Программа_окружающий_мир_4 класс_ Система Л. В. Занкова
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Петрова Наталья Геннадьевна

Программа  учебного предмета "Окружающий мир" разработана  в соответствии с ФЗ от 29.12.2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в РФ», на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года., с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года), основной образовательной  программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя  школа № 1им Е.К. Зырянова», требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К Зырянова», программы формирования универсальных учебных действий МБОУ «Березовская средняя школа № 1 им. Е К. Зырянова», на основе авторской программы Н.В. Нечаевой, С.В. Бухаловой  и авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова  Система Л.В. Занкова/ . – Самара:  Издательский дом «Федоров», 2012г утверждённой Министерством образования и науки РФ,положения о рабочей программе учебного предмета в классах, реализующих ФГОС НОО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя    школа № 1 им. Е.К. Зырянова».

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе,пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись,измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников); воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности;

воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край,уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

В соответствии с учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К Зырянова»,  на изучение учебного предмета «Окружающий мир» выделено с 1 по 4 класс по 2часа в неделю, в 1 классе 66 ч  год , во2-4 классах по 68 ч. Общий объём учебного времени составляет 270 ч .

УМК:

Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. окружающий мир. 4 класс: части 1, 2 / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара, Корпорация «Федоров», 2012

Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. рабочая тетрадь к учебнику « окружающий мир. 4 класс»/ Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара, Корпорация «Федоров», 2012

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_okr._mir_4_klass.docx66.63 КБ

Предварительный просмотр:

2. Пояснительная записка.

Программа  учебного предмета "Окружающий мир" разработана  в соответствии с ФЗ от 29.12.2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в РФ», на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года., с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года), основной образовательной  программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя   школа № 1 им Е.К. Зырянова», требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К Зырянова», программы формирования универсальных учебных действий МБОУ «Березовская средняя  школа № 1 им. Е К. Зырянова», на основе авторской программы Н.В. Нечаевой, С.В. Бухаловой  и  авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова   Система Л.В. Занкова/ . – Самара:  Издательский дом «Федоров», 2012г утверждённой Министерством образования и науки РФ, положения о рабочей программе учебного предмета в классах, реализующих ФГОС НОО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя    школа № 1 им. Е.К. Зырянова».

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения; на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников); воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности;

воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

В соответствии с учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К Зырянова»,  на изучение учебного предмета   «Окружающий мир» выделено с 1 по 4 класс по  2 часа в неделю, в 1 классе 66 ч  год , во2-4 классах по 68 ч. Общий объём учебного времени составляет 270 ч .

УМК: 

Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. окружающий мир. 4 класс: части 1, 2 / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара, Корпорация «Федоров», 2012

 Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. рабочая тетрадь к учебнику « окружающий мир. 4 класс»/ Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара, Корпорация «Федоров», 2012

Изменения в программу не внесены

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

В результате изучения учебного предмета «окружающий мир» у обучающихся будут сформированы следующие личностные универсальные учебные действия:

  • знает историю своего посёлка, семьи, школы, страны;
  • осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;
  • ценит культурные и исторические памятники посёлка;
  • уважает другие народы России;
  • уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
  • уважает ценности семьи;
  • бережно относится к родной природе;
  • понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;
  • выполняет нормы и требования школьной жизни;
  • выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • принимает  новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
  • положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
  • положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

В результате изучения учебного предмета «окружающий мир» у обучающихся будут сформированы следующие регулятивные универсальные учебные действия:

  • принимает и сохраняет учебную задачу;
  • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
  • осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
  • вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
  • использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
  • выполняет учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

В результате изучения учебного предмета «окружающий мир» у обучающихся будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществляет  запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;
  • использует  знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  для решения задач;
  • строит сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентируется на разнообразие способов решения задач;
  • владеет основами смыслового  восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществляет  анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществляет  синтез как составление целого из частей;
  • проводит  сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливает аналогии;
  • владеет рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеет общими приёмами решения задач.

