Конспект урока по окружающему миру "Кто такие птицы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Данный урок формирует у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями, знакомит с особенностями строения, с местами обитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kto_takie_ptitsy.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир.
Класс: 1.
УМК: «Школа России».
Тема: Кто такие птицы?
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма проведения: урок- исследование.
Цель: Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания.
Задачи: 1.Образовательные: учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов.
2.Развивающие: создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности.
3.Воспитательные: воспитывать доброту, ответственность, бережное отношение к природе.
Методы и приемы: коммуникативный, деятельностный подход, проблемный, частично- поисковый.
Используемые технологии: игровые, элементы личностно-ориентированной технологии, информационно - коммуникационные технологии.
Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.
Основные понятия, термины: птица, перо, стержень, бородки.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Кто такие птицы?», магнитная доска, учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику, 1класс (автор А.А. Плешаков), раздаточный материал(карточки с заданием, пазлы «Птицы»), фонограмма с голосами птиц;
у учащихся - разные по размеру, форме и цвету перья птиц, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров,
познавательные- овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Название используемых ЭОР |
I. Оргмомент Цель: организовать направленное внимание на начало урока. | -Прозвенел для нас звонок, Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. | Учащиеся хором произносят стихотворение, настраиваются на урок. | |
II. Актуализация знаний Цель: выявить систему опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала учащимися | -Найдите в каждой строке лишнее слово и подчеркните его, назовите одним словом оставшиеся слова. | Работа в группах. Каждая группа получает карточки «Найди лишнее». -Что вы знаете о рыбах? О насекомых? |
|
III. Формулирование темы и целей урока Цель: учить учащихся самим определять тему урока. | -Назовите одним словом подчёркнутые слова. Сформулируйте тему нашего урока. -Кто же такие птицы? Это нам сегодня и предстоит выяснить. -Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в учёных. А чем занимаются учёные? | -Птицы.
| Звучит фонограмма «Голоса птиц». (Слайд3) (Слайд4-5) |
IV. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы. Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, формировать умения высказывать свою точку зрения. | -Рассмотрите рисунок. Каких животных вы узнали? Что у них у всех общего? Значит, все они птицы? - А знаете ли вы животное, похожее на белку- это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь – птица? А ночная бабочка? -У нас возникло противоречие, т.е.проблема: «Кого же мы можем назвать птицей?» - Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать не подходит, т.к. не только птицы летают, но и насекомые. А птица курица как раз летает очень плохо. Значит, наличие крыльев и умение летать – не самый главный признак птиц. Тогда что? |
Выдвижение гипотез. Вывод: Птицы- животные, тело которых покрыто перьями. | (Слайд6)
|
V. Организация исследовательской деятельности по решению проблемы Цель: учить находить нужную информацию, анализировать ее, обобщать полученную информацию; делать выводы | |||
1) Ознакомление со строением птиц. Цель: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию. | -Назовите части строения птиц. (При необходимости учитель дополняет ответы ). - А теперь каждый из вас проверит себя, собрав пазл-птицу. | 1.Фронтальная работа. Учащиеся называют, опираясь на свой опыт 2.Индивидуальная работа. У учащихся на столах конверты с пазлами «Птицы». Собирают пазл птицы. | (Слайд8) |
2)Практическая работа. Цель: определить виды перьев по внешним признакам, выявить свойства перьев и их строение. | -Рассмотрите внимательно перья и ответьте на вопросы: все ли они одинаковые? Чем различаются? Чем похожи? -Пуховые, мягкие перья, помогают сохранять тепло. Это тот самый пух, которым набивают подушки. -Полётные или маховые перья помогают птицам летать. Они жёсткие и упругие. -Найдите и покажите 1)маховые перья, 2)контурные перья, 3)пуховые перья. - Сравните их. - Попробуйте сломать перо. Удаётся? Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? - Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем перо и посмотрим. - Обмакните перо в стакан с водой. Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит? Рассмотрим рисунок. Из каких частей состоят перья? - Каждое перо имеет стержень. Найдите его. А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Рассмотрите. Бородки соединены с друг другом наподобие застежки – молнии (учитель демонстрирует). Аккуратно разъедините их. | Работа в парах. На столах у учащихся лежат перья. -Нет, одни перья мягкие, пушистые, другие- жёсткие и упругие. -Нет. -Они лёгкие.
