод, 4 ноября мы празднуем День народного единства

III ЭТАП: Открытие новых знаний

Задачи этапа: обеспечить открытие и  усвоение учащимися новых знаний об истории России.

Методы и приёмы: методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод.

Формы организации деятельности: фронтальная + групповая + индивидуальная

Содержание деятельности:

1.Ознакомление с историей древней России.

На экране показывают слайды с видами воин, разрухи в старинной России. Звучит тревожная музыка (Рихард Вагнер, Der Weg in Walghal).

Голос за кадром читает: 1610–1613-й – годы. Междуцарствие, безвременье, лихолетье, смуты. Мор и голод, кровавые междоусобицы, вражеские нашествия разорили страну дотла. Смутным временем называли русские люди лихую годину. Это самый тяжелый период в русской истории после монгольского ига. Страна осталась без царя и без царской династии, которая объединяла народ в государство, державу. Всюду царило безвластие, более страшное и для знати, и для простого народа, чем самая жестокая власть.

 Русская земля на северо-западе и западе была занята врагами-поляками. Даже в столице был польский гарнизон. А древний Новгород захватили шведы.

 Казалось, что Русское государство погибло, что Россия не сможет подняться с колен и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.  

На экране остаются слайды с  Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским.

2. Практическая работа в группе 

На партах лежат листа А3, в нем учащиеся должны написать, нарисовать информацию о Кузьме Минине, Дмитрии Пожарском, какие подвиги они совершили.  Перед ними ноутбуки и энциклопедии.

- Сейчас вам предстоит найти материал об этих героях. Вашими помощниками будут энциклопедии и дополнительный материал.  Каждая команда познакомит со своей работой.

Выступления команд:

1 команда: Вот герои – избавители России: выходец из народа Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Все помыслы, сила духа, великая энергия их были направлены одной цели – освобождению Родины.

2 команда: 22 октября (4 ноября) 1612 года поляки сдались. Воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе Победа была одержана в результате героических усилий русского народа.

3 команда: Мы нашли информацию об Иване Сусанином. Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов.

Физкультминутка. Проводится игра «Мы с тобой одной крови» из программы классных часов для 4-6 классов «Юная Россия», ( С нами всегда весело)

4.  «Путешествие по истории, интересные факты»

- С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась. Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года.

Очень интересна история празднования этого Дня. Давайте сядем на машину времени и проведем путешествие. Мы узнаем, как этот праздник возрождался.

- Вам предстоит изучить материал, который у вас есть и коротко познакомить остальных учащихся.

1 команда: 2005 год

Центром празднования стал Нижний Новгород. Там состоялось открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Также праздник активно отмечался в Москве, президент страны возложил цветы к московскому памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, Самаре, Волгограде, Владимире, Костроме, Петрозаводске, Санкт-Петербурге и других городах.

В Туле состоялся районный фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями; в Калуге угощали ветеранов и детей-сирот продукцией местной кондитерской фабрики..

 

2 команда: 2007 год

Происходит популяризация праздника. Владимир Хотиненко снял исторический фильм «1612». Только в одной Москве было проведено 39 мероприятий. Владимир Путин традиционно возложил цветы к памятнику Минину и Пожарскому и традиционно вручил на приёме в Кремле медали имени Пушкина «За сохранение российского духовного наследия» и «популяризацию русского языка». В Нижегородском Кремле устроили показательную схватку «ополченцев» с «захватчиками», а в Санкт-Петербурге — тематическую квест-игру «Схватка» под названием «Минин и Пожарский вступили в Схватку с врагом».

3 команда: 2012 год

Центром праздничных мероприятий по традиции стал Нижний Новгород. На организацию праздника областное Правительство выделило 15 миллионов 200 тысяч рублей. Кроме того, к 4 ноября в Нижнем Новгороде возвели песчаную скульптуру длиной около 30 метров, а высотой около 5.

                    2013 год

По мнению лидера объединения «Русские» — Дмитрия Дёмушкина, одного из организаторов традиционно проходящих в этот день «Русских маршей», в 2013 году мероприятие стало самым многочисленным за девять лет его проведения, собрав более 20 тысяч участников.

Ознакомление с выступлением команд.

5. Современники о празднике.

– Много стихов сложили про этот день, писатели хотели внести свою роль в популяризации праздника   Мы познакомимся со стихотворением «Призывная» Н. Майданика. (Стихотворение читает учитель)

                   

В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,

 Сеять хлеб, растить детей,

 Созидать, любить и спорить,

 Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,

 Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

 Чтоб под мирным небом спать!

                                               

-  Что должны делать люди, чтобы наша жизнь была счастливой и было мирное небо? ( Выслушиваются ответы детей)

6. Закрепление

ТОКИН МЭТ.

- На листе А 4 посередине написано предложение «4 ноября – день народного единства». Вам предстоит  записать как можно больше слов и фраз, связанных с этим праздником.

- Команды, поменяйтесь столами, ознакомитесь с разными мыслями и предложениями об этом празднике. Какие из них вам понравятся больше, запомните их.  

IV ЭТАП: Домашнее задание

Задачи этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Методы и приёмы: словесный метод.

Форма организации деятельности: фронтальная

Содержание деятельности:

- Я вам предлагаю дома нарисовать рисунок на тему «Моя Родина», найти интересный материал по теме «4 ноября – день народного единства».

V ЭТАП:  Подведение итогов.

Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Методы и приёмы: словесный метод.

Форма организации деятельности: фронтальная

Содержание деятельности:

- Настало время ответить на главный вопрос нашего урока: «какой праздник отмечают 4 ноября?»

(Ответы детей)

- А закончить наш урок я предлагаю так: взявшись за руки произнесем:

Главное — вместе!

Главное — дружно!

Главное — с сердцем, горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 ноября-день народного единства

Презентация для учащихся начальной школы посвящённая празднику 4 ноября-день народного единства....

Конспект урока по окружающему миру "Встреча весны. Народный праздник "Сороки". 3 класс , УМК "Начальная школа 21 век"

Знакомство с традицией встречи весны на Руси, с народным праздником "Сороки"....

Конспект урока по окружающему миру "День народного единства" 4 класс ПНШ

Конспект урока по окружающему миру на тему "День народного единства", 4 класс, Перспективная Начальная Школа....

Конспект Занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе стационарного отделения. Тема: «4 – ноября День народного Единства».

Развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства....

Конспект интегрированного урока по теме "4 ноября - День народного единства"

Конспект интегрированного урока (окружающий мир+литературное чтение) по теме "4 ноября - День народного единства" для учащихся 3 класса по программе "Перспектива"....

Урок мужества «4 ноября – День народного единства и примирения»

Цель мероприятия:развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства;воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства;формиров...