Рабочая программа по окружающему миру 1 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 1А класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Азнакаево»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 57.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 1А класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Азнакаево» составлено на основе:
- Закона РФ «Об образовании»
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373.
- Примерной программы начального общего образования по окружающему миру,2012г.
- Программы начального общего образования по окружающему миру А. А. Плешакова «Окружающий мир» /М.: Просвещение, 2011.
- Основной образовательной программы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Азнакаево» на 2016 - 2017 учебный год
- Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 г.Азнакаево» на 2016-2017 учебный год.
На уроке окружающего мира используется учебник Плешакова А.А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / М. : Просвещение, 2011.,№374-ФПУ.
Данный УМК «Школа России» включён в федеральный перечень учебников рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
На основании данных пробелов составлена рабочая программа по окружающему миру на 2016-2017 учебный год.
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе отводится 66 часов.
количество учебных недель – 33;
количество часов в неделю – 2.
Разделы | Количество часов по программе | Количество часов по программе | Количество часов практической части |
Введение | 9 | 9 | |
Кто и что? | 18 | 18 | |
Как, откуда и куда? | 12 | 12 | |
Где и когда? | 9 | 9 | |
Почему и зачем? | 17 | 17 | |
Заключение | 1 | 1 |
Содержание учебного предмета
Человек и природа ( 35 часов)
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: вода, снег, лёд. Твёрдые тела, жидкости.
Звёзды. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле Времена года, их особенности. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер).
Водные богатства ( реки); использование человеком. Воздух. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Камни (гранит, кремний, известняк). Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.
Человек и общество (25 часов)
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.).
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.
Правила безопасной жизни. (6 часов)
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Планируемые результаты освоения
Личностные УУД.
У обучающегося будут сформированы:
– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
– интерес к познанию окружающего мира;
– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
– сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;
– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
– принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– реализации основ гражданской идентичности в поступках;
– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни;
– ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные УУД.
Обучающийся научится:
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
– на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
Познавательные УУД.
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
– умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа ресурсов;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире;
– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– находить разнообразные способы решения учебной задачи;
– осуществлять сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
– строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные УУД.
Обучающийся научится:
– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
– понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
– оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
– использовать речь для планирования своей деятельности.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- безопасную дорогу от дома до школы;
- важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы;
- название страны, в которой они живут, ее столицы;
- правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- символы России: флаг, герб, гимн;
- простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
- названия дней недели, времен года;
- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
- цвета радуги;
- назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход.
Обучающийся получит возможность научиться:
- соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- составить небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;
- различать овощи и фрукты.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Печатные пособия.
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.
2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.
3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Проверим себя: тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы / А. А. Плешаков. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2011.
4. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2011.
5. Плешаков, А. А. От земли до неба: атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.
6. Плешаков, А. А. Зелёные страницы: кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.
7. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М.: Просвещение, 2011.
8. Плешаков, А. А. Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М.: Просвещение, 2011.
2. Информационно-коммуникативные средства.
Окружающий мир : электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CD).
3. Наглядные пособия.
Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Окружающий мир» А. А. Плешакова.
4. Материально-технические средства.
Компьютерная техника, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
Календарно – тематическое планирование предметной линии «Окружающий мир»
в рамках образовательной системы «Школа России» в 1 классе 2 часов в неделю - 66 часов в год.
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание (цели) | Дата | |
план | Факт | ||||
I четверть – 18 ч. | |||||
1 | Задавайте вопросы!
