урок окружающего мира "Наша страна - Россия"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
урок окружающего мира "Наша страна - Россия" 1 класс система занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_-_kopiya.docx | 33.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Чаплыгина Липецкой области
Урок окружающего мира
по теме:
Наша страна - Россия
1 класс
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Конохова Любовь Александровна
Чаплыгин 2015 г.
Цели:
- формировать представление о разнообразии, богатстве и уникальности природных объектов России, творениях рук российских мастеров и талантливых людях страны, показать многонациональность нашей Родины; учить видеть географические объекты, знать их названия;
- расширять природоведческий кругозор учащихся, развивать произвольное внимание, любознательность, умение работать в группе, стремление к самостоятельному поиску знаний после урока;
- прививать интерес к предмету, содействовать формированию чувства гордости за свою страну; прививать внимательное и бережное отношение к природе России, к ее культурному наследию.
Предметные результаты обучения (УУД):
человек и природа:
ученик научится:
- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; сравнивать объекты природы;
- различать объекты, сделанные руками человека;
ученик получит возможность научиться:
- экологической грамотности;
- описывать природные объекты;
- получать знания топонимики;
человек и общество:
ученик научится:
- понимать, что Россия – многонациональное государство;
- узнает названия народов России, их обычаи и ценности;
ученик получит возможность научиться:
- находить на карте мира Россию (РФ), Москву, регионы России, ее основные географические объекты и достопримечательности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:
учебник «Окружающий мир» 1 класс А.Н. Казаков, Н.Я. Дмитриева; физическая карта России, карта народов России, школьные атласы, карточки с изображением животных, магнитная доска, карточки с названиями географических и природных объектов, карточки для игры в группе, презентация к уроку, раздаточный материал (карточки) для учащихся с основными понятиями урока, книжная выставка, коллекция минералов и украшений с полудрагоценными камнями.
Ход урока:
- Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок:
Форма : классно-коллективная.
Цель: обеспечение мотивации учебной деятельности, обеспечение положительного эмоционального настроя. Выявить познавательные потребности учащихся.
Вид деятельности: конструктивная деятельность учащихся. Эмоциональный настрой на урок.
УУД:
- личностные: формировать положительное отношение к урокам окружающего мира; интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха на уроке;
- регулятивные: учить принимать и сохранять учебную задачу и понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- познавательные: учить понимать информацию, представленную в игровой форме;
- коммуникативные: учиться использовать средства общения для решения коммуникативных задач.
-Давайте подарим друг другу улыбки и начнем урок с хорошим настроением. На уроке наши глаза внимательно смотрят и все видят. Уши чутко слушают и все слышат. Голова ясно работает.
- Работаем старательно, слушаем внимательно. (хором, вместе с детьми)
- Сегодня я вам хочу рассказать необычную историю, которая произошла со мной прошлым летом.
- Я гостила в деревне у бабушки. У бабушки был огромный старый сундук. Однажды бабушка взяла старый ржавый ключ и открыла сундук. Она сказала: «Надо достать оттуда старый ковёр. Пусть на верёвке во дворе повисит, да на солнышке прогреется.» 2 слайд
- Когда мы развесили ковёр на верёвке, я стала разглядывать его. На нём шёлковыми нитями были вышиты поля, леса, реки, города с резными теремами и златоглавыми храмами. «Какой ковёр интересный! Теперь таких не делают”, - подумала я. 3 слайд
- Почисти ковёр, пожалуйста, - попросила бабушка. Я взяла веник и ударила по ковру раз, другой…
- Ой, больно, ой, больно! – громко закричал ковёр. – Ты зачем меня бьёшь? Я ведь не простой ковёр, а волшебный. Я – ковёр-самолёт. Слышала о таком?
- Я очень удивилась. О ковре-самолёте я, конечно, слышала, но видеть такой ковёр мне не приходилось. А ковёр захлопал крыльями, и, приподнявшись с верёвки, закружил по двору.
