Разнообразие животных
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Технологическая карта урока окружающего мира, 2 класс, УМК ПНШ. Тема урока "Разнообразие животных", раздел "Животные". Целью данного урока является: формировать представление о разнообразии животного мира, как необходимом звене живой природы. Познакомить с новой классификацией животных и их групповым признакам. По типу урока - это урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии. Выбраны различные формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn._karta_vavilova_d._r.doc | 46.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Учитель: | Вавилова Диляра Рафиловна |
Предмет: | Окружающий мир |
Класс: | 2 класс |
Тема урока: | Животные |
Цель: | Формировать представление о разнообразии животного мира, как необходимом звене живой природы. Познакомить с новой классификацией животных и их групповым признакам; совершенствовать умения сравнивать, анализировать, делать выводы; воспитывать любовь к окружающему миру, прививать интерес к предмету. |
Задачи | |
обучающие: | создать условия для развития умения называть группы животных (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие), для ознакомления с новыми группами животных (земноводные и пресмыкающиеся) |
развивающие: | способствовать развитию умений выделять существенные признаки животных разных групп, сравнивать и выделять главное |
воспитательные: | аргументированно отвечать на вопросы, доказывать своё мнение, делать выводы, сравнивать. |
Тип урока: | урок «открытия» новых знаний. |
Используемые технологии: | информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие. |
Планируемые результаты: Личностные: | анализировать свои действия и управлять ими; |
Метапредметные: | |
Регулятивные: | - формировать и формулировать учебную задачу; - искать пути решения поставленной задачи; - оценивать результаты своей деятельности и деятельности работы в группе; - планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей; - формулировать групповые и личные выводы. |
Коммуникативные: | - выражать свои мысли с достаточной полнотой и ясностью; - аргументировать свою точку зрения; - сотрудничать в группе. |
Познавательные: | - способствовать формированию умения различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; - проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков; анализировать полученную информацию; - умение обобщать. |
Предметные: | - группировать объекты по их признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие); - способствовать формированию умений проводить несложные наблюдения; делать выводы на основании полученных результатов; использовать при выполнении задания материал учебника. - производить наблюдения различного характера; - составлять обоснованные, логически завершенные выводы по проделанной работе. |
Ресурсы: | |
Основные: | Учебник О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой «Окружающий мир». Закладки самооценки, листы для групповой работы, презентация. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в группах. |
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Формируемые УУД |
I этап. Мотивация к учебной деятельности. Цель – активизация учащихся. Развитие логического мышления. | Формулировать ответы на вопросы. Работать с информацией, представленной в форме стихотворения, договаривают строки. | Организую ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку. | -Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов! Наши глаза внимательно смотрят и всё ... (видят). Уши внимательно слушают и всё ... (слышат). Голова хорошо ... (думает). | Личностные: умение слушать; самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: волевая саморегуляция; |
II этап. Актуализация знаний. Цель организовать и направить к восприятию нового материала; | Ответить на вопросы Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его | Организует работу с детьми с помощью наводящих вопросов, выявляя имеющиеся знания по теме урока. | Рефлексия. (Фронтальный опрос) На доске рисунок с изображением леса, но без животных. - Посмотрите внимательно на то, что изображено на данном рисунке. (Слайд 3) - Да это лес, прислушайтесь к звукам леса. Как вы думаете, чего или кого на рисунке не хватает?
