Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс школа 2100
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс школа 2100
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh_mir.docx | 91.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с. Орловское Марксовского района Саратовской области имени Героя Советского Союза Венцова В. К. (Венцеля В. К.)
Рассмотрено: МО начальных классов Протокол №___от_______2016 год _______________________ Дьякова О.Н. | Согласовано: Заместитель директора по УВР Литневская А.А. _______________ 2016 год | Утверждаю: Директор МОУ-СОШ с Орловское Марксовского района Бахтиева Р.Э. ____________________ Приказ №___ от_____2016год |
Рабочая программа
по предмету окружающий мир
учителя (высшей квалификационной категории)
Глинской Ирины Николаевны
для 4 класса
Саратовская область, Марксовский район, с.Орловское
2016/2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
- Информационное письмо министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере oбщегo образования от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина«Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2012) и рассчитана в 4 классе на 68 часов.
Учебная программа «Школа 2100» нацелена на решение приоритетной задачи начального общего образования — формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».
Цель курса– формирование целостного взгляда на окружающий мир и воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.
Задачи:
- Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе.
- Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.
- Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств.
- Формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Основные содержательные линии курса «Окружающий мир»:
- Человек и природа.
- Человек и общество.
- Правила безопасной жизни.
Сведения о каждой составляющей этих линий носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с окружающим миром и его познание.
Принципы:
дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности;
целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом;
развития, который предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуально развития ребёнка и реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности;
гуманитаризации, который реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности;
культуросообразности, который предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны;
спиралевидности, который рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне;
вариативности, который предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику и реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части. Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся. Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации, а также предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника;
специфические принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Учащиеся должны знать:
-об изготовление орудий труда и возникновении речи как об основном отличии человека от животных;
- об основных органах и системах органов человека, их функциях;
- о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры;
- об основных этапах становления человека и его разума;
- важность воды для жизни живых организмов и человека;
- основные свойства льда, воды, пара (как твердого тела, жидкости и газа);
- основные свойства воздуха (как газа);
- применение важнейших полезных ископаемых;
- об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека;
- о единственной стратегии выживания человечества
- вписывании своего хозяйства в круговорот веществ биосферы.
Учащиеся должны уметь:
- находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
- объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме, и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения ;
- ухаживать за своим телом;
- составлять правильный режим дня;
- рассказывать о наиболее важных событиях в истории Отечества и родного края;
- описывать жилища, предметы быта, одежду разных времен отечественной истории;
- называть наиболее значительные памятники культуры Отечества и родного края, имена их созидателей;
- описывать герб и флаг России, герб родного города;
- применять счет лет в истории;
- показывать на карте исторические объекты. читать несложные карты с порой на их легенду;
- выделять главное в тексте учебника, пересказывать содержание, самостоятельно строить рассказ;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Календарно-тематический план реализации рабочей программы
Распределение часов программы:
№ | Раздел | Кол- во часов |
Часть 1. Человек и природа. | 34 | |
Как работает организм человека | 17 | |
Рукотворная природа | 17 | |
Часть 2. Моё Отечество. | 34 | |
Человек и его внутренний мир | 6 | |
Человек и мир людей | 6 | |
Человек и прошлое человечества | 10 | |
Человек и многоликое человечество | 6 | |
Человек и единое человечество | 6 | |
Итого | 68 |
4-й класс. Раздел 1: «Человек и природа» (35 ч)
Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.
Как работает организм человека (17 ч) Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.
Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.
Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.
Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?
Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.
Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.
Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.
Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.
Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.
Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.
Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.
Происхождение человека. Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.
Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.
Рукотворная природа (18 ч) Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.
Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.
Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.
Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?
Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.
Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.
Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.
Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.
Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).
Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.
Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.
4-й класс. Раздел 2: «Человек и человечество» (35 ч)
Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.
Человек и его внутренний мир (6 ч) Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.
Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.
Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.
Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.
Человек и мир людей (6 ч) Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.
Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.
Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.
Человек и прошлое человечества (10 ч) Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.
Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.
Человек и многоликое человечество (6 ч) Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.
Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.
Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).
Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.
Человек и единое человечество (7 ч) Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.
Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».
Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.
ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по окружающему миру на 2016-2017 уч. год в 4 классе
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Темы | Кол-во часов | Задачи урока | Характеристика учебной деятельности учащихся –УУД. | |
Часть 1. Человек и природа (34 часа) | |||||||
Раздел 1. Как работает организм человека (17 часов) | |||||||
| |||||||
| Как устроен организм человека. | 1 | Характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела. называть системы органов у человека | Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||
| Кожа – «пограничник» организма | 1 | Составлять правила ухода за кожей; рассказывать, как кожа помогает нам в жаркую погоду, во время купания, при работе с ядовитыми веществами, при шитье и вязании | ||||
| Как человек двигается. | 1 | Находить на рисунке названия отдельных костей и частей скелета, выяснять их значение; составлять правила поведения, для того чтобы избежать переломов и вывихов. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях. | ||||
| Органы пищеварения | 1 | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Называть органы пищеварения; определять роль органов пищеварения; рассказывать, как организм борется с отравлениями; объяснять, почему надо беречь зубы | ||||
| Как удаляются ненужные вещества. | 1 | Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека. что органы выделения очищают кровь от отходов жизнедеятельности клеток и выводят избыток воды. называть органы выделения; объяснять, почему почки – главный орган выделения | ||||
| Проверочная работа по теме «Пищеварение» Для чего и как мы дышим | 1 | Называть органы дыхания; рассказывать, как происходят у человека вдох и выдох; объяснять, почему вредно вдыхать воздух ртом на морозе; объяснять, чем полезны чихание и кашель для защиты нашего организма; называть способы, с помощью которых можно не заразить друзей, навестивших тебя во время болезни | ||||
| Экскурсия «Сезонные изменения в природе осенью» | 1 | |||||
| Волшебная восьмерка | 1 | Называть органы кровообращения; рассказывать о путешествии крови в организме; рассказывать, как работает сердце; объяснять, почему кровь, поступающая от легких, не смешивается в сердце с кровью, идущей от других органов | ||||
| Что такое кровь. | 1 | Называть условия, которые нужны для жизни и нормальной работы клеток тела; рассказывать, из чего состоит кровь, какую работу выполняют клетки крови | ||||
| Почему наш организм работает слажено. | 1 | Называть органы нервной системы; указывать, где расположены органы нервной системы; приводить примеры сознательных и бессознательных действий; определять роль больших полушарий в жизни человека; рассказывать о роли сна для человека | ||||
| Глаз – орган зрения. | 1 | Называть, из каких частей состоит глаз; рассказывать, как глаз защищен от повреждений; составлять правила сохранения зрения | ||||
| Многогранный мир чувств. | 1 | Называть органы чувств; рассказывать, как устроен орган слуха; объяснять, как мозг различает сигналы, идущие от разных органов чувств; составлять правила сохранения органов чувств | ||||
| Проверочная работа по теме «Органы чувств» Родители и дети | 1 | Сравнивать строение тела женщины и мужчины; называть отличия семьи человека и семьи животных; рассказывать, чем отличается роль женщины от роли мужчины в семье | ||||
| Отчего мы иногда болеем. | 1 | Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ (сколько времени, на что отведено) рассказывать, как можно бороться с малоподвижным образом жизни; объяснять, как болезнь нарушает порядок в организме; объяснять, для чего люди делают прививки | ||||
| Контрольная работа «Как работает организм человека» Обобщение по теме «Как работает организм человека». | 1 | Выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | ||||
| Наши предки – древесные жители | 1 | Объяснять значение слов «орудия труда», «человек разумный»; называть отличия первых людей от своих предков; объяснять, что помогло человеку расселиться по нашей планете | ||||
| На заре человечества. | 1 | Называть особенности строения тела, свойственные только человеку; сравнивать речь людей и звуковые сигналы животных; называть главное отличие человека от животных | ||||
Раздел 2. Рукотворная природа (17 часов) | |||||||
| Рукотворная жизнь | 1 | Называть отличия диких растений и животных от своих культурных собратьев; объяснять, почему так много разных сортов растений и пород животных; рассказывать о своем домашнем животном. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Перечислять основные отрасли сельского хозяйства. | Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. -Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | |||
| На службе у человека. | 1 | Рассказывать, как и почему менялось хозяйство человека; называть отрасли сельского хозяйства; описывать развитие сельского хозяйства в будущем; объяснять, какими способами можно добиться увеличения урожая и увеличения продукции животноводства. Характеризовать способы повышения продукции в растениеводстве и животноводстве. | ||||
| Экскурсия «Сезонные изменения в природе зимой» | 1 | Объяснять, как можно увеличить свою силу и ловкость; рассказывать, как можно вытащить тяжелую лодку из воды на берег, как поднять бревно на стену строящегося дома. Рассказывать об изобретении первых часов с маятником | ||||
| Покорение силы | 1 | Называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворенных в ней веществ; рассказывать, как можно использовать силу водопада Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. | ||||
