конспект урока по окружающему миру 2 класс "кожа"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
конспект урока по окружающему миру 2 класс "кожа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozha-pervaya_odezhda.docx | 52.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 3 класс Кожа—первая « одежда»
Цель урока: дать первичное представление о строении кожи, функциях и гигиене тела.
Задачи урока:
Обучающие: сформировать первичное представление о коже, ее строении и функциях.
Развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы; создавать условия для развития воображения, памяти, мышления, внимания, речи, наблюдательности.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в группе, умение слушать и слышать собеседника; бережное отношение к своему организму и здоровью.
Тип урока :изучение нового материала.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Используемые методы: наглядный, исследовательский, проблемный, учебный диалог.
Педагогические технологии: проблемное обучение, исследование, здоровьесберегающая.
Предполагаемый результат урока: получение первоначальных знаний об особенностях кожного покрова, строении и функциях кожи, правилах личной гигиены.
Ресурсы: учебник «Окружающий мир» ч.2,Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И. 3 класс
Техническое оснащение: проектор, лупы, зеркало, карточки для групповой работы.
Ход урока:
- Организационный момент.
День сегодня расчудесный
И урок наш интересный.
Потому что на уроке собрались ученики.
Вижу дети не простые,
А учёные большие.
Вам открыть большую дверцу на уроке предстоит
В мир чудеснейших познаний,
В мир открытий, испытаний
Всех нас манит, как магнит.
Я желаю вам успеха и удачи на пути,
Знания новые найти.
Деление на группы
Правила работы в группе
1. Думай, слушай, высказывайся.
2. Уважай мнение других.
3. Записывай идеи.
4. Не бери всю инициативу на себя.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Отгадайте загадку:
Сегодня на уроке мы познакомимся с самым тяжёлым органом человека. Масса его от 2 до 4 кг, площадь его поверхности у взрослого человека составляет около 2 м²?
- Может быть, поможет с ответом другая загадка:
Вот одежда, так одежда!
В ней уютно и тепло,
Под дождём не промокает
И не мнётся ни за что!
И носить её мы будем,
Не снимая много лет! (кожа)
- Удивились?
- Действительно, площадь поверхности кожи у взрослого человека составляет около 2 м², а масса от 2 до 4 кг, выделяет около 1 л пота.
- Сформулируйте тему нашего урока.
«Кожа – первая одежда». Слайд 1
Кожа – это естественная, данная природой одежда. На коленках брюк со временем могут протереться дырки. Платье, подаренное вам на прошлый день рождения, оказывается мало. А кожа всегда впору. Слайд 2
Сегодня узнаем как можно больше интересного о коже.
- Что вам уже известно о коже?
- Что хотите узнать?
- Выявление места и причины затруднения.
- А поможет нам в этом легенда. Слайд 3
В Италии в 1646 году произошел такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел “золотой мальчик”. Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провел всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер. Что же произошло с мальчиком?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать строение кожи и ее функции.
- Значит, какие цели мы ставим перед собой?
План:
- свойства и функции кожи
- познакомится со строением кожи
- ответить на проблемный вопрос
- Чтобы ответить на первый пункт .
- Начнём исследование с наблюдения и эксперимента.
Заполним таблицу «Свойства и функции кожи».
Свойства кожи | Функции кожи |
- Посмотрите на кожу ваших рук, потрогайте её. Что можете сказать? Какая она? (заполнить таблицу)
1. мягкая,
2. упругая,
Возьмите лупу и посмотрите
3. Имеет отверстия - поры, волоски, складки, линии (рисунок).
- Как думаете, зачем они? (через них выделяется кожный жир и пот, кожа дышит)
- Потрите крепко пальцы по коже лба. Возьмите зеркальце и плотно прижмите палец. Что видите? Осталось жирное пятно. Значит, кожа выделяет жир и пот.
Как из тюбика выдавливается крем, так и через тончайшие отверстия в коже – поры – кожное сало попадает на поверхность. Оно смазывает кожу. Иначе солнце, вода, ветер, вещества высушивают кожу, она растрескивается. Но у кожного сала есть недостаток. Оно застывает на поверхности и приобретает неприятный запах. Как быть?
- Что ещё увидели? (волоски) Зачем они? (Защищают кожу от пыли, информируют о прикосновении, защищают от соприкосновения с одеждой, иначе бы она стирала наш кожный жир и кожа бы пересыхала)
- Продолжим наше исследование. Проведём опыт. Поставим свой отпечаток указательного пальца на зеркале, сравним отпечатки. Какой вывод сделаем?
- Все отпечатки разные, линии индивидуальны и являются своеобразным «паспортом».
- Где используется это свойство кожи – иметь разный рисунок?
В криминалистике – дактилоскопия;
- Неграмотные люди в старину вместо подписи ставили на документах отпечаток смазанного краской пальца.
Первичное закрепление во внешней речи.
- Кратко познакомимся со строением кожи. Поможет нам в этом рисунок. Рассмотрите его, ответьте на вопросы:
1. Как называется верхний слой?
2. Что входит во внутренний слой?
3. Клетки какого слоя кожи постоянно шелушатся, отпадают и заменяются новыми?
4. Назовите железы находятся во внутреннем слое?
5. Какая железа играет роль при выделении пота?
- Мы изучили свойства кожи, а после небольшого отдыха продолжим наше исследование.
- Физкультминутка.
Самостоятельная работа учащихся по выяснению функций кожи.
Один человек, попытается определить какой предмет лежит в мешочке сначала в варежке, потом без неё.
