Конспект урока "Лес и его обитатели"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Конспект с презентацией "Лес и его обитатели"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Лес и его обитатели.

  1. Цель урока: сформировать представления  детей о природном сообществе - Лес.

Задачи:

  1. Обучающие:
  1. сформировать представление о природном сообществе;
  1. Развивающие:
  1. развивать поисково - информационные умения: работать с учебником, словарём, энциклопедиями, Интернет.
  2. развивать учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
  3. способствовать развитию коммуникативности

3.Воспитательные:

  1. формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

познавательные УУД:

-познакомить с лесом как с природным сообществом;

- обобщить и систематизировать знания о лесе;

-  сравнивать свои возможности;

- учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;

- учить устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований:

- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой  природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;

- использовать словарь учебника

личностные УУД:

- работать над развитием учебных и познавательных мотивов;

- работать над формирование рефлексивного отношения к учёбе

регулятивные УУД:

- учить ставить цели предстоящей работы;

- учить различать учебные задания разного типа;

- учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;

- учить оценивать себя и своих товарищей

коммуникативные УУД:

- совершенствовать умение работать в паре, в группе;

- учить осуществлять учебное сотрудничество;

- учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок - исследование.

Организационные формы: фронтальная беседа, групповая и индивидуальная работа

Оборудование: презентация, учебник, хрестоматия, карточки, энциклопедии 

Формирование универсальных учебных действий на уроке

Этапы урока

познавательные УУД

личностные УУД

регулятивные УУД:

коммуникативные УУД

Орг. момент.

Сообщение темы и целей

знакомство с лесом как с природным сообществом

постановка учебной задачи

планирование учебного сотрудничества

Актуализация ЗУН

обобщение и систематизация знания о лесе

развитие учебно -познавательных мотивов

Ведение учебного диалога

Постановка проблемы

постановка и формулирование проблемы

Формирование  учебно-познавательного интереса

Постановка учебной задачи и поиск путей решения

Работа над созданием мини – проекта

обобщение и систематизация нового знания о лесе

использование  различных источников информации  (интернет, словари, энциклопедии учебник, хрестоматия)

поиск и  выделение необходимой  информации в тексте

установление причинно-следственных связей

осознание ответственности за общее дело

Планирование работы и прогнозирование результатов

формулирование и аргументация своего мнения

 учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

управление поведением партнера  достижение договоренностей и согласование общего решения;

Закрепление материала.

 установление причинно-следственных связей

обобщение и систематизация знания о лесе

осознание ответственности за общее дело

самостоятельная  оценка правильности результатов действия,   внесение необходимых корректив

формулирование и аргументация своего мнения

Итог урока  

обобщение и систематизация знания о лесе

формулирование и аргументация своего мнения

Рефлексия

самооценка на основе критерия успешности

самостоятельная  оценка правильности результатов действия,   внесение необходимых корректив

Анализ. Выставление оценок

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Понимание и осознание  причин успеха /  неуспеха в учебной деятельности

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Орг.момент

 На гостей вы посмотрели, улыбнулись друг другу,  мысленно пожелали удачи,  тихо сели.

2.Актуализация знаний учащихся

- Ребята, в начале нашего урока я предлагаю вам отправиться на прогулку, а куда, вы мне сейчас сами скажете:

Здесь ручей, журча, течёт,

Солнце спину не печёт,

Тень прохладу обещает,

И меня к себе влечёт.

                Между ёлочек иду,

                Может, здесь грибы найду.

                Только спрятались маслята,

                Мухоморы на виду.                            

Вижу белку на суку,

Слышу близкое "ку-ку".

Еж калачиком свернулся,

Отдыхает на боку.

                Показался и исчез -

                Я подумал: леший, бес...

                Он всегда загадок полный -

        Заповедный, что же?.. СЛАЙД № 2.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем уроке?

- Назовите, с какой темой  вы познакомились на последнем уроке? СЛАЙД № 3.

- Давайте вспомним, что мы о лесе уже знаем? СЛАЙД № 4.

-Лес называют «царством деревьев». Какие виды лесов вы знаете?

- Какие растения мы можем встретить в лесу? СЛАЙД № 5.

- С чем вы можете сравнить лес?

- А каких животных мы можем встретить в лесу?  СЛАЙД № 6.

- Легко ли в лесу найти животных?

- Почему?

-Чем для животных является лес?

-Давайте с вами выясним, кто же живет  на каждом из этажей?

-Посмотрите на слайд и прочитайте, как интересно об этом пишет известный русский писатель М.М.Пришвин… СЛАЙД № 7.

Предлагаю выполнить тест, который покажет, как усвоена эта тема. Затем выполните проверку и оцените свои знания (0-1 -ош- «5» ; 2-3 ош.-«4»; 4-5 ош.-«3»;)

У вас на партах лежат карточки. (Приложение №1). Проверим. Работа в парах.