| 1 | Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на по ляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой. Учащиеся осваивают первоначальные умения: задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями учебника; | 6.09 | |
Раздел «Что и кто?» (20 ч) | |||||
2 | Что такое Родина? | 1 | Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая роди на. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать с контурной картой России, сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о малой родине и Москве как столице государства; | 7.09 | |
3 | Что мы знаем о народах России? | 1 | Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России. работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края. | 13.09 | |
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 | Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; узнавать достопримечательности столицы; | 14.09 | |
5 | Проект «Моя малая Родина» | 1 | В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся: -фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины -находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; -интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; - составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); | 20.09 | |
6 | Что у нас над головой? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; — моделировать форму Солнца; — работать в паре: моделировать форму созвездий; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 21.09 | |
7 | Что у нас под ногами? | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; — практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; — различать гранит, кремень, известняк; работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний | 27.09 | ||
8 | Что общего у разных растений? Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях | 1 | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; — практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; | 28.09 | |
9 | Что растёт на подоконнике? | 1 | — наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; — практическая работа:— различать изученные растения; использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять "самопроверку; — приводить примеры комнатных растений; — рассказывать об особенностях любимого растения; | 4.10 | |
10 | Что растёт на клумбе? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; — практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя; — работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку; — рассказывать о любимом цветке; | 5.10 | |
11 | Что это за листья? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; — узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; — сравнивать и группировать листья по различным признакам; — практическая работа в группе: определять деревья по листьям; | 11.10 | |
12 | Что такое хвоинки? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — различать лиственные и хвойные деревья; — практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя; — сравнивать ель и сосну; — описывать дерево по плану; Распознавание хвойных деревьев | 12.10 | |
13 | Кто такие насекомые? | 1 | Насекомые как группа животных. Главный при знак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; — работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, при водить примеры насекомых; | 18.10 | |
14 | Кто такие рыбы? | 1 | Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; — моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; — описывать рыбу по плану; — приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя; | 19.10 | |
15 | Кто такие птицы? | 1 | Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; | 25.10 | |
16 | Кто такие звери? | 1 | Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни. Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; — практическая работа: исследовать строение шерсти зверей; | 26.10 | |
17 | Что окружает нас дома? | 1 | Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать назначение бытовых предметов; — находить на рисунке предметы определённых групп; | 8.11 | |
18 | Что умеет компьютер? | 1 | Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — определять составные части компьютера; — характеризовать назначение частей компьютера; — сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; — работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни; | 9.11 | |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транс портом. Элементарные правила дорожного движения. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; — характеризовать опасность бытовых предметов; | 15.11 | |
20 | На что похожа наша планета? | 1 | Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — выдвигать предположения и доказывать их; — использовать глобус для знакомства с фор мой нашей планеты; — работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; — моделировать форму Земли; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 16.11 | |
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | 1 | Презентация проекта «Моя малая Родина». Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений Выполнять тестовые задания учебника; — выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся | 22.11 | |
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) | |||||
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | 1 | Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: — называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; — рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; — оценивать значение семьи для человека и общества. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий — интервьюировать членов семьи; | 23.11 | |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды — прослеживать по рисунку-схеме путь воды; — обсуждать необходимость экономии воды; — выяснять опасность употребления загрязнённой воды; | 29.11 | |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы . | 30.11 | |
25 | Как путешествует письмо? | 1 | Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Современные средства коммуникации— наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; — работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рас сказывать по схеме о путешествии письма, про водить взаимопроверку; — различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: | 6.12 | |
26 | Куда текут реки? | 1 | Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; — сравнивать реку и море; — различать пресную и морскую воду; — практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды; | 7.12 | |
27 | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | Исследование свойств снега и льда Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; | 13.12 | |
28 | Как живут растения? | 1 | Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями . Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; паре: ухаживать за комнатными растениями; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 14.12 | |
29 | Как живут животные? | 1 | Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого — наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; | 20.12 | |
30 | Как зимой помочь птицам? | 1 | Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц . Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; — запомнить правила подкормки птиц; | 21.12 | |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; — обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; | 10.01 | |
32 | Откуда в снежках грязь? | 1 | Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; — обсуждать источники появления загрязнений в снеге; | 11.01 | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» | 1 | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений — Выполнять тестовые задания учебника; — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; | 17.01 | |
Раздел «Где и когда?» (11ч) | |||||
34 | Когда учиться интересно? | 1 | Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; — работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; — рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 18.01 | |
35 | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — фотографировать наиболее интересные со бытия в классе, здание школы, классную комнату и т. д. — коллективно составлять рассказ о школе и классе; — презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); — оформлять фотовыставку; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | 24.01 | |