- Ковер предложил совершить мне путешествие по нашей огромной стране, и я согласилась. Много удивительного и интересного я узнала. И сегодня я вам тоже предлагаю совершить такое путешествие на этом ковре-самолете. Он вас ждет.
- Как любому путешественнику, нам нужна карта. И она у нас на доске.
(на доске прикреплена физическая карта России)
- Основная часть урока:
Форма: классно-коллективная, групповая.
Цель: формировать представление о разнообразии, богатстве и уникальности природных объектов России, творениях рук российских мастеров и талантливых людях страны, показать многонациональность нашей Родины; учить видеть географические объекты, знать их названия; развивать любознательность, умение работать в группе.
Метод обучения и прием: объяснительно-иллюстративный; проблемный вопрос мотивирующего характера; беседа.
Вид деятельности: познавательная, репродуктивная.
УУД:
- личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей; первичное умение оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев; гражданскую идентичность – «Я – гражданин России»; представление о ценности и уникальности природы России;
- регулятивные: учить принимать учебную задачу и контролировать себя при ее выполнении; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; уметь выполнять учебные действия в устной речи, работать в сотрудничестве в группе;
- познавательные: понимать знаки, символы, схемы, карты; понимать заданный вопрос и строить ответ в устной форме; обобщать ранее полученные знания и использовать их в новой учебной ситуации; воспринимать смысл познавательного текста; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям;
- коммуникативные: учиться принимать участие в работе группы, допускать существование разных точек зрения, договариваться и приходить к общему мнению, использовать в общении правила вежливости; использовать средства общения для решения коммуникативных задач.
- Садитесь поудобнее, мы начинаем наше путешествие. За все время мы сделаем несколько остановок.
( названия остановок появляются на слайдах. На экране
рассказ учителя сопровождается презентацией.)
- Наша первая остановка называется « Без конца, без края – вся страна большая!» 4 слайд
-На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она.
- Как называется наша страна? (Россия)
- Россия – самая большая страна на всем белом свете. Ни одно государство в мире не имеет такой громадной территории и такой длинной границы.
- Границы России проходят и по суше, и по воде. Никакая даже самая сильная птица не смогла бы быстро преодолеть такие расстояния. 5 слайд
- Только вдоль сухопутной границы ей пришлось бы лететь без отдыха не меньше двух месяцев! А вдоль морских – лететь птице еще в два раза дольше!
(Комментарии к 6 слайду )
- А как вы думаете, на нашем ковре-самолете нам сколько лететь? ( Наверно, тоже часов 10, но мы совершим наше путешествие за 1 урок)
- Путешественнице и на суше, и на море повстречалось бы на пути шестнадцать разных стран-государств. Вот сколько соседей у России. Ни у кого столько нет! 7 слайд
(рассказ учителя сопровождается показом по карте, на слайде.
Основные географические объекты, их названия и
перевод дублируются на карточках, которые
накладываются в соответствующие места на карте.
У детей на столах раскрыты атласы, учебники с картой России.)
- На западе граница проходит по узкой полоске суши в Баренцевом море, недалеко от города Калининграда. Раньше этот город назывался Кёнигсберг. Он окружен зарубежными странами. 8 слайд
- На юго-востоке границу «проводит» река Амур. 9 слайд
(рассказ заранее подготовленного ученика)
- На языке нивхов, жителей этой части России, «Амур» - «Великая река», с монгольского языка переводится как «Черная река», а на китайском – «Река Черного дракона». В непогоду, при шторме воды этой реки и впрямь черны, дыбятся и бьются о берега. 10 слайд
- А как вы ребята думаете, почему у Амура так много названий?
- На самом Дальнем Востоке граница «плывет» по Тихому океану. На юге и западе границы России проходят по рекам, горам, равнинам, морям.
- Восток России первым встречает новый день и Новый год. Когда в столице России – Москве – середина дня, на дальневосточной границе уже ночь и скоро опять взойдет Солнце. 11 слайд
- Покажите на карте России столицу нашей Родины – город Москву.
