Сценарий урока окружающего мира в 3 классе по теме "Заповедники"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Таминдарова Линиза Мадисовна

Сценарий урока с использованием технологии ТРКМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc56.5 КБ
PDF icon prezentatsiya_k_uroku_zapovedniki.pdf1.9 МБ

Предварительный просмотр:

 

Урок окружающего мира

Тема: «О заповедниках» (3 класс программа «Начальная школа XXIвека»)

Цель: создать условия для знакомства с мероприятиями, связанными с охраной природы родного края, с заповедными местами России, с растениями и животными.

Задачи:  

. Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедии, справочников

Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;  адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.

Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; задавать вопросы с целью получения нужной информации; высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Личностные: обеспечить познавательную мотивацию учащихся к обучению; создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету; формировать у учащихся коммуникативную компетенцию; продолжать обучение приемам речевого общения в ходе коллективного обсуждения проблем и принятия решений, умение отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: учебник, словари С.И. Ожегова.

Ход  урока.

1. Организационный момент.

Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Задачи: 

- проверить готовность к уроку;

- создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок.

-  Посмотрите на доску и скажите, что напоминает вам данный рисунок?

- Схема с которой мы будем работать весь урок представлена в виде скелета рыбы. В «голове» этого скелета будет обозначена проблема, над которой будем работать на уроке. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках мы отметим причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, факты. Хвост – вывод, решение данной проблемы урока.

2. Стадия вызова.

Цель: актуализация имеющихся знаний и представлений учащихся по изучаемому вопросу, пробуждение интереса к теме, постановка цели и задач урока.

Задачи:

- актуализировать имеющиеся знания, опыт учащихся по изучаемой теме, проблеме;

- вызвать интерес к получению новой информации, определить направления изучения темы;

- эффективно подобрать приемы и средства для создания условий включения каждого ученика в процесс целеполагания;

- организовать деятельность по приему целей учащимися;

- рационально и эффективно распределить время на стадию.

–Послушайте стихотворение Е. Евтушенко и обозначьте проблему нашего урока:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!  

- О чём говорится в этом стихотворении? ( беречь природу)

- Что значит беречь природу?

- В древние времена, когда людей было значительно меньше, а машин еще не изобрели, вошло в обиход выражение “борьба с природой”. В наш век соотношение сил “человек-природа” стало иным.

- Как вы думаете, почему в древние времена люди боролись с природой?

- Что происходит сейчас?

- Нужно ли дальше продолжать бороться? А какая возникла сегодня проблема? (Нужна не борьба, а охрана. )

- Над какой проблемой сегодня на уроке будем работать? (на голове  запись– охрана природы)

2. Стадия осмысления.

Цель: организация самостоятельного и осмысленного получения новой информации учащимися.

Задачи:

- поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова;

- организовать самостоятельную и осмысленную (с отслеживанием собственного понимания) работу учащихся с новой информацией;

- рационально и эффективно распределить время на стадию.

- Что  делают люди  для того, чтобы сберечь природу? (ответы детей, один из ответов - открываем заповедники)чтобы сохранить растительный и животный мир.

- Определите тему урока.

«О заповедниках» (на доске открывается тема урока)

- На какие вопросы мы с вами попытаемся найти ответ?

- Как вы понимаете значение этого слова, что такое заповедник?

- Где можно найти определение этому слову? (в толковом словарике учебника, в толковом словаре С.И.Ожегова, В. Даля)

- Найдите в учебнике определение данному слову. В словаре Ожегова дается такое определение.

Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности.( С.И.Ожегова)

 Заповедник – это участок земли (либо водной поверхности), на которой  запрещена любая хозяйственная деятельность человека (учебник)

Составление схемы «Зачем создают заповедники?»

- Подберите однокоренные слова к слову заповедник.

- заповедать – завещать, исполнить как заповедь; заповедь – правило, наказ.

- А сейчас начнем работу в группах. Посмотрите на экран, внимательно прочитайте «Правила работы в группе», и покажите готовность к работе.

- Я раздала вам листы, где посередине листа записано слово заповедник. Вам нужно заполнить пустые грозди данного кластера. Вокруг запишите свои предположения и идеи по вопросу: «Зачем люди создают заповедники?» Помните, заповедано, значить строго запрещено! На нижних гроздьях записываем, что запрещено.

