Урок окружающего мира по теме "Зона степей" в 4 классе
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) на тему

Мельник Любовь Ивановна

Учительство - это искусство, труд не менее творческий чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а в прямую. Воспитывает личностью, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Как в мировой, так и в отечественной практике портфолио рассматривается и как средство педагогической диагностики, и как метод оценки профессионализма педагогов. Оно с одной стороны, дает учителю возможность увидеть продуктивность и проанализировать результаты своей преподавательской деятельности на основе личностной самооценки, а с другой стороны, проследить прогресс развития учащихся и оценить их образовательные достижения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_zona_stepey_4_klass.rar507.98 КБ

Предварительный просмотр:

        МОУ  «Средняя общеобразовательная школа №1»

        Открытый урок по окружающему миру.

                     

                      Тема: Зона степей.

           

                                                   Провела :учитель начальных  классов

                                                                    Мельник Л.И.  

                                                                                         

                                           

                                  Энгельс 2010              

 

Тема: Зона степей.

Цели: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей: познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностям, животным и растительным миром, ролью человека; показать , как под влиянием человека нарушаются взаимосвязи в природе степей и познакомить учащихся с мерами по охране природной зоны.

            Развивать учебно-познавательные компетенции: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приемами учебно-познавательных проблем, наблюдать, рассуждать, делать выводы, обобщать; ценностно-смысловые компетенции: связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир; информационные компетенции: работать с картой, атласом.

            Воспитывать: бережное отношение к природе, показать значимость растений и животных для человека и нашей планеты.

Оборудование: карта природных зон России, атласы по окружающему миру, мультимедийный проектор, гербарии растений  степи, рисунки с изображениями животных и растений степи, цепи питания, тесты.

                                            Ход урока

1.Организационно-психологический момент.

Снова пришел долгожданный миг

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

2.Актуализация знаний.

Работа в группах.

- с метереологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону,  в которую было отправлено письмо. Соотнесите название с образным описанием и расположите природную зону в порядке расположения с севера на юг.

1 группа: Здесь темные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь (тайга).

2 группа: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет ко-

ренного населения (Арктика).

3 группа: Деревья здесь не растут. Болотистая местность - прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещает этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду ( тундра).

3. Проверка.

Каждая группа выбирает одного учащегося, который будет отвечать и доказывать ответ на вопрос.

4. Погружение в проблему.

4 группа: Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов (степь).

- Какая это природная зона?

-В помощь я предлагаю вам послушать отрывок из рассказа А Куприна и соотнести его с картиной.(слайд №2-природные зоны: лес, степь, тундра)

5. Формулирование темы урока.

- Сформулируйте тему нашего урока.(слайд№3)

6. Постановка учебных задач урока.

- Да, ребята, сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение , животный и растительный мир степей. Установим, как под влиянием человека нарушаются взаимосвязи в природе степей и познакомимся с мерами по охране этой природной зоны. А поможет нам изучить эту тему – учебник, карта и дополнительный материал, который находится у вас на партах.

7. Формирование новых знаний.

- Давайте составим план нашей работы, соответствующий плану характеристики природной зоны .(слайд.№4)

                                                       степь

расположение на карте              климат                            занятие населения

        растительный мир               животный мир

                                       экологические проблемы

- Сегодня на уроке вы будите научными работниками, которые провели исследования. Для этого вы будите работать по группам и каждая группа будет защищать свой проект.  1группа- географы, 2группа- ботаники, 3группа- зоологи, 4группа- социологи, 5группа- экологи.

        

8. Включение в систему знаний. «Открытие» новых знаний учащимися – рассуждения, сравнения, выводы.(слайды №5-7)

1) -  Итак, начнем совместными усилиями характеризовать зону степей. Слово предоставляется географам. которые пользуясь картой. учебником и дополнительной литературой расскажут нам :

     - Где расположена зона степей? О чем рассказала нам карта? (учащиеся показывают на карте)

    - Каковы климатические особенности зоны степей?

