Учебная программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Учебная программа по окружающему миру УМК "Перспектива" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная программа по предмету «Окружающий мир» /3 класс/
УМК «Перспектива»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Первая группа целей: освоение ребёнком статуса ученика и школьника.
- Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
- Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
- Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.
- Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.
Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.
- Формирование основ российской гражданской идентичности.
- Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.
- Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.
- Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.
- Понимание особой роли России в мировой истории.
- Воспитание чувства гордости за национальные достижения.
- Воспитание уважительного отношения к своей стране.
- Воспитание уважительного отношения к истории страны.
- Воспитание любви к родному краю.
- Воспитание любви к своей семье.
- Воспитание гyманного отношения к людям.
- Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.
- Понимание роли человека в обществе.
- Принятие норм нравственного поведения в природе.
- Принятие норм нравственного поведения в обществе.
- Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Формирование основ экологической культуры.
- Понимание ценности любой жизни.
- Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Среди метапредметных резульmаmов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- Познаваmельные - способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства идр.)
- Регуляmивные - владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.
- Коммунuкаmuвные - способности в связной, логически целесообразной форме передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Предмеmные резульmаmы обучения нацелены на решение образовательных задач:
- Осознание целостности окружающего мира.
- Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.
- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.
- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение).
- Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
- Расширение кругозора и культурного опыта школьника.
- Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Третьеклассники должны
Уметь:
- Понимать условный язык карт и планов, пользоваться масштабом.
- Находить на физической карте России природные зоны.
- Характеризовать природные зоны и природные сообщества России.
- Узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые.
- Приводить примеры растений и животных природных зон и природных сообществ (2-3 объекта).
- Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять характеристику погоды выбранных дней.
- Устанавливать связи: - внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных; -между деятельностью человека и условиями его жизни Вв разных природных зонах; -между условиями жизни человека в разных природных зонах и устройством его быта (строения, одежда, питание),
Знать:
- Состав и свойства почвы.
- Характерные признаки сезонов года родного края.
- Названия основных сообществ (лес, луг, водоем).
- Названия и отличительные признаки наиболее распространённых в крае растений и животных.
- Названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных. .
- Особенности природы своего края.
- Правила поведения в природе.
- Имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир и Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Д. Пожарский и К. Минин)
Владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):
- Проводить наблюдения за природой родного края (на примере одного из сообществ).
- Оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности.
- Уметь выделить главное в письменном тексте.
Школьникам, обучающимся по данной программе, предоставляется возможность овладеть следующими дополнительными умениями и знаниями:
- Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп).
- Иметь представление об истории человека в древние времена.
- Знать имена исторических лиц древности: Аристотель, Александр Македонский, имена зарубежных ученых и путешественников: Ф. Магеллан, Х. Колумб, Н, Коперник, И. Ньютон.
- Иметь представление об истории родного края.
Содержание учебного предмета
Младший школьник в окружающем мире
Младший школьник и особенности его возраста. Семья, опыт общения со сверстниками и взрослыми. Восприятие красоты окружающей природы. Правила поведения в природе. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе.
Практическое освоение способов познания окружающего мира
Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, Интернет).
Человек - часть природы
Общее представление о строении тела и жизнедеятельности человека: ощущения, дыхание, питание и др. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре и др.). Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях.
Человек - член общества
Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги, Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка, устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг об окружающем мире.
Родной край
Родной город (село): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (область, республика и др.). Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте), Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Природные сообщества родного края (2-З), их охрана. Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказания погоды. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком. Участие в элементарной экологической деятельности. Особенности труда людей родного края, Наблюдения труда людей разных профессий. Важные сведения из истории родного края.
Твердые, жидкие, газообразные вещества; леrко наблюдаемые свойства веществ
Наблюдение разных состояний воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Почва, ее значение для жизни.
Растения
Разнообразие, внешнее строение (части растения), условия жизни (краткая характеристика). Деревья, кустарники, травы (наблюдения в окружающей местности, сравнение). Дикорастущие и культурные растения (различение). Человек и растения: понимание ценности растений для жизни человека, охрана растительного мира. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).
Животные
Разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); названия 2-3 представителей каждой группы, обитающих в данной местности, особенности их внешнего вида, питания, размножения. Дикие и домашние животные (различение). Человек и животные: понимание ценности животных для жизни человека, охрана животного мира. Взаимосвязи растений и животных (общее представление).
