РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Учебный план для обучающихся 3 классов по окружающему миру разработан на основе следующих нормативных документов:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом МО и Н Российской Федерации от 06.10. 2009 г. № 373);
- Основной образовательной программы ФГОС начального общего образования МБОУ «Гимназия №2 им. М.Вахитова»;
- Примерной программы по «Окружающий мир» А.А.Плещакова, М.Ю.Новицкой (Образовательная система «Перспектива» », Москва, «Просвещение», 2011 г.;
- Локального акта образовательного учреждения (Положение о разработке и утверждении рабочих программ по предметам);
- Учебный план МБОУ «Гимназия №2 им. Мулланура Вахитова» на 2015-2016 учебный год.
Для реализации Рабочей программы используется учебник А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1,Ч.2- М.: Просвещение, 2011. УМК «Перспектива». Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту по окружающему миру. Учебник включён в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2015/2016 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 331.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
НафиковойЛандыш Хопбулловны
по окружающему миру на 2015/2016 учебный год
План составлен согласно Программе "Перспектива", А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая ,"Просвещение"2012г.
Предмет | Класс | Всего кол-во часов | Кол-во часов в неделю | Количество | Автор ученика, год издания | ||||
Контр. работ | Заче-тов | Тестовых заданий | Лабор., практич. работ | Экскур-сии | А.А. Плешаков, М.Ю Новицкая. «Окружающий мир»2012г. | ||||
Окружаю-щий мир | 3Б | 70 | 2 | 2 | - | 2 | 10 | 4 |
Методическая тема на 2015/2016 учебный год
Городская | Школьная | Учителя |
Непрерывный процесс развития педагогических работников как стратегический ориентир методической работы в реализации ФГОС и повышении качества образования. | Формирование и развитие творческого потенциала субъектов образовательного процесса гимназии в условиях реализации ФГОС начального общего (НОО) и введения ФГОС основного общего образования (ООН). | Развитие творческой активности учащихся через инновационные технологии на уроках татарского языка и литературы |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
На заседании МО Заместитель директора Протокол от 27.08.2015 г. № 1 ______________/ Н.М.Салимзянова/
Руководитель МО ___________ / Нафикова Л.Х./ подпись (Ф.И.О.)
подпись (Ф.И.О.)
Пояснительная записка
Учебный план для обучающихся 3 классов по окружающему миру разработан на основе следующих нормативных документов:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом МО и Н Российской Федерации от 06.10. 2009 г. № 373);
- Основной образовательной программы ФГОС начального общего образования МБОУ «Гимназия №2 им. М.Вахитова»;
- Примерной программы по «Окружающий мир» А.А.Плещакова, М.Ю.Новицкой (Образовательная система «Перспектива» », Москва, «Просвещение», 2011 г.;
- Локального акта образовательного учреждения (Положение о разработке и утверждении рабочих программ по предметам);
- Учебный план МБОУ «Гимназия №2 им. Мулланура Вахитова» на 2015-2016 учебный год.
Для реализации Рабочей программы используется учебник А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1,Ч.2- М.: Просвещение, 2011. УМК «Перспектива». Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту по окружающему миру. Учебник включён в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2015/2016 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Готовит поколение нравственно и духовно зрелых, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико – ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно- следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирован6ия у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей- умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты .
Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка на основе учёта его жизненного опыта: опыта сельской жизни с естественно – природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с разнообразными источниками информации.
Цели и задачи курса
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлен на достижение следующих целей:
1.Формирование целостной картины мира.
2. Осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.
В единый курс «Окружающий мир» интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности. Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Основные учебно-воспитательные задачи курса - это прежде всего:
- Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: опыта сельской жизни — с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни — с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации.
- Последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений — работы с научно-популярной, справочной литературой.
- Проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений.
- Изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин.
- Воспитание у школьников бережного отношения к объектам Природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе.
- Охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ ««Гимназия №2 имени М. Вахитова» на изучение предмета литературное чтение в 3 классе отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недели согласно годовому календарному учебному графику, всего 70 часа в год.
Результаты изучения предмета
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные, предметные результаты.
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родины, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, умение работать в материальной и информационной среде.