(1 ученик)
- Вторая наша остановка – «По морям, по волнам». 12 слайд
- Про реки и озера, про моря и родники России сложено много песен, стихов, поговорок, написаны прекрасные книги.
- Россия – это морская держава, это речной и озерный край. Недаром посмотрите: на карте России так много голубого цвета – цвета воды.
(рассказ учителя сопровождается показом по карте географических
объектов и наложением табличек с
их названиями на карту. На слайдах показаны фотографии,
рисунки тех мест, о которых идет речь.)
- Какая величавая, большая река, о которой поется в песнях, является символом России?
- Правильно. Река Волга – это величайшая река России. 13 слайд
(рассказ заранее подготовленного ученика)
- Некоторые ученые считают, что название «Волга» финского происхождения. Оно означает «Светлая», «Священная». 14 слайд
- Она начинается с маленького родничка, а потом, набирая силу, широко разливается до самого Каспийского моря-озера и впадает в него. Это удивительное море-озеро получило свое название от народа каспии. Народ каспии жил здесь в глубокой древности. 15 слайд
- Сибирская река Енисей – великий транспортный путь. 16 слайд
(рассказ заранее подготовленного ученика)
- Название переводится с тувинского языка как «Большая вода». Енисей – самая многоводная река России.
- А это другая сибирская река – Лена. 17 слайд
(рассказ заранее подготовленного ученика)
- Река Лена, оказывается, к женскому имени никакого отношения не имеет. Это слово переводится с эвенского языка «Елю-Енэ», что значит «большая река».
- А как вы думаете, ребята, зачем нужны реки? Почему реки тоже можно отнести к богатствам России?
- А какие реки Липецкой области и нашего, Чаплыгинского района, вы знаете? 18 слайд
(беседа с учащимися)
- О том, почему реки нашего района так названы, расскажет один из наших учеников. Об этом он узнал из прочитанных книг. 19 слайд
(рассказ подготовленного ученика)
- Озера – тоже важная часть природы. Озер в России почти четыре миллиона, столько же, сколько взрослых жителей в Санкт-Петербурге. И среди озер у нас есть самые-самые.
- Озеро Байкал самое глубокое в мире. Вода в нем самая чистая и прозрачная. 20, 21 слайды
- Третья наша остановка - «По лесным дорожкам». 22 слайд
- Россия – самая лесная страна в мире: половина всей земли покрыта лесом. Лес – это гигантский дом. 23 слайд
- Давайте вспомним, для чего и для кого лес является домом.
- Какие ярусы есть в лесу? 24 слайд
-Какие виды лесов вы знаете? Почему они так названы? 25 слайд
- В Липецкой области много лесов. 26 слайд
- Ребята, а кто из вас бывал в наших лесах? Что вы видели, что интересного запомнили? Расскажите.
(беседа с учащимися)
Динамическая пауза
(проводит подготовленный ученик)
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
(Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
(Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
(Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
(Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть.
(Дети садятся за парты.)
- Предлагаю вам игру «Угадай-ка!». У каждой из двух групп на столах лежат рисунки животных леса и тексты с описанием какого-либо из этих лесных животных. Все вперемешку. Каждая группа по очереди зачитывает текст о животном, остальные группы смотрят, нет ли у них изображения этого животного. За правильно угаданное животное группа получает балл. В конце игры подсчитаем баллы. Обязательно скажите, в каком лесу какое животное можно встретить.
- Перед тем, как дать ответ, обсудите его, посоветуйтесь в группе.
( волк, лиса, глухарь, рысь, кабан, тигр)
-Четвертая остановка – «Природа – мать богатства, а труд – его отец». 27 слайд
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Чтобы воспользоваться богатствами природы человек должен трудиться.
- Только настоящим мастерам открывает свои тайны природа!
