Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (домашнее обучение)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (домашнее обучение)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass_domashnee_obuchenie.doc | 292.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Рабочая программа
по окружающему миру
для домашнего обучения ученицы 3 класса
Корсаковой Екатерины
2015-2016 учебный год
Составитель:
Лисова Анжела Александровна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Игрим
2015г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа «Окружающий мир» предназначена для индивидуального обучения на дому оьучающейся 3-го класса Корсаковой Екатерины. Рабочая программа «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи:
- формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого
- воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине;
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;
- осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный предмет «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
3.Описание места учебного предмета в плане
Рабочая программа рассчитана на 30 рабочих часов.
Средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
1. Идея многообразия мира.
2. Идея экологической целостности мира.
3. Идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира — важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.
5. Результаты освоения предмета
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающегося к концу учебного года
Обучающийся научится:
- человек – часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Обучающийся получит возможность научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
6. Содержание учебного предмета
- Как устроен мир – 3 часа
Многообразие природы. Неживая природа. Живая природа. Взаимосвязи в природе.
Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы. Человек – разумное существо. Внутренний мир человека.
Человек, семья, общество, народ. Государство, его символика.
Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу: загрязнение воздуха и воды, сведение лесов, уничтожение растений и животных. Животные, вымершие по вине человека. Редкие растения и животные.
Охрана природы: защита воздуха и воды от загрязнения, восстановление лесов, охрана редких растений и животных, создание заповедников; ответственность каждого человека за свое поведение в природе.
- Эта удивительная природа – 8 час
Тела, вещества, частицы. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Источники загрязнения воздуха. Влияние загрязнений воздуха на организмы. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека.
Источники загрязнения воды. Влияние загрязнений воды на организмы. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.
Разрушение твердых пород под действием воды, ветра, растений, изменений температуры.
Почва. Состав почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Образование перегноя из остатков растений, животных. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе.
Разрушение почвы под действием ветра, потоков воды в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы от разрушения.
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Представление о получении растением из углекислого газа и воды на свету питательных веществ, выделении кислорода. Растения – источник питательных веществ и кислорода для животных и человека.
Размножение и развитие растений: представление об опылении, распространении плодов и семян, развитии растения из семени.
Разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие.
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Роль хищников в природе. Нарушение человеком природных цепей питания и отрицательные последствия этого явления.
Размножение и развитие животных: насекомых (на примере бабочки), рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Забота о потомстве у животных.
Охрана растений и животных. Некоторые виды, включенные в Красную книгу нашей страны, а также другие охраняемые виды данной местности. Роль заповедников, ботанических садов, зоопарков в охране растений и животных.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители.
- Мы и наше здоровье – 8 часов
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов. Науки о человеке: анатомия человека, физиология человека, гигиена.
Органы восприятия: глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Мозг, его функции.
Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение).
Скелет и мышцы человека. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц.
Наше питание: продукты питания растительного и животного происхождения, органы пищеварения, использование организмом питательных веществ. Гигиена питания.
Дыхание человека. Движение крови в теле человека. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Табак и алкоголь – враги здоровья.
- Наша безопасность – 8 часов
Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.
Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте.
Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.
Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.
Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.
- Чему учит экономика – 5 часов
Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.
Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека.
Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Необходимость бережного использования полезных ископаемых при добыче, перевозке, переработке.
Растениеводство и животноводство – составные части сельского хозяйства.
Промышленность. Основные отрасли промышленности.
Деньги. Виды обмена: бартер, купля-продажа. Цена товара.
Государственный бюджет. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Прибыль.
Экономика и экология. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.
- Путешествие по городам и странам – 6 часов
Золотое кольцо России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир.
Наши ближайшие соседи: Норвегия, Финляндия, Прибалтийские страны, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея, Япония, США. Страны Европы, их столицы. Особенности и достопримечательности. Знаменитые места, Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.