Поменяйся карточкой  с соседом. Он пусть проверит твою, а ты – его. Молодцы! Хорошо справились с заданием! … СЛАЙД № 8, 9.

- Как вы думаете, достаточно ли у вас знаний и представлений по изученной на последнем уроке теме «Лес и его обитатели»? Заполните лист (Самооценка на начальной стадии).

- Предлагаю обобщить ваши ответы…

- Что предлагаете?

- Сформулируйте  тему нашего урока.

-Вспомните и назовите какой большой раздел мы начали изучать на  последнем уроке.

- Предположите, почему  тема урока «лес и его обитатели»  помещена в этот раздел?

- Сформулируйте цель урока

- Предлагаю назвать задачи нашего урока

СЛАЙД № 10.

Физкультминутка

Лес.

О лесе.

Лес и его обитатели.

Лес – это обширная территория, покрытая деревьями и кустарниками.

Хвойные, смешанные, лиственные леса.

Ответы детей.

С лестницей.

С многоэтажным домом.

В лесу высокие деревья образуют верхний ярус,  второй  – ярус низкорослых деревьев, ещё ниже - ярус кустарников, четвертый ярус – кустарнички и травы,  нижний ярус мхи и лишайники.

Ответы детей.

Это не всегда удается сделать.

Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.

Домом, находят пищу.

Ответы детей.

- У птиц, зверьков в лесу есть свои этажи. Насекомые, мыши, кроты, землеройки живут в корнях – в самом низу. Соловьи, тетерева вьют свои гнёзда прямо на земле. Дрозды устраивают свои гнёзда повыше, на кустарниках. Дятел, синица, совы живут в дуплах деревьев. А на самом верху селятся хищники: ястребы, орлы.

Листы с заданиями на партах.

Взаимопроверка.

Лист самооценки

Лес  и его обитатели

Природные сообщества.

           

Ответы детей.

Расширить знания о лесе

Учебные задачи:

- узнать, что такое природное сообщество,

-установить связи между растительным и животным миром леса,

-доказать, что лес это природное сообщество

3. Постановка проблемы

-Многообразен растительный и животный мир леса.  

-Как же  им удается жить рядом и не мешать друг другу?

-Учёные называют лес – природным сообществом.

-А что же такое природное сообщество?

 - Где мы можем найти эту информацию?

-Давайте обратимся к различным источникам: толковому словарю, энциклопедии, учебнику и выясним, что такое природное сообщество…

Работа в группах

1-  группа обращается к толковому словарю, учебнику, интернету

2 -  группа обращается к толковому словарю, учебнику, интернету

- Давайте обобщим полученную информацию из различных источников.

ОБРАТИМСЯ к УЧЕБНЫМ ЗАДАЧАМ,

Давайте порассуждаем!

Вы сказали, что все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других.

Проблемный вопрос.

 

 Ответим на вопрос:  Как они приспособились жить вместе? Как связаны между собой обитатели леса?

Предположения детей…

- Они живут одной семьёй, помогая друг другу.

- Растения являются средой обитания, жилищем для животных.

- Животные питаются растениями.

- С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого.

Заполняют карточки

Природное сообщество – это…

- Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других.

Узнали, что такое – природное сообщество

Все обитатели леса – растения, грибы,  животные, микроорганизмы живут совместно в одних и тех же условиях.

 Животные и растения связаны между собой  в цепи питания. Безусловно,  пищевые связи главные связи в сообществе растений и животных.

Работа над созданием мини – проекта

-Я предлагаю вам решить эту проблему и показать в мини-проекте связи между обитателями леса.

 «Лес - природное сообщество»

Работа в группах.

Командирам проверить готовность, получить задания, обсудить, выводы представить по моей команде.

1 группа – растения леса и цепи питания

2 группа - животные леса и цепи питания

Повторим правила работы в группе

Слайд № 11

- Составьте цепи питания с растениями леса: сосна, дуб, рябина, малина, брусника.

- Составьте цепи питания с  обитателями леса: белка, лиса, ёж, волк, лось, заяц.

Закрепление материала.

Презентация  мини – проекта  (каждая группа представляет свой проект леса, описывая ярусы и цепи питания)

Животные, растения, грибы, бактерии не могут существовать независимо друг от друга. Они живут в совместно. Они приносят пользу друг другу. Поэтому  лес  - это природное сообщество.

- Например, белка запасает себе корм – уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.

- Опавшие листья, сухие веточки постепенно перегнивают под воздействием микробов, бактерий, личинок. Благодаря этому почва пополняется перегноем.

Рефлексия

На какой вопрос искали ответ на уроке?

Как работал класс в целом?

Какую бы оценку дал своей работе в группе?

Оценка работы учащихся и класса  

- Я предлагаю составить  синквейн со словом «лес». Какие ассоциации у вас связаны со словом лес (На доске написано слово «лес»)

(составление синквейна к этому слову)

- Слушая ваши варианты синквейна, я вижу, что вы уже многое знаете о лесе.

Оценка работы учащихся и класса.  