Предметные результаты
Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире, освоение доступных способов изучения природы и общества(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в природной и социальной среде.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии предмета определены в соответствии с тематикой и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Радость познания» ,»Мир как дом» , «Дом как мир», «В поисках Всемирного наследия».
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работы с научно – популярной, справочной литературой.
Изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях.
Воспитание у школьников бережного отношения к объектам Природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе.
Охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Содержание курса
Младший школьник в окружающем мире. Младший школьник и особенности его возраста. Семья. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Восприятие красоты окружающей природы; правила поведения в природе. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе.
Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, интернет).
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела и жизнедеятельности человека: ощущения, дыхание, питание и др. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре и др.). Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях.
Человек – член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг об окружающем мире.
Родной край. Родной город (село): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (область, республика и др.).
Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3 – 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказания погоды. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.
Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко наблюдаемые свойства веществ. Наблюдение разных состояний воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Почва, ее значение для жизни.
Растения: разнообразие, внешнее строение (части растения), условия жизни (краткая характеристика). Деревья, кустарники, травы (наблюдения в окружающей местности, сравнение). Дикорастущие и культурные растения (различение). Человек и растения: понимание ценности растений для жизни человека, охрана растительного мира.
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).
Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); названия 2-3 представителей каждой группы, обитающих в данной местности, особенности их внешнего вида, питания, размножения. Дикие и домашние животные (различение). Человек и животные: понимание ценности животных для жизни человека, охрана животного мира. Взаимосвязи растений и животных (общее представление).
Природные сообщества родного края (2-3), их охрана. Участие в элементарной экологической деятельности.
Особенности труда людей родного края. Наблюдения труда людей разных профессий. Важные сведения из истории родного края.
Родная страна – Россия. Россия — наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.
Природа нашей Родины. Природные зоны России (2-3), охрана природы различных зон. Красная книга России (отдельные представители растений и животных).
Конституция России. Права гражданина России. Права ребенка. События, происходящие в стране.
Народы, населяющие Россию (2-3): культура, национальные обычаи, характерные особенности быта.
Москва – столица России (названия достопримечательностей, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте.
История Отечества. Знакомство с понятиями: история, историческое время, век. Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация.
Планета людей. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте).
Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода и др. Осознание природы как важнейшего условия жизни человека. Понимание зависимости между деятельностью человека и состоянием природы; оценка воздействия человека на природу (положительное и отрицательное).
Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте).
Смысловым стержнем программы 3 класса явится проблема жизненных циклов в существовании растений и животных, в бытии человека. На уровне, доступном пониманию младшего школьника, будет показана тонкая грань между живым и неживым.
Вначале будет дано представление об общей системе мироздания: планеты и звезды; Земля и Солнце; Луна и ее роль как спутника Земли — и введены понятия о телах и веществах, жидкостях и газах, их основных свойствах, роли в природе и жизни человека.
На этой основе будут показаны условия жизни на Земле: вода, воздух, свет, тепло, взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой. Как единый ДОМ предстанут перед ребенком и целое мироздание, и отдельные экосистемы на Земле. Будут прослежены жизненные циклы животных в разных средах обитания: в лесу, на лугу, в водоеме, горах; показан процесс развития живых существ, ведущих как одиночный образ жизни, так и общественный. Одновременно будут вводиться правила поведения в разных природных средах с целью обеспечения безопасности жизни природы и человека.
Как особый уровень культурной организации жизненного цикла будет представлен круг жизни человека в традиционной семье от рождения до кончины. При этом будет раскрыта двуединая сущность человека: 1) человек как живой организм; основные системы органов человека, их роль в организме; 2) человек как духовное существо, обладающее волей и правом выбора на основе освоения базовых культурных ценностей: здоровый образ жизни, нравственные ценности материнства, отцовства, детства, старости; моральные нормы, права и обязанности в семье, школе и общественных местах. Будут введены правила противопожарной безопасности.
Итог программы — мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре.
Учебный материал распределён по разделам:
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Радость познания. | 11 часов |
2. | Мир как дом. | 25 часа |
3. | Дом как мир. | 26 часа |
4. | В поисках Всемирного наследия. | 8 часов |
Всего | 70 часов |
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу третьего года обучения.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать
- название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники.
