"Солнце". УМК Гармония.
материал по окружающему миру (2 класс) по теме

Остроухова Галина Викторовна

Урок окружающего мира во 2 классе. УМК Гармония.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon solntse._okruzhayushchiy_mir_2_klass.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

        -  -

Тема урока: «Солнце и его значение для всего

живого на Земле» (2 класс)

Цели:

  • Раскрыть роль и значение Солнца для всего живого на Земле.
  • Систематизировать знания детей о Солнце, как о ближайшей к Земле звезде

Задачи:

    образовательные:

  • Организовать деятельность детей по ознакомлению с Солнцем, как ближайшей к Земле звезде;
  • Способствовать осознанию того, что Земля не может существовать без солнечного света и тепла;

 развивающие: 

развивать умения рассуждать, анализировать, задавать вопросы;

      воспитательные:

формировать навыки работы и умения взаимодействия    между учащимися в группе.

 Оборудование: 

учебник «Окружающий мир» 2 класс О.Т. Поглазова, карточки с заданиями, пректор, интерактивная доска, презентация.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель:  Ребята! Сегодня у нас на уроке гости! Повернитесь к ним и поздоровайтесь. Посмотрите на меня. А теперь улыбнёмся, друг другу и с хорошим настроением начнём урок.

Нас природа окружает,

Много тайн она скрывает,

Чтобы тайны все узнать,

Надо думать, размышлять.

Нам урок начать пора,

В добрый путь, мои друзья!

2. Постановка темы и целей урока.

1.Чтение детьми стихотворения (с.98 учебник)

2.

-Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока?

-Правильно, давайте прочитаем главный вопрос, на который нам сегодня предстоит ответить.

(Слайд1)

-Как вы думаете, а какой ученый смог бы ответить вам на этот вопрос? ( астроном)

-Каким приборам он для этого будет пользоваться? (телескоп)

-Попробуем и мы на некоторое время стать астрономами и узнать  как можно больше о Солнце. Прежде чем начать изучение чего-либо, учены должен поставить перед собой вопросы, на которые он хотел бы узнать ответы.  А что вы хотели бы узнать о Солнце?

(Слайд 2)

-Как Солнце влияет на Землю?

-Какое расстояние от Земли до Солнца?

-Есть ли жизнь на Солнце?

-Какая температура на Солнце?

-Где находится Солнце?

3. Изучение нового материала.

- С древних времен люди смотрели на небо и пытались разгадать его тайны. Наверняка у них возникали такие же вопросы, что и у вас сегодня, и они пытались ответить на эти вопросы.

(Слайд 3)У славянских народов Солнце было главным божеством. Его считали богом весны и плодородия и называли Коляда. На Руси верили, что, как и все живое на Земле, Солнце рождалось, расцветало и старело. Богу солнца были посвящены многие праздники.

В святки, с 25 декабря по 6 января, ряженые ходили по дворам. Переодетые в зверей они громко пели, ударяли в бубны и шумели трещотками. Они пели колядки – песни, прославляющие Коляду – маленького младенца Коло. Для славян он был молоденьким Солнцем, выходящим из плена зимней тьмы и стужи.

В ночь на Коляду жгли костры, вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо.

( Слайд 3)Когда наступал самый длинный в году день, в ночь на 24 июня, славяне отмечали праздник Ивана Купалы. Они встречали восходящее солнце, любуясь им. В купальскую ночь водили хороводы, прыгали через костер, плели венки... Спуск с горы колеса означал откат Солнца на зиму. После этого дня полуденная высота Солнца становилась все меньше и меньше.

От древних слов "хоро" и "коло" возникли слова "хоровод", "колесо". "Хоро" и "коло" означают солнечный круг.

( Слайд 3 )
-А что это за праздник?

-Масленица - древний славянский праздник. Масленица- это время, когда пробуждается природа и солнце. Масленица – это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло.

Как вы наверное заметили, в каждом из этих праздников есть один и тот же символ- круг. Круг в Древней Руси был символом солнца. А кто из вас догадался, какой символ солнца готовят на Масленицу?

4. Физминутка

Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).  Солнышко  так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся  солнышку  и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.

5. Изучение нового материала(продолжение)

-Много времени прошло с тех пор. Астрономы, математики, физики много трудились, чтобы разгадать все загадки нашего Солнца. Давайте и мы попробуем их разгадать.

