Урок. Солнце, растения и мы с вами.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок. Солнце, растения и мы с вами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._solntse_rasteniya_i_my_.docx | 356.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Солнце, растения и мы с вами»
3 класс
Предмет: окружающий мир
Цель урока: Обогащение обучающихся новыми знаниями по предмету: взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли; ролью растений в поддержании жизни на Земле.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с основными признаками растений как живых организмов;
- рассмотреть связь солнца, растений и людей.
воспитательные:
- вовлечь в активную деятельность;
- воспитывать доброе отношение к природе и показать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на Земле;
- формировать культуру поведения, общения, умения слушать и уважать друг друга, гуманные качества личности учащихся;
- совершенствовать навыки общения.
развивающие:
- развивать логическое мышление;
- совершенствовать умения работы с источниками знаний;
- умения выступать и защищать свою точку зрения;
- развивать творческие способности;
- развивать познавательный интерес к окружающей жизни, речь, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Оборудование: интерактивная доска c медиапроектором для показа презентации, стилус, кружки зелёного и чёрного цветов для деления на команды, подарочные открытки с изображением солнышка, учебник Окружающий мир. А.А.Плешаков. М.: Просвещение, 2013, карточки-схемы для самостоятельной работы.
Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Форма урока: групповая
План урока:
№ п/п | Этап | Содержание | Время | Методы и приемы работы |
1 | Организационный момент урока | Эмоциональный настрой | 1 мин. | Настрой детей на плодотворную работу |
2 | Проверка домашнего задания | Ответы на вопросы по домашнему заданию. | 5 мин. | Постановка цели и задач. Создание атмосферы заинтересованности |
3 | Актуализация опорных знаний | Перечисление признаков живой и неживой природы. Деление на команды | 2 мин. | «Мозговой штурм» Практический (развитие практических умений) |
4 | Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Отгадывание загадок. Обозначение темы урока | 2 мин. | Методы стимулирования и мотивации. Воспитание нравственных ценностей |
5 | Актуализация знаний | Ознакомление с новым материалом | 5 мин. | Методы организации учебно-познавательной деятельности |
6 | Первичное усвоение новых знаний | Формулировка правила | 3 мин. | Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся. |
7 | Первичная проверка понимания | Предположения детей. | 4 мин. | Объяснительно-иллюстративный |
8 | Физ.минутка | Проговаривание стихотворения | 2 мин. | Развитие наблюдательности, внимания |
9 | Первичное закрепление | Работа с учебником. Работа в группах. Коллективный обмен мнениями | 12 мин. | Развитие наблюдательности, внимания, мышления, развитие практических умений Методы контроля и самоконтроля Наглядно-практический. |
10 | Рефлексия | Обмен мнениями | 2 мин. | Анализ конкретной ситуации |
11 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Объяснение и запись домашнего задания | 1 мин. | Проблемное обучение |
12 | Итог урока | Слова благодарности детям от учителя | 1 мин. | Метод поощрения |
Продолжительность урока: 40 минут
Методы и педагогические технологии:
Технология учебно-игровой деятельности. На уроке дети пишут благодарственные письма растениям так, как будто они нас слышат. Учебная игра дает положительный результат при условии правильно поставленных целей и задач урока.
Технология активизации групповой работы. В группах ребята учатся общаться, решать общие задачи, совершенствовать межличностные отношения в классе. В группах дети более включаются в учебную деятельность, активнее работаю на уроке.
Технология формирования учебной деятельности школьников. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью учебных задач. В начале урока учитель проверяет домашнее задание. Домашнее задание было творческое: написать благодарственное письмо нашим растениям и красиво оформить свое письмо.