36 | Когда придёт суббота? | 1 | Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; — работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; — называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 25.01 | |
37 | Когда придёт суббота? | 1 | Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года . Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года; — называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; | 31.01 | |
38 | Где живут белые медведи? | 1 | Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; — устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; | 1.02 | |
39 | Где живут слоны? | 1 | Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов .Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку; — приводить примеры животных жарких районов; — устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; | 7.02 | |
40 | Где зимуют птицы? | 1 | Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму — приводить примеры животных жарких районов; — устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 8.02 | |
41 | Когда появилась одежда? | 1 | История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная) — прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; — отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; — работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев; | 21.02 | |
42 | Когда изобрели велосипед? | 1 | История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие со временных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать старинные и современные велосипеды; | 22.02 | |
43 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; — определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; — работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием; | 28.02 | |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений — Выполнять тестовые задания учебника; — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся | 1.03 | |
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч) | |||||
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; — работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку; — использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва; — работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 7.03 | |
46 | Почему Луна бывает разной? | 1 | Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; — моделировать из пластилина форму Луны; — рассказывать с помощью рисунков в учебни ке об изучении Луны учёными, осуществлять са мопроверку; — работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фикси ровать результаты наблюдений в рабочей тет ради; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 8.03 | |
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; наблюдать за дождями и ветром; работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять при чины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку; сочинять и рассказывать сказку по рисунку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 14.03 | |
48 | Почему звенит звонок? | 1 | Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков; обсуждать, почему и как следует беречь уши; высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку; сочинять и рассказывать сказку по рисунку; | 15.03 | |
49 | Почему радуга разноцветная? | 1 | Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку; работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных поло сок, осуществлять взаимопроверку; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; | 29.03 | |
50 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); обсуждать наше отношение к домашним питомцам; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца; | 4.04 | |
51 | Проект «Мои домашние питомцы» | 1 | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); оформлять фотовыставку; | 5.04 | |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку; оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, сопоставлять их с эталоном; устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; | 11.04 | |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса; объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку; оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»; | 12.04 | |
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 | Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки, осуществлять взаимопроверку; оценивать правильность своей подготовки ко сну; рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; | 18.04 | |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку; работать в группе: находить в учебнике ин формацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов; | 19.04 | |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук; запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; формулировать основные правила гигиены; | 25.04 | |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать средства связи и средства массовой информации; рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники); обсуждать назначение Интернета; моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону; | 26.04 | |
58 | Зачем нужны автомобили? | 1 | Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; классифицировать автомобили и объяснять их назначение; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; использовать представленную в учебнике ин формацию для выполнения задания; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; | 2.05 | |
59 | Зачем нужны поезда? | 1 | Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; классифицировать поезда в зависимости от их назначения; работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и со временные поезда; | 3.05 | |
60 | Зачем строят корабли? | 1 | Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кора блей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; классифицировать корабли в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку; | 9.05 | |
61 | Зачем строят самолёты? | 1 | Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта, проводить самопроверку и взаимопроверку; | 10.05 | |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае).Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; работать в группе: | 16.05 | |
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: знакомиться с правила ми безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте; участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации; | 17.05 | |
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — пер вый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции. рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять Самопроверку; моделировать экипировку космонавта; участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»; | 23.05 | |
65 | Почему мы часто слышим слово «Экология»? | 1 | Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить в тексте учебника ответы на вопросы; приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»; | 24.05 | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | 1 | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 кл Школа России
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Концепции программы для...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для УМК «Школа России»
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" для 2 класса ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру (1-4). "Школа России"
Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО....
Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа России" для 3 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи изучения предмета, учебно-тематический план, календарною-тематический план с указанием планируемых результатов....
Рабочая программа по окружающему миру к УМК "Школа России"
Данный материал содержит в себе пояснительную записку, содержание тем, ценностные ориентиры, тематическое планирование, планируемые результаты обучения в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 2класса . "Школа России"
Эта программа предназначена для работы во 2классе по окружающему миру....
Рабочая программа по окружающему миру по УМК "школа России" для 2 класса
Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа России" для 2 класса...