- основные свойства воздуха, воды;
- условия, необходимые для жизни живого существа;
- правила охраны и укрепления здоровья;
- правила дорожного движения;
уметь
- определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).
- различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- использовать термометр для измерения температуры воздуха;
- устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;
- применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;
- выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;
- рассказывать о родном крае, родной стране, столице.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Изучаемый раздел, тема учебного материала 70ч. | Колич. часов | Календар. срок | Фактич. Срок | Формирование универсальных учебных действий | Планируемые результаты | Контроль-но- измеритель-ные материалы | |
«Радость познания» “Танып белү шатлыгы”. (11 часов) | ||||||||
1. | Свет знания. Гыйлем нуры. | 1 | 01.09. . | Личностные: основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Знать пословицы о силе человеческого ума и знаний; уметь привести примеры того, как изобретения изменяют жизнь современного человека; самостоятельно формулировать вопросы о природе или жизни общества и с какой целью. | Фронталь-ный | ||
2. | Как изучают окружающий мир. Практическая работа. Практик эш. Әйләнә-тирә дөньяны ничек өйрәнәләр | 1 | 02.09. . | Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Уметь характеризовать методы исследования; знать основные приборы, инструменты и оборудование. Способы исследования, наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, инструменты, лабораторное оборудование | Индивиду-альный | ||
3 | Книга – источник знаний. Китап-белем чыганагы. | 1 | 08.09. . | Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Знать особенности расположения сведений в изданиях справочного характера; уметь разыскать сведения в справочнике, словаре, путеводителе; уметь представить книгу, указав её автора и название. | Индивидуаль-ный. | ||
4 | Отправимся на экскурсию. Экскурсия гә киттек. (“Түбән Кама” милли паркы) | 1 | 09.09. . | Личностные: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | По рисункам учеб-ника определять на-стоящее, прошлое и будущее, выделять приметы времени. | Фронталь-ный. | ||
5 | О чём рассказывает план? План нәрсә турында сөйли. | 1 | 15.09. . | Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. | Научиться различать условные обозначения на плане, изучить и уметь читать план своего села, характеризовать планы, уметь начертить простейший план и указать на плане путь от дома до школы. | Текущий. | ||
6 | Планета на листе бумаги. Планета кәгазь битендә. | 1 | 16.09. . | Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. | Научиться сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, читать карту по условным обозначениям на ней, показывать на глобусе и карте материки и океаны, различать на карте разные формы земной поверхности. | Индивиду- альный | ||
7 | Страны и народы на политической карте мира. Дөньяның сәяси картасында илләр һәм халыклар | 1 | . 22.09. | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.. | Знать отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой; уметь на карте разыскать ту или иную страну, показывать, показывать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны; уметь соотнести название страны с названием языка и наоборот; в справочной литературе найти информацию о составе населения страны, особенностях культуры. | Фронталь-ный. | ||
8 | Путешествуя, познаём мир. Экскурсия. Экскурсия. Сәяхәт итеп, дөньяны өйрәнәбез. | 1 | 23.09. . | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Знать и соблюдать правила ответственного туризма; уметь поставить цель путешествия; соотнести личные интересы с интересами своих спутников; найти необходимые сведения для определения маршрута; уметь вести дневник путешествия и оценить его результаты. | Фронталь-ный | ||
9 | Транспорт. Транспорт. | 1 | 29.09. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Знать и соблюдать правила пользования личным и общественным транспортом; уметь систематизировать транспорт по видам; определить виды транспорта; рассказать сюжет из истории одного из видов транспорта, об изобретателях, учёных. | Фронталь-ный | ||
10 | Средства информации и связи. Мәгълүмәт һәм элемтә чаралары | 1 | 30.09. | Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельнос-ти, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: задавать вопросы. | Знать номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части; уметь правильно написать адрес на почтовом конверте; различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации. | Текущий | ||
11 | Праздник «Книга – источник знаний». Кичә “Китап-белем чишмәсе.” | 1 | 06.10. | Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Знать особенности работы в библиотеке. Уметь оформлять альбом по впечатлениям после экскурсии. | Фронталь-ный. | ||
«Мир как дом» “Дөнья йорт кебек”. (25часов) | ||||||||
