Урок окружающего мира в 1 классе "Путешествие колобка"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Леонова Татьяна Николаевна

урок- проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx44.76 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя: Леонова Татьяна Николаевна

МОУ СОШ №5г.Ртищево

Класс:

Программа учебного курса: «Школа 2100»

Тема: «Путешествие Колобка»

Оборудование:проектор, компьютер, карточки для работы в парах, группах.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с тем, что каждый предмет, прежде чем попасть к нам в руки проделывает долгий путь превращений;
  • Развивать умение устанавливать связи в природе;
  • Развивать логическое мышление;
  • Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу;
  • Формировать УУД:

-регулятивные - учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-познавательные - делать выводы в результате совместной работы всего класса; находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- коммуникативные - оформлять свою мысль в письменной речи на уровне небольшого текста; слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе.

Этап урока

Ход урока

Формирование УУД

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

3.Целеполагание.

4. Совместное открытие новых знаний.

4. Исследовательская деятельность

7. Взаимопроверка.

8. Физическая минутка.

9. Работа с пословицами.

10. Итог урока.

Рефлексия деятельности.

Закройте глаза, положите ручки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся на летнее поле, где лучи солнца тонут в колосьях пшеницы, ветер перегоняет волну по бескрайнему золотому полю. Ветерок нежно ласкает ваше лицо, слегка трепет волосы.  Полюбуйтесь красками золотой пшеницы. Давайте остановимся. Послушайте, как шумит поле, позванивая золотыми головами колосьев, весело посвистывают птицы. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет цветущим рядом клевером! Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Воздух свеж и чист.

- Сделайте глубокий вдох и выдохните.

- Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя добро, удачу и хорошее настроение. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. А теперь медленно открываем глаза и переносимся в класс.

-Вы готовы к уроку? Тогда давайте вспомним, о чём мы говорили с вами на прошлом уроке. (о профессиях)

- Ребята, посмотрите на экран  и скажите, знакомы ли вам эти вещи? (На доске изображения каравая, подсолнечного масла, бочонка меда, велосипеда, автомобиля, книги, тетрадки и др.)

- Как они появились? (Их сделал человек)

-Что из этих вещей нам нужнее всего на уроке?(книга)

- А если не было бы книг? (Нечего было бы читать, не получали информацию)

- Кто нужен для того, чтобы были книги? (Писатели и те люди, кто делает книги)

-Любите ли вы книги, сказки? (Да)

- Тогда прочитайте на доске начало сказки! (Жили-были дед и бабка. Сказал как-то дед: «Испеки мне, старая, …»

Продолжите сказку.

-Как называется это сказка? (Колобок)

Что произошло с колобком?

-А Колобок - это что? (Хлеб)

- А в чем сходство колобка и хлеба (сделаны из теста).

- А вы знали, что хлеб такой же путешественник, как и колобок из нашей сказки.

- Хотите узнать почему? (да)

-

- Значит какая у нас будет тема урока? (как путешествует хлеб, путешествие колобка)

 -Как вы думаете, почему он укатился?

- Да, сегодня на уроке мы узнаем, как люди разных профессий помогают хлебу появиться у нас на столе?

-А  тема урока «Путешествие Колобка»

Но сегодня  урок не простой, а исследование. Вы помните,  по какому плану работают исследователи? Составим план урока.

  1. Ставим цель
  2. Предполагаем
  3. Исследуем
  4. Делаем вывод
  5. Защищаем проект.

- Поставить цели урока нам помогут  колоски, которые вы видите на доске. На  них записаны цели нашего урока, прочтите и скажите, все ли мы будем ставить:

-узнать, как получается хлеб;

-мешать друг другу;

-исследовать;

-разговаривать на уроке;

-работать в группе;

-выполнять задания в тетради;

(Дети выбирают цели)

-Что у нас дальше по плану? Предположите, откуда берётся хлеб, долгий ли путь он проходит?