-Каждая группа высказывает по одному предположению по очереди,   не повторяйтесь в своих ответах (дети должны отвечать, пока все предположения не будут высказаны)

Учитель подводит итог, обобщает ответы детей и появляется схема.

Заповедники — это такие территории или акватории, на которых полностью запрещена любая хозяйственная деятельность: охота, рыбная ловля, рубка и повреждение деревьев и кустарников, сенокошение, сбор ягод и грибов, добыча полезных ископаемых и т. п. Посторонние лица могут бывать в заповедниках только с разрешения администрации. Туризм здесь строго ограничен.

В заповедниках ведется важная научная работа.

- Итак, мы с вами узнали, что такое заповедник, и ответили на какой вопрос?

- Скажите, ребята, над какой проблемой мы работаем с вами на уроке?

- Как вы думаете, каковы причины данной проблемы?

- Существует 4 основных причины, которые представляют реальную опасность для жизни других живых существ. Перед вами на партах – тексты с данными причинами. Задание для групп: прочитайте текст, выделите ключевые слова, которые указывают на причину.

- огонь, земледелие, строительство, неразумная охота и рыбалка.

- Что мы узнали с вами сейчас? (познакомились с тем как человек влияет на природу – с причинами)

- В России очень много красивых уголков природы, которые радуют глаз и вызывают чувство гордости за родной край. Самые большие заповедники России обширны и разнообразны. Они находятся в разных уголках страны. Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми из них. Кто знает, в нашем округе есть заповедники? Как они называются? (Малая Сосьва, Юганский)

- Мы с вами продолжаем работу в группах. Нам нужно с вами заполнить нижние косточки нашей рыбы, т.е.обозначить факты. Внимание! Задание для групп: Каждая группа знакомится с заповедником и заполняет таблицу. 1 группа стр.148, 2 группа 150-152, для 3 и 4 групп на листочках. После того, как заполните таблицу, выбираете выступающего.

- Итак, таблицы заполнены, выступающие готовы? Для всех групп задание: запомните из каждого заповедника особо охраняемых животных или растения.

- Выслушиваются выступления детей.

- Какую цель урока выполнили?

- А сейчас, внимание на экран: назовите название заповедника, где животное или растение находится под особой охраной.

3. Стадия рефлексию

Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности учащихся на уроке.

Задачи:

- организовать рефлексию и самооценку учащихся;

- установить соответствие между поставленной целью и результатом урока;

- подвести итог урока, выставить оценки с комментированием выставления;

- обобщить и систематизировать изученный материал, определить направления дальнейшего изучения;

- рационально и эффективно распределить время на стадию, провести возврат к приемам первой и второй стадии.

- Мы с вами сегодня на уроке работали над какой проблемой?

- Человек и животные обитают на планете рядом многие миллионы лет. В природе всё взаимосвязано. Подумайте в группах, и сделайте вывод к сегодняшней теме урока, вывод запишите на листочках одним предложением. Помните, что мы с вами говорили в начале урока о природе и о человеке.  Как должны жить природа и человек???

- Природа и человек должны жить в мире и согласии.

-  Люди каких профессии имеют отношение к заповеднику?

- Подготовьте сообщение о профессиях, которые имеют отношение к охране природы. Может в будущем кто-нибудь из вас выберет профессию, связанную с охраной природы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока окружающего мира в 4 классе по теме"Металлы"

Предлагаю вашему вниманию урок окружающего мира по теме:"Металлы", который я подготовила и провела в своем классе. Я работаю по программе "Школа 2100", но думаю, что этот  материал можно использовать ...

Сценарий урока окружающего мира "Что мы знаем о птицах"для учащихся1 класса

 Тема:«Птицы. Что мы знаем о птицах».           Цель:1)познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту;2) учить выделять существенные признаки природных объектов;3) продолжить обучение...

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего облучения Л.В. Занкова с применением технологии критического мышления через чтение и письмо "Одомашнивание животных. Домашние животны...

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе.

Сценарий урока окружающего мира  с использованием ИТК. Урок разработан по УМК "Перспектива" с использованием программы ПервоЛого....

Сценарий урока окружающего мира, 3 класс "Здоровый образ жизни"

Данный урок разработан для 3 класса по программе "Школа России" (А.Плешаков)...

Сценарий урока окружающего мира 2 класс "На воде и в лесу"

Цель урока: формирование ответственного отношения к окружающему миру с целью сохранения здоровья....