12 | Мир природы в народном творчестве. Халык иҗатында табигать дөньясы. | 1 | 07.10. . | Личностные: основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Знать, что наши предки чувствовали единство с миром природы, понимали взаимосвязь природы и людей и отражали это в своём творчестве; уметь находить образ единого мира-дома в произведениях народного творчества своего края. | Индивиду-альный | ||
13 | Из чего состоит всё. Практическая работа. Практик эш. Һәммәсе нәрсәдән тора. | 1 | 13.10. | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Научиться различать природные объекты, характеризовать их отличительные свойства, группировать природные объекты по их отличительным признакам, приводить примеры веществ, описывать их, ставить опыты. | Индивидуальный | ||
14 | Мир небесных тел. Күк җисемнәре дөньясы. | 1 | 14.10. . | Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | Научиться характеризовать Солнце как ближайшую к нам звезду, понимать значение Солнца для всего живого, характеризовать отличия звёзд и планет, знать строение Солнечной системы и названия планет, извлекать из различных источников информацию о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения. | Фронталь-ный | ||
15 | Невидимое сокровище. Практическая работа. Практик эш. Күзгә күренми торган хәзинә. | 1 | 20.10. | Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: задавать вопросы. | Научиться характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере, ставить опыты по изучению свойств воздуха, осознавать значение воздуха для людей, животных и растений; | Индивиду-альный | ||
16 | Как сохранить воздух – наше невидимое богатство. Һаваны саклау. | 1 | 21.10. | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. | Уметь извлекать из источников дополнительную информацию о свойствах воздуха и его значении, делать доклады. | Текущий | ||
17 | Самое главное вещество. Иң кирәкле матдә. | 1 | 27.10. . | Личностные: основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Уметь показывать на карте водные объекты; извлекать из источников дополнительную информацию о воде, её свойствах и её значении, делать доклады. | Фронталь-ный | ||
18 | Свойства воды, круговорот воды в природе. Практическая работа. Практик эш. Суның үзлекләре, табигатьтә су әйләнеше. | 1 | 28.10. .. | Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: задавать вопросы. | Уметь характеризовать свойства воды; понимать значение круговорота воды для живых организмов; ставить опыты по изучению свойств воды. | Индивидуальный | ||
19 | Почему вода бывает святой. Практическая работа. Практик эш. Чишмәләр. Изге чишмәләр. | 1 | 10.11. | Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Уметь извлекать из источников дополнительную информацию о воде и её значении, делать доклады. | Фронталь-ный | ||
20 | Природные стихии в народном творчестве. Халык иҗатында табигать көчләре. | 1 | 11.11. . | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Знать несколько загадок об огне, о воде и воздухе; уметь найти и характеризовать образы этих стихий в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества, сочинять свои собственные загадки об огне, о воде и воздухе. | Индивиду-альный | ||
21 | Кладовые земли. Практическая работа. Практик эш. Җир хәзинәләре. | 1 | 17.11 . | Личностные: установка на здоровый образ жизни. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет | Научиться различать по внешнему виду минералы и горные породы; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека, наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых; извлекать из источников дополнительную информацию о полезных ископаемых, делать доклады. | Индивиду-альный | ||
22 | Чудо под ногами. Практическая работа. Практик эш. Аяк астындагы могҗиза. | 1 | .18.11. | Личностные: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Научиться характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы; извлекать из источников дополнительную информацию о строении почвы, способах формирования почвы, делать доклады. | Фронталь-ный | ||
23 | Как уберечь землю – нашу кормилицу Туфракны саклау. | 1 | 24.11. | Личностные: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии споставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: основам смыслового чтения художественных и познава-ельных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Научиться характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы; извлекать из источников дополнительную информацию о строении почвы, способах формирования почвы, делать доклады. | Индивиду-альный | ||
24 | Мир растений. Үсемлекләр дөньясы. | 1 | 25.11. | Личностные: чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Научиться различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные растения, приводить примеры растений каждой группы, выделять их отличия; понимать значение растений для формирования атмосферы и для питания животных и человека, приводить примеры использования растений в хозяйственной жизни людей. | Индивиду-альный | ||