2) -  А теперь давайте послушаем, какие исследования провели биологи.

    -  Какие же растения встречаются в зоне степей?

    -  Какова их особенность?

3) -  Пришла пора зоологам рассказать о животном мире степей.      

    -  Расскажите об особенностях животного мира степей.

    -  Расскажите о животных населяющих степь.

4) -  А теперь посмотрите на картины и скажите, чем же занимаются в степи люди, которые там живут (земледелием).

    -  Почему? (там плодородные земли)

    -  Что же они выращивают? (защита проекта социологами-учеными, изучающим проблемы населения и их занятия)  

    -  Чем еще занимаются? Почему? (много растительности для скота)

ФИЗМИНУТКА: Представьте себе, что вы растения степи. Ранняя весна и растения быстро растут(дети показывают, как они быстро растут)Жарко, солнце так и жжет землю(дети растения показывают,как им плохо).Подул ветер_ все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря(дети изображают бурю).Вдруг все стихло(дети садятся за парты).

9. Формирование новых знаний и умений.

    -  Итак, в степь пришел человек, а вместе с его приходом многим растениям и животным степной полосы грозит исчезновение.  

    -  Почему же они оказались в опасности? (защита проектов экологами – о распашке).

    - Подчеркиваю: более 80% степей распахано. Распашка степных земель велась хищнически, без какой-либо заботы о сохранении дикой природы.

    -  Скажите, что же нигде не сохранилась дикая степь? (ответы экологов)  

   -  Помня о том, как плодородны почвы этой зоны, как много света и тепла получают здесь растения, люди с давних пор распахивали степи. Но еще они и охотились на степных животных.

   -  К чему это привело? (ответы экологов)

   -  Сделаем ВЫВОДЫ:

                                    А) Что же угрожает природе степей? (обозначаем все факторы условными знаками на доске)

                                       1. Распашка степей.

                                       2. Неумеренный выпас скота.

                                       3. Охота ни животных и браконьерство.

                                    Б)  Какие меры должен предпринять человек, чтобы сохранить природу степной зоны, сберечь сохранившиеся степи с удивительным растительным и животным миром?

                                        1. Прекратить распахивать земли.

                                       2. Строго ограничить выпас скота (чередовать участки для выпаса скота, чтобы давать возможность земле отдохнуть)

                                       3. Создание заповедников, заказников.

РАБОТА НАД ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВ(слайд№.8)

Заказник –     это территория, где ограниченна охота, но разрешена некоторая      

        деятельность человека (заготовка сены, сбор ягод).      

Заповедник -  это территория, где не разрешается никакая деятельность        

                        человека и под охраной находятся все растения и животные.  

(слайд № 9 )

- В Поволжье создан Астраханский заповедник. Здесь водятся ценные редкие растения и животные.

На территории Саратовской области с целью охраны дрофы в Федоровском районе Заволжья создан Семеновский заповедник.

В Пугачевском районе создан заказник «Тюльпанная степь», в Марксовском районе – заказник «Черные воды».

На границе Балаковского и Марксовского районов расположен Алексеевский государственный заказник.

                                       

                                       4. Редкие растения и животные занесены в Красную книгу и охота на них запрещена. Борьба с браконьерством (стр. 18 в книге     «Краеведение»).

- Демонстрация растений и животных занесенных в Красную книгу Саратовской области (слайд № 10-11). Из 1500 видов растительности подлежат охране. 26 видов – в Красную книгу(слайд №                    

         5. Разведение некоторых редких животных в питомниках.

- Чтение текста в учебнике стр. 120.

         6.  А в какой зоне мы с вами живем?

- Да, ребята, у нас вреде бы и лес, и степь. Саратовская область – единственная в России, соединяющая в себе три географические зоны: лесостепь, степь, полупустыни. На протяжении 200км с севера на юг области встречаются и смешанные леса, и дубрава, и степь, и перелески, и пустыня. Это наш дом. Его мало любить, его нужно уметь беречь и приумножать.