-Молодцы, вы выбрали нужные цели, выдвинули гипотезу для нашего урока, теперь мы спокойно можм приступить к исследованию.

- Так откуда начал своё путешествие хлебушек? (С зерна.)

- Весной, как растаял снег, приехал тракторист, он вспахал землю, затем засеял поле семенами. Пригрело солнышко, полил дождик, выросли пшеничные колоски, за ними ухаживали полеводы. Осенью созревает обычно урожай, поспела и пшеница. Приехал комбайнер на специальной машине – комбайне – собрал колоски, пересыпал в грузовую машину. Машины или поезда увезли зерно на мукомольный завод. Там рабочий-мукомол засыпал зерно в мельницу и смолол его в муку. Из муки пекари замесили тесто и испекли хлеб. Водитель отвез хлеб в магазин, а продавец продал его нам.

2. Беседа с учителем:

-Кажется, ли вам этот путь коротким? (Нет)

-Как же появляются вещи, которые попадают к нам в дом? (Ответы детей)

-Откройте страницу 19 учебника, сравним наш вывод с выводом учебника. (Читает один ученик).

- Профессий людей,  участвовавших в изготовлении хлеба тоже много, но кто первым начинает работу?

 (тракторист)

-Об этом нам расскажет Сундеев Артём, он прочитал книгу о трактористах. Итак, какова же ролдь трактора выращивании хлеба?

Тракторист

Упрятав челку под фуражку

Веду я с папой в поле вспашку

Я горд работой на земле

От пота вымокла рубашка

Зато ладони на руле.

 Люблю родной простор полей

Под солнышком лучистым

Вот поскорей бы подрасти

Да стать бы трактористом.

 Трактора пашут землю. К нему прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. После нужно разрыхлить или взбороновать. В словаре я узнал, что это значит.

Бороновать – это старинное слово. Борона – это орудие труда похожее на грабли, только очень большие с острыми зубьями. Трактор тянет за  собой борону, она рыхлит землю.

Работа в парах.

- Тракторист вспахал нам землю, можем сеять семена. Давайте посмотрим, как выглядят семена пшеницы и других зерновых культур.

-Зерно пшеницы, какое оно по форме? По размеру? По окраске? У вас на парте в контейнере лежат несколько зёрен разных культур, попробуйте определить,  какое из них зерно пшеницы. Посмотрите на экран и сравните, такое ли зерно вы выбрали. Опишите его.

-Выбрали семена теперь надо засеять поле? Как мы будем с вами это делать?

-Об этом расскажет наш агроном, Матюнин Женя.  Он провёл исследование и узнал, можно ли вырастить хлеб дома.

АГРОНОМ

Моя мама – агроном, поэтому я с лёгкостью взялся за работу по выращиванию зерновых культур дома. До того, как попали мои семена в землю, я решил замочить семена нескольких культур, чтобы выбрать те, которые дадут всходы первыми.

Это оказались семена пшеницы.К этому времени я подготовил контейнер с плодородной, удобренной землёй. Плуг трактора мне заменили обычные детские грабли, с помощью которых я прорыхлил  землю, подав ей кислород. Как только семена дали ростки, я пересадил их в почву. Ждать всходов долго не пришлось, т.к. я поставил контейнер на солнечное место, и время от времени поливал всходы. Своё наблюдение я продолжу, хочу узнать, можно ли вырастить культурные растения дома и собрать урожай?! За время проекта я узнал, что зелень молодой пшеницы любят кошки, потому что мой кот их с удовольствием ими полакомился.

- Посеяли мы семена, пригрело солнышко, и из земли появились маленькие ростки.

Посмотрите на с. 18 в учебнике, что нарисовано на следующем рисунке? Пришло время убирать урожай, кто же этим занимается?

КОМБАЙНЁР

- Кто знает, кто такой комбайнёр? Тогда я предлагаю вам обратится к великому корреспонденту Волку….