25 | Плодородная земля и растения в народном творчестве. Халык иҗатында уңдырышлы җир һәм үсемлекләр. | 1 | 01.12. | Личностные: основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Знать загадки о земле и растениях; уметь найти и охарактеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества; сочинять свои собственные загадки о земле и растениях. | Фронталь-ный | ||
26 | Мир животных. Хайваннар дөньясы. | 1 | 02.12. | Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: задавать вопросы. | .Научиться различать животных разных групп по их признакам и месту обитания; описывать внешний вид изучаемых животных, характеризовать способы размножения животных разных групп; понимать роль животных в природе и жизни человека; извлекать из источников дополнительные сведения о представителях фауны, делать доклады, обсуждать полученные сведения. | Фронталь-ный | ||
27 | Образы животных в народном творчестве. Халык иҗатында хайваннар образы. | 1 | 08.12 | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. | Знать загадки о животных; уметь найти и охарактеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества; сочинять свои собственные загадки о животных. | Фронталь-ный | ||
28 | Невидимые нити в живой природе Терек табигатьтә күзгә күренми торган җепләр. | 1 | 09.12. | Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Знать основные группы животных по способу питания и способа защиты от врагов; понимать цепи питания как способ организации сообщества живых организмов. | Фронталь-ный | ||
29 | Контрольная работа по теме «Невидимые нити в живой природе» Контроль эш. Терек табигатьтә күзгә күренми торган җепләр. | 1 | 15.12. | Знать основные группы животных по способу питания и способа защиты от врагов; понимать цепи питания как способ организации сообщества живых организмов. | К.р. | |||
30 | Работа над ошибками. Лес – волшебный дворец. Хаталар өстендә эш. Урман-тылсымлы сарай. | 1 | 16.12. . | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Научиться характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ, извлекать из источников дополнительную информацию. | Фронталь-ный | ||
31 | Луг – царство цветов и насекомых. Болын-чәчәкләр һәм бөҗәкләр патшалыгы | 1 | 22.12 . | Личностные: установка на здоровый образ жизни. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет | Научится характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого, характеризовать круговорот веществ в экосистеме луга, описывать роль насекомых в размножении растений, извлекать из источников дополнительную информацию. | Фронталь-ный | ||
32 | Водоём – дом из воды. Экскурсия. Экскурсия. Сулыклар ул –судан ясалган йорт. | 1 | 23.12. . | Личностные: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Научиться характеризовать водоём как пример единства живого и неживого, как природное сообщество, рассматривать роль каждого из живых существ в круговороте веществ в водоёме. | Фронталь-ный | ||
33 | Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков. Якташларыбыз иҗатында туган як табигате. | 1 | 12.01. | Личностные: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии споставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Уметь извлекать из источников дополнительную информацию о природных сообществах и их значении, делать доклады | Индивиду-альный | ||
34 | Как сохранить богатства природы. Табигать байлыкларын ничек сакларга | 1 | 13.01. . | Личностные: чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | Знать о взаимосвязи всего живого и неживого в природных сообществах; осознанно выполнять правила поведения в природной среде; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли. | Индивиду-альный | ||
35 | Охрана природы в культуре народов России и мира. Тест. Тест. Россия һәм бөтендөнья мәдәниятында табигатьне саклау. | 1 | 19.01. | Личностные: развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. | Знать пословицы о необходимости бережного отношения человека к природе; осознанно выполнять правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли; творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно–прикладного творчества для изготовления плакатов, призывающих взрослых и детей к охране природного мира. | Тест | ||
36 | Охрана природы родного края Туган як табигатен саклау. | 1 | 20.01. | Личностные: установка на здоровый образ жизни. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет | Знать пословицы о необходимости бережного отношения человека к природе; осознанно выполнять правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли; творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно–прикладного творчества для изготовления плакатов, призывающих взрослых и детей к охране природного мира | Фронталь-ный | ||
«Дом как мир» “ Йорт дөнья шикелле”. (26 часа) | ||||||||
37 | Родной дом – уголок Отчизны. Туган йорт-Ватан почмагы. | 1 | 26.01. | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. | Знать разные значения слова «мир»: знать и соблюдать правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми; стремиться принимать участие в посильных общественных делах и праздниках. | Индивиду-альный | ||
