Урок окружающего мира по теме "Зона степей" в 4 классе
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) на тему
Учительство - это искусство, труд не менее творческий чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а в прямую. Воспитывает личностью, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Как в мировой, так и в отечественной практике портфолио рассматривается и как средство педагогической диагностики, и как метод оценки профессионализма педагогов. Оно с одной стороны, дает учителю возможность увидеть продуктивность и проанализировать результаты своей преподавательской деятельности на основе личностной самооценки, а с другой стороны, проследить прогресс развития учащихся и оценить их образовательные достижения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_zona_stepey_4_klass.rar | 507.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
Открытый урок по окружающему миру.
Тема: Зона степей.
Провела :учитель начальных классов
Мельник Л.И.
Энгельс 2010
Тема: Зона степей.
Цели: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей: познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностям, животным и растительным миром, ролью человека; показать , как под влиянием человека нарушаются взаимосвязи в природе степей и познакомить учащихся с мерами по охране природной зоны.
Развивать учебно-познавательные компетенции: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приемами учебно-познавательных проблем, наблюдать, рассуждать, делать выводы, обобщать; ценностно-смысловые компетенции: связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир; информационные компетенции: работать с картой, атласом.
Воспитывать: бережное отношение к природе, показать значимость растений и животных для человека и нашей планеты.
Оборудование: карта природных зон России, атласы по окружающему миру, мультимедийный проектор, гербарии растений степи, рисунки с изображениями животных и растений степи, цепи питания, тесты.
Ход урока
1.Организационно-психологический момент.
Снова пришел долгожданный миг
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
2.Актуализация знаний.
Работа в группах.
- с метереологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону, в которую было отправлено письмо. Соотнесите название с образным описанием и расположите природную зону в порядке расположения с севера на юг.
1 группа: Здесь темные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь (тайга).
2 группа: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет ко-
ренного населения (Арктика).
3 группа: Деревья здесь не растут. Болотистая местность - прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещает этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду ( тундра).
3. Проверка.
Каждая группа выбирает одного учащегося, который будет отвечать и доказывать ответ на вопрос.
4. Погружение в проблему.
4 группа: Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов (степь).
- Какая это природная зона?
-В помощь я предлагаю вам послушать отрывок из рассказа А Куприна и соотнести его с картиной.(слайд №2-природные зоны: лес, степь, тундра)
5. Формулирование темы урока.
- Сформулируйте тему нашего урока.(слайд№3)
6. Постановка учебных задач урока.
- Да, ребята, сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение , животный и растительный мир степей. Установим, как под влиянием человека нарушаются взаимосвязи в природе степей и познакомимся с мерами по охране этой природной зоны. А поможет нам изучить эту тему – учебник, карта и дополнительный материал, который находится у вас на партах.
7. Формирование новых знаний.
- Давайте составим план нашей работы, соответствующий плану характеристики природной зоны .(слайд.№4)
степь
расположение на карте климат занятие населения
растительный мир животный мир
экологические проблемы
- Сегодня на уроке вы будите научными работниками, которые провели исследования. Для этого вы будите работать по группам и каждая группа будет защищать свой проект. 1группа- географы, 2группа- ботаники, 3группа- зоологи, 4группа- социологи, 5группа- экологи.
8. Включение в систему знаний. «Открытие» новых знаний учащимися – рассуждения, сравнения, выводы.(слайды №5-7)
1) - Итак, начнем совместными усилиями характеризовать зону степей. Слово предоставляется географам. которые пользуясь картой. учебником и дополнительной литературой расскажут нам :
- Где расположена зона степей? О чем рассказала нам карта? (учащиеся показывают на карте)
- Каковы климатические особенности зоны степей?
2) - А теперь давайте послушаем, какие исследования провели биологи.
- Какие же растения встречаются в зоне степей?
- Какова их особенность?
3) - Пришла пора зоологам рассказать о животном мире степей.
- Расскажите об особенностях животного мира степей.
- Расскажите о животных населяющих степь.
4) - А теперь посмотрите на картины и скажите, чем же занимаются в степи люди, которые там живут (земледелием).
- Почему? (там плодородные земли)
- Что же они выращивают? (защита проекта социологами-учеными, изучающим проблемы населения и их занятия)
- Чем еще занимаются? Почему? (много растительности для скота)
ФИЗМИНУТКА: Представьте себе, что вы растения степи. Ранняя весна и растения быстро растут(дети показывают, как они быстро растут)Жарко, солнце так и жжет землю(дети растения показывают,как им плохо).Подул ветер_ все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря(дети изображают бурю).Вдруг все стихло(дети садятся за парты).
9. Формирование новых знаний и умений.
- Итак, в степь пришел человек, а вместе с его приходом многим растениям и животным степной полосы грозит исчезновение.
- Почему же они оказались в опасности? (защита проектов экологами – о распашке).
- Подчеркиваю: более 80% степей распахано. Распашка степных земель велась хищнически, без какой-либо заботы о сохранении дикой природы.
- Скажите, что же нигде не сохранилась дикая степь? (ответы экологов)
- Помня о том, как плодородны почвы этой зоны, как много света и тепла получают здесь растения, люди с давних пор распахивали степи. Но еще они и охотились на степных животных.
- К чему это привело? (ответы экологов)
- Сделаем ВЫВОДЫ:
А) Что же угрожает природе степей? (обозначаем все факторы условными знаками на доске)
1. Распашка степей.
2. Неумеренный выпас скота.
3. Охота ни животных и браконьерство.
Б) Какие меры должен предпринять человек, чтобы сохранить природу степной зоны, сберечь сохранившиеся степи с удивительным растительным и животным миром?
1. Прекратить распахивать земли.
