Технология создания психологически комфортных условий в образовательном учреждении
статья на тему

Макарова Елена Валерьевна

Приемы создания психологически комфортных условий для учащихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_psihol.usl_..doc35 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Е.В.Макарова, учитель начальных классов

МОУ «Частоозерская СОШ»

                                                       Какая огромная сила – коллективное чувство

                                                       ласки и доброты, коллективной доброжела-

                                                       тельности. Оно, как бурный поток, увлекает

                                                       самых равнодушных.

                                                                                             В.А.Сухомлинский

               

      Общая психологическая атмосфера, которая создаётся в школе и в каждом классе обозначается термином организационная культура. Она основывается на этических и эстетических нормах взаимоотношений, которые существуют в данной школе. Под психологическим климатом принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются взаимоотношения коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

       Психологический климат коллектива создаётся и проявляется в процессе общения. Главным условием нормального формирования личности является переживание ею эмоционального благополучия. Именно от него зависит самооценка – стержневая характеристика личности.

       Если личность испытывает эмоциональное благополучие в коллективе, то его ценности и нормы воспринимаются как свои собственные, активная позиция становится значимой и привлекательной. Только благожелательные отношения могут разбудить активность детей.

       Поэтому одной из задач школы является создание благоприятных условий для формирования здоровой, социально активной личности.

       Начало обучения в школе является важным периодом в жизни ребёнка и родителей. Исследования показывают, что подавляющее большинство дошкольников переживают по отношению к школе положительные эмоциональные ожидания, связанные с процессом учения, с личностью учителя. Совместно с методистом и воспитателями детского сада «Родничок» в нашей школе разработан план мероприятий по преемственности воспитания и обучения и созданию благоприятных условий по преодолению 1 адаптационного периода.  Знакомство с будущими первоклассниками  и их родителями происходит  на базе детского сада. Учитель посещает занятия, мероприятия, проводит родительское собрание с целью знакомства с родителями, даёт рекомендации по подготовке детей к школе. Воспитанники подготовительной группы в течение года приходят на уроки в 1 классы, где на время становятся активными учениками, проводятся совместные спортивные эстафеты и внеклассные мероприятия с учащимися 1 классов.

       Все эти мероприятия направлены на формирование положительного отношения к школе, на снятие психологической напряжённости у будущих первоклассников и их родителей.

       Изучение литературы, анализ и размышления позволяют сформулировать основные слагаемые психологически комфортного климата:

1.Ориентация на «развитие», которая предполагает направленность на полное развитие каждого учащегося с точки зрения не только усвоения теоретических дисциплин, но и познания учеником самого себя и общества, в котором он будет жить.

2.Планирование и тщательная подготовка урока.

3.Положительный настрой на урок.

4.Чёткая организация урока, где каждый занят интересной, трудной, но         посильной деятельностью.

5.Доверительные и доброжелательные отношения педагога с учащимися, когда учитель - старший друг, Мастер, умеющий научить, помочь.

6.Товарищеские, доверительные отношения учащихся между собой.

         Настрой на урок. Обязательно проводим дыхательную гимнастику для восстановления дыхания после подвижной перемены. У учащихся на партах лежат карточки с изображением грустного, весёлого человечка.

  -Покажите ваше настроение. Надеюсь, что к концу урока ваше настроение будет тоже  хорошим.

         Групповая работа, работа в парах – учебное сотрудничество детей. При правильно организованной групповой деятельности школьники учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, приходить на помощь товарищу, даёт возможность утвердиться в микроспорах. На уроке создаётся особый эмоциональный настрой, даже самые робкие и слабые дети вовлекаются в общую работу.

         Чтение по ролям, инсценирование. Развивает способы общения, речевые умения, уверенность в себе, в своих возможностях, положительное отношение к коллективной деятельности.

          Рефлексия. – Что показалось тебе наиболее трудным (интересным, полезным, важным)? – Кому можно сказать «спасибо» и за что?

          Ролевая игра. Игровая форма помогает школьникам в «несерьёзной» упаковке «проглотить» задаваемые учителем нормы учебного поведения и учебный материал. Игровые роли «ботаников», «зоологов», «экологов», «полярников», «исследователей», «литераторов», «историков»  и т.д. очень  нравятся младшим школьникам.

          Эти и многие другие формы работы дают не только хорошие результаты в обучении, но и обеспечивают эмоциональное благополучие учащихся.

          Согласна с высказыванием В.И.Петрушина: «Образно говоря, школу можно представить в виде дерева, которое растёт на общественной почве и даёт ему свои плоды. Каждый школьный класс – отдельная ветвь на стволе этого дерева. И каждый листик – это ученик со своими мыслями, чувствами и поступками. Плоды этого дерева – морально-психологические качества личности выпускника школы. Организационная культура школы и класса создаёт необходимые условия для того, чтобы её выпускники были подобны плодам из хорошего сада, в котором работает умный садовник».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Активизация познавательной деятельности учащихся на основе создания психологически комфортного климата на уроках»

Что же такое комфорт?Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя с...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях коррекционных образовательных учреждений.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях коррекционных образовательных учреждений...

Методы и технологии формирования здорового образа жизни в образовательных учреждениях

Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Ус...

Создание психологически комфортных условий на занятии учителя-логопеда

Современный логопед сталкивается с проблемой не только логопедического диагноза у детей, с которыми ему приходиться работать. Нарушения речи, письма и чтения, как правило,  сочетаются с другими н...

Создание психологически комфортной образовательной среды для детей-инвалидов"

Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования.  Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который обеспечив...

Психологическое здоровье. Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения как основополагающий фактор развития личности

Статья о психологическом здоровье школьника, здоровьесберегающей среде образовательного учреждения как основополагающего фактора развития личности...

Статья «Патриотическое воспитание в условиях современного образовательного учреждения»

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного проц...