| Свойства воды. | 1 | Называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворенных в ней веществ. Исследовать в группах свойства воды. Рассказывать об изобретении паровой машины | ||||
| Проверочная работа по теме «Свойства воды» Как человек использует свойства воды. | 1 | Называть свойства воздуха (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость); перечислять состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ). рассказывать об использовании водорода, углекислого газа, азота и кислорода. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. | ||||
| Как человек использует свойства воздуха. | 1 | Называть свойства воздуха (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость); перечислять состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ). Рассказывать об использовании водорода, углекислого газа, азота и кислорода. Исследовать в группах свойства воздуха. Характеризовать свойства воздуха Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород. | ||||
| Горные породы и минералы. | 1 | Называть свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твердость); рассказывать о способах изготовления предметов нужной формы из горных пород и минералов; перечислять свойства горных пород, которые используются в строительстве; называть различия горных пород и минералов; объяснять, чем твердость отличается от прочности и от хрупкости. Рассказывать о драгоценных и поделочных камнях | ||||
| Свойства горных пород и минералов. | 1 | Называть свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твердость); рассказывать о способах изготовления предметов нужной формы из горных пород и минералов; перечислять свойства горных пород, которые используются в строительстве; называть различия горных пород и минералов; объяснять, чем твердость отличается от прочности и от хрупкости. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых Исследовать свойства полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. | ||||
| Железные руды и металлы. | 1 | Перечислять, какими свойствами металлов не обладают камни; объяснять, почему металлы холодные на ощупь; называть свойства металлов (твердость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество). Рассказывать о том, как металлы обрабатывают; что у каждого металла есть особые свойства | ||||
| Свойства металлов | 1 | Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Оценивать влияние современного человека на природу. Оценивать свою личную роль в охране природы. Перечислять, какими свойствами металлов не обладают камни; объяснять, почему металлы холодные на ощупь; называть свойства | ||||
| Проверочная работа по теме «Горные породы. Металлы» Приручение огня. | 1 | Рассказывать, какие преимущества получили древние люди, когда стали использовать огонь; объяснять, чем горючее напоминает джинна в бутылке; рассказывать, как тепло попадает в квартиру | ||||
| Электромагнитная сила | 1 | Рассказывать, какие преимущества получили древние люди, когда стали использовать огонь; объяснять, чем горючее напоминает джинна в бутылке; рассказывать, как тепло попадает в квартиру | ||||
| Чудо – волны. Звук и свет | 1 | Рассказывать представление о трех типах хозяйства (присваивающем, производящем, экологическом); рассказывать, как можно сохранить диких животных и растения | ||||
| Изобретения человечества | 1 | |||||
| Экологическое хозяйство | 1 | Делиться наблюдениями о трех типах хозяйства (присваивающем, производящем, экологическом); рассказывать, как можно сохранить диких животных и растения | ||||
| Контрольная работа по теме «Рукотворная природа» Обобщение по теме «Рукотворная природа» | 1 | выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | ||||
Итого за год | 34 | ||||||
Часть 2. Человек и человечество (34 часов) | |||||||
Раздел 1. Человек и его внутренний мир (6 часов) | |||||||
| Кого можно назвать человеком? | 1 | Называть отличия между врожденными и приобретенными признаками человека; рассказывать, как жизнь в обществе помогает ребенку вырасти человеком | Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. -Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | |||
| Духовный мир человека | 1 | Выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | ||||
| Посмотри в свое «зеркало» | 1 | Объяснять, как сознание может помочь человеку стать личностью; указывать, зачем человеку сила воли | ||||
| Как понять, что творится у друга на душе? | 1 | Сравнивать положительные и отрицательные эмоции; называть правила проявления эмоций; определять положительные и отрицательные эмоции; рассказывать, как эмоции помогают человеку в жизни. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека. | ||||
| Переживания, испытанные временем | 1 | Называть отличия чувства от эмоций; рассказывать, как можно улучшить настроение и избавиться от тревоги Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде устного или письменного текста, рисунка. | ||||
| Проверочная работа по теме «Человек и его внутренний мир». Характер человека. | 1 | Перечислять положительные и отрицательные черты характера; рассказывать, как узнать личность, характер другого человека; объяснять пословицу «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер» Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний | ||||
Раздел 2. Человек и мир людей (6 часа) | |||||||
| Что такое общество.
