Разнообразие животных
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Вавилова Диляра Рафиловна

Технологическая карта урока окружающего мира, 2 класс, УМК ПНШ. Тема урока "Разнообразие животных", раздел "Животные". Целью данного урока является: формировать представление о разнообразии животного мира, как необходимом звене живой природы. Познакомить с новой классификацией животных и их групповым признакам. По типу урока - это урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии. Выбраны  различные формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn._karta_vavilova_d._r.doc46.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

 

Учитель:

Вавилова Диляра Рафиловна

Предмет:

Окружающий мир

Класс:  

2 класс

Тема урока:

Животные

Цель:

Формировать представление о разнообразии животного мира, как необходимом звене живой природы. Познакомить с новой классификацией животных и их групповым признакам; совершенствовать умения сравнивать, анализировать, делать выводы; воспитывать любовь к окружающему миру, прививать интерес к предмету.

Задачи

                 обучающие:

 создать условия для развития умения называть группы животных (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие), для ознакомления с новыми группами животных (земноводные и пресмыкающиеся)

                развивающие:

способствовать развитию умений выделять существенные признаки животных разных групп, сравнивать и выделять главное

                воспитательные:

аргументированно отвечать на вопросы, доказывать своё мнение, делать выводы, сравнивать.

Тип  урока: 

урок «открытия» новых знаний.

Используемые технологии:     

информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.      

Планируемые  результаты:

       Личностные:

анализировать свои действия и управлять ими;
сотрудничать со сверстниками и учителем;

Метапредметные:

              Регулятивные:

- формировать и формулировать учебную задачу;

- искать пути решения поставленной задачи;

- оценивать результаты своей деятельности и деятельности работы в группе;

- планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей;

- формулировать групповые и личные выводы.

             Коммуникативные:

- выражать свои мысли с достаточной полнотой и ясностью;

- аргументировать свою точку зрения;

- сотрудничать в группе.

            Познавательные:

- способствовать формированию умения различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков; анализировать полученную информацию;

- умение обобщать.

Предметные:

- группировать объекты по их признакам (насекомые,  рыбы, птицы, млекопитающие);

- способствовать формированию умений проводить несложные наблюдения; делать выводы на основании полученных результатов; использовать при выполнении задания материал учебника.

- производить наблюдения различного характера;

- составлять обоснованные, логически завершенные выводы по проделанной работе.

Ресурсы:

               Основные:

Учебник О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой «Окружающий мир».

Закладки самооценки, листы для групповой работы, презентация.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Формируемые УУД

I этап.  Мотивация к учебной деятельности.

Цель – активизация учащихся. Развитие логического мышления.

Формулировать ответы на вопросы.

Работать с информацией, представленной в форме стихотворения, договаривают строки.

  Организую ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!

 Наши глаза внимательно смотрят и всё ... (видят).

Уши внимательно слушают и всё ... (слышат).

 Голова хорошо ... (думает).

Личностные: умение слушать; самоопределение;

 Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками.

Регулятивные: волевая саморегуляция;

II этап. Актуализация знаний.

Цель организовать и направить к восприятию нового материала;

Ответить на вопросы

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

Организует работу с детьми с помощью наводящих вопросов, выявляя имеющиеся знания по теме урока.

Рефлексия. (Фронтальный опрос)

На доске рисунок с изображением леса, но без животных.

- Посмотрите внимательно на то, что изображено на данном рисунке. (Слайд 3)

- Да это лес, прислушайтесь к звукам леса.  Как вы думаете, чего или кого на рисунке не хватает?

        

Личностные: формируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные:

определяют учебную задачу.

Познавательные:

осуществлять синтез как составление целого и частей.

Коммуникативные:

уметь высказывать свое мнение в доступной форме.

III этап. Проблемное объяснение нового знания.

 – Поставить проблему перед детьми, подвести их к раскрытию темы урока.

Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель занятия.

Цель -  организовать и направить к восприятию нового материала.

Участвовать в работе  

- отгадывают загадки, выдвигают предположения.

(Приложение 1)

Доклад ученика, подготовленный заранее.

Организовать фронтальную работу  по прослушиванию загадок, формирую базу для начала изучения нового материала.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Даёт целевую установку.