Содержание программы
Раздел | Название разделов | Количество часов |
1 | Как устроен мир. | 3 час |
2 | Эта удивительная природа. | 8 часов |
3 | Мы и наше здоровье. | 4 час |
4 | Наша безопасность. | 4 час |
5 | Чему учит экономика. | 5 час |
6 | Путешествие по городам и странам. | 6 час |
Всего: | 30 часов |
7. Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Наименование раздела и темы | Часы | Характеристика основной деятельности ученика | Дата по плану | Дата по факту |
Как устроен мир (3 ч.) | |||||
1. | Природа и Человек | 1ч | Изучать компоненты живой и неживой природы, объяснить взаимосвязь в природе и между природой и человеком. Выполнять правила поведения в природе. Раскрыть в чем отличие человека от животного как существа разумного. | 6.10 | |
2. | Мир глазами эколога | 1ч | Изучать взаимосвязи живых систем и неживой природы, знать отрицательное влияние человека на экологическое состояние природы. | 13.10 | |
3. | Природа в опасности. Природе нужна твоя помощь. | 1 ч | Изучать взаимосвязи между природой и человеком, правила поведения в природе; пропагандировать знания об охране природы. Самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике. | 20.10 | |
Эта удивительная природа (8 ч) | |||||
4. | Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. | 1 ч | Изучить что такое тела, вещества, частицы из чего они состоят, в чем их различия. Рассмотреть свойства веществ, которые используют в быту, каким путем и из чего они произошли. | 27.10 | |
5. | Воздух и его охрана. | 1 ч | Рассмотреть состав и физические свойства воздуха, значение воздуха для человека растений, животных. | 10.11 | |
6. | Вода. Превращение и круговорот воды | 1 ч | Рассмотреть свойства воды, значение экологически чистой воды в жизни растений, животных, людей. Знать, что такое круговорот воды в природе. Рассмотреть причины загрязнения водоемов, пропагандировать охрану водоемов. | 17.11 | |
7. | Как разрушаются камни. Что такое почва? | 1 ч | Рассмотреть, что такое почва, ее состав, происхождение. Знать о нестабильности почвенного слоя и разрушительной деятельности человека. Изучить разнообразие растений, их характерные особенности. | 24.11 | |
8. | Разнообразие растений. Охрана растений. | 1 ч | Рассмотреть взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов, усвоить роль растений в поддержании жизни на Земле. Изучить, какие растения внесены в Красную книгу, охранять и бережно относиться ко всем животным на земле. | 1.12 | |
9. | Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. | 1 ч | Рассмотреть особенности распространения плодов и семян растений, иметь представление о размножении и развитии растений из семян. Рассмотреть в каких условиях благоприятно прорастание семян, уметь бережно относиться к растениям. | 8.12 | |
10. | Разнообразие животных. Невидимая сеть и невидимая пирамида | 1 ч | Познакомиться с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией по их групповым признакам. | 15.12 | |
11. | Размножение и развитие животных. Охрана животных | 1 ч | Познакомиться с размножением и развитием животных, сравнивать. Рассмотреть, какие животные внесены в Красную книгу, охранять и бережно относиться ко всем животным на земле. | 22.12 | |
Мы и наше здоровье (4 ч) | |||||
12. | Организм человека. Органы чувств | 1 ч | Иметь понятие о системе органов человека, о взаимосогласованности и ритмичности в работе всех органов человека. Рассмотреть основные органы чувств, правила гиены органов чувств. | 12.01 | |
13. | Надёжная защита организма. Опора тела и движение | 1 ч | Рассмотреть основные органы чувств, правила гиены органов чувств. Рассмотреть кожу как покровном органе; ухаживать за кожей. | 19.01 | |
14. | Наше питание. Дыхание и кровообращение. | 1 ч | Рассмотреть строение и значение опорно-двигательной системы. Рассмотреть пищеварительную систему человека. | 26.01 | |
15. | Умей предупредить болезни. Здоровый образ жизни | 1 ч | Рассмотреть дыхательную, выделительную и кровеносную систему, их взаимосвязь и взаимозависимость. | 2.02 | |
Наша безопасность (4 ч) | |||||
16. | Огонь, вода и газ. | 1 ч | Изучить основные правила обращения с газом, электричеством, водой, вызвать помощь по телефону при экстренной ситуации | 9.02 | |
17. | Дорожные знаки | 1 ч | Рассмотреть дорожные знаки в окрестностях школы, потенциально опасные участки дороги | ||
18. | О молниях, змеях, собаках и прочем | 1 ч | Рассмотреть правила безопасности при обращении с кошкой и собакой, выполнять правила безопасного поведения на улице и в быту | ||
19. | Экологическая безопасность К/р №2 по теме «Наша безопасность» | 1 ч | Изучить понятие «цепь загрязнения» -анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы, моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | 16.02 | |
Чему учит экономика (5ч) | |||||