| 1 | Объяснять, что такое общество; рассказывать, почему возникают конфликты; называть способы разрешения конфликтов Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесен вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу; предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций. | Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. -Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | |||
| Как жить в мире людей. | 1 | Рассказывать, с помощью, каких «инструментов» общество и человек могут оценивать свои поступки; объяснять, что такое совесть; сравнивать право и мораль; понимать выражения и объяснять их значения («сделано на совесть», «без зазрения совести», «будет на моей совести», «жить по закону», «закон природы») | ||||
| Мое общество | 1 | Объяснять, что называют общественной группой; называть общественные группы, в которых ты знаком с каждым человеком; называть общественные группы, в которых ты знаешь не всех, но можешь объяснить, что тебя объединяет с этими людьми; объяснять, что такое человечество; перечислять людей из своего круга общения | ||||
| Права человека в обществе | 1 | Объяснять выражение «права человеческой личности»; перечислять известные права человека | ||||
| Права детей - особые права | 1 | Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний. Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде устного или письменного текста, рисунка. выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе. Применять изученный материал по теме «Человек в мире людей». | ||||
| Контрольная работа по теме «Человек и мир людей» Обобщение по теме «Человек и мир людей» | 1 | Выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребенка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт. Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации. Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях. | ||||
Раздел 3. Человек и прошлое человечества (10 часов) | |||||||
| Всемирная история. исторические эпохи | 1 | Определять исторические эпохи на ленте времени, называть века, владеть счетом времени : наша эра, до нашей эры. | Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | |||
| Первобытный мир - первые шаги человечества | 1 | Рассказывать о том, что всемирная история началась с эпохи Первобытного мира; что это было время (более 2 млн. лет назад – 5 тысяч лет назад) появления людей, которые постепенно овладевали самыми главными человеческими умениями | ||||
| Древний мир - рождение первых цивилизаций. Тестирование «Первобытный мир». | 1 | составлять короткий рассказ о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Древнего мира (расположение на карте, достижения науки и культуры, известные исторические события); называть главное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира | ||||
| Изобретения цивилизаций Древнего мира | 1 | Рассказывать об изобретениях Древнего мира, | ||||
| Мир средневековых цивилизаций | 1 | |||||
| Общество и государство в средние века | 1 | |||||
| Новое время – торжество Европы | 1 | рассуждать о том, что Новое время (XV – начало XX века) – эпоха стремительного развития европейских стран, множества открытий и изобретений | ||||
| Демократия – новый способ управления государством | 1 | |||||
| Новейшее время. Жестокий ХХ век | 1 | Рассказывать о том, что Новейшее время (XX–XXI века) – эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно эпоха мировых войн и тяжелых испытаний | ||||
| Проверочная работа «Человек и прошлое человечества». Обобщение по теме «Человек и прошлое человечества» | 1 | выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам даты исторических событий; а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры. Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях памятниках культуры, исторических деятелей. Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать свое обоснованное отношение к этим событиям и поступкам. | ||||
Раздел 4. Человек и многоликое человечество (6 часа) | |||||||
| Короли, президенты и граждане | 1 | Объяснять слова «я – гражданин России»; сравнивать монархические государства и республики; | Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||
| Демократия и диктатура | 1 | сравнивать демократические государства и диктатуру; приводить примеры, как может быть нарушено право человека на участие в управлении своим государством; рассказывать, как организована власть в России; доказывать, что Россия является демократической страной | ||||
| Расы и народы Земли | 1 | Объяснять, что такое раса; называть большие расы, которые выделяют в современном обществе Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договариваться со своим оппонентом. | ||||
