Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме "Путешествие Колобка" ОС "Школа 2100"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Данная методическая разработка построена с учётом требований ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов МОУ «СОШ №2 г. Ртищево Саратовской области», Дьякова С.А.
Тема: Путешествие колобка. Дата:10.02.2017
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: создать условия для осмысления и осознания информации о том, что каждый предмет, прежде чем попасть к нам в руки проделывает долгий путь превращений
Задачи:1.Образовательная: ознакомить с деятельностью людей за пределами двора и города; показать, что каждая вещь результат труда людей; развивать умение устанавливать связи в природе
2. Развивающая: формировать умение планировать свою деятельность, контролировать, овладевать навыками работы в паре, группе
3.Воспитательная: формировать ответственное отношение за порученное дело, чувство товарищества; уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу, бережное отношение к результату труда людей; чувство патриотизма, формировать интерес к профессиям сельского хозяйства.
Средства обучения: тетрадь, учебник, карандаши, карточки – задания ( для работы в паре, в группе), сигнальные веера, смайлики – колобки, книга «Колобок», плакат «Хлеб - всему голова», сюжетные картинки (трактор, комбайн, овёс, пшеница, хлебороб) , раздаточный материал для практической работы ( семена пшеницы, овса), рисунок Колобка, сигнальные веера, презентация.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют объяснять мир: называть окружающие предметы и их взаимосвязи; объяснять, как люди помогают друг другу жить; умеют определять свое отношение к миру: оценивать правильность поведения в быту
Личностные: проявляют познавательный интерес, учебные мотивы
Метапредметные (критерии сформированности компонентовУУД)
Формировать УУД:
-регулятивные – формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; умение отличать верно выполненное задание от неверного;
-познавательные - делать выводы в результате совместной работы всего класса; находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- коммуникативные - оформлять свою мысль в письменной речи на уровне небольшого текста; слушать и понимать речь других; формировать умение выполнять различные роли в группе.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
1.Самоопределение к учебной деятельности | Снова мы начнём урок, Он пойдём ребятам впрок. Улыбнёмся мы друг другу, Настроенье будет - «ОК». Будем мы решать задачи. Я желаю вам удачи, Новых знаний и открытий, Ярких, радостных событий. | Личностные УУД: развитие взаимоуважения; готовность к деятельности; положительная эмоциональная направленность |
2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | - Ребята, на прошлом уроке мы знакомились с профессиями людей, работающих в городе. Давайте вспомним их. -Какие ещё профессии вы знаете? Благодаря людям разных профессий, нас окружает много разных красивых вещей / Слайд №2 / Как появились эти вещи? ( Их сделали люди разных профессий.) - А могли бы мы прожить без этих вещей? Докажите. -Представьте себе, что существуют профессии только врача, повара. У нас были бы эти вещи? Назовите все предметы на с. 18 Подумайте, из чего они сделаны? Можете ли вы сразу же ответить на него? Назовите пару предметов, которую можно объединить в одну группу. -Как появились эти вещи? (Их сделали люди.) -Какую роль они играют в жизни человека? - А могли бы мы прожить, например, без книг? Докажите. -Как вы думаете, кто нужен для того, что бы появились книги? (Писатели, учёные, художники те, кто делают бумагу) -Любите ли вы сказки? -Угадайте героя сказки. /3 слайд / Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол. И от бабушки ушёл. У него румяный бок Кто же это? Колобок /4 слайд / - Кто написал эту сказку? /показ книжки / / 4 слайд / - А с каким из данных предметов на с.18 можно объединить Колобка? (С хлебом, батоном) Почему? /сделаны из муки / -Давайте ваше предположение проверим, прослушаем отрывок из сказки. / прослушивание отрывка / Итак, ваше предположение оправдалось? / По сказке, да / | Регулятивные УУД: формируем 1)умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией. 2) умение работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на данном этапе. Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, таблиц; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение устанавливать аналогии; 6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. |