38-39 | Свой дом – свой простор. Тепло родного дома. Үз өемдә-үз түрем. Туган өй җылысы. | 2 | 27.01 02.02. | Личностные: установка на здоровый образ жизни. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет | Знать роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного внутреннего устройства дома; выделять общее и различное в их назначении в семейной жизни. | Текущий. | ||
40 | В красном углу сесть - великая честь. Кызыл почмактагы урын –зур хөрмәт билгесе. | 1 | .09.02. | Личностные: основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Знать роль и назначение красного угла в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного почётного места во внутреннем устройстве дома; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье. | Фронталь-ный | ||
41 | Побываем в гостях. Проект «Юный краевед» Кунакта булу Проект “Яшь краевед” | 1 | 10.02. . | Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: задавать вопросы. | Знать традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях; уметь сопоставить между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов своего края; уметь сопоставлять между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов России и мира; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье. | Индивиду-альный | ||
42 | На свет появился – с людьми породнился. Нәсел-нәсәп, туганнар. | 1 | 16.02. | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет . | Знать терминологию родства в применении к членам своей семьи; уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи; понимать, каково различие между терминами родства и свойства, в чём различие между кровным родством и родством духовным. | Индивиду-альный | ||
43-44 | Родословное дерево. Родословное дерево моей семьи. Нәсел агачы. Гаиләмнең нәсел агачы. | 2 | 17.02. 23.02. | Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Знать два способа составления родословного древа и чем они отличаются друг от друга; уметь строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения; осознавать ценность документов из семейного архива, а также ценность семейных реликвий, необходимость их сохранения и передачи от одного поколения к другому. | Фронталь-ный | ||
45 | Муж и жена – одна душа. Ир белән хатын – бер бөтен. | 1 | 24.02. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Знать пословицы и сюжеты народных сказок о верных, любящих супругах; уметь творчески выразить представления о крепости супружеского союза; стремиться поздравить своих родителей во Всероссийский день семьи, любви и верности. | Текущий. | ||
46 | Святость отцовства и материнства. Ата һәм ана булуның изгелеге. | 1 | 01.03. | Личностные: установка на здоровый образ жизни. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет | Знать пословицы и сюжеты народных сказок о родительской любви к детям и о почтении детей по отношению к родителям; уметь творчески выразить представления о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, спектакле; стремиться проявлять уважение к своим родителям. | Текущий. | ||
47 | Моё имя – моя честь. Исемем-йөз аклыгым. | 1 | 02.03. | Личностные: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Использование различных источников для получения нужной информации. | Текущий. | ||
48 | Добрые дети – дому венец. Яхшы балалар – өйнең таҗы. | 1 | 05.03. | Личностные: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Знать пословицы и сюжеты народных сказок о добрых, умелых, умных, смелых, заботливых детях; знать значение своего имени. | Текущий. | ||
49 | Изготовление рукодельных подарков для младших и старших членов семьи. Гаиләнең кечкенә, өлкән членнары өчен кулдан бүләк әзерләү. | 1 | 09.03. | Личностные: чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | Знать, что выше всего ценятся подарки, сделанные своими руками. Уметь делать приятное своим родным. | Фронталь-ный | ||
50 | Детские игры – школа здоровья. Балалар уеннары – сәламәтлек мәктәбе. | 1 | 15.03. . | Личностные: развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. | Знать народные игры, уметь определять их значение в своём развитии детей; понимать смысл игры; уметь описать правила игры и организовать её в среде сверстников. | Текущий. | ||
51 | Строение тела человека. Кеше тәненең төзелеше. | 1 | 16.03. | Личностные: установка на здоровый образ жизни. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет | Научиться характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; понимать важность для человека знания работы своих внутренних органов; извлекать из источников дополнительную информацию, делать и обсуждать доклады. | Текущий. | ||
52 | Как работает наш организм. Практическая работа.«Измерение частоты пульса» Безнең организм ничек эшли. Практик эш. “Пульс санау” | 1 | 30.03. . | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. | Научиться характеризовать функционирование основных систем организма человека; рассказывать об их работе, пользуясь схемами; измерять пульс в ходе практической работы | Фронталь-ный | ||
