Урок окружающего мира по теме "Зона степей" 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему
Предлагается план-конспект урока по теме "Зона степей" с подробным описанием каждого этапа урока, выделяются конкретныеУУД каждого этапа. Урок включает в себя разные формы работы учащихся. Используется презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
szhataya_zip-papka.zip | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока
Формирование УУД
- Организационный момент
Цель этапа: организация ситуации оценки готовности к уроку, мотивировать на деятельность.
Формирование УУД: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, предметная готовность к предстоящей деятельности.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок окружающего мира. Я знаю, что вы очень любознательные ребята и на уроках всегда бываете активные, много читаете, много знаете. Я надеюсь, что урок у нас будет интересным и плодотворным. Как вы считаете?
Мы сегодня с вами будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать
А чтобы урок пошёл впрок,
Активно в работу включайся дружок
- Актуализация знаний
Цель этапа: формирование и развитие ценностного отношения к умению определять позиции знания и незнания.
Формирование УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи
Учитель. Ребята, напомните мне, пожалуйста, в каких природных зонах мы с вами побывали на прошлых уроках (ледяной зоне, зоне тундры, зоне лесов)
С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону, в которую было отправлено письмо.
Содержание писем:
1 письмо. Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга)
2 письмо. Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика)
3 письмо. Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра)
- Постановка цели урока
Цель этапа: развитие умения целеполагания
Формирование УУД: использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи принимать и сохранять учебную задачу.
Учитель. Еще одно письмо с метеостанции осталось не прочитанным. (Учитель достает письмо из конверта)
Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Степь) (слайд №2)
- Как вы думаете, какая это природная зона?
Эту зону мы пока не знаем
- На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор.
Необъятная гладь,
Неоглядный простор!
Это степная зона России. (слайд № 3)
Сформулируйте тему нашего урока.
Ученики формулируют тему и задачи урока.
Учитель. Да, ребята, сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение, животный и растительный мир степей.
- Давайте составим план нашей работы. (сл.№4)
Степь (1-2)
климат (1) занятия населения (2)
растительный мир (1) животный мир(1)
экологические проблемы (2)
Учитель. Сегодня вы будете научными работниками и проведете свои исследования.
Для этого вы будете работать по группам. 1 группа – географы, 2 группа – биологи, 3 группа – зоологи
В течение 5 минут вы должны найти ответы на вопросы, которые я раздам каждой группе. Группы пользуются разными источниками информации: учебником, картой, выдержками из энциклопедий .
Географы, пользуясь картой и учебником, постараются определить место нахождения зоны степей и особенности климата.
Ботаники, также пользуясь учебником и дополнительным материалом, расскажут нам о растительном мире степей.
Зоологи подготовят рассказ о животных.
- Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Цель этапа: получение новой информации и формирование ценностного отношения к полученной информации.
Формирование УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы, строить речевые высказывания в устной форме, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
Ученики выполняют задания по группам. По окончанию ответов учеников, учитель, с помощью презентации на экране, обобщает ответы каждой группы.
1 группа. Задание: Где же расположена зона степей? Расскажите о климате степей.
2 группа. Задание: Какие же растения встречаются в зоне степей? Какова их особенность?
3 группа. Задание: Какие виды животных можно встретить в степи? Как они приспособились к степной жизни?
Учитель. Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Зона степей расположена в умеренном поясе. В зоне степей жарко, т.к. солнечные лучи падают прямее и земля получает больше тепла. Здесь осадков выпадает меньше. (слайд № 5 – 9)
Листья у растений узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Корни уходят глубоко в землю, чтобы добывать влагу. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. (слайд № 10 – 15)
В степях живут насекомые, птицы, много грызунов. Гнёзда птицы устраивают прямо на земле, т.к. в степи нет деревьев. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй. (слайд № 17- 24)
Физминутка (слайд № 16)
- Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач
Цель этапа: формирование умения применять новые знания.
Формирование УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Задание в тетради.
№51 на стр. 32. Необходимо заполнить 1 и 2 столбцы таблицы
Экспертами по заполнению 1 столбца являются ботаники, экспертами по заполнению 2 столбца являются зоологи.
По окончанию и проверки работ, выполненных в тетрадях, учитель предлагает послушать сообщение о природных зонах Омской области. Ученик , пользуясь информацией, подготовленной им самостоятельно дома, сообщает об особенностях Омской области: площадь Омской области, расположение на физической карте России, климат, население, в пределах каких природных зон находится. (слайд № 25)
- Обобщение усвоенного и включение его в систему раннее усвоенных знаний, умений и навыков.
Цель этапа: включение в систему, сформированность навыка использования знаний
Формирование УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, формулировать собственное мнение и позицию, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Учитель. Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей. Познакомились с растительным и животным миром, а теперь проверим, как вы усвоили природную зону степей. Для этого внимание на экран. Выберите правильные высказывания (слайды №26-28)
№26 – 2,3,5,6
№27 – 3,5
№28 – 1
- Рефлексия деятельности
Цель этапа: формирование личной ответственности за результаты своего труда, контроль умения учащихся использовать полученные ЗУНы.
Формирование УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватно воспринимать оценку учителя. Строить понятные для партнера высказывания.
Учитель. Наш урок подходит к концу, еще много интересного таит в себе степная зона. Дополнительную информацию вы можете найти в энциклопедиях, в интернете.
Ребята, понравился ли вам наш урок? Что интересного вы узнали о степях? О чем хочется рассказать дома? Нарисуйте самые яркие впечатления на листе бумаги (Слайд №29)
Оценивание учащихся . Учитель объясняет д/з ( в учебнике с.95-100, в тетради№51, заполнить 3 столбец, подготовить сообщения о степных животных, занесенных в Красную книгу).
Мне, ребята, было очень интересно с вами работать. Жаль, что путешествие наше закончилось и пришло время прощаться. На память о нем, несмотря на то, что в степи сейчас зима, я хочу вам подарить корзинку тюльпанов. Пусть они напоминают о нашем с вами путешествии (слайд № 30)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"
Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...
Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока окружающего мира с применением Сингапурской структуры УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» 1 КЛАСС ТЕМА «О РЕЖИМЕ ДНЯ»
Конспект урока окружающего мира с применением Сингапурской структуры УМК "Начальная школа ХХI века" 1класс тема "О режиме дня"...
Конспект урока окружающего мира «Питание и здоровье» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием здоровое питание; формирование представления о режиме питания, значении питания для человека; формирование ценностного отношения учащихся к своему зд...
Конспект урока окружающего мира "Учимся читать карту" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс).
Цели деятельности учителя: формирование умения ориентироваться на карте полушарий, физической карте России, с помощью условных обозначений находить и показывать на карте физические объекты.Планируемые...
Конспект урока окружающего мира "Значение лесов" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Значение лесов» Цели деятельности учителя: Формирование знаний о...
Технологическая карта урока Окружающего мира "Царство грибов" (2 класс, УМК "Начальная Школа XXI века")
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о представление грибах, как отдельном царстве природы, о значении грибов в живой природеЗадачи урокаДидактические:1 Позна...