  - Тему, с которой мы будем знакомиться сегодня на уроке, вы узнаете из стихотворения - загадки:

Кто живет в лесу густом?
Кто таится под кустом?
Кто чирикает на ветке,
У кого под веткой детки?
Шишку кто несет в дупло?
Кто спешит в свое гнездо?
Кто в берлоге сладко спит?
Кто добычу сторожит?
Кто шуршит в листве густой?
Чей там хвостик под сосной?
А ты знаешь ли о том,
Кто живет в лесу густом?

- Вы уже догадались о ком идет речь в этом стихотворении - загадке?

- Что изменилось на рисунке?

 (Слайд 4)

- Сформулируйте тему нашего урока.

(Животные).

-А сейчас давайте прослушаем небольшое выступление и попробуем определить цель нашего урока.

(Дети слушают выступление о многообразии и значении животного мира).

-Ребята а мы с вами знакомы со всеми видами животных?

-Так значит какая тема и цель нашего урока?

(Разнообразие животного мира; познакомиться с разными группами животных.)

Демонстрируются на доске фотографии с изображением берёзы, кузнечика, розы, медведя, сосны, окуня, смородины, голубя.

(Слайд 5)

- Разделите все изображения на две группы. (Растения и животные.)

(Выключить доску!)

- Выделите общие признаки растений и животных. (Они относятся к живой природе.)

-Животные, как и растения относятся к живой природе. Назовите признаки объектов живой природы. (Живые организмы рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются – оставляют потомство.)

- Выделите отличительные признаки растений и животных. (Растения  и животные различаются по способу питания.)

- Расскажите о способе питания растений. (Зеленые растения сами производят пищу из воды и углекислого газа с помощью листьев на свету.)

- Расскажите о способе питания животных. (Животные создавать для себя пищу не могут. Они питаются растениями, или растениями и другими животными, или только животными.)

Регулятивные:  целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные: постановка и формирование проблемы;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Личностные: формируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

IV этап.  Первичное закрепление во внешней речи.

Работать с информацией, представленной в учебнике.

- Каждая группа получает индивидуальное задание на карточках, которые заранее разложены на партах. (Приложение2)

Организовать работу

Организовать  работу в группах.

(8 групп - по 4  ученика в каждой, исходя из предложенных заданий)

- Рассмотрите рисунок в учебнике на с.5.Какие животные здесь изображены? Назовите среду обитания каждого.

- Назовите изображенных животных. Определите, к какой группе относится каждое из них. (Оса – насекомое, кобра – пресмыкающееся, ворона – птица, крот – зверь, жаба – земноводное, горбуша – рыба.)

- Рассмотрите и дополните Машину схему.

- По оглавлению учебника проверьте, сколько групп животных должно получиться.(6 групп.)

- Рассмотрите еще раз Машину схему. Дополните Машину схему примерами животных нашего края.

- А теперь попробуйте более внимательно рассмотреть рисунки. (Слайд 8), (Слайд 9),  (Слайд 10), (Слайд 11).

- Для дальнейшей работы вам нужно разделиться на группы. Каждая группа должна будет назвать отличительные признаки той группы животных, которую я им предложу.

_давайте вспомнить правила работы в группе. (Слайд 12). (Выключить доску!)

 (Насекомые - тело насекомых разделено на три отдела – голову, грудь, брюшко. У насекомых 3 пары ног.)

- Назовите признаки рыб. (Тело рыб покрыто чешуей, живут в воде.)

- Назовите признаки птиц. (Тело птиц покрыто перьями; есть крылья.)

- Назовите признаки зверей. (Тело зверей покрыто шерстью; у них 4 пары конечности.)

 

Коммуникативные участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Регулятивные

анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Познавательные: логический анализ объектов с целью

выделения признаков;

Физкультминутка:

Давайте поиграем. Я буду называть животных, а вы, когда услышите название рыбы, то с помощью пантомимы покажете, как плавает рыба в воде. Услышите название птицы – машите руками, услышите названия зверей – топаете ногами.

Щука, налим, дятел, ёж, слон, чайка, скворец, карась, кабан, лось, снегирь, кот.

V.  этап.  Включение нового знания в систему знаний и повторение. 

Дети читают, рассматривают таблицу и выбирают правильные названия групп.

Организовать фронтальную работу  по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

- Для всех животных нашлось место в Машиной схеме?

- Куда в схеме поместить лягушку? (с.6)

(Слайд 13.) (можно показать слайд, а можно и по учебнику).

- Куда поместить змею? (с.7)

- По очереди, работая в парах, прочитайте 2 текста в учебнике. Затем расскажите, почему в этой схеме нет места для лягушки и змеи. (Выполнение.)