Проблемная технология. На каждом этапе урока перед детьми ставятся новые задачи. Дети вынуждены самостоятельно находить пути решения, ведь в конце урока их ждет определенный результат.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | ||||||
Предметные | УУД | |||||||
I. Организационный момент урока | ||||||||
Обращение к обучающимся: - Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что наш сегодняшний урок принесет нам радость от общения друг с другом. Мы начинаем урок окружающего мира. Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке. | Эмоциональный настрой | Регулятивные УУД: умение организовать свое рабочее место | ||||||
II. Проверка домашнего задания | ||||||||
Перечисление групп растений и их характеристик. - Перечислите группы растений и дайте им характеристику. Учитель проверяет домашнее задание. - А сейчас я послушаю каждого из вас. Какие слова благодарности вы написали в письме растениям? | Ответы на вопросы по домашнему заданию. - Водоросли – жители воды. Мхи растут во влажных местах, имеют стебли и листья, но у них нет корней. Папоротники – легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья, растут в лесу. Хвойные растения – вместо листьев хвоинки. Это сосна, ель, можжевельник и др. Цветковые растения – у них есть цветы и плоды. Они имеют все другие части: корни, стебли, листья. Каждый ученик читает благодарственное письмо. | Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог | ||||||
III. Актуализация опорных знаний | ||||||||
Деление класса на две группы и задание по признакам живой и неживой природы. - Как слова «солнце», «растения», «человек» разделить на две группы? - Разделимся на две группы: живая и неживая природа. (Учитель раздает жетоны зеленого и черного цвета.) Если вам достался жетон зелёного цвета, то вы относитесь к команде «Живая природа», если – чёрного цвета, то вы относитесь к команде «Неживая природа». - Теперь послушайте задание к каждой команде. Назовите признаки живой и неживой природы. - Перечислите виды живой и неживой природы. Молодцы! Хорошо справились с работой! | Перечисление признаков и видов живой и неживой природы. - Живая и неживая природа. Деление детей на команды. -Признаки живой природы: дышат, двигаются, питаются, растут, развиваются, размножаются, умирают. -Признаки неживой природы: не размножаются, не способны расти и развиваться, не дышат, не размножаются. -Виды живой природы: растения, грибы, животные. -Виды неживой природы: дождь, снег, молния, гром, вода, облака, камни | Уметь видеть отличие живой от неживой природы | Коммуникативные УУД: возможность сотрудничать, выполнять совместную деятельность Регулятивные УУД: уметь планировать свой действия в соответствии с поставленной задачей, при работе в группах | |||||
IV. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | ||||||||
Учитель загадывает загадки классу. В отгадках зашифрована тема урока. -Отгадайте загадки. 1. Не огонь, а больно жжёт Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет. 2. Вокруг нас растут, цветут, кислород всем нам дают. 3. Может сеять и пахать, и машиной управлять, ну а если захотите, может в облака слетать. - Сегодня на уроке мы поговорим о взаимосвязи солнца, растений и человека. | Подведение к принятию темы урока с помощью загадок. Отгадывание загадок. Солнце Растения Человек | Развивать умение логически мыслить | Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре презентации | |||||
V. Актуализация знаний | ||||||||
Обозначение названия темы и рассказ о взаимосвязи солнца, растений и человека. -Сегодня на урокемы узнаем о тайне растений, которую очень долго не удавалось разгадать и поймем,почему без растений не смогли бы жить на Земле ни люди, ни животные. То есть рассмотрим взаимосвязь: Солнце – Растения-Человек. Рассмотрим схему на интерактивной доске «Дыхание растений». Растения – живые существа, значит, они дышат и питаются. | Знакомство со схемой. Работа по схемам и ответы на вопросы учителя. | Использовать информацию из собственного опыта, полученную ранее | Коммуникативные УУД: Умение слышать и слушать Регулятивные УУД: Возможность управления познавательной и учебной деятельностью Познавательные УУД: отбор необходимой информации | |||||
VI. Первичное усвоение новых знаний. | ||||||||
Подведение детей к выводу о питании растений. - Посмотрите на экран и сформулируйте правило. Дышат растения так:из воздуха они поглощают (что?)…., при этом выделяют в воздух (что?)…. - А как растения питаются? Поможет нам найти ответ на этот вопрос схема на интерактивной доске. | Формулировка правила. | Уметь соотносить схемы и полученные знания | Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной | |||||
VII. Первичная проверка понимания. | ||||||||
Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. - Но как растения получают главныепитательные вещества-сахар, крахмал?Ведь их в природе нет,а в растениях есть? В чем тайна? - Выяснилось, что листья растений - это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа«готовят» пищу – сахар, крахмал. Но работаетэта чудесная «кухня»только на свету.Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которойчудесная «кухня»остановилась бы. - Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли,что без растений не могут жить люди и животные. Как это доказать? | Частицы кислорода. Углекислый газ Предположения детей. | Уметь различать процессы питания и дыхания растений | Коммуникативные УУД: правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками Познавательные УУД: отбор и структурирование необходимой информации | |||||
VIII. Физ.минутка | ||||||||
Проговаривание стихотворения: Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И их лучики согрели. Бабочки летали, Крыльями махали. Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли, И немножечко устали! | Выполнение движений за учителем, проговаривая стихотворение. Дети маршируют на месте. Ладонь прикладывают к глазам. Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку. Машут руками. Хлопают в ладоши. Топают ногами. Маршируют, делают вдох-выдох. Дети садятся на свои места. | Регулятивные УУД: развитие координации движений | ||||||
IX. Первичное закрепление | ||||||||
Работа с учебником. Наши полученные знания помогут нам в дальнейшей работе. Поработаем с учебником. Сравнение двух схем «Дыхание растений» и «Питание растений». - Сравним две схемы:«Дыхание растений»и «Питание растений». - Чем они отличаются? Групповая работа. Задания для каждой группы. Группа №1. 1. Заполнить схему «Питание растений». 2. Соединить листья так, чтобы получилось название веществ, которые образуются в зеленой «кухне» растений. Группа №2. 1. Заполнить схему «Дыхание растений». 2. Соединить листья так, чтобы получилось название веществ, которые образуются в зеленой «кухне» растений. | Работа с учебником стр.75 При дыханиирастения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. При питании растения поглощают углекислый газ, авыделяют кислород. Работа в группах. Учащиеся делятся на те же самые группы, что и в начале урока. Крахмал, сахар Крахмал, сахар Вспоминают правилаработы в группе. Коллективный обмен мнениями. Заполнение схем. | Уметь работать с учебником, ориентироваться в условных обозначениях Уметь анализировать полученные знания | Познавательные УУД: поиск, отбор и структурирование необходимой информации Коммуникативные УУД: умение планировать и согласованно выполнять совместную работу, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли Регулятивные УУД: оценка успешности усвоения | |||||
X. Рефлексия | ||||||||
Обмен мнениями об уроке. Ребята, с каким настроением вы уходите с урока?А кто с удовольствием продолжил бы урок? - Продолжите фразу:« Я теперь знаю, что…» | Высказывание мнений об уроке | Знать о связи солнца, растений и людей | Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов | |||||
XI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | ||||||||
Запись домашнего задания. -Придумать фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли растения. | Запись домашнего задания в дневник. | Уметь понимать роль растений на нашей Земле | Регулятивные УУД: управление учебной деятельностью | |||||
XII. Итог урока | ||||||||
Слова благодарности детям за урок. -Я благодарю вас, ребята, за работу на уроке. Выставление отметокс комментированием. - На память я хочу подарить вам открытку с изображением солнышка, которое вам улыбается.Пусть оно согревает и сопутствует вам всегда. - Урок окончен!Спасибо всем! | Рассматривание открыток и чтение текста. | Коммуникативные УУД: умение слушать, эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Солнце, растения и мы с вами" интегрированный урок для 3 класса по программе "Школа России"
Интегрированный урок по окружающему миру(Плешаков) и татарскому языку для 3 класса по программе "Школа России"....
Урок по курсу "Окружающий мир" по теме "Солнце, растения и мы с вами"
Открытый урок по курсу "Окружающий мир" А.Плешаков, 3 класс по программе "Школа России"...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Солнце, растения и мы с вами" 3 класс
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Солнце, растения и мы с вами" 3 класс. А.А. Плешаков. "Школа России"...
Технологическая карта урока в 3 классе по теме "Солнце, растения и мы с вами"
Конспект урока по окружающему миру....
Отчетная презентация по уроку " Солнце, растения и мы с вами"
Отчетная презентация по уроку " Солнце, растения и мы с вами". По итогом этой работы ребята выполнили творческое задание- оформили грамоты для растений от своих семей...
Конспект + презентация урока по окружающему миру "Солнце, растения и мы с вами" 3класс
Конспект + презентация урока по окружающему миру "Солнце, растения и мы с вами" 3 класс...