(Слайд 4)

- Что является источником света на каждой картинке?

-Почему светло около костра?

-Когда угли костра перестают светиться?

-А почему свеча светит?

-Что нужно сделать, чтобы свеча перестала светить?

-Что светится в электрической лампочке? Ведь в ней же не горит огонь?

- А что же общего между этими предметами и Солнцем?

-Давайте узнаем, что о Солнце говорят ученые. Для этого прочитаем текст учебника с.100

(Слайд 5)

-На какие вопросы помогли нам найти ответы авторы учебника?

(Слайд 6 «Солнце-это звезда»)

-Какие вопросы еще остались?

-Постарайтесь, постарайтесь найти ответы на эти вопросы на с.101 учебника.(Самостоятельная работа)

( Проверка- Слайд 7)

Люди научились оценивать размеры небесных тел, используя угол, под которым эти тела наблюдаются на небе. В поперечнике наше Солнце в 109 раз больше земного шара.

Когда люди узнали, на каком расстоянии от Земли находится Солнце, они поняли, что Солнце очень большое. И все-таки насколько велико? С чем его сравнить? Если бы можно было взвесить на весах Солнце и Землю, то оказалось бы, что масса Солнца в 333 000 раз больше массы Земли, т.е. 333 000 Земных шаров надо было бы взять, чтобы уравновесить Солнце.

6.Работа в рабочих тетрадях с.36-37

-Продолжим работу в парах. Ваши тетради открыты на с. 37 задание №17. Рассмотрите внимательно рисунки. Что можете рассказать о солнце по этим рисункам?

7. Итог урока.

- Ребята, сегодня мы хорошо потрудились.

-Удалось ли вам почувствовать себя астрономами?

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что для вас оказалось не новым?

- Что удивило?

- А для того, чтобы проверить свои знания, выполните тест, который лежит перед вами на партах. Внимательно читайте вопрос и обводите букву около правильного ответа.

8. Тест

1.        Солнце – это...

с.        Спутник

ю.        Планета

o.        Звезда

2.        Звезда состоит из…

т.        Газа

р.        Пыли

д.        Камней

3.        Солнце относится к …

к.        Живой природе

л.        Неживой природе

е.        Рукотворным предметам

4.        Солнце имеет форму…

у.        Круга

н.        Овала

и.        Шара

5.        Солнце приносит…

с.        Пользу

ц.        Вред

ч.        Вред и пользу

6.        Ученые, изучающие звезды, называются…

н.        Астрономы

м.        Физики

я.        Биологи

7.        Для изучения Солнца понадобится…

к.        Лестница

щ.       Альбом

о.        Телескоп

9. Заключительная часть.

Солнце радует людей и согревает землю своим теплом. Оно дарит свои тёплые лучи каждому из нас. Оно живёт в каждом человеке, и от этого мы становимся добрее, ласковее, внимательнее. Солнце живёт в каждом из нас!

Дети! Будьте как Солнце! Пусть ваши улыбки дарят людям тепло и радость. У доброго человека лучистая, солнечная улыбка. Давайте ещё раз подарим свои улыбки друг другу.

10. Резерв.

Просмотр видео «Живое солнце»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе по программе "Гармония" по теме "Солнце и его значение для живого", презентация

Формировать представленияоб источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии ...

Открытый урок по окружающему миру. 2 класс. (УМК «Гармония» ) Учитель: Ильинова Ю.Н. Тема: «Солнце – ближайшая к Земле звезда»

Проведенный мною урок осуществляет задачу системности использованию ИКТ в образовательном процессе в начальных классах. На уроке использовала интерактивную доску и проектор, компьютер, материалы презе...

Солнце. Окружающий мир 2 класс УМК "Гармония"

Презентация к уроку "Солнце". Окружающий мир 2 класс УМК "Гармония"...

Солнечная система: Солнце (окружающий мир, 2 класс, УМК "Гармония").

В работе представлен материал для урока  окружающего мира во 2 классе по теме"Солнце". Презентация может быть использована в уроках и внеурочной деятельности в начальной школе в любом УМК....

Урок окружающего мира «Что такое солнце?» 2 класс УМК «Гармония»

Цель урока: создать условия для формирования представления о солнце и его       значение для всего живого на Земле.УУД:         - ...