| Личностные: формируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: определяют учебную задачу. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме. |
III этап. Проблемное объяснение нового знания. – Поставить проблему перед детьми, подвести их к раскрытию темы урока. Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель занятия. Цель - организовать и направить к восприятию нового материала. | Участвовать в работе - отгадывают загадки, выдвигают предположения. (Приложение 1) Доклад ученика, подготовленный заранее. | Организовать фронтальную работу по прослушиванию загадок, формирую базу для начала изучения нового материала. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Даёт целевую установку. | - Тему, с которой мы будем знакомиться сегодня на уроке, вы узнаете из стихотворения - загадки: Кто живет в лесу густом? - Вы уже догадались о ком идет речь в этом стихотворении - загадке? - Что изменилось на рисунке? (Слайд 4) - Сформулируйте тему нашего урока. (Животные). -А сейчас давайте прослушаем небольшое выступление и попробуем определить цель нашего урока. (Дети слушают выступление о многообразии и значении животного мира). -Ребята а мы с вами знакомы со всеми видами животных? -Так значит какая тема и цель нашего урока? (Разнообразие животного мира; познакомиться с разными группами животных.) Демонстрируются на доске фотографии с изображением берёзы, кузнечика, розы, медведя, сосны, окуня, смородины, голубя. (Слайд 5) - Разделите все изображения на две группы. (Растения и животные.) (Выключить доску!) - Выделите общие признаки растений и животных. (Они относятся к живой природе.) -Животные, как и растения относятся к живой природе. Назовите признаки объектов живой природы. (Живые организмы рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются – оставляют потомство.) - Выделите отличительные признаки растений и животных. (Растения и животные различаются по способу питания.) - Расскажите о способе питания растений. (Зеленые растения сами производят пищу из воды и углекислого газа с помощью листьев на свету.) - Расскажите о способе питания животных. (Животные создавать для себя пищу не могут. Они питаются растениями, или растениями и другими животными, или только животными.) | Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: постановка и формирование проблемы; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Личностные: формируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
IV этап. Первичное закрепление во внешней речи. | Работать с информацией, представленной в учебнике. - Каждая группа получает индивидуальное задание на карточках, которые заранее разложены на партах. (Приложение2) | Организовать работу Организовать работу в группах. (8 групп - по 4 ученика в каждой, исходя из предложенных заданий) | - Рассмотрите рисунок в учебнике на с.5.Какие животные здесь изображены? Назовите среду обитания каждого. - Назовите изображенных животных. Определите, к какой группе относится каждое из них. (Оса – насекомое, кобра – пресмыкающееся, ворона – птица, крот – зверь, жаба – земноводное, горбуша – рыба.) - Рассмотрите и дополните Машину схему. - По оглавлению учебника проверьте, сколько групп животных должно получиться.(6 групп.) - Рассмотрите еще раз Машину схему. Дополните Машину схему примерами животных нашего края. - А теперь попробуйте более внимательно рассмотреть рисунки. (Слайд 8), (Слайд 9), (Слайд 10), (Слайд 11). - Для дальнейшей работы вам нужно разделиться на группы. Каждая группа должна будет назвать отличительные признаки той группы животных, которую я им предложу. _давайте вспомнить правила работы в группе. (Слайд 12). (Выключить доску!) (Насекомые - тело насекомых разделено на три отдела – голову, грудь, брюшко. У насекомых 3 пары ног.) - Назовите признаки рыб. (Тело рыб покрыто чешуей, живут в воде.) - Назовите признаки птиц. (Тело птиц покрыто перьями; есть крылья.) - Назовите признаки зверей. (Тело зверей покрыто шерстью; у них 4 пары конечности.)
| Коммуникативные участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки Регулятивные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; |
Физкультминутка: Давайте поиграем. Я буду называть животных, а вы, когда услышите название рыбы, то с помощью пантомимы покажете, как плавает рыба в воде. Услышите название птицы – машите руками, услышите названия зверей – топаете ногами. Щука, налим, дятел, ёж, слон, чайка, скворец, карась, кабан, лось, снегирь, кот. | ||||
V. этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Дети читают, рассматривают таблицу и выбирают правильные названия групп. | Организовать фронтальную работу по учебнику. