Выступление на РМО "Технология создания кроссенса"
материал на тему
Кроссенс - ассоциативная головоломка нового поколения.
Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_sozdaniya_krossensa.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кантемировский лицей» Кантемировского муниципального района Воронежской области
Выступление на районном методическом объединении
Тема: Технология создания кроссенса
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ «Кантемировский лицей»
Сухопарина Евгения Викторовна
2018-2019 уч.год
В XXI веке время диктует новые требования к процессу обучения школьников. Л.Н. Толстой говорил: “Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать...”.
Развивающий метод «кроссенс» на основе деятельностного подхода способствует формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.
Название "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и придумано по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов".
Этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом.
Метод кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Он представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения. Эти изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.
Связи могут быть как поверхностными – «базовый» кроссенс, так и глубинными – кроссенс «высокого уровня», но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очередь, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна.
В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Чтобы разгадать кроссенс, нужно найти ассоциативную связь между картинками. Работа с кроссенсами достаточно сложная, но интересная. Подготовительным этапом к данному виду деятельности являются такие упражнения как:
- Найди общий признак.
- Третий (четвертый…) лишний.
- Назови одним словом.
- Изучение синонимов, антонимов, многозначных слов.
- Составление и разгадывание кроссвордов.
Кроссенс может состоять из картинок с прямыми ассоциациями.
Например ( картинка ключ, замок, дверь) - есть ключ, ключ от замка, замок открывает дверь. Это простой вариант чтения кроссенса. Этот вариант предлагается детям, которые только начали работать с данной технологией.
Более высокий уровень – это замена прямых образов и ассоциаций на косвенные, символические. Тогда кроссенс нужно разгадать.
Следующая картинка Геракл и овёс. Подумайте, что общего между Гераклом и овсом? (римское имя Геракла – Геркулес - Овсяная каша «Геркулес»)
Но возможны и другие варианты ответов.
• Геракл чистил авгиевы конюшни, коней кормят овсом.
Во втором варианте ответа связь между картинками была более глубокая.
Разгадывая кроссенс, нужно пользоваться нормами русского языка, т. е. читать кроссенс нужно слева направо и сверху вниз, далее двигаться только вперед и устанавливать связи между картинками следующим образом 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-5, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Центральным является квадрат с номером 5.
Другой вид чтения- чтение крестом. Тогда картинки будут связаны таким образом: 2-5, 5-8, 6-5, 5-4.
А если серединная картинка связана по смыслу с несколькими, то это еще один вид чтения кроссенса - по периметру.
Алгоритм составления кроссенса.
Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса:
1. Определение тематики, общей идеи.
2. Выделение 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.
3. Нахождение связей между элементами, определение последовательности.
4. Выделение элементов, имеющих 3 и более связей.
5. Концентрация смысла в одном элементе (центр).
6. Выделение отличительных черт каждого элемента.
7. Подбор изображений, иллюстрирующих элементы.
8. Замена прямых образов символическими.
9. Построение ассоциативной связи между образами.
10. Выход на новый уровень.
Для облегчения процесса создания кроссенса имеет смысл сначала заполнить словами каждый квадрат, а потом заменить их образами.
Использовать кроссенс можно :
- при формулировке темы и цели занятия;
- при изучении нового материала;
- при закреплении и обобщении изученного материала;
- в индивидуальной работе;
- при подведении итога работы на занятии, включаю как рефлексию.
- в качестве творческого домашнего задания.
Результатом применения данной технологии будут:
- Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения)
- Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление
- Развитие познавательных и творческих способностей
- Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей
- Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения
- Формирование самосознания и адекватной самооценки
Приобретение опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов
Кроссенс - метод развития коммуникативных, регулятивных умений и навыков работы с информацией. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность, развивают логическое мышление, воображение, идёт формирование всех видов универсальных учебных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО «Создание условий для формирования ключевых компетентностей в процессе обучения младших школьников»
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности.Компетенция в переводе с латинского означает круг ...
Выступление на педсовете "Создание здоровьесберегающей среды на уроке"
Создание здоровьесберегающей среды на уроке - одна из главных задач учителя начальных классов...
Публичное выступление на тему :"Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника".
Выступление о том, что ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно вз...
Публичное выступление на тему :«Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности»
Недостаточно создавать ситуацию успеха только в учебной деятельности. Для создания в классе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания нужно проводить различные праздники, турпо...
Выступление на тему"Создание образовательной среды для успешного интеллектуального развития младших школьников на основе использования современных образовательных технологий"
Обобщение опыта работы...
Технология создания кроссенса
Я расскажу, что такое кроссенс, и как он создаётся.Также продемонстрирую технологию создания кроссенса и использование метода кроссенс на уроках и внеурочной деятельности как средство...
Презентация "Технология создания кроссенса"
Кроссенс - ассоциативная головоломка нового поколения.Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в...