53 | Что такое гигиена. Практическая работа. «Уход за зубами» Нәрсә ул гигиена. Практик эш. “Тешләрне чистарту” | 1 | 05.04. . | Личностные: основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Научиться характеризовать основные правила гигиены; моделировать в ходе практической работы ситуации по соблюдению правил гигиены; сопоставлять гигиенически правильный и неправильный образ жизни. | Текущий. | ||
54 | Наши органы чувств. Безнең сизү органнары. | 1 | 06.04. . | Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: задавать вопросы. | Научиться характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире; рассказывать о строении органов чувств, пользуясь рисунками и схемами; соблюдать гигиену органов чувств. | Текущий. | ||
55 | Школа первой помощи. Практическая работа. «Измерение температуры тела» Беренче ярдәм мәктәбе. Практик эш. “Тән температурасын үлчәү.” | 1 | 12.04. . | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. | Запомнить номера телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим людям первую помощь, измерять себе температуру, моделировать своё поведение в экстренных ситуациях | Фронталь-ный | ||
56 | Здоровью цены нет. Сәламәтлек- иң зур байлык. | 1 | 13.04. | Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Знать народные правила и традиции здорового образа жизни; уметь применять их в своей повседневной жизнедеятельности; понимать триединство, заложенное в понятии «здоровье»; уметь объяснять нравственный смысл этого триединства, необходимый для само-воспитания; проявлять уважительное, внимательное и милосердное отношение к инвалидам. | Текущий. | ||
57 | Дом не велик, а стоять не велит. Өең тар булса да,күнелең киң булсын. | 1 | 19.04. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Знать народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; уметь применять эти правила в своей повседневной жизнедеятельности; знать и выполнять правила этикета за столом; проявлять уважительное, благодарное отношение к хлебу и кормильцам в семье. | Текущий. | ||
58 | Семейный бюджет. Гаилә бюджеты. | 1 | 20.04. | Личностные: установка на здоровый образ жизни. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет | Понимать, каковы составные части семейных доходов и расходов; уметь посчитать сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период; знать факты из истории денег, типы денежных единиц РФ разного достоинства. | Текущий. | ||
59 | Мудрость старости. Картлының зирәклеге.. | 1 | 26.04. | Личностные: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распоз-навания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Знать пословицы и сюжеты народных сказок, которые демонстрируют мудрость людей пожилого возраста; уметь словесно выразить своё впечатление от образа старого человека в произведениях живописи, спектакле. | Фронталь-ный | ||
60 | Путешествие к А.С. Пушкину. Пушкинга сәяхәт. | 1 | 27.04. . | Личностные: установка на здоровый образ жизни. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет | Знать одно - два стихотворения или отрывка из сказок А.С.Пушкина; уметь выразительно прочитать их; выбрать из семейного наследия документ, реликвию, семейное устное предание, в которых хранится память о добром деле, совершённом родным человеком, оформить для дальнейшего сохранения и передачи следующему поколению в семье; уметь рассказать о том, как продолжаются добрые дела в семье. | Фронталь-ный | ||
61 | Мой уголок для игры в родном доме Өйдәге уен почмагым | 1 | 03.05. | Личностные: основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Уметь составлять рассказ, отвечать на вопросы по теме. | Текущий. | ||
62 | Контрольная работа по теме “Дом как мир” Контроль эш. “Йорт дөнья шикелле.” | 1 | 04.05. | Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль-тату. Познавательные: основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять сущеественную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: задавать вопросы. | Запомнить номера телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим людям первую помощь, измерять себе температуру, моделировать своё поведение в экстренных ситуациях | К.р. | ||
«В поисках Всемирного наследия» “Бөтендөнья мирасын эзләгәндә”. (8 часов) | ||||||||
63 | Работа над ошибками. Всемирное наследие. Хаталар өстендә эш. Бөтендөнья мирасы. | 1 | 10.05. | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. | Знать толкование смысла эмблемы Всемирного наследия; уметь рассказать об одном – двух объектах Всемирного наследия оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. | Текущий | ||
64 | Московский Кремль. Мәскәү Кремле. | 1 | 11.05. | Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Знать названия четырёх башен Московского Кремля; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. | Текущий. | ||
65 | Озеро Байкал. Тест Байкал күле Тест | 1 | 17.05. . | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Знать местонахождение озера Байкал; уметь показать его на карте России; рассказать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе | Тест. | ||