3.Выявление места и причины затруднения | -Если бы Колобок умел говорить, то он бы рассказал нам свою историю появления на свет.. -А мы знаем, какой путь проделывает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол? -Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? / Путешествие Колобка / -Что мы сегодня узнаем на уроке? / 5 слайд / Сформулируйте цели урока. – На какие вопросы вы хотите получить ответ? 1. Узнать, как появился колобок? / Из чего сделали колобка?/ 1.Узнать, какой путь прошёл хлеб прежде, чем попасть к нам на стол? 2.Узнать, люди, каких профессий участвовали в этом? | Регулятивные УУД: формируем умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
4. «Открытие» нового знания. Построение проекта выхода из затруднения | - Итак, мы сегодня проследим за тем, как хлеб попал к нам на стол , а вы расскажите, люди каких профессий ему помогали? - Итак, путешествие начинается. Пышный, мягкий, пропечённый, Подрумяненный слегка, Хлеб с горбушкой золочёной Шел к тебе издалека… / 6 слайд / Подводящий к знанию диалог. - Где мы берём хлеб? (Из магазина.) - Кто его нам продаёт? (Продавец.) (7слайд) - Как хлеб появился в магазине? (Привезли на машине.) - Кто его привёз? (Водитель.) (8 слайд) - А где взял хлеб водитель? (На хлебозаводе.) - Кто его пёк? (Пекарь.) (9 слайд) Где? (В печке ) - Из чего сделан хлеб? (Из теста.) ( 10 слайд) - Из чего получили тесто? (Из муки) (11 слайд) - А из чего изготовили муку? (Из зерна) (12 слайд) -Кто это сделал? (Рабочий-мукомол.) (13 слайд) - Где? (На мукомольном – заводе.) -Где взяли зерно? (Её привезли.) - Кто мог её привезти? На чём? (Машинист, по железной дороге, в вагоне.) - Откуда её привезли? (С поля.) - Откуда зерно появилось на поле? (Выросло.) - Само выросло? (Нет.) (14 слайд) - Как зерно попадает на поле? (Его посадили) - Кто его сажает? ( Тракторист (пахарь) сначала пашет поле, а затем засеивает поле семенами) (15 -16 слайд) - Кто ухаживает за посевами? (Полевод или агроном) (17 слайд) - Кто собирает зерно с поля? (Комбайнёр.) (18 слайд) - С чего начинает своё путешествие хлебушек? (С зерна.) / Фиксация этапов на доске: Булка – магазин – продавец Тесто - хлебозавод – пекарь Мука – мукомольный завод – рабочий Зерно – поля – полеводы Тракторист Комбайнер / Практическая работа. - Ребята, у вас на партах семена зерновых культур. Сравните их и определите, где какие зёрна. - Зерно под №1, это-.. пшеница - Посмотрите, какое оно по форме? По размеру? По окраске? (Слайд №19) - Посмотрите на зерно ржи на слайде. Чем оно отличается от зерна пшеницы? (Слайд №20) - Кто знает, как называется зерно под №2? - Какое оно по форме? По размеру? По окраске? (Слайд№21) - Почему же зёрна такие разные? ( Чтобы выпекать различные вида хлеба: белый, ржаной и т.д.) - Как вы думаете, из какой зерновой культуры получили пряники, баранки, бублики? Посмотрите, что получают из пшеницы? (Слайд №22) - А вот, что получают изо ржи. (Слайд №23) - Эти продукты получают из овса? (Слайд №24) – Итак, кто запомнил, с чего начинается путешествие хлеба? (посадки зерна) (Слайд №25) Физминутка Зёрнышко в земле сидело, (дети садятся на корточки) Под солнышком - зазеленело. (встают, поднимают руки вверх) Колосья пшеницы качаются, Зерном золотым наливаются. (имитируют руками движение колосьев) | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение устанавливать аналогии; 6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Регулятивные УУД: 1) формируем умение определять цель деятельности на уроке; 2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
5. Реализация построенного проекта | -Какой путь превращений проходит хлебное зерно, прежде чем попасть к нам на стол? (долгий и сложный путь превращений) - Попробуем составить рассказ о том, как хлеб пришёл в наш дом. Весной, как растаял снег, приехал тракторист на поле, он вспахал землю, затем засеял поле семенами. Пригрело солнышко, полил дождик, выросли пшеничные колоски, за ними ухаживали полеводы. Осенью созревает обычно урожай, поспела и пшеница. Приехал комбайнер на специальной машине – комбайне - собрал колоски, пересыпал в грузовую машину. Машины или поезда увезли зерно на мукомольный завод. Там рабочий - мукомол засыпал зерно в мельницу и смолол его в муку. Из муки пекари замесили тесто и испекли хлеб и другие хлебобулочные изделия. Водитель отвёз их в магазин, а продавец продал его нам. - Проверка и самооценка. | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций; 2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 3) формируем умение устанавливать аналогии; Регулятивные УУД: 1) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Вот видите, сколько людей трудятся, чтобы вырастить хлеб. - Людям каких профессий мы должны сказать спасибо за то, что каждый день мы едим хлеб? (Тракторист, полевод, комбайнёр, шофёр, мукомол, пекарь, водитель, продавец.) - Кажется ли вам путь хлеба коротким? Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют. - Что означает слово «лелеять»? (беречь, оберегать) - Значит, как нужно относиться к хлебу? (Бережно.) - Как вы думаете, почему к хлебу нужно относиться бережно? - Есть очень мудрые слова о хлебе. - Перед вами плакат о хлебе, здесь много новой информации, советую ознакомиться. - Давайте их прочитаем. Пословицы. Хлеб – всему голова. Пот на спине - так и хлеб на столе. Нет хлеба, так нет и обеда. - Объясните смысл первой пословицы. Вывод. - Ребята, прежде чем стать какой- либо вещью, каждый предмет, как и хлеб, преодолевает большой путь превращений. - Кто совершает эти превращения? - Могут ли они обойтись без друг друга? - Сравним ваши ответы с выводом на с.19 Чтение вывода на с. 19. Физминутка подвижная. Ребята, изобразите водителя, художника, скрипача, учителя. | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Личностные УУД: 1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Индивидуальная самостоятельная работа по карточке Подчеркните все профессии людей, которые растят хлеб. Тракторист, столяр, продавец, шофёр, учитель, комбайнер, полевод, пекарь, мукомол. / 1 ч/к - у доски, самооценка своей деятельности по алгоритму / - Проверка и самооценка. | Познавательные УУД: 1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;2) формируем умение устанавливать аналогии; Регулятивные УУД: 1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 2) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
8. Включение в систему знаний и повторение | Как вы думаете, только ли хлеб совершает такой долгий путь?
Ребята составляют рассказ по картинкам ( на стр. 20 учебника) - Люди, каких профессий помогли совершить это превращение? ( Лесоруб, рамщик – рабочий лесопилки, деревообделочник, работающий на деревообрабатывающем станке на деревообрабатывающем заводе, столяр, продавец ). (Слайд №27) - Какую работу вы выполняли? Оцените свою деятельность.
- Соедините стрелками рисунки, изображающие путешествие свитера. Назовите профессии людей. Чабан (пастух овец), стригаль, вязальщица. -Какая вещь может появиться, благодаря совместному труду этих людей? - Проверка и самооценка.
-Как появилась цепочка превращений? 1)Подсолнух, семечки, масло. (Слайд №29) - Как называется профессия человека, который делает масло? ( Маслодел) (Слайд№30) 2)Корова, молоко, сыр. (Слайд №31) -Какие профессии задействованы в этом? ( Доярка, сыровар.) (Слайд №32,33) 3)Цветок, пчела, мёд. (Слайд №34) -Кто помогает получать мёд? ( Пчеловод) (Слайд №35) - Какую работу вы выполняли? - Проверка и самооценка. | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций; 2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 3) формируем умение устанавливать аналогии; 4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД: 1) формируем умение определять цель деятельности на уроке; 2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Вспомните тему нашего урока. - К какому выводу мы пришли, рассматривая путь появления хлеба на столе. - Для чего мы составляли цепочки превращений из других предметов? - Ответили мы на вопрос урока? -Сразу нам удалось ответить на вопрос урока? - Какой путь превращений совершает каждый предмет? - Кто совершает эти превращения? - Могут ли они обойтись друг без друга? (Каждый предмет, прежде чем попасть к нам в руки, проделывает очень долгий путь превращений. Эти превращения совершают люди разных профессий. Они не могут обойтись без труда друг друга.) -Какие трудности испытали при открытии нового знания? - Какие умения формировали на этом уроке? / Умение планировать свою деятельность, контролировать и оценивать своя и чужую деятельность, работали с новой информацией / У вас на партах лежат колобки. Если вы поняли тему урока, нарисуйте улыбающегося колобка. Если у вас были небольшие затруднения, нарисуйте колобка, который не улыбается. Если вы не поняли тему урока, нарисуйте грустного колобка. Покажите колобков. - Спасибо за урок! | Регулятивные УУД: самоанализ своей деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Откуда берется снег и лед"
УМК "Школа России" окружающий мир А.А.Плешаков "Откуда берутся снег и лед" . Урок исследование. Формирует личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные УУД. На прот...
технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Гармония"
Урок по теме " Симметрия" знакомит с видами симметрии....
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ
Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.
Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической картой...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...