Демонстрация фильма о комбайнах.  

Беседа после прочитанного:

-Что делает комбайн?

-А как раньше люди обходились без комбайна?

-Итак, мы собрали зерно, куда оно отправляется? (на мельницу)

-А кто перевозит зерно?

 Куда же теперь мы повезём наш урожай?

- В зернохранилища, чтобы сохранить зерно и  семена на следующий год. Большую часть зерна отправляют на мельницу.

- А зачем зерно отправляют  на мельницу?

- Правильно, из зерен пшеницы на мельнице получают муку.

- Кто работает на мельнице?

Мукомолы

- Задача мельника – смолоть из зерна муку. Причём из разного зерна получается определённая мука. Например, из ржи – ржаная, из овса – овсяная, а из пшеницы – пшеничная. Я покажу, как примерно на мельнице получается мука. Для этого возьмём мельницу, засыпаем в жернова зерно и начинаем вращать рукоятку. Она вращает ножи, которые измельчают зерно, потом мелко нарубленное зерно попадает между специальными дисками, которые перетирают её в муку. Итак, открываем ящик, у нас получилась настоящая пшеничная мука. Но мука бывает разных сортов, всё зависит от помола. Выделяют 3 сорт, второй, первый и высший. Мы с мамой решили, что из муки высшего сорта пирожки получаются лучше всего!

- Смолол мельник зерно, получилась у него мука.

- Куда отправляется мука с мельницы? ( в магазин, на пекарню) Третья группа пекарей расскажет нам, как

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь.

Как же приготовить тесто для хлеба? Нам об этом расскажет Дунаева Софья.

Пекарь

Я очень люблю помогать маме готовить, поэтому с удовольствием взялась за исследовательскую работу. Прежжде чем начать, мы с мамой изучили много рецептов теста, и остановились на бабушкином. К приготовлению теста надо относится с серьёзностью и любовью, ведь тесто чувствует настроение хозяйки. Так говорит моя бабушка. Для начала готовим рабочее место и ингредиенты. Берём большую миску, насыпаем туда дрожжи, соль, немного сахара, всё перемешиваем, заливаем всё тёплой водой или молоком, ещё раз перемешиваем и добавляем яйца, в последнюю очередь засыпаем, только очень медленно муку и ещё раз всё тщательно перемешиваем. Ставим в тёплое место на полчаса, тесто готово!

-Ребята, а вы хотите сделать своих колобков?

Ульянова Аня покажет вам, как можно сделать весёлого колобка из теста.

Приготовьте разделочные доски и возьмите из-под салфетки тесто, разомните его нежными нажатиями пальцев. Тесто должно быть мягким. А теперь скатайте его в шарик. Возьмите из контейнера изюм и прикрепите аккуратно глазки колобку. Готовые колобки положите на поднос. Мы их отправим в столовую, где нам их испекут!

2. Беседа:

-Посмотрите, какая цепочка у нас получилась.

-Кажется, ли вам этот путь коротким? (Нет)

-Как же появляются вещи, которые попадают к нам в дом? (Ответы детей)

-Откройте страницу 19 учебника, сравним наш вывод с выводом учебника. (Читает один ученик)

Дуйте,

Дуйте,

Ветры

В поле,

Чтобы мельницы

Мололи,

Чтобы завтра

Из муки

Испекли нам

Пирожки!

(руки вверх, покачивание)

( ноги на ширине плеч, руки в стороны,наклоны)

(руки в стороны)

1. Работа в группах.

1 группа

- Весной, как растаял снег, приехал ________________он вспахал землю, затем засеял поле семенами. Пригрело солнышко, полил дождик, выросли пшеничные колоски, за ними ухаживали _______________.Осенью созревает обычно урожай, поспела и пшеница. Приехал _____________на специальной машине – комбайне – собрал колоски, пересыпал в грузовую машину. Машины или поезда увезли зерно на мукомольный завод. Там _______________засыпал зерно в мельницу и смолол его в муку. Из муки _________________замесили тесто и испекли хлеб. ______________отвез хлеб в магазин, а ______________продал его нам.

