Открытый урок по окружающему миру в 4-м классе
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Мир вокруг нас.
Тема. Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество».
Цели: 1) систематизировать и обобщить представления уч-ся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога;
2) развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой; рассуждать, делать выводы;
3) воспитывать любовь к предмету; умение работать в коллективе.
Оборудование: - физическая карта мира;
- предметы старины;
- карточки со словами;
- раздаточный материал для каждого этапа игры.
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока:
Скорей за работу, скорей за работу:
Сегодня нас ждёт ролевая игра.
И роли уже распределены.
Познакомьтесь, вот они.
● Дети разделены на 4 группы, группы сидят за разными столами.
Каждая группа получает одну из табличек:
АСТРОНОМЫ ГЕОГРАФЫ
ИСТОРИКИ ЭКОЛОГИ
- Перед нами сегодня стоит важный вопрос. Каждый должен рассказать, что такое окружающий мир с вашей точки зрения, астрономы, географы, историки и экологи.
II. Ход игры:
На доске вопрос «Что такое окружающий мир?». На каждом столе – табличка с названиями группы.
I этап «Разгадай кроссворд- найди ключевое слово».
● Решив кроссворд. Группа определяет ключевое слово, обозначающая то, чем является мир с точки зрения этой группы.
Вопросы к кроссворду для астрономов:
1. Созвездие.
2. Прибор, который используют в работе астрономы.
3. Планета, названная в честь богини красоты.
4. Созвездие, по которому можно определить зрение.
5. Солнце – это … .
6. Планета, мерцающая голубоватым цветом, напоминающим цвет воды.
7. Планета-кроха.
8. Американское название профессии человека, летающего в космос.
9. Самая голубая планета.
( Ответы: 1. Волопас. 2. Телескоп. 3. Венера. 4. Плеяды. 5. Звезда. 6. Нептун. 7. Плутон. 8. Астронавт. 9. земля. Ключевое слово – Вселенная. )
Вопросы к кроссворду для географов.
1. Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось.
2. Самый маленький материк.
3. Изображение земной поверхности на плоскости.
4. Тепловой пояс, в котором мы живём.
5. Воображаемая линия, соединяющая северный и южные пояса.
6. Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушария.
7. Самый большой по площади материк.
( Ответы: 1. Полюс. 2. Австралия. 3. Карта. 4. Умеренный. 5. Меридиан. 6. Экватор. 7. Евразия. Ключевое слово: Планета. )
Вопросы к кроссворду для историков:
1. Записи, которые велись год за годом о событиях своего времени на Руси.
2. Хранилище документов.
3. Специалист по истории.
4. События, случившиеся после рождения Христа – это … .
5. Десять веков.
6. Счёт лет называется … .
7. Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, извлекаемые из земли.
( Ответы: 1. Летопись. 2. Архив. 3. Историк. 4. Наша эра. 5. Тысячелетие. 6. Летоисчисление. 7. Археология. Ключевое слово: Прошлое. )
Вопросы к кроссворду для экологов:
1. Международная экологическая организация.
2. Природное наследие России – озеро … .
3. Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры – Всемирное … .
4.Национальный парк Африки.
5. Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают.
6. В неё внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране.
7. От каждого человека зависит … нашей планеты.
8. Московский … - Всемирное культурное наследие.
9. Гробница царя Мавсола из Семи чудес цвета.
( Ответы: 1. Гринпис. 2. Байкал. 3. Наследие. 4. Серенгети. 5. Экология. 6. Красная книга. 7. Будущее. 8. Кремль. 9. Мавзолей. Ключевое слово: Настоящее. )
Вывод: - Окружающий нас мир – это Вселенная, планета, прошлое и настоящее.
II этап. «Практическая работа».
● Каждой группе даются задания.
1) Задание астрономам:
Собрать модель Солнечной системы. Узнать планеты, найти их место, подписать названия.
Материал: лист ватмана, клей, фломастеры, ножницы, изображения планет, Солнце.
2) Задание географам:
Собрать карту полушарий. Узнать и подписать материки и океаны.
Материал: два круга из ватмана, фломастеры, клей, ножницы, контуры материков.
3) Задание историкам:
♦ Из предложенных предметов выбираете объекты старины.
♦ Напишите соответствие между арабской и римской нумераций.
Материал: предметы старины, листок бумаги, ручка.
4) Задание экологам:
Найдите места, где находятся объекты Всемирного наследия и обозначьте их на карте мира.
Материал: карта мира, карточки с названиями объектов Всемирного наследия, скотч, ножницы.
● Группы работают одновременно. После окончания работы группы рассказывают, какую работу они выполнили.
Вопросы к астрономам:
- Что входит в состав Солнечной системы?
( солнце и планеты ).
- Какое у них общее название?
( Небесные тела ).
Вопросы к географам:
- Какую работу выполнила вторая группа?
( Собрали карту полушарий).
- Что изображает карта?
