Технология создания кроссенса
методическая разработка по окружающему миру (2, 3, 4 класс) на тему
Я расскажу, что такое кроссенс, и как он создаётся.Также продемонстрирую технологию создания кроссенса и использование метода кроссенс на уроках и внеурочной деятельности как средство развития логического и творческого мышления учащихся и как оценка планируемых результатов обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorch_master.docx | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов»
города Балаково Саратовской области
Технология создания кроссенса
Работу подготовила
учитель начальных классов
Макарова Лариса Михайловна
2015 год
1 слайд
Добрый день, уважаемые коллеги!Своёвыступление на данный момент я называю « Технология Х».Чтобы раскрыть тайну и узнать название моего выступления, предлагаю вам отгадать детские загадки.
1.Сделал дыру, 2.Под водой живёт, 3.Кто на своей голове
Вырыл яму, Ходит задом наперёд.лес носит?
Солнце сияет,
А он и не знает.
4.Зорко,пристальносмотрю, 5.Верещунья, белобока,
Мышек полевых люблю,А зовут её…
Головой вращаю,
Днём лишь отдыхаю!
6. Вот упрямая зверюшка 7.Если б нос был просто носом,
Как обед, так постирушка. Я б не мучился вопросом.
Порошка и мыла нет, Если нос — огромный рог
Но полощет свой обед. Кто тогда я?
Он чистюля ещё тот,
Полосатенький…….
8.Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
2 слайд
По начальным буквам слов - отгадок назовите получившееся слово.
Итак, получилось слово КРОССЕНС.
3 слайд
Тема моего выступления «Технология создания кроссенса»
С данным видом работы я познакомилась недавно, предложила её детям и она стала пользоваться успехом в классе. Появился интерес у ребят, заинтересованность. Работа трудна, но достаточна интересна.
4 слайд
Актуальность темы вы видите на слайде.
Скажите коллеги, кто из вас уже использует данный вид работы?
5 слайд
Цель: продемонстрировать технологию создания кроссенса и использование метода кроссенс на уроках и внеурочной деятельности как средство развития логического и творческого мышления учащихся и как оценка планируемых результатов обучающихся.
6 слайд
Сейчас я расскажу, что такое кроссенс и как он создаётся.
Что обозначает слово кроссворд? (пересечение слов) Слово кроссенс будет обозначать с английского – пересечение смыслов. Этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом.
7слайд
Метод кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Он представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения. Эти изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
8 слайд
Разгадывая кроссенс, нужно пользоваться нормами русского языка, т. е. читать кроссенс нужно слева направо и сверху вниз, далее двигаться только вперед и устанавливать связи между картинками следующим образом 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-5, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Центральным является квадрат с номером 5.
9 слайд
В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Чтобы разгадать кроссенс, нужно найти ассоциативную связь между картинками. Кроссенс может состоять из картинок с прямыми ассоциациями.Это простой вариант чтения кроссенса. Он предлагается детям, которые только начали работать с данной технологией.Серединная картинка может быть связана по смыслу с несколькими. Это один вид чтения кроссенса - по периметру.
10 слайд
Я предлагаю Вам разгадать первый кроссенс. Ваша задача – объяснить кроссенс: определить, о чем идет речь, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений и определить тему кроссенса .
Данный кроссенс я использовала при изучении темы: «Формы поверхности Земли».
Речь идет об условном обозначении форм земной поверхности на физической карте.
- Равнина
- Зелёный цвет на карте
- Плоскогорье
- Жёлтый цвет на карте
- Горы
- Коричневый цвет на карте
- Овраги
- Условное обозначение оврагов на карте
- Физическая карта России
11 слайд
Другой вид чтения- чтение крестом. Тогда картинки будут связаны таким образом: 2-5, 6-5, 8-5, 4-5. Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, шарада, ребус.
12 слайд
И с помощью ребусов можно составить кроссенс.Давайте попробуем вывести тему урока, используя кроссенс.
13 слайд
На каком этапе урока я применяю кроссенс? Я применяю кроссенс:
- при изучении нового материала: выведение темы урока; установка проблемной ситуации;
- при закреплении и обобщении изученного материала;
- творческое домашнее задание.
Составление кроссенса не ограничивает уровень использованных знаний и поэтому диапазон применения кроссенсавелик – от урочной и внеурочной деятельности до увлекательной игры во время перемен.
14 слайд
Рассмотрим алгоритм составления кроссенса.
Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса:
- определить тематику, общую идею;
- поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
- выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;
- найти связь между элементами, определить последовательность;
- сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);
- выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
15 слайд
Для облегчения процесса создания кроссенса имеет смысл сначала заполнить словами каждый квадрат, а потом заменить их образами. 16 слайд
Перед вами кроссенс, который я применяю на уроках окружающего мира.Представьте себя учениками и расскажите, о чем идет речь?
Данный кроссенс я использую при изучении географического положения нашего края. Речь идет о Саратовской области.
Что мы можем рассказать о Саратовской области, используя кроссенс?
17слайд
Более высокий уровень-это замена прямых образов и ассоциаций на косвенные, символические. Тогда кроссенс нужно разгадать, а не объяснить.
Давайте разгадаем кроссенс и назовем тему. (Полезные ископаемые)
18слайд
Кроссенсы могут быть тематическими,т.е. посвящены какой-либо теме урока.
Следующий кроссенс. Разгадайте его и назовите тему.
Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность, развивают воображение, идёт формирование всех УУД.
19 слайд
Метод кроссенс я использую как на уроках, так и во внеурочной деятельности.На кружке «Занимательная грамматика» мы отгадываем шарады, а на уроке русского языка работаем с орфограммами. Вот пример. Разгадайте шарады.
Когда я с Д, меня сорвут,
Когда я сТ, на мне плывут.
Первая буква есть в слове сурок,
Но нет этой буквы в слове урок.
А дальше подумай, и краткое слово
Средь умных ребят ты найдёшь у любого.
Две буквы у мамы возьми без смущенья,
И в целом получишь – итог от сложения.
С Е торопят, если знают,
Что недолго уж до срока.
С И – учительница часто
Говорит нам на уроке.
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А целое в музее
Найдёте без труда.
20 слайд
Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом миры- это блестящая победа ученика и учителя.
Желаю всем здоровья,больших побед на творческом поприще и давайте ПЕРЕСЕКАТЬСЯ чаще! Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология создания психологически комфортных условий в образовательном учреждении
Приемы создания психологически комфортных условий для учащихся...
Выступление на педагогическом совете учителя: Красных Алевтины Аркадьевны По теме «Технология создания ситуации успеха на уроке» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Энергию для преодо...
Технология создания мультимедийного интерактивного альбома в среде "ПервоЛого"
Представляю алгоритм создания альбома. Материал взят из приложения к программе "ПервоЛого". Составлен учителем начальных классов Титововй И.Н.,г.Омск.Источники: 1. Мастер-класс ПервоЛого. ...
«Технология создания анимационного клипа с использованием прикладного программного обеспечения»
ФотоШОУ PRO 5.15 – популярная программа, позволяющая быстро создавать и редактировать стильные и эффектные слайд-шоу из фотографий, картинок, рисунков....
Технология создания исследовательских ситуаций на уроках в начальной школе.
В данной статье представлены современные образовательные технологии, систематическое применение которых помогает решать задачи образования....
Выступление на РМО "Технология создания кроссенса"
Кроссенс - ассоциативная головоломка нового поколения.Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в...
Презентация "Технология создания кроссенса"
Кроссенс - ассоциативная головоломка нового поколения.Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в...