- В природных кладовых России – несметные сокровища! 28 слайд
- В какую сторону ни пойдешь – везде свой клад. Редкие руды, драгоценные камни, золото. А еще нефть, уголь, горючий газ, источники с минеральной водой… Столько всего, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Богатства эти спрятаны в лесах, в морях, в болотах, в горах, глубоко-глубоко в земле. Природные хранилища называют недрами, а клады, которые они таят, - полезными ископаемыми. 29 слайд (загадки о полезных ископаемых)
- Но чтобы найти что-то стоящее, надо знать, где искать. Алмазы, к примеру, чаще всего встречают рядом с «уснувшим» вулканами Дальнего Востока и в Сибири. Зелененькие малахиты – вблизи медных месторождений на Урале рядом с речкой, где в почве много мела. 30 слайд
- А на берег Балтийского моря волны выбрасывают янтарь. Это окаменевшая смола древних хвойных растений. Латыши, западные соседи россиян, называют Балтийское море – Дзинтари, что означает – Янтарное… 31 слайд
- По всему миру славятся мрамор и гранит из Карелии. Ими облицовывали дворцы российских царей, украшали дома, отделывали набережные столичных городов. 32 слайд
- Остановка пятая – «Охранная грамота» на всех зверей, или У каждой мышки – свой домишко». 33 слайд
- Вы уже знаете о том, что в России живет великое множество разных животных. Мудрая природа устроила так, что все они могут найти себе «и стол, и дом». Природа наделила каждого зверя, птицу, рыбу своими привычками, умениями и «хитростями».
- Посмотрите, из названий животных, населяющих Россию и страны ближнего зарубежья, можно составить Азбуку в картинках.
- Прочитаем эту Азбуку. 34,35 слайды
- Каких букв не хватает в нашей азбуке? Попробуйте дома подобрать к пропущенным буквам названия животных, сделать рисунки и продемонстрировать свои работы в классе. (буквы З, И, К, Л, М, Н, О, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я)
- Люди поняли, что природа нуждается в защите и охране, и стали принимать меры, чтобы сохранить все живое. На территории России открыто несколько десятков заповедников. 36 слайд
- Кто из вас, ребята, знает, что такое заповедник?
- Краткий рассказ заранее подготовленных учащихся о некоторых заповедниках России с показом иллюстраций на слайдах.
( Астраханский и Баргузинский заповедники) 37, 38 слайды
- В Липецкой области тоже есть заповедные места. 39-46 (рассказ учителя)
- Шестая наша остановка называется «Чудеса в решете». 47 слайд
- Россия – край особенный, сказочный. Но есть в ней такие места, которые из всех сказок – сказки, из всех диковин – диковины.
- Глубокое прозрачное озеро Светлояр лежит в заволжских лесах, точно волшебное зеркальце. 48 слайд
- Старые люди говорят, что в определенное время года можно слышать со дна озера колокольный звон церкви древнего прекрасного града Китежа. В одной из легенд об этом городе говорится, что во время нападения врагов, этот непокорный город скрылся в светлых водах озера со всеми своими жителями. Самое удивительное, что вода из этого озера в чистом сосуде не портится несколько месяцев. Загадку озера изучают ученые… 49 слайд
- В Карелии на небольшом островке Онежского озера находится архитектурный заповедник Кижи. 50 слайд
- В этом заповеднике есть деревянная церковь, которую построил неизвестный российский мастер. На церкви 22 купола, и ни один не повторяется по отделке. Церковь как будто бы воздушная, кружевная. Называется Преображенская. И трудно поверить, что сделана она с помощью топора и долота. 51 слайд
- Краткий рассказ учителя о чудесах Уральских гор с показом фотографий, слайдов. 52, 53 слайды
(по книге Т.А. Кудрявцевой «Я живу в России»)
- В сказке Павла Петровича Бажова «Каменный цветок» хозяйка горы показывала мастеру Даниле природные богатства Урала и дивный каменный цветок, сделанный из драгоценного камня. 54 слайд, отрывок из фильма-сказки
(демонстрация коллекции минералов и украшений
с полудрагоценными камнями)
- Седьмая наша остановка «Каково полотно – такова и строчка». 55 слайд
( показ слайдов о русском народном прикладном творчестве)
- Россияне – люди разных национальностей. У них разные обычаи, национальные костюмы, песни, языки. Представляете, что происходит, когда все эти люди берут в руки краски, нитки с иголками и всякие мастеровые инструменты? Все россияне – умельцы. Все – мастера. 56 слайд
- Краткий рассказ учителя с показом слайдов (по книге Т.А. Кудрявцевой «Я живу в России»). 57-58 слайды
- Краткий рассказ учителя с показом слайдов о мастерах земли Липецкой. Об экскурсии в Центр Туризма в городе Чаплыгине. 59-65 слайды
- Ребята, а что вы помните из этой экскурсии? Что было для вас интересно?