(Материки, океаны, поверхность Земли).
Вопросы к историкам:
- Почему вы выбрали эти предметы?
( Этими предметами пользовались в старину. Это …).
- Как с точки зрения историков называются эти вещи?
( Исторические источники ).
Вопросы к экологам:
- Какую работу выполнили вы?
( Расположили на карте мира объекты Всемирного наследия ).
- Что объединяет все эти достопримечательности?
( Все они из списка Всемирного наследия ).
Вывод: - Что же такое окружающий мир?
- Окружающий мир – это Вселенная, наша планета, прошлое, настоящее, небесные тела
Солнечной системы, поверхность Земли, исторические источники и Всемирное
наследие.
- Что ещё вы бы добавили к данному высказыванию?
( Это растительный и животный мир и т. д. ).
III этап. – тест «Земля и человечество».
- Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно, но чем больше правильных ответов наберёт каждый, тем выше будет общий балл вашей группы.
1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется …
а) экология; б) география;
в) астрономия; г) история.
2. Первым человеком, вступившим в лунную поверхность, был …
а) Юрий Гагарин;
б) Нил Армстронг;
в) Алексей Леонов;
3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется …
а) глобус;
б) географическая карта.
4. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется …
а) полярный;
б) тропический;
в) умеренный.
5. Ценные находки старины хранятся …
а) в архивах;
б) в музеях.
6. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?
а) XVII век; б) XVIII век;
в) XIX век; г) XX век.
7. «Лёгкими нашей планеты» называются …
а) хвойные леса;
б) тропические леса;
в) широколиственные леса.
8. Эмблему «Большая панда» имеет …
а) Гринпис;
б) Всемирный фонд дикой природы.
9. Исторический центр Санкт-Петербурга – это …
а) природное наследие России;
б) культурное наследие России.
Астрономы обмениваются работами с историками, а географы – с экологами, проверяют работы, подсчитывают общее количество правильных ответов.
● Самопроверка тестов по образцу на доске. Подсчёт общего количества правильных ответов.
IV этап: - словарный диктант «Термины».
1) – Наука, изучающая небесные тела.
( Астрономия ).
2) Наука, изучающая прошлое.
( История ).
3) Хранилище документов.
( Архив ).
4) Специалист, изучающий астрономию.
( Астроном ).
5) Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения.
( Археология ).
6) Запись событий год за годом.
( Летопись ).
7) Учёный, выкапывающий из земли удивительные находки.
( Археолог ).
8) Старинные сооружения, древняя рукопись, старинная монета, печатать всё это.
( Исторические источники ).
V этап – Итог урока: - Что является для человечества домом?
( Планета Земля ).
- Что важно понять каждому человеку?
( Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает, и беречь это ).
● Оценивается работа каждого игрока и групп.
● Д/з. Написать сочинение, «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир».
Приложения к уроку
Задание астрономам:
Собрать модель Солнечной системы. Узнайте планеты, найдите их место, подпишите названия.
Задание географам:
Собрать карту полушарий. Узнайте и подпишите материки и океаны.
Задание историкам:
Из предложенных предметов выберите объекты старины. Напишите соответствие между арабской и римской нумерацией.
Задание экологам:
Найдите места, где находятся объекты Всемирного наследия и обозначьте их на карте мира.
План урока.
I Этап - «Разгадай кроссворд – найди ключевое слово».
II Этап - «Практическая работа».
III Этап - Тест «Земля и человечество».
IV Этап - Словарный диктант «Термины».
V Этап - Итог урока.
Ответы к тесту.
- в
- б
- б
- б
- б
- в
- б
- б
- б
- а
Термины
1. Астрономия
2. История
3. Архив
4. Астроном
5. Археология
6. Летопись
7. Археолог
8. Исторические источники
Что такое окружающий мир?
_____________________
● Вселенная
● планета
● прошлое
● настоящее
______________
● небесные тела солнечной системы
● поверхность Земли
● исторические источники
● Всемирное наследие
Узнай по году век.
1242 год – Ледовое побоище
1380 год – Куликовская битва
1703 год – Основание Санкт-Петербурга
1147 год – Первое упоминание в летописи о Москве
Напиши год твоего рождения, какой это век?
Большой каньон
Водопад Игуасу
Статуя Свободы
в Нью - Йорке
Большой Барьерный
риф
Водопад Виктория
Национальный парк
Серенгети
Мемфис - древняя
столица Египта
Афинский
Акрополь
Московский Кремль
и Красная площадь
Исторический центр
Санкт-Петербурга
Вулканы Камчатки
Озеро Байкал
Алтай – Золотые
Горы
Великая Китайская
стена
Кроссворд для астрономов.
Вопросы к кроссворду:
- Название созвездия.
- Прибор, который используют в работе астрономы.
- Планета, названная в честь богини красоты.
- Созвездие, по которому можно определить зрение.
- Солнце – это ….