тракторист, полеводы, комбайнер, рабочий-мукомол, пекари, водитель, продавец

2 группа

-На листочках записаны профессии разных людей, вычеркните те, которые не участвуют в появлении хлеба

3 группа

-Составьте цепочку превращений

Подсолнух, семечки, масло-маслобой

Корова, молоко, сыр – доярка, сыровар

Цветок, пчела, мёд - пчеловод

(Дети работают в группах)

У доски работает ученик, добавляет к каждой профессии цепочки продукт, который он производит

Коллективная проверка.

Возьмите на партах колоски жёлтого цвета, прочтите пословицы, попробуйте объяснить их значение.

Колоски давайте прикрепим на доску, соберём поле.

-А теперь возьмите зелёные колоски с правилами обращения с хлебом.

Правила обращения с хлебом.

Бери хлеба столько, сколько съешь.

Не играй с хлебом.

Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.

Чёрствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда.

Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

- В музее истории Санкт-Петербурга  хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осажденного немцами города.  Хлеб нельзя было купить в магазине, его выдавали по специальным карточкам один раз в день  по 125 граммов на человека. (Показать детям кусочек хлеба в 125 г.).

- А вы смогли бы  наесться этим кусочком? (Ответы детей)

- Но чтобы получить эту кроху, нужно было отстоять такую очередь, которой не видно было конца. Люди с серыми, изможденными лицами, не знавшие отдыха, забывшие, что значит вдоволь поесть, занимали очередь за хлебом с раннего утра, а иногда стояли в очереди всю ночь. Но бывало, что хлеба всем не хватало…

- Много людей умерло в блокадном Ленинграде оттого, что в ту пору у них не было даже крошечки хлеба.  

- Может быть,  эти страшные времена вам сейчас кажутся далёкой историей, но они не должны повториться. Наша задача знать историю нашей страны, помнить и ценить подвиг нашего доблестного и отважного народа. Почтим память об этом минутой молчания.

Хорошо, что мы живем в свободной и мирной стране. 

- Что нового узнали на уроке?

-Достигли ли вы поставленных целей?

-Что можем представить в качестве  проекта?

- А вот и испеклись наши колобки, посмотрите, какие они румяные, но чего у них не хватает? Улыбку мы сделаем из мармелада, который лежит у вас на столах., ребята, возьмите в контейнере ту улыбку, которая соответствует вашему настроению. ОБ этом же мы попросим и наших гостей!

Личностные:

развитие взаимоуважения; готовность к деятельности;положительная эмоциональная направленность.

Регулятивные:

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные:

Развивать умение слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

умение работать в паре и в группах;

умение договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные:

развивать умения выказывать своё отношение;

выражать свои эмоции;

оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

Умение сравнивать, делать выводы.

Познавательные:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы.

Регулятивные:

Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

Развитие умения слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме;

умение работать в паре и в группах;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Регулятивные:

Учиться высказывать своё предположение (версию).

Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности  на уроке.

Познавательные:

Умение моделировать 
(составление пословиц). 
Личностные: 
Формирование бережного отношения к хлебу, уважение к людям труда. 

Коммуникативные:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Познавательные:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Регулятивные:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Путешествие Колобка. Презентация по теме к уроку окружающего мира.

Как попадает на наш стол хлеб? Сколько сил, времени и рабочих рук необходимо, чтобы утром к завтраку иметь свежий, вкусный хлеб. Об этом материал, рассказанный от  "первого лица" - Колобка...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме "Путешествие Колобка" ОС "Школа 2100"

Данная методическая разработка построена  с учётом требований ФГОС НОО....

Урок окружающего мира в 1 классе."Путешествие Колобка"

Окружающий мир.Урок в 1 классе."Путешествие Колобка"...