В результате изучения учебного предмета «окружающий мир» у обучающихся будут сформированы следующие коммуникативные универсальные учебные действия:

  • адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строит  монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
  • допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулирует собственное мнение и позицию;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
  • контролирует действия партнёра.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся при получении начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
  • получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
  • примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Человек и природа


Выпускник научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество


Выпускник научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

4. Содержание  учебного предмета «Окружающий мир»

2016-2017 учебный год

Раздел

Содержание раздела

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Человек и окружающий мир. Человек и природа.

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия  источник движения. Человек познает самого себя. Клетка  основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Младший школьник. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт .Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.

– описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; – сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств, осуществлять классификацию изученных объектов природы по самостоятельно выделенным признакам – проводить несложные наблюдения в окружающей среде, ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; – использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и (при возможности) на электронных носителях, в том числе в Интернете) с целью по иска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; оформлять результаты исследовательской работы; – использовать для поиска необходимой информации различные доступные справочные издания по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в т.ч. (при возможности) и медиа ресурсы; – использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; – обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; – определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; – понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; – сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы); – сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем, болото) как единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, во да, почва, растения, животные); – различать полезные ископаемые (не менее трех), понимать их значение в хозяйстве; – узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края.

Личностные:

1.Уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;

2.Уважает ценности семьи;

3.Понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;

4. Выполняет нормы и требования школьной жизни;

5.Выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников в школе, дома, во вне учебных видах деятельности;

6.Принимает новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;

7.Положительно относится к школе, понимает необходимость учения;

8. Положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

Регулятивные:

1.Принимает и сохраняет учебную задачу;

2.Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

3. Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

3.Оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

4. Адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

5. Различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;

6. Осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;

7.Вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

8. Использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,

9. Использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;

10. Выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:

1.Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

2. Осуществляет запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;

3. Использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

4. Строит сообщения в устной и письменной форме;

5.Ориентируется на разнообразие способов решения задач;

6. Владеет основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

7.Осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

8. Осуществляет синтез как составление целого из частей;

9.Проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

10.Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

11.Строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

12.Обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

13.Осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

14.Устанавливает аналогии;

15.Владеет рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные:

1.Адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

2.Строит монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);

3. Владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;

4.Допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии

5.Учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;

6.Формулирует собственное мнение и позицию;

7.Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

8.Строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

9.Может задать вопросы на понимание позиции партнёров;

10.Контролирует действия партнёра.

Человек и окружающий мир. Человек и общество.

 Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта. Практические работы. Осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики;

составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; изучение внешнего вида лекарственных растений при рассматривании гербарных образцов; работа с картами: контурной, физической, природных зон. Исследовательская работа. История развития транспортных средств. Транспорт будущего. Открытие Америки, ее природа, население. Экскурсии в планетарий, в политехнический музей (при возможности).

 – узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город; – узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России; – различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с дата ми, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; – используя дополнительные источники информации (на бумажных и при возможности электронных носителях, в т.ч. и контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; – оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; – проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории, обычаям, культуре, языку, религии; – использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая при возможности компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний; – осознавать связь между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством (на уровне представления).

Преобразования в России. Человек и общество.

 Россия при Петре I. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I  Медный всадник, раз водные мосты через Неву и др.).  М.В. Ломоносов  основоположник русской науки. Ведущая роль образования, труда, значение творчества в жизни человека и общества.

 – узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город; – узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России; – различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с дата ми, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; – используя дополнительные источники информации (на бумажных и при возможности электронных носителях, в т.ч. и контролируемом Интернете),

Преобразования в России. Человек и природа.

 Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (23 примера). Люди, занятые горным делом.  

 – определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; – понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; – сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы); –

Преобразования в России. Человек и общество

 Развитие русского военного искусства. А.В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М.И. Кутузов. План местности. Практические работы. Определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садового участка. Исследовательская работа. Петербург  один из прекраснейших городов мира. Экскурсии в краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму (при возможности).

 – узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город; – узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России; – различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с дата ми, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; – используя дополнительные источники информации (на бумажных и при возможности электронных носителях, в т.ч. и контролируемом Интернете),

Мир человека в новое время. Человек и природа.

 Открытие новых земель: северные земли России, Антарктида, Австралия, Уссурийский край. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.

– определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; – понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; – сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы); –

Мир человека в новое время. Человек и общество.

Мир человека в новое время. Человек и природа.

События в России в начале ХХ века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР. Великая Отечественная война (1941 1945). Государства  участники войны. Герои Великой Отечественной войны.

Судьба родного края в этот период. Развитие науки и техники. Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.

Экологические проблемы России и вашей местности. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в т.ч. на природу родного края). Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Красная книга России. Новые знания о человеке. И.П. Павлов. Открытие нервной системы (как нервная система управляет работой всех органов организма). Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Дыхательная система. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Пищеварительная система. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Практические работы. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами. Исследовательская работа. Как работают органы чувств. Витамины в жизни человека. Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи (с учетом возможностей).

– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город; – узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России; – различать прошлое, настоящее, будущее;  соотносить изученные исторические события с дата ми, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; – используя дополнительные источники информации (на бумажных и при возможности электронных носителях, в т.ч. и контролируемом Интернете),

Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

 – понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

– сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);

Современная Россия.

Человек и общество.

Наша Родина  Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятия «Родина» («Отечество», «Отчизна»). Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция  Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Государственное устройство. Президент Российской Федерации  глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственной связи между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Россия на карте, государственная граница России. Москва  столица государства. Святыни Москвы  святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Государства  соседи России. Россия  многонациональное государство. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважение к культуре, языку, религии, истории народов России. Духовно-нравственные и культурные ценности  основа жизнеспособности общества. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

 – осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

 – ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

 – наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

Современная Россия.

Краеведение.

 Родной край  часть России. Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры. Выдающиеся земляки. Исследовательская работа. Наши соседи на планете Земля: Беларусь, Англия, Франция, Германия, Китай, Египет... (по выбору школьников). Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства (с учетом возможностей).

– знать  историю  Российской империи, СССР, Российской Федерации, события общественной, научной и культурной жизни страны в изучаемый период;

– знать  особенности  быта, труда, духовно-нравственные, религиозные  и культурные традиции  людей в изучаемый период;

–знать  имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период) и связанные с ними события: Петр I, М.В. Ломоносов,  А.В .Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков, Ю.А. Гагарин, С.П. Королев;

 –знать  историю, достопримечательности  и выдающихся людях родного края.

5. Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»

№ п/п

Название темы

Количество часов

Дата

(план)

Дата

(факт)

Человек и мир, созданный им -5 ч

1

Первопроходцы в науке. Техника и человек.

1 час

03.09

2

Человек познает самого себя. Клетка – мельчайшая частица живого организма.

1 час

06.09

3

Рост и развитие организма.

1 час

10.09

4

Режим дня.

1 час

13.09

5

Лекарственные растения.

1 час

17.09

Наши соседи на западе -16ч

6

Где и как жили рыцари.

1 час

20.09

7

Осанка.

1 час

24.09

8

Скелет позвоночника.

1 час

27.09

9

Скелет позвоночника.

01.10

10

Череп, Грудная клетка, живые рычаги.

1 час

04.10

11

Мышцы и движение.

1 час

08.10

12

Жизнь людей в средневековом городе.

1 час

11.10

13

Обобщение знаний. Самостоятельная работа.

1 час

15.10

14

Начало нового времени.

1 час

18.10

15

Расширение знаний о Земле.

1 час

22.10

16

Природа Америки.

1 час

25.10

17

Развитие науки.