2. Строго ограничить выпас скота (чередовать участки для выпаса скота, чтобы давать возможность земле отдохнуть)
3. Создание заповедников, заказников.
РАБОТА НАД ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВ(слайд№.8)
Заказник – это территория, где ограниченна охота, но разрешена некоторая
деятельность человека (заготовка сены, сбор ягод).
Заповедник - это территория, где не разрешается никакая деятельность
человека и под охраной находятся все растения и животные.
(слайд № 9 )
- В Поволжье создан Астраханский заповедник. Здесь водятся ценные редкие растения и животные.
На территории Саратовской области с целью охраны дрофы в Федоровском районе Заволжья создан Семеновский заповедник.
В Пугачевском районе создан заказник «Тюльпанная степь», в Марксовском районе – заказник «Черные воды».
На границе Балаковского и Марксовского районов расположен Алексеевский государственный заказник.
4. Редкие растения и животные занесены в Красную книгу и охота на них запрещена. Борьба с браконьерством (стр. 18 в книге «Краеведение»).
- Демонстрация растений и животных занесенных в Красную книгу Саратовской области (слайд № 10-11). Из 1500 видов растительности подлежат охране. 26 видов – в Красную книгу(слайд №
5. Разведение некоторых редких животных в питомниках.
- Чтение текста в учебнике стр. 120.
6. А в какой зоне мы с вами живем?
- Да, ребята, у нас вреде бы и лес, и степь. Саратовская область – единственная в России, соединяющая в себе три географические зоны: лесостепь, степь, полупустыни. На протяжении 200км с севера на юг области встречаются и смешанные леса, и дубрава, и степь, и перелески, и пустыня. Это наш дом. Его мало любить, его нужно уметь беречь и приумножать.
У нас в области организован Государственный комитет по охране окружающей среды, который также решает вопросы охраны степей. Комитет создает газету, где освещаются экологические проблемы (экологическая газета «Набат»).
10.Закрепление изученного материала.
- Работа с рубрикой «Подумай!»
а) демонстрация учащимися цепей питания в зоне степей.
б) как под влиянием человека могут нарушаться эти цепи? (ответы детей).
2. Демонстрация динамической модели «Природное равновесие в поле и его нарушение человеком».
а) Представьте…- модель природного равновесия.
Закрыть глаза! Открыть! – что изменилось?
б) Ученики объясняют – нарушение природного равновесия.
- Кто же виновник всех экологических бед? (человек)
- Можно ли восстановить цепи питания? (да, восстановление уничтоженных видов).
ОБОБЩЕНИЕ: Человеку необходимо знать экологические связи и благодаря этому предвидеть последствия своих поступков, не нарушать равновесия в природе.
Таким образом, получает развитие идея экологической целостности природа, т.е. в природе все взаимосвязано.
- Зачеркните то, что считаете вредит животным степной полосы(карточки)
Заповедники, загрязнения почвы, уничтожение растений, запрет на охоту, истребление животных, высоковольтные линии связи, уничтожение естественных местообитаний животных.
- Представьте, что вы отправились в степь. Какие правила поведения соблюдаются.
- Определите, что «правильно», а что «неправильно» (дети показывают сигнал, а на доске выставляются знаки «Правила поведения в природе»).
а) Придя в степь весной, ты видишь множество красивых цветов. Нужно собрать огромный букет и подарить маме.
б) Когда срываешь цветок, то обязательно нужно вырвать его с корнем, сто бы не испортить вид местности!
в) Из лекарственных растений можно собирать лишь те, которых много в вашей местности.
г) Нельзя собирать полевые цветы! Сорвать цветок, значит убить плоды, пищу животных.
д) Если вдруг на пути тебе встретится гнездо какой-либо степной птицы, обязательно посмотри что там внутри!
е) Не лови в степи насекомых бесцельно!
и) Если встретишь в степи какого-нибудь хорошенького зверька, побегай за ним. Ведь звери любят играть в догонялки!
к) Нельзя близко подходить к гнездам птиц т.к. к гнезду по следам человека могут подойти хищники!
- Что означает этот знак (белый круг)?
11.Рефлексия. Итог урока.
-В какой роли вы сегодня выступали на уроке?(исследователи, друзья)
-Удалась ли вам эта роль?
- Природа – первооснова красоты величия. Мы не ее владыки, и природа не наша раба. Мы – ее часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Я надеюсь, что после сегодняшнего урока друзей у природы станет больше. Верно?! И красотой, богатством наших степей будут восхищаться будущие поколения, ибо мы не допусти уничтожения дикой природы степей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира . Программа "Школа 2100" 2 класс. Тема : Зона степей
Цель:познакомить учащихся с природными зонами и проявлением природной зональности.Задачи:1)показать специфику зоны степей...
Урок окружающего мира по теме "Степи"
Презентация к уроку окружающего мира по изучению природной зоны степей...
Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Степь."
Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Степь."...
Контрольная работа по окружающему миру по теме: "Степь" 3 класс
Контрольная работа по окружающему миру по теме: "Степь" по развивающей системе Л.Занкова 3 класс...
Схема - конспект урока окружающего мира на тему "Степи"
Данный урок разработан для 2 класса по образовательной системе "Школа 2100". Тп урока - знакомство с новым материалом. етадические приёмы: постановка темы урока через проблему, самостоятельн...
Технологическая карта урока окружающего мира "Природная зона "Степь"
Урок позволяет сформировать представление у обучающихся о степи....
Технологическая карта урока по окружающему миру "В широкой степи" 4 класс
Класс: 4 Учебный предмет: окружающий мир Тема урока: В широкой степи. Тип урока: «Открытие» новых знаний Цели урока: сформировать представление о природной зоне степей; ознакомить с географическим пол...