        У нас в области организован Государственный комитет по охране окружающей среды, который также решает вопросы охраны степей. Комитет создает газету, где освещаются экологические проблемы (экологическая газета «Набат»).

10.Закрепление изученного материала.

  1. Работа с рубрикой «Подумай!»

а) демонстрация учащимися цепей питания в зоне степей.

б) как под влиянием человека могут нарушаться эти цепи? (ответы детей).

    2.   Демонстрация динамической модели «Природное равновесие в поле и его нарушение человеком».

          а) Представьте…- модель природного равновесия.

              Закрыть глаза! Открыть! – что изменилось?

          б) Ученики объясняют – нарушение природного равновесия.

- Кто же виновник всех экологических бед? (человек)

- Можно ли восстановить цепи питания? (да, восстановление уничтоженных видов).

ОБОБЩЕНИЕ: Человеку необходимо знать экологические связи и благодаря этому предвидеть последствия своих поступков, не нарушать равновесия в природе.

Таким образом, получает развитие идея экологической целостности природа, т.е. в природе все взаимосвязано.

  1. Зачеркните то, что считаете вредит животным степной полосы(карточки)    

    Заповедники, загрязнения почвы, уничтожение растений, запрет на охоту, истребление животных, высоковольтные линии связи, уничтожение естественных местообитаний животных.

  1. Представьте, что вы отправились в степь. Какие правила поведения соблюдаются.

- Определите, что «правильно»,  а что «неправильно» (дети показывают сигнал, а на доске выставляются знаки «Правила поведения в природе»).

       а) Придя в степь весной, ты видишь множество красивых цветов. Нужно собрать огромный букет и подарить маме.

       б) Когда срываешь цветок, то обязательно нужно вырвать его с корнем, сто бы не испортить вид местности!

       в) Из лекарственных растений можно собирать лишь те, которых много в вашей местности.

       г) Нельзя собирать полевые цветы! Сорвать цветок, значит убить плоды, пищу животных.

       д) Если вдруг на пути тебе встретится гнездо какой-либо степной птицы, обязательно посмотри что там внутри!

       е) Не лови в степи насекомых бесцельно!

       и) Если встретишь в степи какого-нибудь хорошенького зверька, побегай за ним. Ведь звери любят играть в догонялки!

       к) Нельзя близко подходить к гнездам птиц т.к. к гнезду по следам человека могут подойти хищники!

- Что означает этот знак (белый круг)?

11.Рефлексия. Итог урока.

-В какой роли вы сегодня выступали на уроке?(исследователи, друзья)

-Удалась ли вам эта роль?

- Природа – первооснова красоты величия. Мы не ее владыки, и природа не наша раба. Мы – ее часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Я надеюсь, что после сегодняшнего урока друзей у природы станет больше. Верно?! И красотой, богатством наших степей будут восхищаться будущие поколения, ибо мы не допусти уничтожения дикой природы степей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира . Программа "Школа 2100" 2 класс. Тема : Зона степей

Цель:познакомить учащихся с природными зонами и проявлением природной зональности.Задачи:1)показать специфику зоны степей...

Урок окружающего мира по теме "Степи"

Презентация к уроку окружающего мира по изучению природной зоны степей...

Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Степь."

Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Степь."...

Контрольная работа по окружающему миру по теме: "Степь" 3 класс

Контрольная работа по окружающему миру по теме: "Степь" по развивающей системе Л.Занкова 3 класс...

Схема - конспект урока окружающего мира на тему "Степи"

Данный урок разработан для 2 класса по образовательной системе "Школа 2100". Тп урока - знакомство с новым материалом. етадические приёмы: постановка темы урока через проблему, самостоятельн...

Технологическая карта урока окружающего мира "Природная зона "Степь"

Урок позволяет сформировать представление у обучающихся о степи....

Технологическая карта урока по окружающему миру "В широкой степи" 4 класс

Класс: 4 Учебный предмет: окружающий мир Тема урока: В широкой степи. Тип урока: «Открытие» новых знаний Цели урока: сформировать представление о природной зоне степей; ознакомить с географическим пол...