1 час

08.11

18

Открытие невидимого мира.

12.11

19

Победа над эпидемиями.

1 час

15.11

20

Правила здорового образа жизни.

1час

19.11

21

Кожа (практическая работа).  Строение и функции кожи.

1 час

22.11

Преобразование в России-10ч

22

Преобразование в России при Петре I. Реформы.

1 час

26.11

23

Строительство Санкт - Петербурга.

1 час

29.11

24

Петр I, царь и человек.

1 час

03.12

25

Становление российской науки.

1 час

06.12

26

Каменное царство.

1 час

10.12

27

Руды металлов.

1 час

13.12

28

Горючие полезные ископаемые

1 час

17.12

29

Полезные ископаемые родного края

1 час

20.12

30

Русское военное искусство

1 час

24.12

31

Отечественная война 1812 года

1 час

27.12

Разнообразие природы Земли-7ч

32

Северные земли России.

1 час

14.01

33

Открытие Австралии.

1 час

17.01

34

Открытие Антарктиды.

1 час

21.01

35

Дальний Восток России.

 1час

24.01

36

Природа гор.

 1час

28.01

37

Человеческие расы.

1 час

31.01

38

План местности (практическая работа).Тест

1час

04.02

События 19-20 веков -10ч

39

Развитие науки и техники.

1 час

07.02

40

Нервная система человека.

1 час

11.02

41

Кровеносная система.

1 час

14.02

42

Путь крови. Органы выделения.

 1час

18.02

43

Россия в начале ХХ века.

1 час

21.02

44

Великая Отечественная война.

1 часа

24.02

45

Великая Отечественная война.

25.02

46

Великая Отечественная война.

28.02

47

Век научных открытий.  Экологические проблемы.

1 ч

04.03.

48

План местности (практическая работа).

07.03

Человек и природа-10ч

49

Охрана природы

1 час

11.03

50

Органы дыхания

1 часа

14.03

51

Органы дыхания

18.03

52

Сельское хозяйство. Животноводство. Растениеводство.

1 часа

21.03

53

Сельское хозяйство. Животноводство. Растениеводство.

04.04

54

Зачем человек ест. Витамины. Пища разных народов.

1 час

08.04

55

Зачем человек ест. Витамины. Пища разных народов.

11.04

56

Система пищеварения.

1час

15.04

57

Система пищеварения.

18.04

58

Урок-обобщение.

1 час

22.04

Современная Россия-10ч

59

Человек и общество. Государство.

1 часа

25.04

60

Россия – наша Родина.

29.04

61

Москва – столица России.

1 час

02.05

62

Устройство государственной власти.

1 час

06.05

63

 Промежуточная аттестация: Всероссийская проверочная работа

1 час

13.05

64

Человек в современных условиях.

1 час

16.05

65

Нравственные нормы жизни.

1 час

20.05

66

Нравственные нормы жизни.

1 час

23.05

67

Государства – соседи России.

1 час

27.05

68

Государства – соседи России.

1 час

30.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс система Л.В.занкова

В основу рабочей программы по литературному чтению для 2 класса МОУ «Гимназия№2» положена авторская программа, разработанная  В. Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником (Свиридова В.Ю. Литера...

Мастер-класс Литературное чтение 1 класс система Л.В. Занкова

Методы и приемы, направленные на реализацию новых образовательных стандартов  через УМК системы «Л.В. Занкова», в частности на уроках литературного чтения по учебнику  Н.В. Нечаевой, К.С. Бе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР РАЗРАБОТАННА НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ЗАНКОВА Л.В. 2 КЛ

НАСТОЯЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАННА НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ЗАНКОВА Л.В....

Проверочная работа по теме "Нервная и кровеносная система" 4 класс Система Л.В.Занкова

Проверочная работа по теме "Нервная и кровеносная система" 4 класс проводится в качестве проверки знаний учащихся по данной теме, с опорой на знания полученные при изучении данной темы по уч...