Родная страна - Россия
Россия - наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте. Природа нашей Родины. Природные зоны России (2-3), охрана природы различных зон. Красная книга России (отдельные представители растений и животных). Конституция России. Права гражданина России. Права ребенка, События, происходящие в стране. Народы, населяющие Россию (2-3): культура, национальные обычаи, характерные особенности быта. Москва - столица России (названия достопримечательностей, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. История Отечества. Знакомство с понятиями,. история, историческое время, век. Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация.
Планета людей
Солнце - небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте). Общая характеристика условий жизни на 3емле: свет, тепло, воздух, вода и др. Осознание природы как важнейшего условия жизни человека. Понимание зависимости между деятельностью человека и состоянием природы; оценка воздействия человека на природу (положительное и отрицательное). Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте).
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Радость познания | 12 |
2 | Мир как дом | 20 |
3 | Дом как мир | 24 |
4 | В поисках Всемирного наследия | 12 |
ИТОГО | 68 |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
УМК «Перспектива» /3 класс/
№ п/п | Тема урока | Дата | Домашнее задание |
Радость познания (12 ч) | |||
1. | Свет знания. | С. 4 – 7 | |
2. | Как изучают окружающий мир. | С. 8 – 11 | |
3. | Как изучают окружающий мир (практическая работа). | ||
4. | Книга – источник знаний. | С. 12 – 15 | |
5. | Отправимся на экскурсию. | С. 16 -0 19 | |
6. | О чём расскажет план. | С, 20 - 23 | |
7. | О чем расскажет план (практическая работа). | ||
8. | Планета на листе бумаги. | С. 24 – 27 | |
9. | Страны и народы на политической карте мира. | С. 28 – 31 | |
10. | Путешествуя, познаём мир. | С. 32 – 35 | |
11. | Транспорт. | С. 36 – 39 | |
12. | Средства информации и связи. | С. 40 - 43 | |
Мир ка дом (20 ч) | |||
13. | Мир природы в народном творчестве. | С. 46 – 49 | |
14. | Из чего состоит всё. | С. 50 – 53 | |
15. | Мир небесных тел. | С. 54 – 57 | |
16. | Невидимое сокровище. | С. 58 – 61 | |
17. | Самое главное вещество. | С. 62 – 65 | |
18. | Природные стихии в народном творчестве. | С. 66 - 69 | |
19. | Кладовые земли. | С. 70 – 73 | |
20. | Чудо под ногами. | С. 74 – 77 | |
21. | Мир растений. | С. 78 – 81 | |
22. | Плодородная земля и растения в народном творчестве. | С. 82 – 85 | |
23. | Мир животных. | С. 86 – 89 | |
24. | Образы животных в народном творчестве. | С. 90 – 93 | |
25. | Невидимые нити в живой природе. | С. 94 – 97 | |
26. | Лес – волшебный дворец. | С. 98 – 103 | |
27. | Луг – царство цветов и насекомых. | С. 104 – 109 | |
28. | Водоём – дом из воды. | С. 110 – 115 | |
29. | Как сохранить богатства природы. | С.116 – 119 | |
30. | Охрана природы в культуре народов России и мира. | С. 120 – 123 | |
31 | За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих художников. | С. 124 | |
32 | Чудесное путешествие. | РТ с. 84 | |
Дом как мир (24 ч) | |||
33 | Родной дом – уголок Отчизны. | С. 4 – 7 | |
34 | Свой дом – свой простор. | С. 8 – 11 | |
35 | В красном углу сесть – великая честь. | С. 12 – 15 | |
36 | Побываем в гостях. | С. 16 – 21 | |
37 | На свет появился – с людьми породнился. | С. 22 – 27 | |
38 | Родословное древо. | С. 28 - 31 | |
39 | Родословное древо моей семьи. | РТ с. 16 - 17 | |
40 | Муж и жена – одна душа. | С. 32 – 35 | |
41 | Святость отцовства и материнства. | С. 36 – 39 | |
42 | Добрые дети – дому венец. | С. 40 – 43 | |
43 | Детские игры – школа здоровья. | С. 44 – 47 | |
44 | Строение тела человека. | С. 48 – 51 | |
45 | Как работает наш организм. | С. 52 - 55 | |
46 | Как работает наш организм. | РТ с. 30 - 31 | |
47 | Что такое гигиена. | С. 56 – 59 | |
48 | Наши органы чувств. | С. 60 – 63 | |
49 | Школа первой помощи. | С. 64 – 67 | |
50 | Школа первой помощи (практическая работа). | РТ с. 42 | |
51 | Здоровью цены нет. | С. 68 – 71 | |
52 | Дом невелик, а стоять не велит. | С. 72 – 75 | |
53 | Семейный бюджет. | С. 76 – 79 | |
54 | Мудрость старости. | С. 80 – 83 | |
55 | Путешествие в гости к А.С. Пушкину. | С. 84 – 87 | |
56 | За страницами учебника. Моя семья – моя гордость. | С. 88 | |
В поисках Всемирного наследия ( 12 ч) | |||
57 | Всемирное наследие. | С. 90 - 93 | |
58 | Московский Кремль. | С. 94 – 99 | |
59 | Озеро Байкал. | С. 100 – 103 | |
60 | Путешествие в Египет. | С. 104 – 107 | |
61 | Путешествие в Грецию. | С. 108 – 111 | |
62 | Путешествие в Иерусалим. | С. 112 – 115 | |
63 | Путешествие в Китай. | С.116 – 119 | |
64 | Всемирные духовные сокровища. | С. 120 – 123 | |
65 | За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия. | Повторить изученный материал | |
66 | Что мы узнали. Чему научились. (проверочная работа) | ||
67 | Закрепление изученного. | ||
68 | Обобщающий урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по окружающему миру по образовательной системе «Школа 2100»
Программа составлена в соответствии с основными требованиями ФГОС начального общего образования и авторских программ А.А. Вахрушего, А.С. Раутиана (1 час в неделю)....

Рабочая учебная программа по окружающему миру 3 класс (Школа 2100)
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе авторской учебной программы Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, входящей в Образовательную систему «Школа 2100»....
Рабочая учебная программа по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"
Представлена рабочая программа по окружающему миру для 4 класса (УМК "Гармония"), занимающегося по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года. В...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (образовательная система Л. В. Занков)
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса составлена на основе примерной программы по окружающему миру, созданной авторским коллективом под руководством Н. Я. Дмитр...

Рабочая учебная программа по окружающему миру для 1 класса
Рабочая учебная программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общег...

Рабочая учебная программа по окружающему миру
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая учебная программа по окружающему миру, 1 класс (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Рабочая программа по окружающему миру....