Самооценка

1. Выполнял задание сам/помогали

2. Было трудно/легко

3. Своей работой на уроке я доволен/не доволен

Варианты:

Лес
Красивый, щедрый.
Кормит, защищает, дарит
Лес - наше богатство!
Берегите!

Лес

Прохладный, зеленый

Шумит, питает, защищает

Источник кислорода на земле

Дерево

Итог урока,

 дом. задание.  

Вывод: Лес- это природное сообщество. Его обитатели – растения, животные - живут совместно, тесно связаны между собой.

Домашнее задание:

1. Подготовить сообщение  о лесных жителях нашего края.

Или

2. Составить кроссворд по данной теме

Или

3. Составить памятку «У леса в гостях» (что можно и нельзя делать, отдыхая в лесу),

Самоанализ урока по окружающему миру,

по теме «Лес и его обитатели».

Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира в 3 классе по теме «Лес и его обитатели». Урок открытия новых знаний. Данный урок соответствует  программе «Перспективная начальная школа».        

     

      Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие      уроки.

Цель урока: сформировать представления  детей о природном сообществе - Лес.

Задачи:

  1. Обучающие:
  1. сформировать представление о природном сообществе;
  1. Развивающие:
  1. развивать поисково - информационные умения: работать с учебником, словарём, энциклопедиями, Интернет.
  2. развивать учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
  3. способствовать развитию коммуникативности

       3.  Воспитательные:

  1. формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

Использовалось следующее оборудование: 

 УМК «Перспективная начальная школа»

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир. Учебник, часть 2

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир. Тетрадь для самостоятельной работы № 2

Презентация к уроку.

Карточки для работы в парах и группах.

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Предметные: сформировать у учащихся представление о лесе как природном сообществе;

Личностные УУД: Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Освоение личностного смысла учения, желание учиться 

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Уметь  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя и самостоятельно; следовать режиму организации учебной деятельности; соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, читать вслух и про себя, понимать прочитанное. Выполнение различных ролей в группе, сотрудничество и совместное решение проблемы задачи. Высказывать свою точку зрения на события и поступки.

Познавательные УУД: Уметь определять круг своего незнания. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. Определять, в каких источниках можно найти информацию для выполнения задания. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях. Наблюдать и делать самостоятельные выводы

На уроке были использованы   следующие методы  

-по виду  источника информации:

словесные (беседа на этапе самоопределения,  при подготовке к активизации познавательной  деятельности,  на этапе изучения нового материала, на этапе  рефлексии, при  подведении  итогов урока.)

наглядные  ( при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе  - как сопровождение)

практические  (работа в группах, в парах, работа с учебником, работе со словарем)

-по виду учебной деятельности:

самостоятельная работа (работа в группах, работа в парах,  в тетради на печатной основе, раздаточным материалом).

был использован проблемно-поисковый метод  при работе с составлением меню, работе со словарем)

Формы познавательной деятельности:  групповая (работа парами, группами), коллективная,  индивидуальная. 

 Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому был использован мультимедийный проектор и  компьютерная презентация .

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной  этап  урока  как  здоровье - сберегающая технология  была  включена  физпауза.

 Урок позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать  урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения, приводили примеры из жизни.

На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока.  Учащиеся не боялись дать неправильный ответ. Урок целей достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Лес и его обитатели"

Разработка урока по окружающему миру для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор учебника Н.Ф. ВиноградоваТема: «Лес и его обитатели».Данный  урок разработан и проведен с учетом во...

Конспект интегрированного занятия «Обитатели зимнего леса» с использованием метода игрового моделирования

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя ГПД. Занятие проводилось в 1 классе (VIII вид 1 вариант)На занятии использовалась мультимедийная презентация, что позволило сделать зан...

конспекты занятий"Аквариум и его обитатели"

Жить в согласии с собой, с другими людьми и в гармонии с природой - необходимое условие для счастливой и успешной жизни человека в мире. Любовь к природе - великое чувство, оно помогает человеку стать...

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Я - исследователь" на тему "Сбор информации для проекта "Аквариум и его обитатели".

В течении 2013/2014 учебного года мы с группой ребят 2 Д класса, в рамках внеурочной деятельности, работали над проектом "Аквариум и его обитатели". В ходе работы над проектом мы с ребятами дали откры...

Конспект открытого занятия по предмету "Живой мир" , 1 класс. Тема: "Зима. Зимний лес. Обитатели леса".

Занятие рассчитано для учащихся 1 класса с умственной недостаточностью....

Конспект занятия по окружающему миру "В гости к лесным обитателям" для старшей группы

Данный материал можно использовать на занятии в старшей группе. Он поможет закрепить знания дошкольников о местах обитания зверей....

Конспект урока окружающего мира "Обитатели пресных вод" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Обитатели пресных вод»Цели деятельности учителя: формирование представлений об обитателях пресных водоемов; знакомство с представителями пресных водоемов, их особенностями.Планируем...