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов | - Для всех животных нашлось место в Машиной схеме? - Куда в схеме поместить лягушку? (с.6) (Слайд 13.) (можно показать слайд, а можно и по учебнику). - Куда поместить змею? (с.7) - По очереди, работая в парах, прочитайте 2 текста в учебнике. Затем расскажите, почему в этой схеме нет места для лягушки и змеи. (Выполнение.) (Прослушать аудиозапись) - Жизнь земноводных связана и с водой, и с сушей. Рождаются земноводные в воде, а во взрослом состоянии эти животные часть жизни проводят на земле, а часть – в воде. Поэтому они и получили такое название. - Особенностью пресмыкающихся является то, что они ползают, «пресмыкаются» (за что и получили название «пресмыкающиеся»). Их тело покрыто кожей с сухими чешуйками или панцирем. - Я подготовила для вас фотографии земноводных и пресмыкающихся, обитающих на территории нашей республики. ( Слайды 15, 16, 17) - Какие пресмыкающиеся обитают в нашем крае? (ящерицы - Веретеница ломкая, змеи – Медянка, амфибии – Тритон гребенчатый, Жаба серая….) - На всей территории России обитают уж обыкновенный, уж водяной, гадюка обыкновенная, болотная и степная черепахи, ящерица живородящая. - О каких признаках этих двух групп вы узнали? - Назовите признаки земноводных и пресмыкающихся. ( Тело земноводных гладкое или покрыто ороговевшей кожей, живут и в воде, и на суше. А тело пресмыкающихся покрыто кожей с сухими чешуйками или панцирем.) (Слайд 18.) | Регулятивные: контроль - в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Личностные: слушать других, проявлять уважение. |
VI. Самостоятельная работа Цель: дать возможность самостоятельно оформить материал с помощью практической деятельности. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Выявить уровень усвоения материала с помощью лабораторной работы, организованной в группах | - Ребята, еще раз разделитесь на группы. - Каждой группе я раздала чистый листок А4. Листок разделите на 6 частей, в каждой части напишите название группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Ваша задача – написать в каждую группу как можно больше названий животных. Вам нужно уложиться в 5 минут. Давайте повторим правила работы в группе. (Выполнение.) (Подведение итогов работы каждой группы). | Коммуникативные: умение выражать свои мысли, умение отвечать на поставленный вопрос. Личностные: формируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | Учащиеся с помощью индикаторов - закладок отвечают на вопросы (приложение 3) | - С какой темой мы познакомились сегодня на уроке и что нового мы узнали? - Мы много говорили с вами о разнообразии животных, делили их на разные группы. И у меня возник такой вопрос: " А можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?" А почему? Стихотворение "Все на свете нужны" Все-все, На свете, На свете нужны, И мошки Не меньше нужны, Чем слоны. Нельзя обойтись без чудищ нелепых И даже без хищников, Злых и свирепых. Нужны все на свете! Нужны все подряд - Кто делает мёд И кто делает яд! Плохие дела У кошки без мышки, У мышки без кошки Не лучше делишки! И, если мы с кем-то Не очень дружны, Мы всё-таки очень Друг другу нужны. А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется! Все-все, На свете, На свете нужны. И это все дети Запомнить должны! (Б. Заходер) - Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. И вот об этом мы поговорим с вами на следующем уроке. -Что нового вы узнали на уроке? - Чему вы научились на уроке? - Все ли было понятно? - Понравилось выполнять задания? - Как ты оцениваешь свою работу на уроке. | Регулятивные: самооценка, взаимооценка; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли; Личностные: что я для себя внес? Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания. | |
VIII.Домашнее задание. | 1. Ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» с. 5-8. | 2.Выполнить задание ……в рабочей тетради. |
Примерный вариант выступления для ученика, которому заранее предлагается подготовиться.
Животные населяют весь земной шар: поверхность суши, почву, пресные воды и моря. Многие животные живут скрытно или имеют микроскопические размеры, поэтому мы их не замечаем. Другие животные, напротив, постоянно встречаются нам, например насекомые, птицы, звери. Значение животных в природе столь же велико, как и значение растений. Вы знаете, что зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания всех живых существ. Растения служат пищей растительноядным животным, а те в свою очередь хищным. Животных в мире великое множество, они окружают нас везде.
Приложение 2
1 группа. Задание: назовите отличительные особенности насекомых. |
2 группа. Задание: назовите отличительные особенности рыб. |
3 группа. Задание: назовите отличительные особенности птиц. |
4 группа. Задание: назовите отличительные особенности зверей. |
5 группа. Задание: назовите отличительные особенности насекомых. |
6 группа. Задание: назовите отличительные особенности рыб. |
7 группа. Задание: назовите отличительные особенности птиц. |
8 группа. Задание: назовите отличительные особенности зверей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных"
Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных" УМК 2Начальная школа ХХ1 века"...
Конспект урока "Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные"
На данном уроке происходит знакомство учащихся с домашними и дикими животными, которые обитают на территории нашего края....
Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».
формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...
Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».
Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...
Разнообразие животных. Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края».
Урок окружающий мир...
Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»
Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...
Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»
Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»...