-Внутри перо полое, пустое. -Перья защищают птицу от воды и сырости. Учащиеся находят составные части пера. | (Слайд9-10) (Слайд11) |
VI. Физминутка | Игра «Летает, не летает». | ||
VII. Применение полученных знаний Цель: формировать умения применять полученные знания на практике. | |||
1.Отгадай загадку. Цель: развивать логическое мышление.
Цель: формировать способность к работе с учебником. | Отгадайте загадки. -Рассмотрите рисунок на стр.37. Про всех ли птиц были загадки? Про какую не было? На какие 2 группы можно их разделить? -Назовите признаки. | Учащиеся отгадывают загадку, называют птицу (Один из подготовленных учащихся выходит и рассказывает об этой птице ). -Нет. Про утку не было. Учащиеся называют признаки. | (Слайд12-16) |
3.Устное описание птицы по плану. Цель: проявление творческого отношения к процессу обучения | Работа в парах. Один описывает птицу по плану(слайд или учебник стр.37), второй должен угадать по описанию птицу. Выслушивают 2-3 учащихся. | (Слайд17) | |
4.Творческая работа учащихся. Цель: развивать речь учащихся. | -Придумайте сказочную историю по рисунку. | Выслушивают 2-3 учащихся. | (Слайд18) |
VIII. Рефлексия Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания. | 1.Учитель называет части птицы. 2.Затем учитель показывает части птицы. -В начале урока мы выдвинули гипотезу:«Птицы- животные, тело которых покрыто перьями». На протяжении всего урока мы как настоящие учёные наблюдали, исследовали, размышляли, делали выводы. Как вы думаете: удалось ли нам подтвердить правильность нашей гипотезы? Если «да», то поставьте солнышко, « нет»-тучку, «не знаю»-капельку. | На доске крупное изображение птицы. 1.Учащиеся по очереди выходят к доске и показывают их. 2.А учащиеся называет части птицы.
| |
IX. Итог урока. Цель: контроль за результатами деятельности. | - С какой новой группой животных мы познакомились? - Что мы узнали о птицах? - Кто же такие птицы? - Что вам понравилось на уроке? - Ребята, мы говорим: птицы - наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц? А вы знаете, что во многих городах поставлены памятники птицам. - Какую цель мы ставили на уроке? - Достигли ли мы ее? - Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия птиц, их строение и основные признаки, то возьмите жёлтый смайлик. Если вы допускали ошибки на уроке, но потом исправили их, то зелёный. А если на уроке вам было трудно, не запомнили названия, то красный. - Спасибо за урок. | -Птицы. -Птицы- животные, тело которых покрыто перьями. Ответы учащихся. Самооценка. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое воздух?", 2 класс
Подробный конспект урока + самоанализ урока....
Конспект урока по окружающему миру "Что такое зоопарк?" 1 класс
Урок-путешествие. С использованием презентации. В роли животных выступали сами дети....
Конспект урока по окружающему миру 1 класс. Кто такие рыбы?
Конспект урока по теме .Кто такие рыбы?...
конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы" школа России ФГОС
сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся....
Конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы?" (1 класс)
Конспект урока по окружающему миру для 1 класса. Тема "кто такие рыбы" А,А, Плешаков "Мир вокруг нас"...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Кто такие звери?" (1 класс)
Кто такие звери?...
Конспект урока по окружающему "Кто такие насекомые"
Урок разработан по предмету "Окружающий мир", А.А.Плешаков, 1 класс. Тема урока "Кто такие насекомые"...