(Прослушать аудиозапись)

- Жизнь земноводных связана и с водой, и с сушей. Рождаются земноводные в воде, а во взрослом состоянии эти животные часть жизни проводят на земле, а часть – в воде. Поэтому они и получили такое название.

- Особенностью пресмыкающихся является то, что они ползают, «пресмыкаются» (за что и получили название  «пресмыкающиеся»). Их тело покрыто кожей с сухими чешуйками или панцирем.

- Я подготовила для вас фотографии земноводных и пресмыкающихся, обитающих на территории нашей республики. ( Слайды 15, 16, 17)

- Какие пресмыкающиеся обитают в нашем крае? (ящерицы - Веретеница ломкая, змеи – Медянка, амфибии – Тритон гребенчатый, Жаба серая….)

- На всей территории России обитают уж обыкновенный, уж водяной, гадюка обыкновенная, болотная и степная черепахи, ящерица живородящая.

- О каких признаках этих двух групп вы узнали?

- Назовите признаки земноводных и пресмыкающихся. ( Тело земноводных гладкое или покрыто ороговевшей кожей, живут и в воде, и на суше. А тело пресмыкающихся покрыто кожей с сухими чешуйками или панцирем.) (Слайд 18.)

Регулятивные:  контроль -  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Личностные: слушать других, проявлять уважение.

VI.  Самостоятельная работа

Цель: дать возможность  самостоятельно  оформить материал с помощью практической деятельности.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Выявить уровень усвоения материала с помощью лабораторной работы, организованной в группах

- Ребята, еще раз разделитесь на группы.

- Каждой группе я раздала чистый листок А4. Листок разделите на 6 частей, в каждой части напишите название группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Ваша задача – написать в каждую группу как можно больше названий животных. Вам нужно уложиться в 5 минут. Давайте повторим правила работы в группе. (Выполнение.)

(Подведение итогов работы каждой группы).

Коммуникативные:  умение выражать свои мысли, умение отвечать на поставленный вопрос.

Личностные: формируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Учащиеся с помощью индикаторов - закладок отвечают на вопросы (приложение 3)

- С какой темой мы познакомились сегодня на уроке и что нового мы узнали?

-  Мы много говорили с вами о разнообразии животных, делили их на разные группы. И у меня возник такой вопрос: " А можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?" А почему?  

Стихотворение "Все на свете нужны"

Все-все,

На свете,

На свете нужны,

И мошки

Не меньше нужны,

Чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд -

Кто делает мёд

И кто делает яд!

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-все,

На свете,

На свете нужны.

И это все дети

Запомнить должны!

(Б. Заходер)

-  Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. И вот об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.

-Что нового вы узнали на уроке?

- Чему вы научились на уроке?                                                        

- Все ли было понятно?

- Понравилось выполнять задания?

- Как ты оцениваешь свою работу на уроке.

Регулятивные: самооценка, взаимооценка; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Личностные: что я для себя внес?

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания.

VIII.Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя»  с. 5-8.

2.Выполнить задание ……в рабочей тетради.


Приложение 1

Примерный вариант выступления для ученика, которому заранее предлагается подготовиться.

Животные населяют весь земной шар: поверхность суши, почву, пресные воды и моря. Многие животные живут скрытно или имеют микроскопические размеры, поэтому мы их не замечаем. Другие животные, напротив, постоянно встречаются нам, например насекомые, птицы, звери. Значение животных в природе столь же велико, как и значение растений. Вы знаете, что зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания всех живых существ. Растения служат пищей растительноядным животным, а те в свою очередь хищным. Животных в мире великое множество, они окружают нас везде.

Приложение 2

1 группа.

Задание: назовите отличительные особенности насекомых.

2 группа.

Задание: назовите отличительные особенности рыб.

3 группа.

Задание: назовите отличительные особенности птиц.

4 группа.

Задание: назовите отличительные особенности зверей.

5 группа.

Задание: назовите отличительные особенности насекомых.

6 группа.

Задание: назовите отличительные особенности рыб.

7 группа.

Задание: назовите отличительные особенности птиц.

8 группа.

Задание: назовите отличительные особенности зверей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных"

Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных" УМК 2Начальная школа ХХ1 века"...

Конспект урока "Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные"

На данном уроке происходит знакомство учащихся с домашними и дикими животными, которые обитают на территории нашего края....

Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»...