- Планета, мерцающая голубоватым цветом, напоминающим цвет воды.
- Планета-кроха.
- Американское название профессии человека, летающего в космос.
- Самая голубая планета.
8 | ||||||||
7 |
| |||||||
2 |
|
| 9 | |||||
|
|
|
| |||||
| 5 |
|
|
| ||||
| 3 | 4 |
|
|
|
| ||
1 |
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||||
|
| |||||||
|
Кроссворд для географов.
Вопросы к кроссворду.
- Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось.
- Самый маленький материк.
- Изображение земной поверхности на плоскости.
- Тепловой пояс, в котором мы живем.
- Воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюса.
- Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушария.
- Самый большой по площади материк.
2 | ||||||
| 4 | |||||
|
| 6 | ||||
|
|
| 7 | |||
|
|
|
| |||
| 3 |
| 5 |
|
| |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
| |||||
| ||||||
|
Кроссворд для историков.
Вопросы к кроссворду:
- Записи, которые ввелись год за годом о событиях своего времени на Руси.
- Хранилище документов.
- Специалист по истории.
- События, случившиеся после рождения Христа - это …
- Десять веков.
- Счет лет называется….
- Наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, извлекаемые из земли.
5 | ||||||
| ||||||
1 |
| |||||
| 3 |
| 6 | 7 | ||
|
| 4 |
|
|
| |
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
| ||||
|
| |||||
| ||||||
| ||||||
|
Кроссворд для экологов.
Вопросы к кроссворду.
- Международная экологическая организация.
- Природное наследие России – озеро ….
- Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры – Всемирное …..
- Национальный парк Африки.
- Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают.
- В нее внесены самые редкие виды растений и животных нуждающиеся в охране.
- От каждого человека зависит … нашей планеты.
- Московский … - Всемирное культурное наследие.
- Гробница царя Мавсола из Семи чудес света.
4 | ||||||||
| 6 | 9 | ||||||
|
|
| ||||||
|
| 7 |
| |||||
1 |
|
|
|
| ||||
| 3 |
| 5 |
|
| 8 |
| |
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||||
|
|
| ||||||
|
Тест «Земля и человечество».
1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется …
а) экология; б) география; в) астрономия г) история.
2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был …
а) Юрий Гагарин; б) Нил Армстронг; в) Алексей Леонов.
3. Условное изображение поверхности земли на плоскости называется …
а) глобус; б) географическая карта;
4. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется …
а) полярный; б) тропический; в) умеренный.
5. Ценные находки старины хранятся ….
а) в архивах; б) в музеях.
6. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?
а) XVII век; б) XVIII век; в) XIX век; г) XX век.
7. «Легкими нашей планеты» называют …
а) хвойные леса; б) тропические леса;
в) широколиственные леса.
8. Эмблему «Большая панда» имеет …
а) Гринпис; б) Всемирный фонд дикой природы.
9. Исторический центр Санкт-Петербурга – это …
а) природное наследие России;
б) культурное наследие России.
Тест «Земля и человечество».
1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется …
а) экология; б) география; в) астрономия г) история.
2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был …
а) Юрий Гагарин; б) Нил Армстронг; в) Алексей Леонов.
3. Условное изображение поверхности земли на плоскости называется …
а) глобус; б) географическая карта;
4. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется …
а) полярный; б) тропический; в) умеренный.
5. Ценные находки старины хранятся ….
а) в архивах; б) в музеях.
6. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?
а) XVII век; б) XVIII век; в) XIX век; г) XX век.
7. «Легкими нашей планеты» называют …
а) хвойные леса; б) тропические леса;
в) широколиственные леса.
8. Эмблему «Большая панда» имеет …
а) Гринпис; б) Всемирный фонд дикой природы.
9. Исторический центр Санкт-Петербурга – это …
а) природное наследие России;
б) культурное наследие России.
10. Какое из данных созвездий – Большая Медведица?
10. Какое из данных созвездий – Большая Медведица?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру во 2 « С» классе
Открытый урок по окружающему миру во 2 « С» классеТЕМА: Питание и здоровьеЦЕЛЬ:Сформировать представление о режиме питания.Рассказать о значении питания для человека.Дать понятие полезная ...
Конспект открытого урока по окружающему миру "Приход весны" 4 класс
Конспект открытого урока по окружающему миру Тема: «Приход зимы»....
Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация
Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация...
Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"
Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...
Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера"
Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера". УМК "Школа 2100"...
Открытый урок по окружающему миру + химия в 4 классе по программе Перспективная начальная школа
Открытиый урок по окрыжающему миру + химия в 4 классе по программе ПНШ. Конспект урока. Рабочий лист ученика. Сообщение о нефти. Сообщемение о полезных ископаемых. Презентации №1 и №2....
Открытый урок по окружающему миру «Охрана растений» 3 класс УМК «Школа России»
Цели и задачи:Ø показать значимость растений в жизни человека;Ø формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;Ø закр...