66 | Путешествие в Египет. Мисырга сәяхәт. | 1 | 18.05. | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. | Знать местоположение Египта на одном из материков, уметь показать его и его столицу на карте; узнавать на фотографии облик египетских пирамид; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях Египта; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. | Текущий. | ||
67 | Путешествие в Грецию. Грециягә сәяхәт. | 1 | 24.05. | Личностные: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распоз-навания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Знать местоположение Греции на одном из материков, уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. | Текущий. | ||
68 | Путешествие в Иерусалим. Иерусалимга сәяхәт | 1 | 25.05. - 30.05. | Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль-тату. Познавательные: основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять сущеественную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: задавать вопросы. | Знать местоположение Иерусалима в Израиле; уметь показать страну и город на карте мира; узнавать на фотографии достопримечательности | Текущий. | ||
69 | Путешествие в Китай. Кытайга сәяхәт | 1 | 31.05 - - | Личностные: установка на здоровый образ жизни. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет | Знать местоположение Китая на одном из материков; уметь показать страну и её Знать местоположение Китая на одном из материков; уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии Великую Китайскую стену; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. | Текущий. | ||
70 | Всемирные духовные сокровища. Бөтендөнья рухи хәзинәләре. | 1 | 31.05 | Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Знать имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества, уметь определить общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составить свой список | Текущий. |
Критерии и нормы оценок по окружающему миру
Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и даёт ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочёты при выполнении практических работ. Все эти недочёты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочёты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.
Базовый уровень 0 - 60% | 60 - 77% | 77 - 90% | 90 - 100% |
менее 17 баллов | 18 - 22 балла | 23 -26 баллов | 27-30 баллов |
"2" | "3" | "4" | "5" |
График проверочных работ по окружающему миру.
№ | Проверочные работы | Дата пров. | Фактич. |
1 | Как изучают окружающий мир. Практическая работа. | ||
2 | Из чего состоит всё. Практическая работа. | ||
3 | Невидимое сокровище. Практическая работа. | ||
4 | Свойства воды, круговорот воды в природе. Практическая работа. | ||
5 | Почему вода бывает святой. Практическая работа. | ||
6 | Кладовые земли. Практическая работа. | ||
7 | Чудо под ногами. Практическая работа. | ||
8 | Контрольная работа по теме «Невидимые нити в живой природе» | ||
9 | Охрана природы в культуре народов России и мира.Тест. | ||
10 | Побываем в гостях. Проект «Юный краевед» | ||
11 | Практическая работа. «Измерение частоты пульса» | ||
12 | Практическая работа. «Уход за зубами» | ||
13 | Практическая работа.«Измерение температуры тела» | ||
14 | Контрольная работа по теме “Дом как мир” | ||
15 | Тест |
\
Используемая литература:
1.«Перспектива». Сборник рабочих программ. 2011г.
2. Стандарт второго поколения. Примерные программы. 2009 г.
3.«Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новикова. Учебник в 2 ч.2012г.
4.«Уроки окружающего мира». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2009г.
5.«Планируемые результаты начального общего образования» Г.С.Ковалёва, О Б Логинова.
Стандарты второго поколения 2009г.
6. «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новикова. Рабочая тетрадь. в 2 ч.2012г.
7. «От земли до неба» атлас-определитель .Плешаков А. А. 2010 г.
8.Интернет-ресурсы: http: //www.prosv.ru/umk/perspektiva , www.sch.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса "Школа России"
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 1 час.Для реализации программного содержания используются:1. Плешаков, А. А.Ок...
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 2 класс УМК "Планета знаний"
Задачи курса:систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;знакомство с методами изучени...
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" по программе "Школа 2100"
Эта программа на курс написана на 4 года с 1 по 4 классы по программе "Школа 2100"...
Рабочая программа учебного курса окружающего мира в 1 классе
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы А.А. Плешакова «О...
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан¬дарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авт
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на ос...
Рабочая программа по курсу Окружающий социальный мир 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Общая характеристика учебного предмета: Учебный курс «Окружающий социальный мир» занимает особое место среди учебных предметов. Отбор содержания курса «Окруж...
Рабочая программа по курсу Окружающий природный мир 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образовани
Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природн...