- И в нашем классе есть умельцы. Посмотрите, какие работы представлены на нашей выставке.
(демонстрация выставки детских работ)
- И, наконец, наша последняя – восьмая остановка – «Набралось гостей – со всех волостей!». 66 слайд
- Российское государство всегда было сильным. А знаете почему? Потому что все народы, населяющие Россию, дружили! 67-68 слайды
- В России живет множество разных народов. Семья российских народов – это и славяне, и татары, и башкиры, и чуваши, и ингуши, и удмурты, и мордва, и чукчи, и тувинцы… 69 слайд
(рассказ сопровождается показом слайдов с изображением
людей в их национальных костюмах)
- Существует много пословиц и поговорок, связанных с дружбой народов.
- Какие пословицы вы знаете или слышали?
(беседа с учащимися)
- Народы России мудры, талантливы – посмотрите, сколько сказок создано, легенд, песен, пословиц и поговорок. В них – история самих этих народов. Все творчество собрано в одну копилку. Эта копилка – народная культура. Она подарила миру множество великих писателей, композиторов, музыкантов, артистов. России есть кем гордиться!
- Перед вами выставка книг для детей. Здесь и РНС, и сказки народов России, и книги с пословицами и поговорками. И много-много других интересных книг, которые мы будем с вами читать в этом году. К тому же 2015 год – это год литературы в России.
- В нашем классе тоже есть ученик, который, в рамках мероприятий, посвященных году литературы, занял призовое II место в детском Всероссийском конкурсе проба пера в номинации «Мое первое стихотворение».
(демонстрация книжной выставки и
фото детского конкурса)
- Итог урока. Рефлексия.
Форма: классно-коллективная. Беседа по вопросам. Рефлексия.
Цель: обеспечить формирование адекватной самооценки.
УУД:
- личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей;
- регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
- познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- коммуникативные: адекватно использовать средства устного общения.
- Итак, наше путешествие по родной стране на удивительном ковре подошло к концу. 70 – 71 слайды
- Мы немного устали, но за время путешествия так много узнали.
- Что из услышанного сегодня на уроке вам больше всего запомнилось?
- Что вас удивило?
- Что вы можете сказать о нашей стране? Что расскажете дома?
- А завершить наш урок я хотела бы словами Александра Прокофьева:
Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух слова произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имен назвать одно – Россия.
72 слайд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "Страна городов" 4 класс УМК "Школа России"
На уроке предлагается работать в группах.Три группы получают разные задания и должны представить один из городов Древней Руси по определённому плану.Новгород, Киев, Москва....
Презентация к уроку окружающего мира.Тема "Россия-любимая наша страна"
Презентация к уроку окружающего мира....
Конспект урока окружающего мира "Страна, открывшая путь в космос" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя: · формирование знаний о первом полете в космос;· формирование представлений...
Конспект урока окружающего мира «Страны мира» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Плани...
Технологическая карта урока окружающего мира «Страна городов» 4 класс УМК «Школа России»
Цель урока: формирование представления о Древней Руси; познакомить с достопримечательностями Древнего Киева и Великого НовгородаЗадачи урокаДидактические:Познакомить с достопримечательностями Др...
Технологическая карта урока окружающего мира "Страна городов" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тема урока «Страна городов»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний об облике и жизни Древнерусских городов и знакомство учащихся с архитектурными пам...
Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...