| Проверочная работа по теме «Человек и многоликое человечество» Кто во что верит. | 1 | Объяснять, что называют религиозными обрядами; называть отличия между верующими людьми и атеистами | ||||
| Религии мира | 1 | Называть мировые религии, особенности. | ||||
| Обобщение по теме «Человек и многоликое человечество» . Тестирование»Релинии мира». | 1 | Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе. Обмениваться с одноклассниками сведениями о правилах жизни людей в современном обществе. | ||||
Раздел 5. Человек и единое человечество (6 часов) | |||||||
| Мировое хозяйство | 1 | Объяснять, для чего были придуманы деньги. Собирать и оформлять информацию о культурных богатствах человечества. | Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | |||
| Экскурсия «Сезонные изменения в природе весной» | 1 | |||||
| Мировое сообщество государств | 1 | Рассказывать, для чего была создана ООН Обмениваться с одноклассниками сведениями о правилах жизни людей в современном обществе. | ||||
| Что человечество ценит больше всего? | 1 | Называть памятники культуры родного края; называть общечеловеческие ценности Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе. | ||||
| Итоговая контрольная работа. | 1 | Перечислять известные глобальные проблемы человечества; объяснять, с какими проблемами человечества связана народная пословица «Сытый голодного не разумеет» | ||||
| Проблемы человечества: бедность и перенаселённость. Обобщение по теме «Человек и человечество» | 1 | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. Оценивать значимость человеческого труда разных профессий. Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации. Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний. | ||||
Итого за год | 68 |
Содержание теоретической и практической части программы по учебному предмету «Окружающий мир»
№ | Раздел | По программе | Факти чески | Экскурсии | Тесты | Проверочные работы | Контрольные ные работы |
1 | Раздел 1. Как работает организм человека . | 17 ч | 17 ч | 2 | 4 | 2 | |
2 | Раздел 2. Рукотворная природа. | 17 ч | 17 ч | 1 | 2 | 1 | |
3 | Раздел 3. Человек и его внутренний мир. | 6 ч | 6 ч |
| 1 | ||
4 | Раздел 4. Человек и мир людей. | 6 ч | 6 ч |
| 1 | ||
5 | Раздел 5. Человек и прошлое человечества. | 10 ч | 10 | 1 | 1 | ||
6 | Раздел 6.Человек и многоликое человечество | 6ч | 6ч | 1 | 1 | ||
7 | Раздел 7. Человек и единое человечество | 6ч | 6ч | 1 | 1 | 1 | |
ИТОГО | 68 | 68 | 4 | 2 | 10 | 5 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы | |
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
| 1. Методические рекомендации для учителя, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, – М. : Баласс,2013. 2.Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина«Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2012) |
Информационно-коммуникационные средства
ЦОР | Интернет-ресурсы |
1.Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе: «Природа, человек, общество». 2.СD Электронная мультимедиа-энциклопедия «Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия 2006» 3.СD Электронная мультимедиа-энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006» (БЭКМ). 4. СD Электронная мультимедиа-энциклопедия | 1.Окружающий мир: фотоархив Фотоматериалы для использования на уроках по «Окружающему миру» на темы: природа, город, натюрморт. (http://school.edu.ru/doc.asp?ob_no=15135) 2.Удивительное путешествие по живой земле: детская страничка. Коллекция познавательных материалов для детей по темам: Вселенная, планета Земля, растения и животные (статьи, фотографии живой природы, голоса птиц и пр.) 3. Электронные библиотеки (www. gnpbu. Ru) 4.Детский портал «Солнышко» (http:www.solneet.ee) |
ТСО | мультимедийный проектор, компьютер, колонки ноутбук |
Наглядные пособия, плакаты | «Я открываю знания». Пособие из серии «Как мы учимся» (авторы Е.Л.Мельникова, И.В.Кузнецова); «Учусь оценивать себя». Пособие из серии «Как мы учимся» (авторы Д.Д.Данилов, И.В.Кузнецова, Е.В.Сизова) «Всё узнаю, всё смогу». Пособие из серии «Как мы учимся» (авторы А.В.Горячев, Н.И.Иглина). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 2100"
Программа по окружающему миру разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межп...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа 2100 3 класс
Программа разработана на основе примерной программы начального образования по окружающему миру, авторской учебной программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана; в неделю 2 часа, за год 68 ч...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (2 класс)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (2 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов (3 класс)...