20. | Для чего нужна экономика. Три «кита» экономики | 1 ч | Изучить понятие «экономика», «потребности» «товар», «услуги», составные части экономики, условия, необходимые для жизни человека. Изучить понятие «природные богатства», «капитал», «труд», природные богатства, используемые в хозяйственной деятельности человека, что входит в 3 кита экономики | 1.03 | |
21. | Полезные ископаемые | 1 ч | Изучить понятие «месторождение», «геолог», характеризовать свойства изученных полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые, описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности) | 15.03 | |
22. | Растениеводство. Животноводство | 1 ч | Познакомиться с понятием «растениеводство», «зерновые, кормовые, прядильные культуры», части растений, зерновые, кормовые, прядильные культуры, делить растения на группы, различать части растений. Рассмотреть домашних животных, правила ухода за домашними животными, раскрывать особенности внешнего вида животных, приводить примеры, ценить труд людей. | 22.03 | |
23. | Какая бывает промышленность | 1 ч | Изучить понятие «добывающая, химическая, легкая, пищевая промышленность», машиностроение», «электроэнергетика», «металлургия», различать отрасли промышленности, ценить труд людей, занимающихся промышленностью. | 5.04 | |
24. | Что такое деньги Государственный бюджет. Семейный бюджет | 1 ч | Изучить понятие «обмен, бартер, купля-продажа, деньги, цена, денежные единицы, сбережения». Изучить понятия «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги», откуда государство получает доходы и на что расходуются деньги из государственного бюджета. Изучить понятия «стипендия», «пенсия», составлять семейный бюджета на 1 месяц. | 12.04 | |
Путешествие по городам и странам (6ч) | |||||
25 | Золотое кольцо России | 1 ч | Характеризовать прошлое и настоящее, рассмотреть основные достопримечательности, охрану памятников истории и культуры Золотого кольца России | 19.04 | |
26 | Наши ближайшие соседи | 1 ч | Рассмотреть расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитых людей | 26.04 | |
27 | На севере Европы | 1 ч | Рассмотреть расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитых людей | 3.05 | |
28 | Что такое Бенилюкс? | 1 ч | Изучить расшифровку слову БЕНИЛЮКС расположение на карте, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитых людей | 10.05 | |
29. | В центре Европы. Путешествие по Франции и Великобритании | 1 ч | Рассмотреть расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитых людей | 17.05 | |
30 | Что мы узнали и чему научились за год. Итоговый урок. | 1 ч | Рассмотреть правила поведения у водоемов, правила ДД и соблюдать их, правила поведения в лесу и опасности, которые могут подстерегать, применять полученные знания на практике | 24.05 |
8. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
1. «Школа России» Концепция и программы для начальных классов; часть 1 Программа Плешаков А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» Москва, Просвещение, 2007 год стр. 126 – 149.
2. МИР ВОКРУГ НАС: Учебник для 3 класса нач. шк. В 2 ч. /[Автор: Плешаков А. А.] Москва, Просвещение, 2006 год
3. Что меня окружает: Рабочая тетрадь к учебнику «МИР ВОКРУГ НАС» для 3 кл.,/ [Авторы: Плешаков А. А., Сонин Н. И. ] Москва, ДРОФА, 2007 год
4. МИР ВОКРУГ НАС: Методическое пособие: 3 класс/.,/ [Авторы: Казакова О.В., Сбоева Н. А.] Москва, ВАКО, 2004 год
Для учащихся:
1. МИР ВОКРУГ НАС: Учебник для 3 класса нач. шк. В 2 ч. /[Автор: Плешаков А. А.] Москва, Просвещение, 2006 год
2. Что меня окружает: Рабочая тетрадь к учебнику «МИР ВОКРУГ НАС» для 3 кл.,/ [Авторы: Плешаков А. А., Сонин Н. И.] Москва, ДРОФА, 2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения (VIII вид)
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир" разработана для надомного обучения ребенка VIII вида, учитывая индивидуальные возможности ребенка....
Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения
Программа учебного курса «Окружающий мир» для 3 класса составлена на основе примерной программы по предмету окружающий мир к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник ра...
Рабочая программа по технологии 3 класс (домашнее обучение)
Рабочая программа по технологии 3 класс (домашнее обучение)...
Рабочая программа " Школа России" 1 класс домашнее обучение
Рабочая программа по предмету «Математика» для 1 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:·...
Рабочая программа по математике 2 класс (домашнее обучение)
Рабочая программа по математике...
Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения на дому, 4 класс
УМК "Школа России"Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» адресована для учащегося 4 класса, находящегося на домашнем обучении по медицинским показателям...
Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения на дому, 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана для учащихся 2 класса, находящихся на индивидуальном обучении на дому по медицинским показателям на основе авторской программы А.А.Плешако...