-Какой вывод можно сделать. Орган чувств осязательная функция.
- Сейчас вам в группах предстоит выяснить и сформулировать, какие же ещё функции выполняет кожа.
- Наше исследование продолжим с помощью изучения познавательного текста. У вас в группах разные тексты, рассказывающие о различных функциях, которые выполняет кожа. Прочитав свой текст, используя пометы на полях, договоритесь в группе, о какой функции кожи вы читали, сформулируйте её название и запишите в таблицу. Приготовьтесь доказать свой ответ, выберите, кто будет озвучивать ответ для класса. Все группы должны записать это название функции в свою таблицу.
Чтение текста с пометами.
Выступления групп. Заполнение таблицы.
Функции кожи |
1. Осязательная функция 2. Защитная функция. 3. Дыхательная функция. 4. Выделительная функция |
5.Регулирует температуру
1 группа – защитная функция (первая помощь при ожогах, обморожении, ушибах, порезах)
2 группа – дыхательная функция (гигиена тела, баня, до 18 кг верхнего слоя кожи человек смывает с себя за всю жизнь)
3 группа – выделительная функция (пот - хорошо это или плохо, до 21л пота в месяц, на 1 м кв до 1 млн. потовых желёз)
4 группа – регулирует температуру (закаливание организма к перепадам температур, критическая 42 и 25)
- Что же помогло вам получить информацию о функциях кожи, какой источник? (познавательный текст, речь одноклассников)
Включение в систему знаний и повторение.
«Что же произошло с мальчиком?» Используя сегодняшние новые знания о коже, сформулируйте ответ.
(Поры на коже мальчика были закрыты краской, кожа не дышала, не выделяла жир и пот, не выделялись вредные вещества. Краска вызвала раздражение на коже, сосуды расширились. Мальчик провёл много времени в холодном зале и потерял много тепла. Температура его тела понизилась. Он сильно простыл и умер, по – видимому, от воспаления лёгких)
- Иногда кожу человека изображают в виде средневековой крепости. Почему?
- А что защищает нежные кончики пальцев рук, ног? (ногти – особые роговые образования кожи)
- А что защищает кожу головы от вредного излишнего воздействия солнечных лучей? (волосы)
- Древние египтяне говорили: «Лучше быть опрятным, чем красивым»
- Расскажите как надо ухаживать за ногтями и волосами?
-Красота человека зависит от состояния его кожи.
А чтобы она была здоровой, за ней нужно правильно ухаживать.
Рефлексия
1.Своей работой на уроке я …
2.За урок я …
3.Мое настроение …
4.Материал урока мне был …
Домащнее задание
- Составить кроссворд на тему «Кожа»
- Стр 11-15,тетр.стр. 4
1 группа
Плотный слой роговых клеток кожи непроницаем для воды (иначе кожа впитывала бы её как губка), он защищает нижележащие слои кожи от воздействия вредных веществ, механических повреждений, спасает глубокие слои кожи от высыхания.
Дело в том, что рядом с потовыми железами находятся крохотные сальные железы.
Они выделяют жир. Покрывая кожу тонкой плёнкой, жир препятствует проникновению жидкости и бактерий внутрь тела, а также делает кожу эластичной (упругой и гибкой).
Кожа надёжно предохраняет внутренние органы от повреждений, принимая на себя толчки и удары, царапины и ожоги.
Кожа защищает тебя и от жары, и от холода. Под горячими лучами солнца она загорает – делается более плотной и смуглой и не даёт перегреваться внутренним органам.
2 группа
Тело человека постоянно выделяет тепло.
За один час его образуется столько, что можно вскипятить 1 литр ледяной воды.
Кожа регулирует температуру тела, не даёт ему перегреваться или переохлаждаться. Если вы много физически работали – вам станет жарко и ваша кожа покраснеет.
Так как кровеносные сосуды кожи расширились, и к ней притекло много крови.
А при понижении температуры воздуха кожные кровеносные сосуды сужаются, уменьшается приток крови – кожа бледнеет.
Таким образом, поддерживается нормальная температура тела, равная 36,6°С
3 группа
Кожа помогает тебе дышать.
Через свои поры она впитывает свежий воздух, который так необходим каждой клеточке.
Кожа поглощает кислород и выделяет углекислый газ.
Через неё выделяется примерно 2% углекислого газа, выделяемого лёгкими за сутки, а поглощается около 1% всего вдыхаемого воздуха.
Кроме того, кожа вырабатывает под лучами солнца необходимый для жизни витамин D.
Через кожу в человеческий организм впитываются животные и растительные жиры. Именно поэтому кожу можно питать различными питательными кремами.
Но нельзя их излишне употреблять, так как это приведёт к закупорке сальных желёз, нарушению газообмена.
4 группа
Кожа помогает организму освобождаться от лишней влаги и вредных веществ.
В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых желёзок, выделяющих капли пота. Капельки пота, наверное, не раз попадали вам в рот, и вы знакомы с его солоноватым вкусом.
Потовых желёз в нашем организме около 3 млн.
Пот выделяется через поры.
Пот – это вода и растворённые в ней вещества.
Пот испаряясь с поверхности кожи, он охлаждает организм, а заодно удаляет ненужные ему вещества – отходы.
А другие крохотные желёзки – сальные – выделяют жир. Покрывая кожу тонкой непроницаемой плёнкой.
Свойства кожи | Функции кожи |
Строение кожи
Правила ухода за кожей (гигиены) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...